бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

общества.

Члены полиэтнических обществ должны понимать и знать плюсы

мультикультурализма, разнообразия культур. Среди них - повышенная

способность общества к адаптации; наличие здоровой конкуренции, необходимой

для динамично развивающегося общества; широкие возможности для выбора

разнообразных путей в жизни. Все эти качества могут оказаться очень

полезными при резком изменении условий, среды обитания общества, которые

могут произойти в результате экологической катастрофы или политического

катаклизма. Чем больше разнообразие культур в таком обществе, тем больше

вероятность, что хотя бы один вариант окажется оптимальным в изменившихся

условиях.

Важно, чтобы люди сегодня понимали необходимость как сохранения этнической

и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное

психологическое самочувствие человека, так и развития мультикультурализма.

Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом.

Ведь только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек

способен к этнической толерантности, к жизни в современном, все более

глобализованном мире.

На занятиях по разным предметам важно использовать возникающие возможности

для разговора о других культурах. Важно наличие в школьной библиотеке книг

авторов — представителей других культур, учет национальных и религиозных

праздников. В случае каких-либо конфликтов или дискриминации учеников

позиция школы должны быть этнически и культурно непредвзятой. Иными

словами, должна быть целая «школьная философия», — программа, которая четко

зафиксирует необходимость межкультурного обучения и покажет его пути.

4.2. Межкультурный тренинг как способ обучения межкультурной компетентности

В последнее время все большее число исследователей рассматривают

перемещение в другую культуру как ситуацию, в которой прежние навыки

социального взаимодействия человека оказываются бесполезными и он нуждается

в овладении подобными навыками новой культуры. Наиболее эффективным методом

здесь оказываются специально организованные тренинги. Они необходимы как

для мигрантов, переселяющихся в другую страну на постоянное место

жительства, так и для визитеров, выезжающих туда на длительный срок. Их

назначение заключается в том, чтобы снять прежде всего психологические

трудности приспособления к иной культуре.

В основе апробированных методик лежат наблюдения, сделанные многими

исследователями. Так, существует связь между научением культуре и

личностным ростом. Поэтому предполагается, что люди, ощущающие себя

комфортно более чем в одной культуре, интеллектуально и эмоционально более

удовлетворен жизнью, чем монокультурные личности.

Исходя из этого делается вывод, что возможны практические меры для снижения

этноцентризма и подготовки человека к межкультурным контактам.

Существует несколько способов подготовить индивида к межкультурному

взаимодействию, чтобы облегчить последствия культурного шока. Их можно

разделить на три группы:

+ по методу обучения — дидактические или эмпирические;

+ по содержанию обучения — общекультурные или культурно-специфические;

+ по сфере, в которой стремятся достичь основных результатов, —

когнитивной, эмоциональной, поведенческой.

Методы обучения дидактические — просвещение, ориентирование и инструктаж, и

эмпирические - тренинг.

Просвещение представляет собой процесс приобретения знаний о культуре, к

контакту с которой человек целенаправленно готовится. «классные комнаты».

Ориентирование также представляет собой обучающую программу, цель которой —

быстро познакомить человека с основными нормами, ценностями и правилами

поведения в чужой культуре, для этого используют пособия, которые иронично

называют культурными поваренными книгами.

Примерно ту же цель имеет и инструктаж, знакомящий человека с проблемами,

могущими возникнуть в той или иной стране.

Через проигрывание ситуаций, протекающих по-разному в разных культурах,

познакомить обучаемых с межкультурными различиями; во-вторых, познакомив

обучаемых с самыми характерными особенностями чужой культуры, подготовить

перенос полученных знаний на другие ситуации. В последнее время именно

тренинги становятся основным способом подготовки человека к межкультурному

взаимодействию.

Основой подготовки обычно является общекультурный тренинг, или тренинг

самосознания, в результате которого человек должен осознать себя

представителем конкретной культуры, вывести на уровень сознания нормы,

ценности и правила поведения в своей культуре.

Культурно-специфичные тренинги готовят человека к взаимодействию в рамках

конкретной культуры. Они могут быть:

+ когнитивными, дающими информацию о другой культуре;

+ поведенческими, обучающими практическим навыкам, необходимы для жизни в

чужой культуре;

+ атрибутивными, объясняющими социальное поведение с точки зрения другой

культуры.

Самым важным является атрибутивный, так как большая часть проблем в общении

с представителями других культур возникает из-за непонимания причин

введения друг друга. Люди в определенной ситуации ждут конкретного

поведения, а не дождавшись его, делают ложные выводы о человеке, с которым

они общаются. В ходе атрибутивного тренинга человек знакомится с

атрибуциями, характерными для интересующей его культуры.

Овладение так называемым платиновым правилом, сформулированным по аналогии

с золотым правилом нравственности: делай так, как делают другие. Иными

словами, попав в чужую культуру, нужно поступать в соответствии с нормами,

обычаями и традициями этой культуры, а не навязывать местным жителям своих

норм и ценностей.

36.ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ И СТЕРЕОТИПИЗАЦИИ.

2.1. Что такое стереотипы?

2.1.1. Понятие и сущность стереотипа

Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся

стереотипов. Встречаясь с представителями других народов и культур, люди

обычно имеют естественную склонность воспринимать их поведение с позиций

своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка,

символики жестов, мимики и других элементов поведения часто ведет к

искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд

негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате

такого рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживаются

наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или

культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и качеств данные

представители подразделяются на различные группы (категории). Так

постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой

обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо

народа или его культуры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных условиях жизни людей,

для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных

ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде

стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в

образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основывается на принципе

экономии усилий, свойственном для повседневного человеческого мышления.

Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их

явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории.

Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и

психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее

удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих

случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания,

ограничиваясь житейским опытом, основанным на обобщении типичных для данной

области представлений. В то же время окружающий человека мир обладает

известными элементами единообразия и повторяемости, на которые

вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также

стереотипный характер. Отказ от стереотипов потребовал бы от человека

постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в

бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и

упрощать окружающий мир.

Стереотипы являются определенными убеждениями и «привычными знаниями» людей

относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий,

явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются

людьми. В зависимости от характера объекта и его места в социальной

структуре существуют различные виды стереотипов, например групповые,

профессиональные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов

стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих

групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная

черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и

т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в

характере и поведении человека.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте

группы следует искать корни стереотипа.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность

стереотипов, все они являются неотъемлемым элементом любой культуры и уже

самим фактом своего существования оказывают воздействие на психологию и

поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

2.1.2. Откуда берутся стереотипы?

Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения.

Усвоение человеком стереотипов происходит различными в процессе

социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главным образом

приобретаются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего

приходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограниченные

личные контакты.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой

информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой

информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе. Для

большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами.

+ Для многих людей средства массовой информации являются авторитетным

мнением, которое не переоценивается критически. Это происходит в том

случае, когда индивид не обладает достаточными знаниями для формирования

собственного мнения или установки.

+ Большое значение имеет статус источника информации. Например, совершенно

очевиден результат информационного воздействия на людей, проводимого

известным политиком или общественным деятелем. Здесь играет роль фактор

авторитета источника информации.

Феномен авторитета средств массовой информации заключайся также и в

способности снять ответственность за принятое решение.

2.1.3. Функции стереотипов

Стереотипы представляют собой чувственно окрашенные образы, аккумулирующие

в себе социальный и психологический опыт общения и взаимодействий

индивидов. Стереотипы обладают целым рядом качеств: целостностью,

ценностной окраской, устойчивостью, консерватизмом, эмоциональностью,

рациональностью и др. имеют следующие функции стереотипов:

+ передача относительно достоверной информации;

+ ориентирующая функция;

+ влияние на создание реальности.

Функция передачи относительно достоверной информации. Уже с первых

контактов с чужой культурой всегда начинается классификация новой

информациии формируется относительно четкая модель этой культуры. это

достигается, как правило, путем упрощения и генерализации реальности,

выделения наиболее характерных черт данной культуры. Поэтому на основе

всего многообразия впечатлений создаются четкие контуры чужой культуры и

дается характеристика ее представителей по определенным признакам.

Ориентирующая функция. Таким образом, стереотипы помогают распределить

социальное окружение на обозримые и понятные группы и тем самым позволяют

упростить сложность незнакомого культурного окружения.

Функция влияния на создание реальности. Стереотипизация позволяет дать

оценочное сравнение чужой и своей групп и тем самым защитить традиции,

взгляды, ценности своей группы. В связи с этим стереотипы являются своего

рода защитным механизмом, служащим для сохранения позитивной идентичности

собственной культурной группы. Этнические стереотипы — представления о

членах одних этнических групп с точки зрения других. Поэтому стереотипы

проецируются в основном на большие социальные группы. Личный опыт общения с

представителями чужой культуры, как правило, не приводит к корректировке

стереотипа, даже в том случае, если отклонение от уже имеющегося

представления очевидно. В таких обстоятельствах наш опыт интерпретируется

как исключение, а существующий стереотип продолжает рассматриваться как

норма.

2.2. Значение стереотипов для МКК

Стереотипы позволяют строить предположения 0 Причинах и возможных

последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек

наделяется теми или иными Ортами и качествами, и на этой основе можно

прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще,

таки в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную

роль.

Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помогает людям понимать

ситуацию й действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому

стереотип может не только быть препятствием в коммуникации, но и приносить

определенную пользу в следующих случаях:

+ если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что

стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки,

а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из

данной группы;

+ если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает

отражение в стереотипах реальных и объективны* качеств и свойств людей

данной группы, но не их оценку к# хороших или плохих;

+ если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно

выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

+ если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией

о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является

достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;

+ если стереотип модифицирован, то есть основан на дальнейших наблюдениях и

опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать

межкультурной коммуникации.

+ За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей.

Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми

чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на

протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные

вариации.

+ Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и

верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.

+ Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Сохраняя в себе

реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом

искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми

происходят межкультурные контакты.

2.3. Что такое предрассудки?

2.3.1. Понятие и сущность предрассудка

предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо

без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к

этническим группам или их культурам предрассудок выступает в виде установки

предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их

культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и

социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков

является неравенство в социальных, экономических и культурных условиях

жизни различных этнических общностей.

Они возникают как следствие неполного или искаженного понимания объекта, по

отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации,

воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным

компонентом оказывает тем не менее стойкое влияние на отношение людей к

объекту.

Сследует различать стереотип и предрассудок. Стереотипы являются отражением

тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы.

Отсутствуют ярко выраженные эмоциональные оценки. Поэтому стереотипы

содержат в себе возможность позитивных суждений о стереотипизированной

группе.

В отличие от стереотипа предрассудок представляет собой отрицательную и

враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на

основании приписывания им определенных негативных качеств. Для

предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам

группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом

предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства

какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отмщение у других людей.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку порождены

общественными, а не биологическими причинами. Однако они представляют собой

устойчивые и широко распространенные элементы обыденной, повседневной

культуры, которые передаются их носителями из поколения в поколение и

сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.

2.3.2. Механизм формирования предрассудков

Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма,

стереотипов и предрассудков и называется процессом перемещения.

Психологическое перемещение используется людьми или бессознательно, в

качестве защитного механизма психики, или же преднамеренно, в поисках козла

отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо

ситуации. При этом психологическое перемещение не является атрибутом только

индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных

психических процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм

перемещения применяется для того, чтобы Оправить гнев и враждебность людей

на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного

рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и

представлениям… Самым распространенным видом предрассудков все-таки

являются этнические. Одна из причин — попытка представителей доминирующей

этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник

психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создается состояние

напряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее

объектом может стать любой человек. В ситуации, когда причины трудностей и

невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется

против этой группы.

Существует также теория, которая формирование предрассудков объясняет

потребностью людей определить свое положение в отношении других. При этом

часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым

своего, индивидуального) над другими. (Г. Тэджфела)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.