| |||||
МЕНЮ
| Сравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения| |которая превращает |перемещаетс| |резкость пределов, | | |прошлое в настоящее, |я с одного | |самобытная личность всего:| | |потому что канвой истории|конца | |гор, долин, города, травы | | |служит вечность. |Вселенной | |– одна из главных черт | | |Средневековый человек ни |на другой, | |Италии; сливающиеся | | |знал унифицированного |что бы | |пределы, пропадающие | | |времени, ни единообразной|отдавать | |очертания – принадлежность| | |хронологии. |себя всем | |севера. Прозрачно небо, на| | |Множественность времен – |народам. Мы| |котором дома и | | |такова реальность для |видим, что | |возвышенности | | |средневекового разума. |она | |вырисовываются четко и | | |Нигде потребность в |побывала у | |стройно. Картина мира для | | |хронологии не была столь |индийцев, | |человека – не выдумка, не | | |сильной, как в священной |вавилонян, | |умозрение эмпиризма, а то,| | |истории. Всемирные |египтян, | |что видит глаз, – это есть| | |хроники начинались с дат |греков, | |на самом деле. Эпоха | | |священной истории. |арабов и | |Возрождения возвеличивает | | |Конечно, средневековая |латинян. | |человека, возносит его на | | |хронология, способы |Она | |беспримерно высокий | | |измерения времени, приемы|покинула | |пьедестал, уделяет ему | | |определения даты и часа, |Афины, | |такое место в мире, | | |сам хронологический |оставила | |которое никогда до этого | | |инструментарий – все это |Рим, забыла| |не грезилось ему. Человек | | |носило рудиментарный |Париж и | |поднимается над миром, | | |характер. Здесь полностью|только что | |впервые ощущая власть над | | |сохранялась |счастливо | |природой. Художник творит | | |преемственность с |достигла | |мир по воле самого Бога, | | |греко-латинским миром. |Великобрита| |подчиняет себе | | |Устройства, служившие для|нии, | |пространство путем | | |измерения времени, |знаменитейш| |наложения на него | | |оставались либо |его из | |различных форм и образов. | | |связанными с капризами |островов, | | | | |природы – таковы |микрокосма | | | | |солнечные часы, либо |Вселенной».| | | | |определяли лишь отдельные|Ричард | | | | |временные отрезки – как |Бьюри 14 в.| | | | |песочные или водяные | | | | | |часы. Использовались и | | | | | |заменители часов, которые| | | | | |не измеряли время в | | | | | |цифрах, но определяли | | | | | |конкретные временные | | | | | |вехи: ночь разделялась на| | | | | |«3 свечи», короткие | | | | | |промежутки определяли | | | | | |временем, потребным для | | | | | |чтения молитв «Miserere” | | | | | |или „Отче наш“. | | | | | |В разных странах год | | | | | |начинался по-разному, | | | | | |согласно религиозной | | | | | |традиции, которая | | | | | |отталкивалась от | | | | | |различных моментов | | | | | |искупления человечества и| | | | | |обновления времени: с | | | | | |Рождества, Страстей | | | | | |Господних, Воскресения | | | | | |Христова и даже с | | | | | |Благовещенья.Самый | | | | | |распростра-нёный | | | | | |хронологический „стиль“ | | | | | |на средневековом Западе | | | | | |начинал год с Пасхи. | | | | | |Очень мало был | | | | | |распространён стиль, | | | | | |которому принадлежало | | | | | |будующее: с 1 января, | | | | | |Обрезания Господа. С | | | | | |различных моментов | | | | | |начинались и сутки: с | | | | | |заката, полуночи или | | | | | |полудня. Сутки делились | | | | | |на часы неодинаковой | | | | | |протяженности; это были | | | | | |христианизированные | | | | | |старые римские часы. Час | | | | | |примерно равен нашим 3: | | | | | |утреня(( полночь), | | | | | |хвалины (3 часа | | | | | |пополуночи), час первый | | | | | |(6 часов утра), час | | | | | |третий (9 часов), час | | | | | |шестой (полдень), час | | | | | |девятый (15 часов), | | | | | |вечерня (18 часов), | | | | | |навечерие (21 час). Как и| | | | | |письменность, мера | | | | | |времени оставалась в | | | | | |течении большей части | | | | | |Средневековья достоянием | | | | | |могушественных верхов. | | | | | |Народная масса не владела| | | | | |собственным временем и | | | | | |была не способна даже | | | | | |определить его. Она | | | | | |подчинялась времени, | | | | | |которое предписывали | | | | | |колокола, трубы и | | | | | |рыцарские рога. | | | | | |И всё таки средневековое | | | | | |время было прежде всего | | | | | |аграрным. Время | | | | | |сельскохозяйственных | | | | | |работ, оно не было | | | | | |насыщенно событиями и не | | | | | |нуждалось в датах – или, | | | | | |вернее, его даты | | | | | |подчинялись природному | | | | | |ритму. Сельское время | | | | | |было природным временем с| | | | | |его делением на день, | | | | | |ночь и времена года. | | | | | |Проникнутое контрастами, | | | | | |оно подпитывало | | | | | |средневековую тенденцию к| | | | | |манихейству: оппозицию | | | | | |мрака и света, холода и | | | | | |тепла, деятельности и | | | | | |праздности, жизни и | | | | | |смерти. Всё „светлое“ – | | | | | |ключевое слово | | | | | |средневековой литературы | | | | | |и эстетики – было | | | | | |прекрасным и добрым: | | | | | |солнце, сверкающее на | | | | | |латах и мечах воинов, | | | | | |голубые глаза и белокурые| | | | | |волосы молодых рыцарей. | | | | | |„Прекрасен, как день“- | | | | | |это выражение никогда не | | | | | |ощущалось глубже, нежели | | | | | |в средние века. вместе с | | | | | |крестьянским временем | | | | | |выступали и другие формы | | | | | |социального времени: | | | | | |время синьориальное и | | | | | |время церковное. | | | | | |Синьориальное время было | | | | | |прежде всего военным. Оно| | | | | |составляло особый период | | | | | |года, когда | | | | | |возобновлялись военные | | | | | |действия и когда вассалы | | | | | |обязаны были нести службу| | | | | |синьорам. Это было время | | | | | |военного сбора. | | | | | |Синьориальное время было | | | | | |также и временем взноса | | | | | |крестьянских податей. Это| | | | | |праздники, к которым | | | | | |приурочивались | | | | | |натуральные оброки и | | | | | |денежные платежи. | | | | | |Синьориальное время было | | | | | |привязанно к природному | | | | | |благодаря военным | | | | | |действиям. Они начинались| | | | | |только летом и на его | | | | | |исходе заканчивались. Ещё| | | | | |более увеличивало эту | | | | | |зависимость от природного| | | | | |времени постепенное | | | | | |превращение средневековой| | | | | |феодальной армии в | | | | | |кавалерию. | | | | | |Но средневековое время | | | | | |было прежде всего | | | | | |религиозным и церковным .| | | | | |религиозным потому, что | | | | | |год в первую очередь | | | | | |представал как год | | | | | |литургический. В средние | | | | | |века более всего | | | | | |почиталось время, | | | | | |посвященное молитвам и | | | | | |размышлениям о боге. И | | | | | |особенно важной чертой | | | | | |средневековой | | | | | |ментальности было то, что| | | | | |этот литургический год | | | | | |воспринимался как | | | | | |последовательность | | | | | |событий из драмы | | | | | |воплощения, из истории | | | | | |Христа, разворачивавшейся| | | | | |от Рождественского поста | | | | | |до Троицы,. И ещё он был | | | | | |наполнен событиями и | | | | | |праздниками из другого | | | | | |исторического цикла – | | | | | |жизни святых. Что еще | | | | | |более усиливало значение | | | | | |этих праздников в глазах | | | | | |средневековых людей, | | | | | |окончательно придавая им | | | | | |роль временных вех, так | | | | | |это то, что они, помимо | | | | | |сопровождавших их | | | | | |внушительных религиозных | | | | | |церемоний, давали и точки| | | | | |отсчета экономической | | | | | |жизни, определяя даты | | | | | |крестьянских платежей или| | | | | |выходные дни для | | | | | |ремесленников и наёмных | | | | | |рабочих. Время аграрное, | | | | | |время синьориальное, | | | | | |время церковное – все они| | | | | |тесно зависили от | | | | | |природного времени. | | | | |Арх|В 10 – 12 веках соборы |«С |«великое… |Родоначальник ренессансной| |ите|сохраняли некоторые черты|наступление|вздымающее|архитектуры Италии, один | |кту|римских церквей. Это были|м 3 года, |ся к |из создателей научной | |ра |здания с массивными |последовавш|небесам |теории перспективы, был | | |сводами и колоннами. Этот|его за |сооружение|Филипп о Брунеллески. Он | |меб|архитектурный стиль так и|тысячным, |осеняет |построил Купол Собора | |ель|был впоследствии назван |почти все |собой все |Санта-Мария дель Фьоре во | | |–романский. Становление |земли, но |тосканские|Флоренции (ранняя | | |романского искусства в |особенно |земли». |постройка)- блестящее | | |различных странах и |–Италия и |Леон |инженерное и пластическое | | |областях Европы |Галия, |Баттиста |сооружение; первое в | | |происходило неравномерно.|оказались |Альберти. |истории ренессансного | | |Если на северо-востоке |свидетелями|Рененессан|гражданского творчества | | |Франции период романики |перестройки|сный |здание приюта – Оспедале | | |завершился в конце 12 в.,|зданий… мир|стиль: |дельи Инноченти.. В | | |то в Германии и Италии |как будто |Купол |постройках Брунеллески | | |характерные черты этого |стряхивал с|кафедральн|выражена одна из главных | | |стиля наблюдались даже в |себя ветошь|ого собора|особенностей ранней | | |13 столетии. Формировался|и повсюду |Санта-Мари|ренессансной архитектуры: | | |первый общеевропейский |облачался в|я дель |предназначенная для людей,| | |стиль: рождалась |новое белое|Фьоре. 15 |она по масштабам | | |романская архитектура. |платье |в. |соразмерна человеку, | | |Именно в романской |церквей»…Ра|Флоренция.|приближена к его реальному| | |архитектуре впервые в |уль Глабер.| |росту в отличие от | | |Средневековье появились | |Капелла |готических построек с их | | |огромные здания, целиком |Романский |Пацци. 15 |высокими сводами. Создание| | |выстроенные из камня. |стиль: |в. |композиции, | | |Размеры церквей |Церковь Св.|Флоренция.|ориентированной на единый | | |увеличивались, что |Веры в | |центр и увенчанный | | |повлекло за собой |Конке |Палаццо |куполом, хотя и не было | | |создание новых |(Франция). |Ручеллаи. |изобретением архитектуры | | |конструкций сводов и |1041–1130 |15 в. Л. |Возрождения, но стало | | |опор. Цилиндрические |гг. |Б. |одной из её главных тем | | |(имеющие форму |Замок Лош. |Альберти. |как воплощение высшего | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|