| |||||
МЕНЮ
| Ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФp align="left">Оценка СВК может осуществляться различными способами:Наблюдение. Опрос. Тестирование. 14. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки. Уровень существенности ошибки и порядок ее определения. Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях. Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным, зависит от 3 факторов: · бухгалтерского учета предприятия; · надежности систем контроля; · аудиторских процедур. Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур. Риск учета заключается в том, что деят-ть различных служб может приводить к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала, экон-ой ситуации в стране и т.д. Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия. предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете. Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать тестирование, включающее: проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего контроля (например, проверка документов на наличие необходимых подписей, реквизитов); опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят письменного подтверждения; повторение процедур контроля (например: сверка записей по банковскому счету с выписками банка). Для того, чтобы измерить вероятность необнаружения ошибки, аудитор предварительно оценивает вероятность того, что эта ошибка присутствует в учете и не выявляется системой контроля клиента. Рассчитанное вероятностное значение используется аудитором для расчета кол-ва доказательств, которые необходимо собрать. Это кол-во и составит аудиторскую выборку, объем которой будет обратно пропорционален величине риска аудит-ой процедуры. Если аудитор допускает в своей работе больший риск необнаружения, ему необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлем низкий риск. Общий риск, т.о., есть доверительная вероятность правильности предположения об отсутствии ошибок в проверенном аудитором счете. Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует доказательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из другого источника, аудитору необходимо использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоречия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов. 15. Планирование аудиторской проверки. Стандарт №3 ауд. деят-ти, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требо-вания по планированию аудита финансовой (бухг.) отчетности. Ауд. орг-зация и индивидуальный аудитор обязаны пла-нировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Планирование работы Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оп-тимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в ауд. проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деят-ти аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деят-сти. Получение инфор-ции о деятельности аудируемого лица яв-ляется важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, ко-торые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бух.) отчетность. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудитор. процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации ауд. проце-дур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разра-ботку общего плана и программы аудита. Общий план аудита Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения ауд. проверки. При разработке общего плана аудита аудитору необходи-мо принимать во внимание: а) деятельность аудируемого лица, в том числе: общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства; б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; в) риск и существенность, в том числе: ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей; г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита; д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом; е) прочие аспекты, в том числе: обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания. Программа аудита Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы. 16. Аудиторские доказательства. Виды ауд. доказательств (АД): а) детальная проверка верности отражения в БУ оборотов и сальдо по сч; б) аналитическая процедура; в) проверка (тест) средств внутреннего контроля. АД могут быть Внутренние АД включают в себя инф-ю, полученную от ЭкСуб в письм. или устном виде. Внешние включ в себя инф-ию, полученную от 3 стороны в письм. виде. Смешанные АД включ. в себя инф-ю, полученную от ЭкСуб в письм. или устн. виде и подтвержд-ую 3 стороной в письм. виде. Наибольшую ценность внешние, затем смешанные. Доказ-ва, полученные самой аудиторской орг-ей, обычно являются более достоверными, чем Док-ва, предост-ые ЭкСуб .Доказ-ва в форме докум-ов и письм. более достоверн., чем устные. Источники получения аудиторских доказательств при проведении аудита: первичные документы экономического субъекта и третьих лиц; регистры бухгалтерского учета экономического субъекта; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта; устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта; бухгалтерская отчетность. Методы получения АД 1. Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет). Пересчет, как правило, осуществляется выборочно 2. Инвентаризация. подлежит имущ-во клиента и его фин. Обяз-ва. 3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.. позволяет осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией. Полученная инф-ия считается достоверной только в том случае, если она получена непосредственно в момент исследования этих операций. 4 Подтверждение. Для получения инф-ии о реальности остатков на счетах учета ден. средств, счетов расчетов, счетов деб-ой и кред-ой задолженности (подтверждение в письм. форме от независимой стороны) 5 Устный опрос персонала, руководства ЭкСуб и 3 стороны (в виде протокола или краткого конспекта) 6. Проверка документов - реальности определенного документа. 7. Прослеживание - проверяет отражение данных первич. Док-ов в регистрах синт и аналит учета, находит заключительную корр-ию счетов и убеждается в том, что соотв-ие хоз. операции правильно или неправильно отражены в БУ. 8. Аналитические процедуры - анализ и оценка полученной аудитором инф-ии, исслед-ие важнейших фин. и экон. показателей проверяемого ЭкСуб с целью выявления необычных и неверно отраженных в БУ фактов хоз. деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений. 9. Подготовка альтернативного баланса 17. Оценка аудитором результатов аудиторской проверки. Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта. Аудит орг-ия в ходе проверки обязана проверить соответствие организации системы БУ проверяемого экон субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи отмеченных нарушений. Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы бухгалтерского учета. Знакомство с системой бухучета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности клиента: а) учетная политика и основные принципы ведения БУ; б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухучета и подготовку бух отчетности; в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности; г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хоз операции; д) порядок отражения хоз операций в регистрах бух учета, формы и методы обобщения данных таких регистров; е) порядок подготовки периодической бух отчетности на основе данных бух учета; ж) роль и место средств ВТ в ведении учета и подготовки отчетности; з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бух отчетности особенно высок; и) средства контроля. Уже во время проведения аудит. проверки аудитор предоставляет клиенту опред. инф-цию о ходе проверки и о достигнутых результатах на одном из этапов проверки. Цель - унификация требований, предъявляемых к аудитору в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной инф-ции (отчета) аудитора руководству (собственникам) клиента по результатам аудита. Данные, содержащиеся в письменной инф-ции, приводятся с целью доведения до руководства клиента всех сведений о недостатках в учетных записях, бух. учете и СВК, которые могут привести к сущ. ошибкам в бух. отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по их улучшению. Письменная инф-ция не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. Письменная инф-ция аудитора должна быть адресована руководителям или собственникам клиента и подписана аудиторами. Каждый аудитор обязан разработать аккуратную и единообразную форму представления письменной инф-ции, которую в дальнейшем применяет на постоянной основе. В письменной инф-ии аудитора должны содержаться в обязательном порядке следующие сведения: 1. реквизиты аудитора 2. реквизиты клиента 3. указание на период времени, к к-ому относится док-ция клиента, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной инф-ции; 4. выявленные в ходе аудита сущ. нарушения порядка ведения бух. учета и отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность; 5. результаты проверки орг-ии и ведения бух. учета, отчетности и состояния СВК клиента. А также следует включать в письменную инф-цию аудитора след. сведения: 1. особенности выполнения аудит. проверки; 2. перечень осн. областей или направлений бух. учета, к-ые подлежали проверке; 3. сведения о методике аудит. проверки, подтверждение того, что аудитор следовал в работе Стандартам, указание на то, какие разделы бух. док-ции были проверены сплошным способом, а какие - выборочным порядком, и на основе каких принципов производилась аудит. выборка; 4. перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций; 5. сведения об осуществлении проверок филиалов, подразделений и дочерних фирм клиента, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудит. проверки всего клиента в целом; 6. в случае отклонения от требований Стандарта - сам факт и причины такого отклонения. В письменной инф-ции в обязат. порядке должно быть указано, какие из сделанных замечаний являются сущ-ными, а какие - нет. Письменная инф-ция готовится в ходе аудит. проверки и представляется руководителю или собственнику клиента на завершающей стадии аудит. проверки. Письменная информация может быть передана только след. лицам: а) лицу, подписавшему договор на оказание аудит. услуг; б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной инф-ции в договоре; в) любому другому лицу - в случае письменного указания на то в адрес аудитора, подписанного лицом, подписавшим договор. Письменная инф-ция составляется в двух экземплярах. Один экземпляр - клиенту, 2ой экземпляр - у аудитора и приобщается к прочей раб. док-ции аудитора. Письменная инф-ция является конфиденциальным документом. Виды искажений БухО Искажение БухО, т.е. неверное отражение и представление данных БУ из-за нарушения установл-ых правил его организ-ии и ведения, м.б. 2 видов: преднамер-ое и непредн-ое. Преднамеренное искажение БухО является рез-ом преднамер-ых действий (или бездействия) персонала проверяемого ЭкСуб. Они совершаются в корыстных целях для введения в заблуждение польз-ей БухО. Вместе с тем аудитору следует учитывать, что вывод о преднамер-ых действиях (или бездействии) персонала ЭкСуб, м.б. сделан только уполн-ым на то органом. Непреднамеренное искажение БухО - непреднамер-ых действий - . Оно м.б. следствием арифмет-их или логич-их ошибок в учетных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, неправ-го отражения в учете фактов хоз. Деят-и, наличия и состояния имущ-ва. Как преднам-ое, так и непредн-ое искажение БухО м.б. у проверяемого ЭкСуб существ-ым (т.е. влияющим на достов-ть его БухО в настолько сильной степени, что квалифиц-ый польз-ль его БухО может сделать на основе такой отчетности ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным. Факторы, влияющие на увеличение риска искажений БухО В процессе аудита аудиторской организации следует оценить риск появления искажений БухО и риск необнаружения искажений БухО. При этом ауд. орг-ии следует учитывать наличие определенных факторов, способствующих повышению риска. К факторам внутрихоз-ой деятельности ЭкСуб, способст-им появлению искажений, относятся такие, как: а) наличие значит. фин. Влож-ий в криз-ые отрасли эк-ки; б) несоотв-ие величины обор-ых средств быстрому росту объемов продаж ЭкСуб или значит-му сниж-ию прибыли; в) наличие завис-ти ЭкСуб в опред-ый период от одного или небольшого числа заказчиков или пост-ов; г) изменения в практике договорных отнош-ий или в учет. политике, которые ведут к значит-му измен-ию величины прибыли; д) нетипичные сделки ЭкСуб особенно в период оконч-ия года е) наличие платежей за услуги, которые явно не соотв-ют предоставленным услугам; и) наличие отклонений от уст-ых правил в ведении БУ Факторы, отражающим особенности состояния конкретной отрасли фин.-хоз. Деят-и ЭкСуб способств-им появлению искажений, относятся а) состояние отрасли и эк-ки страны в целом - кризис, депрессия или подъем; б) возрастные возможн-ти возн-ия банкр-ва ЭкСуб в связи с кризисн. Сост-ем отрасли; в) особен-ти произв-ой деят-ти ЭкСуб, техн-ие особ-ти пр-ва. Особ-ти действий аудитора при выявл. искаж-ий БухО При проведении ауд. проверки, в т.ч. при планир-ии аудита, ауд. орг-ия должна учитывать возможное наличие искажений БухО проверяемого ЭкСуб. В то же время ауд. орг-ии не следует в процессе аудита специально вести поиск фактов, указ-их на наличие искажений БухО. виды нарушений, ведущие к появлению искажений, такие, как: а) отклонения от устан-ых зак-ом правил ведения БУ; б) отсутствие или несоблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики; в) нарушения гражданского, налогового и валютного зак-ва; г) прочие виды нарушений, влияющих на искажение БухО. Ауд. орг-ия должна включить сведения о выявл-ых искаж-ях БухО в ауд. заключение 18. Аудиторское заключение: порядок подготовки, структура и содержание, виды и характеристика. По результатам проведенного аудита бух. отчетности клиента аудитор должен выразить мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудит. заключении от выражения своего мнения. Аудит. заключение составляется по результатам аудита бух. отч-ти клиента, проведенного аудитором. При составлении аудит. заключения аудитор должен принимать во внимание все сущ. обстоятельства, установленные в результате аудита. Сущ. признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность бух. отчетности клиента. Если в результате аудита клиент произвел необходимые поправки в бух. отчетность, то аудит. заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|