| |||||
МЕНЮ
| Ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФp align="left">не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей; не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия; не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ; на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ; неправильно производится списание ТМЦ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.); неверно ведется учет НДС по поступившим ТМЦ 27. Аудит учета операций по кассе. К основным законодательным и нормативным документам, регулирующим аудит операций по кассе , относятся: 1. Порядок ведения кассовых операций в РФ (письмо Центрального банка России № 40 от 22 сентября 1993 г.). 2. Закон РФ № 5215--1 от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (ред. от 30 декабря 2001 г.). 3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» (утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6 июля 1999 г.). 4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.). 5. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах (Приложение к Приказу ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г.). 6. Методические рекомендации по вопросам применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Приложение к письму ГНС РФ № НИ-6-07/152от 5 мая 1994 г.). 7. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Постановление МФ РФ № 104 от 30 августа 1993 г.). 8. Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-у). 9. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету налоговых операций (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 88 от 18 августа 1998 г.) (ред. от 3 мая 2000 г.). 10. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин (утв. Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.). Аудиторская проверка кассовых операций организации осуществляется в следующей последовательности: 1. Определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов. 2. Составление аудиторской программы в виде программы тестов средств контроля и программы процедур по существу. 3. Установление соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации. 4. Проверка организации материальной ответственности. 5. Определение возможности использования результатов работы внутреннего аудита. 6. Документальное оформление движения наличности. 7. Выявление существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства и выражение мнения. 8. Требование устранить экономическим субъектом нарушения в учете и отчетности. По результатам проверки аудитор составляет отчет экономическому субъекту - аудиторское заключение. При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их машинограмм. Записи же в регистрах учета сверяет с кассовой книгой и первичными документами. Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок -- это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например, с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими. Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты. Операции движения денежных средств в кассе предприятия находят отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности: * Главная книга; * журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства); * регистры синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства); * бухгалтерский баланс (ф. № 1, строка 261); * отчет о движении денежных средств (ф. № 4). В Отчете о движении денежных средств справочно должны быть приведены данные о поступлениях в отчетном периоде денежных средств по наличному расчету с выделением в том числе: • расчетов с юридическими лицами; • расчетов с физическими лицами; • поступления денежных средств с применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности; • сумм денежных средств, сданных организацией в кредитную организацию; • сумм денежных средств, полученных в кассу организации из кредитной организации. В Отчете о движении денежных средств используются записи на счетах бухгалтерского учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»). Статья бухгалтерского баланса «Денежные средства» должна отражать остатки денежных средств по счетам 50, 51, 52, 55, 57. В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному заключению руководителя и при условии заключения с ним договора. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств - на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки. Организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями организации. Денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживаемыми банками. Организация не имеет права накапливать в своей кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов. Организация имеет право хранить деньги сверх лимитов только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - до 5 дней), включая день получения денег в банке (п. 9 разд. 1 Порядка). Организации выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы отдельных подразделений, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе в размерах и на сроки, определяемые руководителями. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним (п. 9 разд. 1 Порядка). При этом переоформление ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс может рассматриваться как сокрытие превышения лимита остатка кассы (п. 6 Рекомендаций по осуществлению учреждениями банков соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Банком России 29 сентября 1994 г.). Согласно п. 11 разд. 1 Порядка выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному авансу. Как показывает практика, в организациях допускается нарушение данного положения. Аудитор проверяет, применяются ли для оформления кассовых операций формы первичной учетной документации, разработанные министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти; имеют ли они заполненными все обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Следует обратить внимание на четкое оформление документов (наличие расписок получателей, погашение документов штампом «Оплачено» с указанием даты, отсутствие подчисток и исправлений (известны случаи повторного списания денег на основании расходного кассового ордера, оплаченного в предыдущем году)). Проверяется наличие и подлинность на кассовых ордерах и других денежных документах подписей должностных лиц и получателей денег, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими незаполненных чеков и выдачи их кассиру для самостоятельного заполнения при получении денег в банке. При этом большое значение имеет корректность произведенных ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, в особенности исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации, неправомерному отнесению производственных затрат на себестоимость. Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Основные нарушения -- злоупотребления, хищения, ошибки -- в области кассовых операций могут быть классифицированы следующим образом. 1. Прямое хищение денежных средств. 1.1. Ничем не замаскированное. 1.2. Замаскированное неоформленными документами и расписками. 2. Неоприходование и присвоение поступивших денежных сумм. 2.1. Из банка. 2.2. От различных физических и юридических лиц по приходным ордерам. 2.3. От различных юридических лиц по доверенностям. 3. Излишнее списание денег по кассе. 3.1. Повторное использование одних и тех же документов. 3.2. Неправильный подсчет итогов в кассовых документах и отчетах. 3.3. Списание сумм без оснований или по подложным документам. 3.4. Подлог в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний. 4. Присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям. 4.1. Присвоение депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям. 4.2. Присвоение сумм, причитающихся другим предприятиям. 5. Расчеты суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину. 5.1. С другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица. 5.2. Поступающими в кассу проверяемого Предприятия. 6. Расчеты с населением наличными за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги. 6.1. Без применения контрольно-кассовых машин. 6.2. Без регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах. 7. Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета. Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Однако промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономическим субъектом может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер. 28. Аудит учета расчетов с подотчетными лицами. При оценке СВК опр-ся: контроль осуществляется по всем тестируемым направ-ям, опер-и реальны, санкционированы и отражены в учете, а т.ж. определены приказом круг подотч-х лиц, сроки, на которые выдаются подотч суммы, срок представления отчетов и др. Аудит проводится сплошным способом. Проверку начинают с установ-я тождества учетных и отчетных данных. Проверка обоснов-ти выдачи авансов под отчет закл-ся в установ-и соблюд-я «Порядка ведения кассовых операций в РФ» в части выдачи авансов под отчет на хоз нужды. При этом ауд-р устан-т, соотв-т ли приказу рук-ля круг лиц, получающих под отчет авансы, размеры и сроки пред-х авансов. Выдача нал денег на расходы, связ-е с командировками основанием яв-ся команд-е удостовер-е, при загранкоманд-ке - приказ рук-ля. При проверке РКО, подтвер-х выдачу денег под отчет, обращается вним-е на полноту запол-я всех реквизитов. Проверка своевр-ти предст-я отчетов осущ-ся путем сопост-я факт сроков предст-я авансовых отчетов со сроками, предусм-ми в командир удостов-и или в приказе рук-ля. Лица, получившие нал деньги под отчет, д. не позднее 3 дней по истеч-и срока, на кот они выданы, или со дня возвращ-я предъявить в бух-ю отчет об израсх-х суммах и произвести расчет по ним. Подотчет-е суммы, невозвращ-е в устан-е сроки отраж-т на Д-т 94, К-т 71. Необх-мо устан-ть наличие оправдат-х док-тов, их соотв-е данным ав-го отчета, правильность оформ-я этих док-тов (тов чеков, квитанций к ПКО, актов закупок и т.п.). Акты закупки у физ лиц д. содержать дату и место состав-я, наимен-е товара, его кол-во общ. Ст-ть покупки, лиц, участв-х в сделке свидетельство о гос. регистрации предпр-ля или паспорт-е данные физ лица. При приобр-и МЦ за нал. расчет на п/п опт и розн торг-и или у пр-ля необх-мо предст-ть квитанцию ПКО, товарный документ, соответ-м образом оформленные. Обращается внимание на выделение во всех документах отдельной строкой суммы НДС, которые должны совпадать. При проверке аван отчетов обращ-ся вним-е на соблюд-е предел-го размера расчетов нал д/с. НДС с сумм превышения лимита не д. предъявляться к зачету в бюджет. Необх-мо учесть, что: - расходы, связ-е с пр-й деят-ю Д-т 20-26, 44, К-т 71, след-т отражать на счетах учета зат-т; - расх соц-го и непроизв-го наз-я Д-т 91, К-т 71 спис-ся за счет собств-х ср-тв п/п; - расх кап хар-ра Д-т 08, К-т 71 и расх, связ-е с приобр-ем МПЗ, вкл в покупную ст-ть Д-т 10, 15, 16, К-т 71. При проверке использ-я подотчет сумм на оплату представит-х расх-в необх-мо установить собл-е след-х усл-й: - наличие сметы на эти расходы, утвержд-й советом директоров; - наличие оправдат-х док-тов. Проверка отраж-я в учете расч-в с подотчет-ми лицами проводится прослеж-ем записей корр-х счетов в аван отчетах и регистре по сч 71. Зат-ты на командир-ки, связ-е с пр-й деят-ю, вкл=ся в с/с и отраж-ся на счетах учета расходов с выдел-ем сверхнормативных расходов. Выявл-е при проверке отклон-я отраж-ся в раб док-тах ауд-ра. 29. Аудит учета операций по расчетному, валютному и прочим счетам в банках. Аудит операций по расчетному счету Для хранения свободных остатков денежных средств и осуществления разнообразных расчетных операций банк открывает организации расчетный счет. Прежде всего аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов необходимо проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор проверяет подтверждение каждой операции, отраженной в выписке, соответствующими первичными документами. Такая взаимосверка должна сочетаться с контролем по банковским документам сущности проведенных операций. При этом аудитор может выявить: * неправильное перечисление авансов (при отсутствии дебиторов); * перечисление денег в качестве предоплаты по без товарным счетам и другим сомнительным операциям; * расчеты с прочими дебиторами и кредиторами без предварительно оформленных договоров; * отсутствие в первичных документах штампа банка; * неправильное отражение в учете операций, связанных с покупкой или продажей валюты; * другие нарушения ведения банковских операций. На первое число каждого квартала остатки по расчетному счету должны соответствовать сумме,; показанной по строке 252 баланса (ф. № 1). Особое внимание должно быть обращено на получение наличных средств из банка, их зачисление на счет 50 "Касса", а также на обратную операцию -- перечисление наличных денег на расчетный счет. При использовании журнально-ордерной формы учета основные регистры -- журнал-ордер № 2 и ведомость по дебету счета 50 *-- должны быть сверены с выписками банка, первичными документами и главной книгой* Если учет ведется на ПЭВМ, то сверка осуществляется с соответствующими регистрами (обычно оборотной ведомостью). Аудит операций по валютному счету Для учета операций в валюте предусмотрен счет 52, записи операций на котором ведут в валюте платежа (доллары США, немецкие марки и т.д.) и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ России, действующему на дату поступления (списания) средств. Курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте отражаются обособленно на счете 83 или 80 в зависимости от принятой предприятием учетной политики. Аудитор на основании журнала-ордера № 2' и ведомости по дебету счета. 52 проверяет данные выписок с соответствующими датами по журналу и ведомости, а также правильность Проставления корреспондирующих счетов и другие данные. Аудитор проверяет, как зачислялась валютная выручка от реализации и других валютных операций при совершении внешнеэкономических операций. При этом к счету 52 могут быть открыты следующие субсчета: 52-1'Транзитные валютные счета", 52-2 "Текущие валютные счета", 52-3 "Валютные счета за рубежом". При проверке следует руководствоваться инструкцией ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" от 29 июня 1992 г. № 7 с учетом последующих изменений и дополнений. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|