| |||||
МЕНЮ
| Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения| |огромными пропорциями | | | | | |храма, но храм не | | | | | |подавляет его. | | | | | |Достигается это тем, что | | | | | |искусство архитектора, | | | | | |скульпторов и каменщиков | | | | | |как бы лишило его тяжести| | | | | |и материальности. | | | | | |На 14-15 вв. приходится | | | | | |завершающий этап | | | | | |готического искусства в | | | | | |средневековье. Этот | | | | | |период получил название | | | | | |поздней, или | | | | | |«пламенеющей», готики: | | | | | |линии самых разных | | | | | |изображений приобрели | | | | | |форму языков пламени, | | | | | |широко использовались | | | | | |криволинейные формы, | | | | | |сложный рисунок, ажурный | | | | | |орнамент. В это время | | | | | |почти не строили крупных | | | | | |соборов – заканчивали уже| | | | | |начатые здания. Рост и | | | | | |расцвет городов привели к| | | | | |развитию торговли и | | | | | |ремесел. Возникающие в | | | | | |средневековых городах | | | | | |цеховые общины объединяют| | | | | |квалифицированных | | | | | |мастеров, формируются | | | | | |отдельные отрасли | | | | | |ремесел, например, из | | | | | |цеха плотников выходят | | | | | |новые специалисты — | | | | | |столешники, сундучники, | | | | | |шкапники. В уставы | | | | | |ремесленных цехов были | | | | | |внесены строгие | | | | | |предписания по качеству | | | | | |продукции, поощрялось | | | | | |соревнование. Благодаря | | | | | |изобретению лесопильной | | | | | |мельницы (начало XIV | | | | | |века), дающей возможность| | | | | |получать доски, заново | | | | | |возрождается утраченная | | | | | |техника | | | | | |рамочно-филеночной вязки.| | | | | | | | | | | |В начале XII века в | | | | | |феодальном обществе | | | | | |формируются новые | | | | | |моральные принципы и | | | | | |более тонкие нравы. | | | | | |Возросшие жизненные | | | | | |запросы дворянства | | | | | |возрождают потребность в | | | | | |роскошной бытовой | | | | | |обстановке. Дома | | | | | |средневековой знати | | | | | |становятся значительно | | | | | |уютнее, появляются | | | | | |оконные стекла, стены | | | | | |облицовываются деревом | | | | | |или украшаются настенной | | | | | |живописью. Центром | | | | | |интерьера становятся | | | | | |богато оформленные | | | | | |кафельные печи или | | | | | |камины. Развитие | | | | | |общественной жизни | | | | | |способствует появлению | | | | | |новых привычек, а вместе | | | | | |с ними и новых предметов | | | | | |мебели. К концу | | | | | |средневековья (в XIV | | | | | |веке) появляются | | | | | |прототипы почти всех | | | | | |основных предметов | | | | | |современной обстановки. | | | | | |Активная работа в области| | | | | |художественного решения | | | | | |интерьера приводит к | | | | | |возникновению | | | | | |стилистических различий в| | | | | |мебели отдельных стран. | | | | | |От используемой породы | | | | | |дерева зависел и способ | | | | | |украшения изделий. Из | | | | | |хвойного дерева, с | | | | | |применением приемов | | | | | |плоской резьбы, | | | | | |создавались на юге (Южная| | | | | |Германия, Швейцария, | | | | | |Австрия) лиственные | | | | | |завитки на синем или | | | | | |красном фоне. Жесткая | | | | | |древесина (дуб, орех) | | | | | |использовалась на | | | | | |северо-западе | | | | | |(Скандинавия, Англия, | | | | | |Испания, Северная Италия)| | | | | |под фальтверк * и филенки| | | | | |с Х-образным | | | | | |переплетением. Во Франции| | | | | |и Северо-западной | | | | | |Германии мебель | | | | | |украшалась гравированными| | | | | |завитками, кустиками и | | | | | |гирляндами из цветов и | | | | | |плодов.. | | | | |Кре|Простой человек |«Косматый | |Художник-автор (творец). | |сть|обрисовывается в |широченный | |На протяжении 15 – начала | |яни|средневековых источниках |лоб | |16 в. многие итальянские | |н |– особенно по ранним |Как будто | |художники ослабляют свою | | |периодам – крайне |череп | |зависимость от цеха, | |мас|схематично. Он выступает |лошадиный | |попадают в сферу влияния | |тер|там прежде всего как |У этого | |гуманистов. Они более или | | |объект политического |простолюдин| |менее втягиваются в | | |господства феодалов либо |а Густыми | |просвещенную ренессансную | |худ|как объект сеньориального|космами | |среду, усваивают её стиль | |ожн|или фискального |волос | |жизни и поведения, хотя | |ик |обложения, в лучшем |Он весь, | |неизбежно сохраняют | | |случае как адресат |как дикий | |некоторые | |тво|религиозной проповеди, |зверь | |профессионально-групповые | |рец|нуждавшийся в моральном |зарос. | |особенности. Но в это | | |наставлении и |Под стать | |время социальный статус | | |«усовершенствовании». |громоздкой | |живописца и особенно | | |Неудивительны |этой туше | |скульптора в глазах массы | | |лаконичность и |Слоновые | |стоял еще невысоко; | | |стереотипность памятников|свисают уши| |изменения в умах широко | | |во всех тех случаях, | | |начались только во второй | | |когда в них идет речь о |С | |половине Кватроченто. | | |восприятии крестьянина |продолговат| |Выделялись мастерские, | | |власть имущими. В этих |ой головы | |терявшие | | |клише запечатлелось |Кошачий | |корпоративно-патриархальны| | |прежде всего социальное |нос, глаза | |й облик. Сюда охотно | | |противостояние низов и |совы…» Пер.| |заходили интеллектуалы и | | |верхов общества и |В. | |вельможи. Здесь не только | | |«естественная» |Микушевича | |работали, но и вели, по | | |приниженность и |(см.: | |выражению Вазари, | | |несовершенство первых, |Ивейн, или | |«прекраснейшие речи и | | |оправдывающее господство |рыцарь со | |важные диспуты». Художники| | |вторых. Соответственно и |львом. | |усваивали литературные и | | |в произведениях, |Средневеков| |теоретические интересы и | | |воспроизводящих рыцарский|ый роман и | |наравне с гуманистами и | | |мир, крестьянин |повесть. М.| |поэтами начинали | | |обрисовывается |1974 г. с. | |осознавать себя носителями| | |клишированными формулами |37 | |широкой духовности. Для | | |как существо низшего |«Мужики, | |Леона Альберти бесспорно, | | |сорта, как моральный и |что злы и | |что художник должен быть | | |физический урод или даже |грубы, на | |человеком, сведущим в | | |нелюдь, |дворянство | |словесности. С Альберти | | |получеловек-полуживотное,|точат зубы,| |дружили Брунеллески и | | |полуязычник-полудъявол.* |только | |Донателло, Поллайуоло | | | |нищими мне | |общался с Фичино, молодой | | |Крестьянство было |любы! | |Микеланжело – с Полициано.| | |основным производящим |Любо видеть| |Философия, искусство и | | |классом средневекового |мне народ | |наука воспринимались | | |общества, но оно не было |голодающим,| |отныне как грани целого. | | |единым и распадалось на |раздетым, | |Универсализм Леонардо да | | |разные группы, |страждущим,| |Винчи не удивлял | | |отличающиеся друг от |не | |современников, удивляла | | |друга по своему правовому|обогретым!…| |лишь гениальность | | |статусу и по |Нрав свиньи| |результатов. Художник | | |экономическому положению,|мужик | |должен был, чтобы | | |по величине земельных |имеет, жить| |равноправно войти в | | |держаний, по степени |пристойно | |гуманистическую элиту, | | |юридической |не умеет, | |стремиться к идеалу «uomo | | |обеспеченности |если же | |universale». Никогда в | | |владельческих прав, по |разбогатеет| |европейской истории не | | |размерам и характеру |, то | |было подобного понимания | | |повинностей, по степени |безумствова| |универсально-духовных | | |личной несвободы. В |ть начнет…»| |функций и высокого | | |экономическом отношении | | |социального места | | |крестьянство разделялось |(пер. В. А.| |художника. Новая роль | | |на 2 группы: имеющие дом |Дынник). | |искусства определила и | | |надельные крестьяне и |См.: | |почетное место, которое | | |живущие в господском доме|Зарубежная | |занимали живописцы, | | |дворовые слуги – челядь. |литература | |ваятели и зодчие. Они были| | |Последняя была занята в |средних | |окружены вниманием, | | |сеньориальном хозяйстве, |веков. Стр.| |меценаты и городские | | |обслуживала феодала. |169 | |власти пытались переманить| | |Объём повинностей челяди |«… есть | |их к себе. Сами мастера | | |не регламентировался. Они|много | |отчетливо понимали свою | | |получали содержание из |состояний | |важную миссию; круг их | | |барских запасов, питались|личной | |гуманистических интересов | | |за общим столом и ютились|крепостной | |был весьма широк. | | |в каморках господского |зависимости| |Донателло был сыном | | |замка. Надельные |… одни из | |чесальщика шерсти, хоронил| | |крестьяне, напротив были |крепостных | |же его «почти весь народ | | |тесно связанны с землей, |так | |этого города». | | |на которой стоял их дом и|подчинены | |«Странность» как | | |располагался участок. |своим | |неотъемлемое свойство | | |Уровень жизни крестьянина|синьорам, | |художника по-новому | | |зависел в большей степени|что эти | |связывается с | | |не от его личного |синьоры | |сатурнинскими мотивами на | | |статуса, а от статуса |могут | |неоплатонической основе; | | |земли, которой он владел.|распоряжать| |теперь это дюреровская | | |Крестьянин, который |ся всем их | |«Меланхолия 1», ставящая | | |постоянно жил в деревне и|имуществом,| |художника рядом с | | |лишь изредка оказывался |имеют над | |философом в качестве | | |за её пределами, |ними право | |«священнослужителя муз». | | |воспринимал землю как |жизни и | |Теперь экстравагантность | | |что-то своё, как кровно с|смерти…и | |живописцев и скульпторов | | |ним связанное. Их |никому за | |есть признак их включения | | |привязывало к земле и |них не | |в ренессансную элиту и | | |феодальное право, |ответственн| |приобщения к её ценностным| | |призванное обеспечить |ы, кроме | |формулам. Замечательно, | | |поместье трудовыми |как одному | |что художнику отныне | | |руками. Но в своей |богу. С | |предписывались – как и | | |хозяйственной |другими | |гуманисту! – одержимость | | |деятельности они были |обращаются | |учением, безразличие к | | |относительно |более | |внешнему, духовное | | |самостоятельны, так как |человечно, | |самоконструирование. | | |работали на своем наделе,|ибо при их | |Реализация этих | | |отдавая синьору лишь |жизни | |гуманистических | | |часть своего времени и |синьоры не | |представлений в социальной| | |труда либо в форме |могут | |практике оказалась, | | |барщины, либо в форме |ничего от | |однако, довольно трудным | | |натурального или |них | |делом; статус художников | | |денежного оброка – чинша.|требовать, | |менялся куда медленней, | | |Дугой принцип разделения |если только| |чем у интеллектуалов. Во | | |крестьянства – правовой. |они не | |второй половине XV в. | | |Степень правоспособности |провинятся,| |положение если и | | |крестьянства варьировала |кроме | |изменилось, то не к | | |очень сильно – от личной |чиншей, | |худшему. (Боттичелли в | | |зависимости до |рент и | |старости впал в нищету, | | |обязанности делать чисто |повинностей| |как объясняет Вазари, | | |символические взносы и |. И лишь | |оттого что бросил живопись| | |подчиняться |когда они | |и не имел иных источников | | |сеньориальному суду. |умирают или| |дохода.) только с начала | | |Непосредственное |женятся на | |16 в. у «художников | | |присвоение синьором |свободных | |исчезает уверенность в | | |крестьянского труда |женщинах, | |заработке», но пока не | | |осуществлялось путем |все их | |обозначился кризис | | |отработок на господской |имущество –| |Возрождения, пока «не | | |земле и на господском |движимое и | |начинается период | | |дворе со своим рабочим |недвижимое | |странствований | | |скотом и со своими |– переходит| |художников», пока не | | |орудиями, причем размеры |к синьорам.| |приходит следующая за | | |этих отработок |Ибо тот, | |Возрождением эпоха | | |соответствовали площади |кто женится| |«отчаявшихся и отчаянных, | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|