бесплатно рефераты
 

Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

| |которая превращает |перемещаетс| |резкость пределов, |

| |прошлое в настоящее, |я с одного | |самобытная личность всего:|

| |потому что канвой истории|конца | |гор, долин, города, травы |

| |служит вечность. |Вселенной | |– одна из главных черт |

| |Средневековый человек ни |на другой, | |Италии; сливающиеся |

| |знал унифицированного |что бы | |пределы, пропадающие |

| |времени, ни единообразной|отдавать | |очертания – принадлежность|

| |хронологии. |себя всем | |севера. Прозрачно небо, на|

| |Множественность времен – |народам. Мы| |котором дома и |

| |такова реальность для |видим, что | |возвышенности |

| |средневекового разума. |она | |вырисовываются четко и |

| |Нигде потребность в |побывала у | |стройно. Картина мира для |

| |хронологии не была столь |индийцев, | |человека – не выдумка, не |

| |сильной, как в священной |вавилонян, | |умозрение эмпиризма, а то,|

| |истории. Всемирные |египтян, | |что видит глаз, – это есть|

| |хроники начинались с дат |греков, | |на самом деле. Эпоха |

| |священной истории. |арабов и | |Возрождения возвеличивает |

| |Конечно, средневековая |латинян. | |человека, возносит его на |

| |хронология, способы |Она | |беспримерно высокий |

| |измерения времени, приемы|покинула | |пьедестал, уделяет ему |

| |определения даты и часа, |Афины, | |такое место в мире, |

| |сам хронологический |оставила | |которое никогда до этого |

| |инструментарий – все это |Рим, забыла| |не грезилось ему. Человек |

| |носило рудиментарный |Париж и | |поднимается над миром, |

| |характер. Здесь полностью|только что | |впервые ощущая власть над |

| |сохранялась |счастливо | |природой. Художник творит |

| |преемственность с |достигла | |мир по воле самого Бога, |

| |греко-латинским миром. |Великобрита| |подчиняет себе |

| |Устройства, служившие для|нии, | |пространство путем |

| |измерения времени, |знаменитейш| |наложения на него |

| |оставались либо |его из | |различных форм и образов. |

| |связанными с капризами |островов, | | |

| |природы – таковы |микрокосма | | |

| |солнечные часы, либо |Вселенной».| | |

| |определяли лишь отдельные|Ричард | | |

| |временные отрезки – как |Бьюри 14 в.| | |

| |песочные или водяные | | | |

| |часы. Использовались и | | | |

| |заменители часов, которые| | | |

| |не измеряли время в | | | |

| |цифрах, но определяли | | | |

| |конкретные временные | | | |

| |вехи: ночь разделялась на| | | |

| |«3 свечи», короткие | | | |

| |промежутки определяли | | | |

| |временем, потребным для | | | |

| |чтения молитв «Miserere” | | | |

| |или „Отче наш“. | | | |

| |В разных странах год | | | |

| |начинался по-разному, | | | |

| |согласно религиозной | | | |

| |традиции, которая | | | |

| |отталкивалась от | | | |

| |различных моментов | | | |

| |искупления человечества и| | | |

| |обновления времени: с | | | |

| |Рождества, Страстей | | | |

| |Господних, Воскресения | | | |

| |Христова и даже с | | | |

| |Благовещенья.Самый | | | |

| |распростра-нёный | | | |

| |хронологический „стиль“ | | | |

| |на средневековом Западе | | | |

| |начинал год с Пасхи. | | | |

| |Очень мало был | | | |

| |распространён стиль, | | | |

| |которому принадлежало | | | |

| |будующее: с 1 января, | | | |

| |Обрезания Господа. С | | | |

| |различных моментов | | | |

| |начинались и сутки: с | | | |

| |заката, полуночи или | | | |

| |полудня. Сутки делились | | | |

| |на часы неодинаковой | | | |

| |протяженности; это были | | | |

| |христианизированные | | | |

| |старые римские часы. Час | | | |

| |примерно равен нашим 3: | | | |

| |утреня(( полночь), | | | |

| |хвалины (3 часа | | | |

| |пополуночи), час первый | | | |

| |(6 часов утра), час | | | |

| |третий (9 часов), час | | | |

| |шестой (полдень), час | | | |

| |девятый (15 часов), | | | |

| |вечерня (18 часов), | | | |

| |навечерие (21 час). Как и| | | |

| |письменность, мера | | | |

| |времени оставалась в | | | |

| |течении большей части | | | |

| |Средневековья достоянием | | | |

| |могушественных верхов. | | | |

| |Народная масса не владела| | | |

| |собственным временем и | | | |

| |была не способна даже | | | |

| |определить его. Она | | | |

| |подчинялась времени, | | | |

| |которое предписывали | | | |

| |колокола, трубы и | | | |

| |рыцарские рога. | | | |

| |И всё таки средневековое | | | |

| |время было прежде всего | | | |

| |аграрным. Время | | | |

| |сельскохозяйственных | | | |

| |работ, оно не было | | | |

| |насыщенно событиями и не | | | |

| |нуждалось в датах – или, | | | |

| |вернее, его даты | | | |

| |подчинялись природному | | | |

| |ритму. Сельское время | | | |

| |было природным временем с| | | |

| |его делением на день, | | | |

| |ночь и времена года. | | | |

| |Проникнутое контрастами, | | | |

| |оно подпитывало | | | |

| |средневековую тенденцию к| | | |

| |манихейству: оппозицию | | | |

| |мрака и света, холода и | | | |

| |тепла, деятельности и | | | |

| |праздности, жизни и | | | |

| |смерти. Всё „светлое“ – | | | |

| |ключевое слово | | | |

| |средневековой литературы | | | |

| |и эстетики – было | | | |

| |прекрасным и добрым: | | | |

| |солнце, сверкающее на | | | |

| |латах и мечах воинов, | | | |

| |голубые глаза и белокурые| | | |

| |волосы молодых рыцарей. | | | |

| |„Прекрасен, как день“- | | | |

| |это выражение никогда не | | | |

| |ощущалось глубже, нежели | | | |

| |в средние века. вместе с | | | |

| |крестьянским временем | | | |

| |выступали и другие формы | | | |

| |социального времени: | | | |

| |время синьориальное и | | | |

| |время церковное. | | | |

| |Синьориальное время было | | | |

| |прежде всего военным. Оно| | | |

| |составляло особый период | | | |

| |года, когда | | | |

| |возобновлялись военные | | | |

| |действия и когда вассалы | | | |

| |обязаны были нести службу| | | |

| |синьорам. Это было время | | | |

| |военного сбора. | | | |

| |Синьориальное время было | | | |

| |также и временем взноса | | | |

| |крестьянских податей. Это| | | |

| |праздники, к которым | | | |

| |приурочивались | | | |

| |натуральные оброки и | | | |

| |денежные платежи. | | | |

| |Синьориальное время было | | | |

| |привязанно к природному | | | |

| |благодаря военным | | | |

| |действиям. Они начинались| | | |

| |только летом и на его | | | |

| |исходе заканчивались. Ещё| | | |

| |более увеличивало эту | | | |

| |зависимость от природного| | | |

| |времени постепенное | | | |

| |превращение средневековой| | | |

| |феодальной армии в | | | |

| |кавалерию. | | | |

| |Но средневековое время | | | |

| |было прежде всего | | | |

| |религиозным и церковным .| | | |

| |религиозным потому, что | | | |

| |год в первую очередь | | | |

| |представал как год | | | |

| |литургический. В средние | | | |

| |века более всего | | | |

| |почиталось время, | | | |

| |посвященное молитвам и | | | |

| |размышлениям о боге. И | | | |

| |особенно важной чертой | | | |

| |средневековой | | | |

| |ментальности было то, что| | | |

| |этот литургический год | | | |

| |воспринимался как | | | |

| |последовательность | | | |

| |событий из драмы | | | |

| |воплощения, из истории | | | |

| |Христа, разворачивавшейся| | | |

| |от Рождественского поста | | | |

| |до Троицы,. И ещё он был | | | |

| |наполнен событиями и | | | |

| |праздниками из другого | | | |

| |исторического цикла – | | | |

| |жизни святых. Что еще | | | |

| |более усиливало значение | | | |

| |этих праздников в глазах | | | |

| |средневековых людей, | | | |

| |окончательно придавая им | | | |

| |роль временных вех, так | | | |

| |это то, что они, помимо | | | |

| |сопровождавших их | | | |

| |внушительных религиозных | | | |

| |церемоний, давали и точки| | | |

| |отсчета экономической | | | |

| |жизни, определяя даты | | | |

| |крестьянских платежей или| | | |

| |выходные дни для | | | |

| |ремесленников и наёмных | | | |

| |рабочих. Время аграрное, | | | |

| |время синьориальное, | | | |

| |время церковное – все они| | | |

| |тесно зависили от | | | |

| |природного времени. | | | |

|Арх|В 10 – 12 веках соборы |«С |«великое… |Родоначальник ренессансной|

|ите|сохраняли некоторые черты|наступление|вздымающее|архитектуры Италии, один |

|кту|римских церквей. Это были|м 3 года, |ся к |из создателей научной |

|ра |здания с массивными |последовавш|небесам |теории перспективы, был |

| |сводами и колоннами. Этот|его за |сооружение|Филипп о Брунеллески. Он |

|меб|архитектурный стиль так и|тысячным, |осеняет |построил Купол Собора |

|ель|был впоследствии назван |почти все |собой все |Санта-Мария дель Фьоре во |

| |–романский. Становление |земли, но |тосканские|Флоренции (ранняя |

| |романского искусства в |особенно |земли». |постройка)- блестящее |

| |различных странах и |–Италия и |Леон |инженерное и пластическое |

| |областях Европы |Галия, |Баттиста |сооружение; первое в |

| |происходило неравномерно.|оказались |Альберти. |истории ренессансного |

| |Если на северо-востоке |свидетелями|Рененессан|гражданского творчества |

| |Франции период романики |перестройки|сный |здание приюта – Оспедале |

| |завершился в конце 12 в.,|зданий… мир|стиль: |дельи Инноченти.. В |

| |то в Германии и Италии |как будто |Купол |постройках Брунеллески |

| |характерные черты этого |стряхивал с|кафедральн|выражена одна из главных |

| |стиля наблюдались даже в |себя ветошь|ого собора|особенностей ранней |

| |13 столетии. Формировался|и повсюду |Санта-Мари|ренессансной архитектуры: |

| |первый общеевропейский |облачался в|я дель |предназначенная для людей,|

| |стиль: рождалась |новое белое|Фьоре. 15 |она по масштабам |

| |романская архитектура. |платье |в. |соразмерна человеку, |

| |Именно в романской |церквей»…Ра|Флоренция.|приближена к его реальному|

| |архитектуре впервые в |уль Глабер.| |росту в отличие от |

| |Средневековье появились | |Капелла |готических построек с их |

| |огромные здания, целиком |Романский |Пацци. 15 |высокими сводами. Создание|

| |выстроенные из камня. |стиль: |в. |композиции, |

| |Размеры церквей |Церковь Св.|Флоренция.|ориентированной на единый |

| |увеличивались, что |Веры в | |центр и увенчанный |

| |повлекло за собой |Конке |Палаццо |куполом, хотя и не было |

| |создание новых |(Франция). |Ручеллаи. |изобретением архитектуры |

| |конструкций сводов и |1041–1130 |15 в. Л. |Возрождения, но стало |

| |опор. Цилиндрические |гг. |Б. |одной из её главных тем |

| |(имеющие форму |Замок Лош. |Альберти. |как воплощение высшего |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.