бесплатно рефераты
 

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

|Обувь по форме и материалу | |

|напоминает мужскую. | |

|Позднее средневековье. Удлиненные | |

|пропорции, легкие, изящные, | |

|уходящие ввысь линии готоческой | |

|архитектуры, безусловно, оказывают | |

|влияние на формы костюма позднего | |

|средневековья. | |

|Если прилегающий силуэт в мужской | |

|одежде подчеркивал мужественность, | |

|то в женской, наоборот, - покатые | |

|узкие плечи, хрупкость, красоту | |

|молодой девушки. От талии силуэт | |

|книзу расширялся. В 15 в. пропорции| |

|женского прилегающего костюма | |

|меняются. Линия талии в сюрко | |

|переносится под грудь, появляется | |

|шлейф. Спереди сюрко укороченно, | |

|как бы вздернуто в центре на талии.| |

|–это позволяет видеть украшенный | |

|подол котт и создает определенную | |

|постановку фигуры – животом вперед,| |

|что соответствовало представлениям | |

|о красоте женщины. Костюм дополнен | |

|конусообразным головным убором с | |

|вуалью, высота которого достигала | |

|70 см. | |

|Как мужскому, так и женскому | |

|костюму присуща искусственная | |

|вытянутость форм, в линиях | |

|сказывается особенность «готической| |

|кривой», фигуры приобретают | |

|S-образный силуэт. | |

|Искусство |Искусство |

|Романское искусство12 века, |Для Возрождения характерен культ |

|преисполненное пессимизма, |красоты, прежде всего красоты |

|довольствовалось изображением |человека. Итальянская живопись, |

|животных. В 13 веке рвущаяся к |которая на время становиться |

|счастью готика обратилась к цветам |ведущим видом искусства, |

|и людям. Готическое искусство |изображает прекрасных, совершенных|

|скорее аллегорично, чем символично.|людей. Живопись Раннего |

|В «Романе о Розе» отвлеченные |Возрождения представлена |

|понятия предстают именно в |творчеством Боттичелли |

|человеческом обличье, будь они |(1445-1510), создавшего |

|хорошие или плохие: Скупость, |произведения на религиозные и |

|Старость, Приветливость, Грубость, |мифологические сюжеты, в том чиле |

|Разум, Притворство, Природа. Готика|картины «Весна», «Рождение |

|ещё фантастична, но её |Венеры», а также Джотто |

|фантастичность скорее причудлива, |(1266-1337), освободившего |

|чем отпугивающа. |итальянскую фресковую живопись от |

|Иконография становиться |влияния византийской. |

|нравоучительной., она стремилась |Реалистическую манеру изображения,|

|учить. Жизнь деятельная и жизнь |присущую Джотто, в начале 15 века |

|созерцательная, добродетели и |продолжил и развил Мазаччо |

|пороки, все с человеческими лицами,|(1401-1428). Используя законы |

|распологались в определенном |перспективы, он сумел сделать |

|порядке на порталах соборов, |изображения фигур объемными. |

|украшая их и обеспечивая |Одним из наиболее известных |

|проповедникам иллюстрации к их |скульпторов того времени был |

|нравственным проповедям и |Донетелло (1386-1466), автор ряда |

|поучениям. Разумеется, задача |реалистических работ портретного |

|служить назиданием и раньше всегда |типа, впервые вновь после |

|возлагалась церковью на искусство. |античности представившего в |

|«Живопись,- говорил Гонорий |скульптуре обнаженное тело. |

|Августодунский, - имеет 3 задачи. |Крупнейший архитектор Раннего |

|Первой из них является задача |Возрождения – |

|обучения основам катехезиса, ибо |Брунеллески(1377-1446). Он |

|живопись есть «литература для |стремился сочетать элементы |

|мирян», а 2 другие задачи – |древнеримского и готического |

|эстетическая и историческая». Уже в|стилей, строил храмы, дворцы, |

|1025г. Арраский собор утверждал: |капеллы. |

|«Неграмотные созерцают в живописи |Титаном Высокого Возрождения был |

|то, что они не могут прочесть». |Леонардо да Винчи (1456-1519). |

|Однако первым стремлением было |Леонардо одновременно был |

|произвести впечатление и даже |художником, теоретиком искусства, |

|напугать. Отныне все становилось |скульптором, архитектором, |

|нравоучением: изложение Библии, |математиком, физиком, астрономом, |

|псалтыря. Морализирующие травники |физиологом, анатомом; почти все |

|трансформировали писание в собрание|области науки обогатил гениальными|

|занимательных историй, на которых |догадками. Важнейшие его |

|строилось религиозное восприятие. |художественные работы – «Тайная |

|Эти изменения имели, однако, не |вечеря»- фреска в миланском |

|только положительнле последствие. |монастыре Санта Мария делла |

|«Возможно, самое важноеиз всех |Грацие, а также всемирно известный|

|изменений, и являет нам |портрет молодой флорентийки Моны |

|средневековое искусство, - было то,|Лизы или «Джоконда». |

|что породило – вместе с разумом или|Титаном Высокого Возрождения был и|

|натурализмом – новый взгляд на мир,|великий живописец Рафаэль Санти |

|новую систему ценностей». |(1483-1520), создатель |

|Литература |«Сикстинской мадонны», величайшего|

|Важным элементом художественной |произведения мировой живописи. |

|культуры Средневековья было |Последним великим представителем |

|литературное творчество. Одним из |культуры Высокого Возрождения был |

|наиболее образованных людей своего |Микеланджело Буонаротти |

|времени был Беда Достопочтенный, |(1475-1564) – скульптор, |

|автор первого крупного сочинения по|архитектор и поэт, создатель |

|истории. К доминиканскому ордену |знаменитой статуи Давида, |

|принадлежал философ Средневековья |скульптурных фигуг «Утро», |

|Фома Аквинский (1225 или |«Вечер», «День», «Ночь», |

|1226-1274), сформулировавшего 5 |выполненных для гробниц в капелле |

|доказательств бытия Бога. Высокого |Медичи. Микеланджело расписал |

|развития достигает устная поэзия. |потолок и стены Сикстинской |

|Лучшими образцами её являются |капеллы Ватиканского дворца; одной|

|произведения героического эпоса |из самых впечатляющих фресок |

|Англии и Скандинавии: «Поэма о |является сцена Страшного суда. |

|Беовульфе» (700 г.); «Старшая Эда».|Замечательными художниками этого |

|Весьма важный элемент устного |периода был Джорджоне (1477-1576),|

|творчества –саги, сохранившие |зоздавший знаменитые полотна |

|память народа о действительных |«Юдифь» и «Спящая Венера», и |

|исторических событиях («Сага о |Тициан (1477-1576), воспевавший |

|Ньяле», «Сага об Эгиле», «Сага об |красоту окружающего мира и |

|Эрике Рыжем» и др.). |человека. |

|Еще одно крупное направление |Многие живописцы, поэты, |

|художественного творчества – |скульпторы, архитекторы отказались|

|рыцарская литература, получившая |от идей гуманизма, стремясь |

|развитие в период Классического |освоить лишь «манеру» великих |

|Средневековья. Героем ее был |деятелей Возрождения. Наиболее |

|воин-феодал, совершающий подвиги. |крупными художниками, работающими |

|Наиболее известны «Песнь о Роланде»|в стиле маньеризма, были Понтормо |

|Готфридат Страсбургского (Франция),|(1494-1557), Бронзино (1503-1572),|

|рыцарский стихотворный роман |скульптор Челлини(1500-1573). Их |

|«Тристан и Изольда» (Германия), |произведения отличались |

|«Песнь о Нибелунгах» (Германия), |усложненностью и напряженностью |

|«Песнь о моем Сиде» и «Родриго» |образов. В то же время некоторые |

|(Испания) и др. |живописцы продолжают развивать |

|К западноевропейской литературе |реалистическую традицию в |

|относится и распространенная |живописи: Веронезе (1528-1588), |

|рыцарская лирическая поэзия, |Тинторетто (1518-1594), Караваджо |

|воспевавшая образцы верности Даме |(1573-1610), братья Караччи. |

|сердца, ради которой рыцари |Победа Реформации с середине 16 |

|подвергали себя возможным |века вызвала общественный подьем и|

|испытаниям с риском для жизни. |рост национальной культуры. |

|Поэты-певцы,прославлявшие в своих |Замечательного расвета достигло |

|песнях рыцарскую любовь, в Германии|изобразительное искусство. В этой |

|назывались миннезингерами (певцы |области работали знаменитый |

|высокой любви), на юге Франции – |живописец и гравер Альбрехт Дюрер |

|трубадурами, а на севере страны - |(1471-1528), художники Ганс |

|труверами. Наиболее извесные авторы|Гольбейн Младший (1497-1543), |

|– Бертран де Брон (ок. 1140-1215), |Лукас Кранах Старший (1472-1553). |

|Джаурфре Рюдель (1140-1170), Арно |Литература. |

|Даниэль. |У истоков Возрождения в Италии |

|Важнейший памятник английской |стоял великий Данте Алигьери(1265 |

|литературы 13 в. – знаменитые |– 1321), автор «Божественной |

|Баллады о Робин Гуде. |комедии». Данте взял привычный для|

|Итальянская литература представлена|Средневековья сюжет и сумел силой |

|в основном лирической поэзией, т.н.|своего воображения провести |

|«новый сладостный стиль», |читателей по всем кругам Ада, |

|прославляющий любовь к женщине. |Чистилища и Рая; некоторые его |

|Основатель этого стиля – болонский |современники полагали, что Данте |

|поэт Гвидо Гвиницелли (1230-1276), |действительно побывал там. Данте, |

|а крупнейшие представители – |Франческо Петрарка(1304-1274) и |

|флорентийцы Брунетто Латини и Гвидо|Джованни Бокаччо (1313-1375_ - |

|Кавальканти (1259-1300). |знаменитые поэты Возрождения, были|

|Представителями городской культуры |создателями итальянского |

|были Чекко Анджольери, Гвидо |литературного языка. Всемирную |

|Орланди (конец 13 в.). |известность получили сонеты |

|Весьма значительным явлением в |Петрарки на жизнь и смерть иадонны|

|литературном творчестве |Лауры. |

|средневековой Европы была поэзия |В ней сочетал Господь любовь и |

|вагантов (от лат. Vagari – |честь, |

|бродить), родиной которой считается|Очарованьем наделя под стать |

|Франция. Вместе с появлением |Природой красоте – очам на |

|нецерковных школ в 12 веке и |радость. |

|возникает данная субкультура – в |И что-то у нее во взоре есть, |

|форме поэтического творчества |Что в полночь день сиять заставит,|

|учащихся этих школ, бродивших по |засиять, |

|городам и весям. Особенностью |Даст горечь меду и полыни |

|творчества вагантов была его яркая |сладость. |

|антиклерикальная направленность, |Последователем Петрарки был |

|что безусловно вызывало ответные |Бокаччо, автор «Декамерона»- |

|репрессивные меры со стороны |собрания реалистических новелл, |

|церкви. |объединенных общим гуманистическим|

|«Эй, - раздался светлый зов, - |идеалом и представляющих единое |

|началось веселье! |целое. |

|Поп, забудь про часослов! |К концу 15 – первой трети 16 вв. |

|Прочь, монах, из кельи!» |относится расцвет творчества |

|Сам профессор, как школяр, |Ариосто (1474-1537), итальянского |

|Выбежал из класса, |поэта, автора поэмы «Неистовый |

|Ощутив священный жар |Роланд». |

|Сладостного часа. |Выдающимся представителем немецкой|

| |гуманистической литературы был |

| |Иоганн Рейхлин (1455-1522), автор |

| |сатирического произведения «Письма|

| |темных людей». Крупнейшими |

| |немецками поэтами эпохи Реформации|

| |были Ганс Сакс (1494-1576) и |

| |Иоганн Фишарт (1546-1590). |

| |Крупнейшим представителем культуры|

| |Возрождения в Нидерландах был |

| |Эразм Роттердамский (1496-1536)., |

| |ему принадлежит «Похвала |

| |глупости». |

| |Величайшей фигурой английского |

| |Возрождения был Вильям Шекспир |

| |(1564-1616), создатель трагедий |

| |«Гамлет», «Король Лир», «Отелло», |

| |исторических пьес «Генрих |

| |VI»,«Ричард 111», сонетов. |

| |В Испании в жанре плутовского |

| |романа впервые выступил Фернандо |

| |де Рохас, автор трагикомедии |

| |«Селестина», его продолжил Мигель |

| |де Сервантес (1547-1616), автор |

| |«Дон-Кихота». Основоположник |

| |испанской драмы Лопе де Вега, |

| |автор «Собака на сене», «Учитель |

| |танцев». |

| |Во Франции представителем |

| |гуманизма был Француа Рабле |

| |(1494-1553), автор сатирического |

| |романа «Гаргантюа и пантагрюэль». |

| |Направление «Плеяды» возглавляли |

| |знаменитые поэты Пьер де Ронсар |

| |(1524-1585) и Жоакен Дю Белле |

| |(1525-1565) |

| |До той поры, как в мир любовь |

| |пришла |

| |И первый све из хаоса явила, |

| |Не созданы, кишели в нем светила |

| |Без облика, без формы, без числа… |

Список используемой литературы:

1. Жак Ле Гофф «Цивилизация Средневекового Запада» М. «Прогресс» 1992г.

2. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение.

М. «Наука» 1988г.

3. «Средневековая Европа глазами современников и историков». М.

«Интерпракс» 1994г. 3 – 4 т.

4. «Культура и искусство средневекового города»

под ред. И. П. Русанова М. «Наука» 1984г.

5. «Искусство» И.Д.Д. Москва «Аванта+»1999г. (стр.222 – 260; 402 – 480)

6. Л. М. Баткин «Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления». М.

«Наука» 1978 г.

7. «Средневековое городское право XII – XIII веков. Сборник текстов. Под

ред. С. М. Стама. Саратов 1989

8. «Всемирная история». Крестовые походы. У истоков Ренессанса. М.-Минск

1999 г.

9. А. Я. Гуревич, Д. Э. Харитонович. «История Средних веков». М.

«Интерпракс»1994 г.

10. А. К. Дживелегов «Рабле» Вступительная статья. «Гаргантюа и

Пантагрюэль». Рабле Ф. М. «Правда». 1981 г.

11. М. Н. Мерцалова «История костюма» М. 1972 г.

12. «Культурология. История мировой культуры» под ред А. Н. Марковой. М.

1998г.

13. «Культура и общество Западноевропейского Средневековья». Лучицкая С.И..

– М.: Интерпакс,1994.

14. «Культура эпохи Возрождения.» Мирецкая Н.В. Мирецкая Е В.– М.:

Просвещение,1996

-----------------------

(

[1] см сноску № 2 стр.82

[2] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления».

«Наука». 1978г. стр 79.

[3] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1996. - С –

185.

[4] Л.М. Баткин «Итальянские гуманисту: стиль жизни, стиль мышления».

«Наука». 1978 г. с.47

[5] «Песни трубадуров.» песня жонглера, мечтающего о богатстве и знатности.

М. 1979 г. стр. 182-183.

[6] А. Я. Гуревич «Культура Средневековья» стр 300-301

[7] См. сноску №2.

[8] Цит. По: Рабинович. В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.

М., 1979 стр. 347.

[9] См. сноску №2.

[10] См. письмо Поджио Браччолини к Гуарино (1416 г.) см. сноску №2

[11] см. сноску № 2 стр. 31.

[12] См. сноску № 1 стр 59.

[13] «Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов 14 –

15 вв. под ред. Ю. Л. Бессмертного. Стр. 218 –229. М 1991г.

[14] см сноску №10 стр 257-260

[15] см сноску №10 стр 139-142 «Стриженный луг»

[16] см сноску №10 «Книга рыцаря Делатур Ландри, написанная в назидание

дочерям»

[17] Мерцалова М.Н. «История костюма». М.,1972 г. стр 32.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.