| |||||
МЕНЮ
| Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения|Обувь по форме и материалу | | |напоминает мужскую. | | |Позднее средневековье. Удлиненные | | |пропорции, легкие, изящные, | | |уходящие ввысь линии готоческой | | |архитектуры, безусловно, оказывают | | |влияние на формы костюма позднего | | |средневековья. | | |Если прилегающий силуэт в мужской | | |одежде подчеркивал мужественность, | | |то в женской, наоборот, - покатые | | |узкие плечи, хрупкость, красоту | | |молодой девушки. От талии силуэт | | |книзу расширялся. В 15 в. пропорции| | |женского прилегающего костюма | | |меняются. Линия талии в сюрко | | |переносится под грудь, появляется | | |шлейф. Спереди сюрко укороченно, | | |как бы вздернуто в центре на талии.| | |–это позволяет видеть украшенный | | |подол котт и создает определенную | | |постановку фигуры – животом вперед,| | |что соответствовало представлениям | | |о красоте женщины. Костюм дополнен | | |конусообразным головным убором с | | |вуалью, высота которого достигала | | |70 см. | | |Как мужскому, так и женскому | | |костюму присуща искусственная | | |вытянутость форм, в линиях | | |сказывается особенность «готической| | |кривой», фигуры приобретают | | |S-образный силуэт. | | |Искусство |Искусство | |Романское искусство12 века, |Для Возрождения характерен культ | |преисполненное пессимизма, |красоты, прежде всего красоты | |довольствовалось изображением |человека. Итальянская живопись, | |животных. В 13 веке рвущаяся к |которая на время становиться | |счастью готика обратилась к цветам |ведущим видом искусства, | |и людям. Готическое искусство |изображает прекрасных, совершенных| |скорее аллегорично, чем символично.|людей. Живопись Раннего | |В «Романе о Розе» отвлеченные |Возрождения представлена | |понятия предстают именно в |творчеством Боттичелли | |человеческом обличье, будь они |(1445-1510), создавшего | |хорошие или плохие: Скупость, |произведения на религиозные и | |Старость, Приветливость, Грубость, |мифологические сюжеты, в том чиле | |Разум, Притворство, Природа. Готика|картины «Весна», «Рождение | |ещё фантастична, но её |Венеры», а также Джотто | |фантастичность скорее причудлива, |(1266-1337), освободившего | |чем отпугивающа. |итальянскую фресковую живопись от | |Иконография становиться |влияния византийской. | |нравоучительной., она стремилась |Реалистическую манеру изображения,| |учить. Жизнь деятельная и жизнь |присущую Джотто, в начале 15 века | |созерцательная, добродетели и |продолжил и развил Мазаччо | |пороки, все с человеческими лицами,|(1401-1428). Используя законы | |распологались в определенном |перспективы, он сумел сделать | |порядке на порталах соборов, |изображения фигур объемными. | |украшая их и обеспечивая |Одним из наиболее известных | |проповедникам иллюстрации к их |скульпторов того времени был | |нравственным проповедям и |Донетелло (1386-1466), автор ряда | |поучениям. Разумеется, задача |реалистических работ портретного | |служить назиданием и раньше всегда |типа, впервые вновь после | |возлагалась церковью на искусство. |античности представившего в | |«Живопись,- говорил Гонорий |скульптуре обнаженное тело. | |Августодунский, - имеет 3 задачи. |Крупнейший архитектор Раннего | |Первой из них является задача |Возрождения – | |обучения основам катехезиса, ибо |Брунеллески(1377-1446). Он | |живопись есть «литература для |стремился сочетать элементы | |мирян», а 2 другие задачи – |древнеримского и готического | |эстетическая и историческая». Уже в|стилей, строил храмы, дворцы, | |1025г. Арраский собор утверждал: |капеллы. | |«Неграмотные созерцают в живописи |Титаном Высокого Возрождения был | |то, что они не могут прочесть». |Леонардо да Винчи (1456-1519). | |Однако первым стремлением было |Леонардо одновременно был | |произвести впечатление и даже |художником, теоретиком искусства, | |напугать. Отныне все становилось |скульптором, архитектором, | |нравоучением: изложение Библии, |математиком, физиком, астрономом, | |псалтыря. Морализирующие травники |физиологом, анатомом; почти все | |трансформировали писание в собрание|области науки обогатил гениальными| |занимательных историй, на которых |догадками. Важнейшие его | |строилось религиозное восприятие. |художественные работы – «Тайная | |Эти изменения имели, однако, не |вечеря»- фреска в миланском | |только положительнле последствие. |монастыре Санта Мария делла | |«Возможно, самое важноеиз всех |Грацие, а также всемирно известный| |изменений, и являет нам |портрет молодой флорентийки Моны | |средневековое искусство, - было то,|Лизы или «Джоконда». | |что породило – вместе с разумом или|Титаном Высокого Возрождения был и| |натурализмом – новый взгляд на мир,|великий живописец Рафаэль Санти | |новую систему ценностей». |(1483-1520), создатель | |Литература |«Сикстинской мадонны», величайшего| |Важным элементом художественной |произведения мировой живописи. | |культуры Средневековья было |Последним великим представителем | |литературное творчество. Одним из |культуры Высокого Возрождения был | |наиболее образованных людей своего |Микеланджело Буонаротти | |времени был Беда Достопочтенный, |(1475-1564) – скульптор, | |автор первого крупного сочинения по|архитектор и поэт, создатель | |истории. К доминиканскому ордену |знаменитой статуи Давида, | |принадлежал философ Средневековья |скульптурных фигуг «Утро», | |Фома Аквинский (1225 или |«Вечер», «День», «Ночь», | |1226-1274), сформулировавшего 5 |выполненных для гробниц в капелле | |доказательств бытия Бога. Высокого |Медичи. Микеланджело расписал | |развития достигает устная поэзия. |потолок и стены Сикстинской | |Лучшими образцами её являются |капеллы Ватиканского дворца; одной| |произведения героического эпоса |из самых впечатляющих фресок | |Англии и Скандинавии: «Поэма о |является сцена Страшного суда. | |Беовульфе» (700 г.); «Старшая Эда».|Замечательными художниками этого | |Весьма важный элемент устного |периода был Джорджоне (1477-1576),| |творчества –саги, сохранившие |зоздавший знаменитые полотна | |память народа о действительных |«Юдифь» и «Спящая Венера», и | |исторических событиях («Сага о |Тициан (1477-1576), воспевавший | |Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об |красоту окружающего мира и | |Эрике Рыжем» и др.). |человека. | |Еще одно крупное направление |Многие живописцы, поэты, | |художественного творчества – |скульпторы, архитекторы отказались| |рыцарская литература, получившая |от идей гуманизма, стремясь | |развитие в период Классического |освоить лишь «манеру» великих | |Средневековья. Героем ее был |деятелей Возрождения. Наиболее | |воин-феодал, совершающий подвиги. |крупными художниками, работающими | |Наиболее известны «Песнь о Роланде»|в стиле маньеризма, были Понтормо | |Готфридат Страсбургского (Франция),|(1494-1557), Бронзино (1503-1572),| |рыцарский стихотворный роман |скульптор Челлини(1500-1573). Их | |«Тристан и Изольда» (Германия), |произведения отличались | |«Песнь о Нибелунгах» (Германия), |усложненностью и напряженностью | |«Песнь о моем Сиде» и «Родриго» |образов. В то же время некоторые | |(Испания) и др. |живописцы продолжают развивать | |К западноевропейской литературе |реалистическую традицию в | |относится и распространенная |живописи: Веронезе (1528-1588), | |рыцарская лирическая поэзия, |Тинторетто (1518-1594), Караваджо | |воспевавшая образцы верности Даме |(1573-1610), братья Караччи. | |сердца, ради которой рыцари |Победа Реформации с середине 16 | |подвергали себя возможным |века вызвала общественный подьем и| |испытаниям с риском для жизни. |рост национальной культуры. | |Поэты-певцы,прославлявшие в своих |Замечательного расвета достигло | |песнях рыцарскую любовь, в Германии|изобразительное искусство. В этой | |назывались миннезингерами (певцы |области работали знаменитый | |высокой любви), на юге Франции – |живописец и гравер Альбрехт Дюрер | |трубадурами, а на севере страны - |(1471-1528), художники Ганс | |труверами. Наиболее извесные авторы|Гольбейн Младший (1497-1543), | |– Бертран де Брон (ок. 1140-1215), |Лукас Кранах Старший (1472-1553). | |Джаурфре Рюдель (1140-1170), Арно |Литература. | |Даниэль. |У истоков Возрождения в Италии | |Важнейший памятник английской |стоял великий Данте Алигьери(1265 | |литературы 13 в. – знаменитые |– 1321), автор «Божественной | |Баллады о Робин Гуде. |комедии». Данте взял привычный для| |Итальянская литература представлена|Средневековья сюжет и сумел силой | |в основном лирической поэзией, т.н.|своего воображения провести | |«новый сладостный стиль», |читателей по всем кругам Ада, | |прославляющий любовь к женщине. |Чистилища и Рая; некоторые его | |Основатель этого стиля – болонский |современники полагали, что Данте | |поэт Гвидо Гвиницелли (1230-1276), |действительно побывал там. Данте, | |а крупнейшие представители – |Франческо Петрарка(1304-1274) и | |флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо|Джованни Бокаччо (1313-1375_ - | |Кавальканти (1259-1300). |знаменитые поэты Возрождения, были| |Представителями городской культуры |создателями итальянского | |были Чекко Анджольери, Гвидо |литературного языка. Всемирную | |Орланди (конец 13 в.). |известность получили сонеты | |Весьма значительным явлением в |Петрарки на жизнь и смерть иадонны| |литературном творчестве |Лауры. | |средневековой Европы была поэзия |В ней сочетал Господь любовь и | |вагантов (от лат. Vagari – |честь, | |бродить), родиной которой считается|Очарованьем наделя под стать | |Франция. Вместе с появлением |Природой красоте – очам на | |нецерковных школ в 12 веке и |радость. | |возникает данная субкультура – в |И что-то у нее во взоре есть, | |форме поэтического творчества |Что в полночь день сиять заставит,| |учащихся этих школ, бродивших по |засиять, | |городам и весям. Особенностью |Даст горечь меду и полыни | |творчества вагантов была его яркая |сладость. | |антиклерикальная направленность, |Последователем Петрарки был | |что безусловно вызывало ответные |Бокаччо, автор «Декамерона»- | |репрессивные меры со стороны |собрания реалистических новелл, | |церкви. |объединенных общим гуманистическим| |«Эй, - раздался светлый зов, - |идеалом и представляющих единое | |началось веселье! |целое. | |Поп, забудь про часослов! |К концу 15 – первой трети 16 вв. | |Прочь, монах, из кельи!» |относится расцвет творчества | |Сам профессор, как школяр, |Ариосто (1474-1537), итальянского | |Выбежал из класса, |поэта, автора поэмы «Неистовый | |Ощутив священный жар |Роланд». | |Сладостного часа. |Выдающимся представителем немецкой| | |гуманистической литературы был | | |Иоганн Рейхлин (1455-1522), автор | | |сатирического произведения «Письма| | |темных людей». Крупнейшими | | |немецками поэтами эпохи Реформации| | |были Ганс Сакс (1494-1576) и | | |Иоганн Фишарт (1546-1590). | | |Крупнейшим представителем культуры| | |Возрождения в Нидерландах был | | |Эразм Роттердамский (1496-1536)., | | |ему принадлежит «Похвала | | |глупости». | | |Величайшей фигурой английского | | |Возрождения был Вильям Шекспир | | |(1564-1616), создатель трагедий | | |«Гамлет», «Король Лир», «Отелло», | | |исторических пьес «Генрих | | |VI»,«Ричард 111», сонетов. | | |В Испании в жанре плутовского | | |романа впервые выступил Фернандо | | |де Рохас, автор трагикомедии | | |«Селестина», его продолжил Мигель | | |де Сервантес (1547-1616), автор | | |«Дон-Кихота». Основоположник | | |испанской драмы Лопе де Вега, | | |автор «Собака на сене», «Учитель | | |танцев». | | |Во Франции представителем | | |гуманизма был Француа Рабле | | |(1494-1553), автор сатирического | | |романа «Гаргантюа и пантагрюэль». | | |Направление «Плеяды» возглавляли | | |знаменитые поэты Пьер де Ронсар | | |(1524-1585) и Жоакен Дю Белле | | |(1525-1565) | | |До той поры, как в мир любовь | | |пришла | | |И первый све из хаоса явила, | | |Не созданы, кишели в нем светила | | |Без облика, без формы, без числа… | Список используемой литературы: 1. Жак Ле Гофф «Цивилизация Средневекового Запада» М. «Прогресс» 1992г. 2. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение. М. «Наука» 1988г. 3. «Средневековая Европа глазами современников и историков». М. «Интерпракс» 1994г. 3 – 4 т. 4. «Культура и искусство средневекового города» под ред. И. П. Русанова М. «Наука» 1984г. 5. «Искусство» И.Д.Д. Москва «Аванта+»1999г. (стр.222 – 260; 402 – 480) 6. Л. М. Баткин «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». М. «Наука» 1978 г. 7. «Средневековое городское право XII – XIII веков. Сборник текстов. Под ред. С. М. Стама. Саратов 1989 8. «Всемирная история». Крестовые походы. У истоков Ренессанса. М.-Минск 1999 г. 9. А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. «История Средних веков». М. «Интерпракс»1994 г. 10. А. К. Дживелегов «Рабле» Вступительная статья. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле Ф. М. «Правда». 1981 г. 11. М. Н. Мерцалова «История костюма» М. 1972 г. 12. «Культурология. История мировой культуры» под ред А. Н. Марковой. М. 1998г. 13. «Культура и общество Западноевропейского Средневековья». Лучицкая С.И.. – М.: Интерпакс,1994. 14. «Культура эпохи Возрождения.» Мирецкая Н.В. Мирецкая Е В.– М.: Просвещение,1996 ----------------------- ( [1] см сноску № 2 стр.82 [2] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления». «Наука». 1978г. стр 79. [3] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1996. - С – 185. [4] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления». «Наука». 1978 г. с.47 [5] «Песни трубадуров.» песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности. М. 1979 г. стр. 182-183. [6] А. Я. Гуревич «Культура Средневековья» стр 300-301 [7] См. сноску №2. [8] Цит. По: Рабинович. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979 стр. 347. [9] См. сноску №2. [10] См. письмо Поджио Браччолини к Гуарино (1416 г.) см. сноску №2 [11] см. сноску № 2 стр. 31. [12] См. сноску № 1 стр 59. [13] «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов 14 – 15 вв. под ред. Ю. Л. Бессмертного. Стр. 218 –229. М 1991г. [14] см сноску №10 стр 257-260 [15] см сноску №10 стр 139-142 «Стриженный луг» [16] см сноску №10 «Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание дочерям» [17] Мерцалова М.Н. «История костюма». М.,1972 г. стр 32. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|