бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

Предрассудки усваиваются им в процессе социализации и кристаллизуются под

влиянием культурно-групповых норм и ценностей. Их источником служит ближнее

окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым

индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного

опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложившихся

предрассудков.

2.3.3. Типы предрассудков

Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя

процесс восприятия людей из других этнических или социокультурных групп.

Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что

есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта

предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в

среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство

тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации.

Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает

еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассудков и

основанных на них традиций и практики дискриминации, сегрегации, ущемления

гражданских прав в конечном счете искажает самооценку объектов этих

предрассудков. Значительному количеству людей навязывается чувство

социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает

готовность к утверждению личностной полноценности через межэтнические и

межкультурныё конфликты.

Последствия возникают в результате влияния какого-то одного предрассудка

или группы предрассудков. Все зависит от того, к какому типу принадлежит

соответствующий предрассудок. Типы предрассудков:

1. Яркие необоснованные предрассудки, в содержании которых открыто

декларируется утверждение, что члены чужой группы по тем или иным признакам

являются хуже, чем представители собственной группы.

2. Символические предрассудки основываются на наличии негативных чувств в

отношении членов чужой группы, которые воспринимаются как угрожающие

культурным базовым ценностям собственной группы.

3. Токенизский тип предрассудков выражается в предоставлении различных форм

социального преимущества представителям этнических или социокультурных

групп в обществе, чтобы создать видимость справедливости. Предрассудки

этого типа предполагает наличие негативных чувств по отношению к чужой

группе, однако члены собственной группы не хотят признаться себе в то*, что

у них есть предрассудки в отношении других.

4. Предрассудки типа «длинной руки» подразумевают позитивное поведение по

отношению к членам чужой группы только при определенных обстоятельствах

(например, случайное знакомство, формальные встречи). В ситуации более

близкого контакта (например, соседство) демонстрируется недружелюбное

поведение.

5. Фактические пристрастия и антипатии как тип предрассудков предполагают

наличие открытого негативного отношения к членам чужой группы в случае,

если их поведение действительно не устраивает членов собственной группы.

6. «Знакомое и незнакомое». Этот тип предрассудков подразумевает отказ от

контактов с членами чужой группы, поскольку люди данной группы всегда в той

или иной степени испытывают неудобства при общении с чужаками и поэтому

предпочитают взаимодействовать с людьми собственной группы, так как такое

взаимодействие не вызывает глубоких нервных и эмоциональных переживаний.

2.4. Проблемы корректировки и изменения предрассудков

Предрассудки с трудом поддаются изменению, и если они однажды были приняты,

то от них очень трудно отказаться. Особой «живучестью» в этом отношении

отличаются этнические предрассудки. Предрассудок нельзя убрать, вычеркнуть

из сознания людей, его можно лишь сделать более обоснованным, доступным для

понимания, модифицировать и описать.

Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с большим трудом. Люди

склонны помнить ту информацию, которая поддерживает предрассудок, и

игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если

предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в

течение длительного времени.

37. МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РАЗРЕШЕНИЯ.

Возникновение конфликтов объясняется самыми разными причинами. В частности,

существует точка зрения, что вражда и предубежденность между людьми извечны

и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к

различиям». Исследования опровергают эту гипотезу, доказывая, что как

враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной

народности не являются всеобщими. Они возникают под влиянием причин

социального характера. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам,

носящим межкультурный характер.

Диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов (как и конфликтов

вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только

недостаточные знания языка и связанное с этим простое непонимание партнера

по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими

участниками. Возникающие конфликты нельзя рассматривать только лишь как

деструктивную сторону процесса коммуникации, они имеют также и свои

позитивные аспекты. Согласно теории позитивного конфликта конфликты

понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны

носить дисфункциональный характер.

Под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения

интересов. Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце

ряда событий, которые развиваются, исходя из имеющихся обстоятельств.

(Положение вещей ( возникновение проблемы ( конфликт.) Возникновение

конфликта вовсе не означает прекращения отношений между коммуникантами; за

этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации,

причем, дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном, так и в

негативном направлениях.

В процессе нашей коммуникации с представителями других культур причинами

напряженности и конфликта очень часто бывают ошибки атрибуции. Знание или

незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические

аспекты, играют огромную роль в построении атрибуций. Обладание такой

информацией позволяет многое прояснить относительно того, что является

желательным и на что накладывается табу в конкретной культуре.

П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно

конфликту идет через дознание противоречия самими субъектами отношений, то

есть конфликт выступает здесь как осознанное противоречие. Из этого

вытекает важный вывод о том, что носителями конфликтов выступают сами

социальные актеры. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете

ситуацию как конфликтную, можно говорить наличии конфликтной коммуникации.

Согласно Ю. Делхес, существуют три основные причины ком. конфликтов: личные

особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и

организационные отношения.

К личностным причинам конфликтов относятся ярко выраженное своенравие,

фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или

готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, ярко

выраженное честолюбие, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Эти

причины конфликтов обусловлены исключительно личными качествами конкретного

человека.

К социальным причинам возникновения конфликтов относятся сильно выраженное

соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная

поддержка или готовность к компромиссам, противоречивые цели и средства для

их достижения.

К организационным причинам конфликтов относят перегрузку работой, неточные

инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг

другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных

участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризацию

укоренившихся позиций и ролей.

Возникновение конфликтов возможно в первую очередь среди людей, которые

находятся между собой в достаточно зависимых отношениях. Чем теснее эти

отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; причем, частота

контактов с другим человеком повышает возможность возникновения конфликтной

ситуации в отношениях с ним. Это верно как для формальных, так и для

неформальных отношений. Причинами коммуникативных конфликтов в

межкультурном общении могут оказаться не только культурные различия. За

этим часто стоят вопросы власти или статуса, социальное расслоение,

конфликт поколений и т.д.

В реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные

отношения предполагают наличие одного множества взаимопроникающих

конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между

предстателями различных культур будет лежать незнание культурных

особенностей партнера по коммуникации.

38. СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ МК.

Межгрупповые контакты активируют различные социальные когнитивные процессы.

Любой контакт начинается с социальной категоризации, но социальные

категоризации могут восприниматься при этом как “яркие” (в этом случае

будет иметь место главным образом межгрупповое поведение), а могут как

“размытые” (в этом случае имеет место главным образом межличностное

поведение). Если социальные категории воспринимаются как “яркие” выпуклые,

социальной идентичностью является “роль-схема” (напр., стереотипирование),

которая при этом активируется. Когда социальные категории не воспринимаются

как выпуклые, личная, активизируется несоциальная идентичность (“self-

схема”). По большей части исследование социальных когнитивных процессов в

межгрупповых контактах основывается на теории социальной и/или

этнолингвистической идентичности. Большинство исследований социальных

когнитивных процессов в межгрупповых отношениях, однако, проводилось в не

сфере коммуникации, а сфере межгрупповых контактах. Несколько теорий,

используемых для объяснения межкультурной коммуникации, уделяют специальное

внимание социальным когнитивным процессам. Так теория Гудикунста включает

этнолингвистическую идентичность и ожидание как независимые переменные.

Фиске и Тейлор фокусируют свое внимание на целях, которые индивид

преследует в межгрупповой интеракции. Цели индивида опосредуют

специфические социальные когнитивные процессы. Были сделаны первые попытки

включить аффективные (напр., беспокойство) компоненты в социальные

когнитивные теории. Однако, не проводилось никакой работы по изучению

воздействия различных социальных/этнолингвистических идентичностей на

аффективные реакции, такие как межгрупповое беспокойство. Влияние

аффективных процессов на то, как категоризируются другие и/или на

социальное атрибутирование также требует изучения. Дальнейшего исследования

заслуживает воздействие культурной изменчивости на социальные когнитивные

процессы. Недавнее исследование обеспечивает фундамент для теоретических

предсказаний, касающихся кросс-культурных различий в социальных когнитивных

процессах. Будущее кросс-культурное исследование должно исследовать не

только воздействие измерений культурной изменчивости на специфические

социальные когнитивные процессы (напр., социальная категоризация,

социальная атрибуция), должно также исследовать, как измерения культурной

изменчивости влияют на взаимосвязь социальных когнитивных процессов,

которые имеют место в межгрупповых/межличностных контактах.

В жизни человека процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную

роль. В 1950—1960-е гг. наибольший научный интерес вызывали способы

формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача

информации от адресанта к адресату. Общение в них рассматривалось как

односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание

уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений

общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.

В 1960—1970-е акцент сделали на психологические и социальные характеристики

общения, семантическую интерпретацию коммуникативных актов, правилах и

особенностях речевого поведения. Общение теперь определяется как деловые

или дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков.

Свое внимание исследователи при этом сосредоточили на психологических

характеристиках участников общения, особенностях речевой деятельности,

правилах речевого поведения, но почти не обращались к анализу механизма

общения.

В 1980-е гг. анализ социальной сущности общения, которое понималось как

следствие закономерностей функционирования общества, взаимодействия его

членов, становления и развития личности, организаций, общественных

институтов. Тогда появился логико-семиотический и культурологический

интерес к общению, который удовлетворялся в рамках социо- и

психолингвистики.

«общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при

более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.

В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается

как обмен мыслями и информацией в форме речевых или письменных сигналов,

что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь,

слово «общение» обозначает процесс обмена мыслями; информацией и

эмоциональными переживаниями между людьми. В таком случае действительно нет

разницы между общением и коммуникацией. Именно так рассуждают лингвисты,

для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в

различных речевых ситуациях.

В психологической и социологической литературе термин «коммуникация»

используется для обозначения средств связи любых объектов материального и

духовного мира, процесса передачи информации от человека к человеку (обмен

представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в

человеческом общении), а также передачи и обмена информацией в обществе с

целью воздействия на социальные провесы. Общение же рассматривается как

межличностное взаимодействие людей при обмене информацией познавательного

или аффективно-оценочного характера. В числе основных функций общения также

контактная, призванная удовлетворить потребность человека в контакте с

другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянном стремлении

человека определенным образом воздействовать на своего партнера. Но

существует и противоположная трактовка соотношения понятий «общение» л

«коммуникация», в которой основной категорией считается общение, а в

структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией),

интеракция (организация взаимодействия и воздействия), перцепция

(чувственное восприятие как основа взаимопонимания). При этом коммуникация

выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно

значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотря на внешние различия

основной упор делается на механизм, который переводит индивидуальный

процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс

персонального и массового воздействия.

Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация» имеют как общие, так и

отличительные признаки. Общими являются их соотнесенность с процессами

обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи

информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме

содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что они

используются в разных науках. За общением в основном закрепляются

характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией

закрепляется дополнительное значение — информационный обмен в обществе. На

этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс

обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-

трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи

вербальных средств коммуникации. Коммуникация — это социально обусловленный

процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в

массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и

невербальных коммуникативных средств.

39. Перцепция (восприятие) и атрибуция.

1.1. Основные принципы процесса восприятия

1.1.1. Сущность и детерминирующие факторы восприятия

Первичное восприятие человека часто является решающим фактором для

последующего взаимодействия с ним. Общение с незнакомым человеком требует

использования определенного запаса знаний для оценки возможных результатов

и последствий от контактов с ним. Здесь обычно в качестве критериев берутся

собственные культурные нормы, на основе которых оцениваются его внешность,

внутренние качества, поведение. Опираясь на субъективные представления о

том, «как должно быть», делаются соответствующие выводы и даются оценки.

При этом возникает вопрос о соответствии этих выводов и оценок реальной

действительности, поскольку восприятие других людей зачастую происходит

неосознанно, автоматически.

Восприятие субъектом других людей исходит из его впечатлений и

представлений о них. Вся информация о других людях поступает через органы

чувств в форме ощущений. Затем данной информации придается какое-либо

значение, т.е. она интерпретируется. При этом наше восприятие мира и

последующее суждение о нем не являются свободными от эмоций, мотиваций или

представлений. Интерпретация и структурирование поступающей информации

происходит на основании предыдущего опыта. Надо сказать, что такой подход

себя оправдывает, поскольку обеспечивает успешное преодоление затруднений и

доказывает свою практическую эффективность. Однако при определенных

обстоятельствах это может способствовать искажению восприятия.

Получая информацию из окружения, человек систематизирует и упорядочивает ее

в удобной для себя форме. Это означает, что воспринимаемые вещи, люди,

отношения, события и явления подразделяются на соответствующие группы,

классы, виды, то есть категории. Категоризация помогает упростить

действительность, сделать ее более понятной и доступной, что позволяет

легче справиться с огромным потоком информации о людях, явлениях, событиях.

Кроме того, с помощью категоризации становится возможным строить

предположения и предсказания, структурировать и устанавливать связь между

нашими знаниями о людях и окружающем мире, описывая типичные образцы

поведения и отдельные поступки людей, давая им характеристику.

При восприятии и оценке окружающего мира человек руководствуется своими

представлениями о красоте, дружбе, свободе, справедливости и т.д. Эти

представления зависят от предыдущего жизненного опыта, личных интересов,

воспитания, социально-экономических факторов и т.д. В силу действия всех

этих факторов мир человеку открывается самыми разными сторонами: от

наиболее благоприятных для него до несущих угрозу его существованию. Это

означает, что восприятие действительности человеком обусловлено

культурными, социальными и личностными характеристиками. Из огромного числа

факторов такого рода ученые выделяют четыре главных, которые в основном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.