бесплатно рефераты
 

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

| |огромными пропорциями | | | |

| |храма, но храм не | | | |

| |подавляет его. | | | |

| |Достигается это тем, что | | | |

| |искусство архитектора, | | | |

| |скульпторов и каменщиков | | | |

| |как бы лишило его тяжести| | | |

| |и материальности. | | | |

| |На 14-15 вв. приходится | | | |

| |завершающий этап | | | |

| |готического искусства в | | | |

| |средневековье. Этот | | | |

| |период получил название | | | |

| |поздней, или | | | |

| |«пламенеющей», готики: | | | |

| |линии самых разных | | | |

| |изображений приобрели | | | |

| |форму языков пламени, | | | |

| |широко использовались | | | |

| |криволинейные формы, | | | |

| |сложный рисунок, ажурный | | | |

| |орнамент. В это время | | | |

| |почти не строили крупных | | | |

| |соборов – заканчивали уже| | | |

| |начатые здания. Рост и | | | |

| |расцвет городов привели к| | | |

| |развитию торговли и | | | |

| |ремесел. Возникающие в | | | |

| |средневековых городах | | | |

| |цеховые общины объединяют| | | |

| |квалифицированных | | | |

| |мастеров, формируются | | | |

| |отдельные отрасли | | | |

| |ремесел, например, из | | | |

| |цеха плотников выходят | | | |

| |новые специалисты — | | | |

| |столешники, сундучники, | | | |

| |шкапники. В уставы | | | |

| |ремесленных цехов были | | | |

| |внесены строгие | | | |

| |предписания по качеству | | | |

| |продукции, поощрялось | | | |

| |соревнование. Благодаря | | | |

| |изобретению лесопильной | | | |

| |мельницы (начало XIV | | | |

| |века), дающей возможность| | | |

| |получать доски, заново | | | |

| |возрождается утраченная | | | |

| |техника | | | |

| |рамочно-филеночной вязки.| | | |

| | | | | |

| |В начале XII века в | | | |

| |феодальном обществе | | | |

| |формируются новые | | | |

| |моральные принципы и | | | |

| |более тонкие нравы. | | | |

| |Возросшие жизненные | | | |

| |запросы дворянства | | | |

| |возрождают потребность в | | | |

| |роскошной бытовой | | | |

| |обстановке. Дома | | | |

| |средневековой знати | | | |

| |становятся значительно | | | |

| |уютнее, появляются | | | |

| |оконные стекла, стены | | | |

| |облицовываются деревом | | | |

| |или украшаются настенной | | | |

| |живописью. Центром | | | |

| |интерьера становятся | | | |

| |богато оформленные | | | |

| |кафельные печи или | | | |

| |камины. Развитие | | | |

| |общественной жизни | | | |

| |способствует появлению | | | |

| |новых привычек, а вместе | | | |

| |с ними и новых предметов | | | |

| |мебели. К концу | | | |

| |средневековья (в XIV | | | |

| |веке) появляются | | | |

| |прототипы почти всех | | | |

| |основных предметов | | | |

| |современной обстановки. | | | |

| |Активная работа в области| | | |

| |художественного решения | | | |

| |интерьера приводит к | | | |

| |возникновению | | | |

| |стилистических различий в| | | |

| |мебели отдельных стран. | | | |

| |От используемой породы | | | |

| |дерева зависел и способ | | | |

| |украшения изделий. Из | | | |

| |хвойного дерева, с | | | |

| |применением приемов | | | |

| |плоской резьбы, | | | |

| |создавались на юге (Южная| | | |

| |Германия, Швейцария, | | | |

| |Австрия) лиственные | | | |

| |завитки на синем или | | | |

| |красном фоне. Жесткая | | | |

| |древесина (дуб, орех) | | | |

| |использовалась на | | | |

| |северо-западе | | | |

| |(Скандинавия, Англия, | | | |

| |Испания, Северная Италия)| | | |

| |под фальтверк * и филенки| | | |

| |с Х-образным | | | |

| |переплетением. Во Франции| | | |

| |и Северо-западной | | | |

| |Германии мебель | | | |

| |украшалась гравированными| | | |

| |завитками, кустиками и | | | |

| |гирляндами из цветов и | | | |

| |плодов.. | | | |

|Кре|Простой человек |«Косматый | |Художник-автор (творец). |

|сть|обрисовывается в |широченный | |На протяжении 15 – начала |

|яни|средневековых источниках |лоб | |16 в. многие итальянские |

|н |– особенно по ранним |Как будто | |художники ослабляют свою |

| |периодам – крайне |череп | |зависимость от цеха, |

|мас|схематично. Он выступает |лошадиный | |попадают в сферу влияния |

|тер|там прежде всего как |У этого | |гуманистов. Они более или |

| |объект политического |простолюдин| |менее втягиваются в |

| |господства феодалов либо |а Густыми | |просвещенную ренессансную |

|худ|как объект сеньориального|космами | |среду, усваивают её стиль |

|ожн|или фискального |волос | |жизни и поведения, хотя |

|ик |обложения, в лучшем |Он весь, | |неизбежно сохраняют |

| |случае как адресат |как дикий | |некоторые |

|тво|религиозной проповеди, |зверь | |профессионально-групповые |

|рец|нуждавшийся в моральном |зарос. | |особенности. Но в это |

| |наставлении и |Под стать | |время социальный статус |

| |«усовершенствовании». |громоздкой | |живописца и особенно |

| |Неудивительны |этой туше | |скульптора в глазах массы |

| |лаконичность и |Слоновые | |стоял еще невысоко; |

| |стереотипность памятников|свисают уши| |изменения в умах широко |

| |во всех тех случаях, | | |начались только во второй |

| |когда в них идет речь о |С | |половине Кватроченто. |

| |восприятии крестьянина |продолговат| |Выделялись мастерские, |

| |власть имущими. В этих |ой головы | |терявшие |

| |клише запечатлелось |Кошачий | |корпоративно-патриархальны|

| |прежде всего социальное |нос, глаза | |й облик. Сюда охотно |

| |противостояние низов и |совы…» Пер.| |заходили интеллектуалы и |

| |верхов общества и |В. | |вельможи. Здесь не только |

| |«естественная» |Микушевича | |работали, но и вели, по |

| |приниженность и |(см.: | |выражению Вазари, |

| |несовершенство первых, |Ивейн, или | |«прекраснейшие речи и |

| |оправдывающее господство |рыцарь со | |важные диспуты». Художники|

| |вторых. Соответственно и |львом. | |усваивали литературные и |

| |в произведениях, |Средневеков| |теоретические интересы и |

| |воспроизводящих рыцарский|ый роман и | |наравне с гуманистами и |

| |мир, крестьянин |повесть. М.| |поэтами начинали |

| |обрисовывается |1974 г. с. | |осознавать себя носителями|

| |клишированными формулами |37 | |широкой духовности. Для |

| |как существо низшего |«Мужики, | |Леона Альберти бесспорно, |

| |сорта, как моральный и |что злы и | |что художник должен быть |

| |физический урод или даже |грубы, на | |человеком, сведущим в |

| |нелюдь, |дворянство | |словесности. С Альберти |

| |получеловек-полуживотное,|точат зубы,| |дружили Брунеллески и |

| |полуязычник-полудъявол.* |только | |Донателло, Поллайуоло |

| | |нищими мне | |общался с Фичино, молодой |

| |Крестьянство было |любы! | |Микеланжело – с Полициано.|

| |основным производящим |Любо видеть| |Философия, искусство и |

| |классом средневекового |мне народ | |наука воспринимались |

| |общества, но оно не было |голодающим,| |отныне как грани целого. |

| |единым и распадалось на |раздетым, | |Универсализм Леонардо да |

| |разные группы, |страждущим,| |Винчи не удивлял |

| |отличающиеся друг от |не | |современников, удивляла |

| |друга по своему правовому|обогретым!…| |лишь гениальность |

| |статусу и по |Нрав свиньи| |результатов. Художник |

| |экономическому положению,|мужик | |должен был, чтобы |

| |по величине земельных |имеет, жить| |равноправно войти в |

| |держаний, по степени |пристойно | |гуманистическую элиту, |

| |юридической |не умеет, | |стремиться к идеалу «uomo |

| |обеспеченности |если же | |universale». Никогда в |

| |владельческих прав, по |разбогатеет| |европейской истории не |

| |размерам и характеру |, то | |было подобного понимания |

| |повинностей, по степени |безумствова| |универсально-духовных |

| |личной несвободы. В |ть начнет…»| |функций и высокого |

| |экономическом отношении | | |социального места |

| |крестьянство разделялось |(пер. В. А.| |художника. Новая роль |

| |на 2 группы: имеющие дом |Дынник). | |искусства определила и |

| |надельные крестьяне и |См.: | |почетное место, которое |

| |живущие в господском доме|Зарубежная | |занимали живописцы, |

| |дворовые слуги – челядь. |литература | |ваятели и зодчие. Они были|

| |Последняя была занята в |средних | |окружены вниманием, |

| |сеньориальном хозяйстве, |веков. Стр.| |меценаты и городские |

| |обслуживала феодала. |169 | |власти пытались переманить|

| |Объём повинностей челяди |«… есть | |их к себе. Сами мастера |

| |не регламентировался. Они|много | |отчетливо понимали свою |

| |получали содержание из |состояний | |важную миссию; круг их |

| |барских запасов, питались|личной | |гуманистических интересов |

| |за общим столом и ютились|крепостной | |был весьма широк. |

| |в каморках господского |зависимости| |Донателло был сыном |

| |замка. Надельные |… одни из | |чесальщика шерсти, хоронил|

| |крестьяне, напротив были |крепостных | |же его «почти весь народ |

| |тесно связанны с землей, |так | |этого города». |

| |на которой стоял их дом и|подчинены | |«Странность» как |

| |располагался участок. |своим | |неотъемлемое свойство |

| |Уровень жизни крестьянина|синьорам, | |художника по-новому |

| |зависел в большей степени|что эти | |связывается с |

| |не от его личного |синьоры | |сатурнинскими мотивами на |

| |статуса, а от статуса |могут | |неоплатонической основе; |

| |земли, которой он владел.|распоряжать| |теперь это дюреровская |

| |Крестьянин, который |ся всем их | |«Меланхолия 1», ставящая |

| |постоянно жил в деревне и|имуществом,| |художника рядом с |

| |лишь изредка оказывался |имеют над | |философом в качестве |

| |за её пределами, |ними право | |«священнослужителя муз». |

| |воспринимал землю как |жизни и | |Теперь экстравагантность |

| |что-то своё, как кровно с|смерти…и | |живописцев и скульпторов |

| |ним связанное. Их |никому за | |есть признак их включения |

| |привязывало к земле и |них не | |в ренессансную элиту и |

| |феодальное право, |ответственн| |приобщения к её ценностным|

| |призванное обеспечить |ы, кроме | |формулам. Замечательно, |

| |поместье трудовыми |как одному | |что художнику отныне |

| |руками. Но в своей |богу. С | |предписывались – как и |

| |хозяйственной |другими | |гуманисту! – одержимость |

| |деятельности они были |обращаются | |учением, безразличие к |

| |относительно |более | |внешнему, духовное |

| |самостоятельны, так как |человечно, | |самоконструирование. |

| |работали на своем наделе,|ибо при их | |Реализация этих |

| |отдавая синьору лишь |жизни | |гуманистических |

| |часть своего времени и |синьоры не | |представлений в социальной|

| |труда либо в форме |могут | |практике оказалась, |

| |барщины, либо в форме |ничего от | |однако, довольно трудным |

| |натурального или |них | |делом; статус художников |

| |денежного оброка – чинша.|требовать, | |менялся куда медленней, |

| |Дугой принцип разделения |если только| |чем у интеллектуалов. Во |

| |крестьянства – правовой. |они не | |второй половине XV в. |

| |Степень правоспособности |провинятся,| |положение если и |

| |крестьянства варьировала |кроме | |изменилось, то не к |

| |очень сильно – от личной |чиншей, | |худшему. (Боттичелли в |

| |зависимости до |рент и | |старости впал в нищету, |

| |обязанности делать чисто |повинностей| |как объясняет Вазари, |

| |символические взносы и |. И лишь | |оттого что бросил живопись|

| |подчиняться |когда они | |и не имел иных источников |

| |сеньориальному суду. |умирают или| |дохода.) только с начала |

| |Непосредственное |женятся на | |16 в. у «художников |

| |присвоение синьором |свободных | |исчезает уверенность в |

| |крестьянского труда |женщинах, | |заработке», но пока не |

| |осуществлялось путем |все их | |обозначился кризис |

| |отработок на господской |имущество –| |Возрождения, пока «не |

| |земле и на господском |движимое и | |начинается период |

| |дворе со своим рабочим |недвижимое | |странствований |

| |скотом и со своими |– переходит| |художников», пока не |

| |орудиями, причем размеры |к синьорам.| |приходит следующая за |

| |этих отработок |Ибо тот, | |Возрождением эпоха |

| |соответствовали площади |кто женится| |«отчаявшихся и отчаянных, |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.