бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

универсальные ее элементы. Именно эти элементы институционализируются и

получают соответствующие функции.

Культура представляет собой многослойное явление: в ней нм одну и ту же

потребность можно получить разные «культурный ответы». Множеству социальных

и этнических групп в обществе соответствует множественность культурных

ответов на одну и ту же потребность, что закономерно выражает разнообразие

человеческих склонностей и поэтому вполне функционально.

В этом аспекте предметом исследования в функционализме стали вопросы

взаимозависимости членов социокультурных групп, их конформность к ожиданиям

другу друга, присущие им знания и навыки, необходимые для поддержания

целостности своей культуры. Внимание исследователей также сосредоточено на

механизмах социальной интеграции, сокращающих межгрупповые различия, на

защитных механизмах, устраняющих межкультурные конфликты, на адаптивных

механизмах, уменьшающих взаимное разнообразие культур.

3.2. Культурный релятивизм как теоретическая и методологическая основа МКК

Правила культуры, к которой мы принадлежим, также относительны и не имеют

универсальной значимости. Чтобы понять поведение представителя другой

культуры, надо знать, насколько традиционно его поведение для его

собственной культуры.

Раскрытие смыслов и значений явлений другой культуры зачастую происходит в

соответствии со стандартами и нормами своей собственной культуры. В

обыденном сознании свои культурные ценности рассматриваются как лучшие и

более понятные. Такой подход представляется естественным и нормальным, если

не принимать во внимание тот факт, что одни и те же явления в различных

культурах имеют разный смысл. А это, в свою очередь, °значает, что культура

не подчиняется каким-либо абсолютным критериям. Культура каждого народа

относительна, и поэтому ЗДекватно ее оценить можно только в ее собственных

рамках и кницах. Данный методологический подход в культурной антропологии

получил название культурный релятивизм. Основные идеи культурного

релятивизма были сформулиров ны американским социологом Уильямом Самнером,

который полагал, что культура любого народа может быть понята только в pai

ках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Развивая эту

идею, известный американский культурный антрополог Р Бенедикт дала

развернутую трактовку культурного релятивизм предположив, что любая

культура должна пониматься не только собственных предпосылок, но и

рассматриваться в своей целостности. Она считала, что обычаи, правила,

традиции не могут бьгз адекватно поняты или оценены вне рамок своей

культуры.

Главная идея культурного релятивизма состоит в признани равноправия

культурных ценностей, созданных и создаваемы разными народами. Согласно

культурному релятивизму не сущствует элитарных или неполноценных культур,

все культуры пш своему неповторимы, и ошибочно сравнивать их друг с другоя

Иными словами, культуры всех народов одинаково ценны, но о ценности каждой

из них можно судить лишь в рамках даннокультуры. Тем самым культурный

релятивизм означает признанм самостоятельности и полноценности каждой

культуры, отрицние абсолютного значения американской или европейской

системы оценок, принципиальный отказ от этноцентризма и европсцентризма при

сравнении культур разных народов.

Принцип культурного релятивизма играет важную роль в мещ культурной

коммуникации, поскольку требует уважения и терпимости к нормам, ценностям и

типам поведения чужих культур. О* предполагает практическое отношение к

культуре каждого народа, формируя стремление понять культуру изнутри,

осознать смысл функционирования на основе представлений об идеальнолйН

желаемом, распространенном в ней.

16. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СИСТЕМ И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ СИТУАЦИЙ

История становления межкультурной коммуникации как учебной дисциплины

убедительно свидетельствует, что она изначально формировалась на основе

интеграции различных гуманитарных наук и их методов. Основоположниками

межкультурной коммуникации были представители различных научных отраслей:

лингвистики, антропологии, психологии, социологии, этнологии,

фольклористики и т.д. В процессе их совместной работы теории и методы этих

областей знаний смешивались, придавая межкультурной коммуникации

интегративный характер, который стал и остается в ней до сих пор

основополагающим.

В результате постепенно сложились три методологических подхода к изучению

межкультурного общения: функциональный, объяснительный и критический. Эти

подходы основываются на различных представлениях о природе человека,

человеческом поведении и природе человеческих знаний.

Функциональный подход сложился в 1980-е годы и основывается на методах

социологии и психологии. Согласно этому подходу I культуру любого народа

можно описать с помощью различных методов. Любые изменения в культуре также

могут быть измерены и описаны. Культура определяет поведение и общение

человека, и поэтому они также поддаются описанию и могут быть предсказаны.

Основная цель заключается в том, чтобы показать специфику влияния культуры

на коммуникацию. Сравнение культурных различий взаимодействующих сторон

позволяет предсказать успех или провал их коммуникации.

Результатом функционального подхода стала теория коммуникационного

приспособления, которая утверждает, что в ситуациях межкультурной

коммуникации люди зачастую меняют модели своего коммуникативного поведения,

приспосабливаясь к моделям партнеров по общению. При этом изменение стиля

коммуникации происходит быстрее во время ненапряженного, спокойного общения

или в случаях, когда партнеры не видят большой разницы между собой и

собеседником.

Объяснительный (или интерпретирующий) подход. Цель объяснительного подхода

заключается в том, чтобы понять и описать, но не предсказать поведение

человека. Сторонники объяснительного подхода рассматривают культуру как

среду обитания человека, созданную и изменяемую через общение. В этом

подходе используются методы антропологии и лингвистики: ролевые игры,

включенное наблюдение и др. Основное внимание обычно акцентируется на

понимании коммуникационных моделей внутри отдельной культурной группы. В

процессе исследований межкультурного общения, основанных на объяснительном

подходе, был сделан вывод, что коммуникационные правила той или иной

общности людей основываются на культурных ценностях и представлениях этой

конкретной группы.

Критический подход. Сторонники данного направления интересуются прежде

всего историческим контекстом коммуникации. В своих исследованиях они

исходят из того, что в общении всегда присутствуют силовые отношения. С

этой точки зрения культура рассматривается ими как поле борьбы место, где

многочисленные объяснения и интерпретации культурных явлений собираются

вместе и где всегда есть доминируют сила, которая определяет культурные

различия и характер объяснения. Целью изучения межкультурной коммуникации

является объяснение человеческого поведения, а через него — изменение жизни

людей. По убеждению сторонников критического подхода, изучение и описание

доминирующей в культурных ситуациях силы научит людей ей противостоять и

более эффективно организовывать свое общение с другими людьми и культурами.

Основным методом критического подхода является анализ текстов.

Главное отличие состоит в том, что этот процесс основывается на анализе и

интерпретации реальных культурных контактов. Отсюда наиболее эффективным

методом как изучения, так и обучения межкультурной коммуникации оказался

тренинг, который по сравнению с классическими академическими формами

организации учебного процесса в большей степени отвечал специфическим

требованиям и трудностям межкультурного обучения благодаря своей близости к

практике и интенсивности обучения. К их числу относятся: биографическая

рефлексия, полевое наблюдение, интерактивное моделирование, ролевые игры,

самооценка, симуляции.

1. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной

биографии с целью основ выяснения своей собственен идентичности и форм ее

проявления в повседневной жизни. С помощью анализа биографии и

воспроизведения прошлых жизненных ситуаций актуализируются чувства и

осознаются события определившие формирование личности человека. Подобная

работа над собственной биографией помогает рефлексировать различные стороны

человеческой жизнедеятельности, определять природу ценностных ориентации и

интересов и поэтому может применяться при различных методологических

подходах.

2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное

воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых

ситуаций межкультурного общения; глубже познаются интересы

взаимодействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к

восприятию норм и ценностей чужой культуры.

4. Метод самооценки своей целью ставит выделение определенных типов

поведения при межкультурном общении и рассмотрение их под соответствующим

углом зрения. Эта цель достигается посредством общественных опросов,

структурированных наблюдений и тестов. Полученные результаты становятся

темами для аналитических дискуссий и обсуждений о типах межкультурного

поведения и их результатах в межкультурном общении.

5. Метод симуляции заключается в искусственном создании конкретных

ситуаций межкультурного общения и прогнозировании возможных вариантов и

результатов исходя из различных точек зрения и аспектов.

Практика использования рассмотренных методов позволяет сделать вывод, что с

их помощью могут сравниваться две или более культуры, акцентировать

внимание как на общих трудностях процесса коммуникации, так и на частных

случаях межкультурного общения. Использование данных методов в процессе

обучения межкультурной коммуникации позволяет подготовить представителей

различных культур к эффективным контактам с чужими культурами, научить их

понимать своих партнеров по коммуникации и добиваться поставленных целей и

результатов.

17. КУЛЬТУРНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР.

Также вопросы 23, 24.

Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения

разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него

представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что

несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате

этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым

все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и

пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и

представляет определенную ценность, на основании которой складывается

соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное

отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей

имеют для них определенный смысл и значимость.

Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют

отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим

собой. К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные,

определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и

направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности

в ходе решения общих человеческих проблем».

Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по

отношению друг к другу. На этой основе в каждой культуре складывается своя

система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система

ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности

располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе

обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик,

необходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и

общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в

мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения.

Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному

полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей,

различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По

этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на

две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений

интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу

включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные

произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-

вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и

доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного

сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания,

оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к

росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности,

взаимопомощи и т.д.

Можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по

содержанию - получили название универсальных. Это обусловливается тем, что

основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека

и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.

Четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и

xyдожественную культуру. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она

вырабатывает те ценности, который имеют основополагающее значение для

межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической

памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и peлигии и

изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в

большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и

этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой

существования идеологии религии и искусства. Нормы и ценности бытовой

культуры являются самодостаточными. Ценности бытовой культуры рождаются в

процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они

не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры

воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается

вполне достаточно для приобщения человека к культуре.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют

разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей

коллектива, а другие — ценностей индивидуализма.

Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием,

а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и

значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть

особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и

воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей

культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда

происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их

ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации

непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство

обиды, злости, отчуждения, оскорбления.

1.3.2. Культурные нормы и их роль в культуре

Жизнь человека в обществе себе подобных всегда подчинена определенным

правилам, которые составляют существенную часть его образа жизни. В

соответствии с этими правилами любая культура имеет собственное

представление о «плохом» и «хорошем» поведении. В каждой культуре

формируется система долженствований Я и запретов, которые предписывают, как

обязан человек поступать в Я той или иной ситуации, или указывают ни в коем

случае чего-то не делать. Все это означает, что общение между людьми

облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам.

Различные способы человеческого общения также диктуются культурными

нормами, которые предписывают, как должны общаться или обращаться друг к

другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины,

законопослушные граждане и преступники, туземцы и иностранцы и т.д. При

этом зачастую официальные законы играют меньшую общественную роль, чем

правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно. Вместе с

созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также

требования к поведению человека.

В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ

распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм

было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Одним из первых регуляторов человеческого поведения стали нравы, которые

были предназначены регулировать повседневное поведение людей, способы

реализации ценностей, оценивать различные формы их отношений и т.д. Из всех

культурных норм нравы являются наиболее подвижными и динамичными, поскольку

призваны регулировать текущие события и поступки. Нравы — это моральные

оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и

поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают

такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть

подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не

предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за

их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах. Эта

ответственность носит относительный характер, поскольку наказание за

нарушение нравов может быть разным — от неодобрительных взглядов до

смертной казни, но наиболее распространенным наказанием в этом случае

является устное порицание.

Среди других видов культурных норм наиболее распространенными и

влиятельными являются обычаи — общепринятые образцы действий,

предписывающие правила поведения для представителей одной культуры. Влияние

обычаев, главным образом, распространяется на область частной жизни людей.

По своему назначению они призваны регулировать взаимоотношения и

коммуникации внешнего характера, то есть отношения с близкими и дальними

родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за

пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми

людьми и др.

Обычаи предписывают строго установленное поведение в определенных

ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы

поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность.

Общество стремилось их сохранять и культивировать.

В каждой культуре формируется своя система обычаев, распространяющаяся на

все стороны повседневных отношений. Тот или иной обычай всегда связан с

соответствующей специфической ситуацией. Поэтому характер и основные черты

обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной

структуре. По этой причине одинаковые, на первый взгляд, обычаи в разных

культурах приобретают совершенно разное содержание.

Становление различных регуляторов поведения человека шло одновременно с

развитием и усложнением его взаимоотношений с окружающим миром. По мере

накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы

поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.