бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

нарушении социальной зоны бессознательно возникают отрицательная реакция на

партнера и психологический дискомфорт которые приводят к неудачным

результатам коммуникации.

Публичная зона — это расстояние, предпочтительное при коммуникации с

большой группой людей, с массовой аудиторией. Зона предполагает такие формы

общения, как собрания, презентации, лекции, доклады и речи и пр. Публичная

зона начинается с расстояния от 3,5 метров и может простираться до

бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому

публичную зону еще называют открытой. Наиболее часто публичную зону

коммуникации можно наблюдать во время совершения светских или религиозных

церемоний, когда глава государства или глава религиозного института

находятся на почтительном расстоянии от большинства людей.

4.2.3.5. Хронемика

Хронемика — это использование времени в невербальном коммуникационном

процессе. Для общения время является не менее важным фактором чем слова,

жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью

невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах.

Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные

модели использования времени: монохронную и полихронную.

При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной

ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к

тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься

только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных

контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там

может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в

виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем

являются культуры, в языке которых вообще нет слов, относящихся ко времени

(например, североамериканских индейцев).

Если в монохронной культуре время постоянно отслеживается, считается, что

время — деньги, в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном

использовании времени даже не задумываются.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в

крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких

деревушках.

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени.

Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое

время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время,

напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и

т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является

ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его

оппонент, принадлежащий к другой культуре, — неформальным, Первый приходит

на встречу к двум часам дня, а другой — примерно во второй половине дня,

если приходит вообще.

13. ПОНЯТИЯ «СВОЙ» И «ЧУЖОЙ». КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ.

Природа и сущность понятий «свой» и «чужой»

В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений

другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой».

Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и

ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными

явлениями. Понятие «чужой» приобретает ключевое значение. Но проблема

заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное

определение этого понятия. Понятие «чужой» имеет несколько значений и

смыслов:

+ чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной

культуры;

+ чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным

окружением;

+ чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;

+ чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек

бессилен;

+ чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который

воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание

(что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают. Как правило,

обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а

занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость,

невежественность или злой умысел.

Провозглашая собственные стандарты абсолютными, европейцы осуждали всякое

отклонение от европейского обе раза жизни, не допуская при этом мысли о

том, что туземцы могут иметь собственные стандарты.

Этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Он

позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей;

существует сознательном стремлении изолировать одних людей от других,

сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.

Каждый элемент этой системы имеет определенный смысл для той или иной

социальной общности. Процесс познания культуры при таком подходе

представляет собой выявление ценностных значений соответствующих предметов,

явлений, отношений. Результаты этой познавательной деятельности

закрепляются в сознании людей в виде соответствующих смыслов. Смысл в свою

очередь представляет собой элемент сознания индивида, в котором

раскрывается сущность изучаемого предмета или явления, его свойства и формы

культурной деятельности, его породившие.

Осмысление явлений чужой, неизвестной культуры принципиальна отличается от

осмысления тех или иных явлений своей собственное культуры. В данном случае

оказываются неприемлемыми попытки использовать нормативно-ценностную

систему своей культуры, поскольку это неизбежно приводит к неадекватным

результатам. И наоборот, попытка осмыслить чужую культуру характерными для

нее способами также приносит те же неверные результаты.

Интерпретация (объяснение) явлений чужой культуры происходит в результате

столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения, в

соответствии с которой понимание чего-то нового, неизвестного происходит

путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из

собственной культуры. Такой механизм освоения чужой культуры придает

изучаемым ею явлениям вторичный характер, поскольку прообразом и критерием

(первичным) становится здесь какое-то явление собственной культуры.

Вторичный характер знания о чужой культуре не является второсортным по

своему качеству. Это знание также представляет ценность, поскольку по

своему содержанию зависит от наличия и соотношения в нем различных

компонентов понимания (объема информации, культурной значимости, способов

интерпретации). В зависимости от этого интерпретация может быть адекватной

или неадекватной.

Этноцентризм в целом представляет собой негативное явление, равнозначное

национализме и даже расизму. Эта оценка этноцентризма проявляется в

тенденции неприятия всех чужих этнических групп в сочетании с завышенной

оценкой собственной группы. Но как любое социальное психологическое явление

он не может рассматриваться только отрицательно. Хотя этноцентризм часто

создает препятствия ДЛЯ межкультурной коммуникации, но одновременно он

выполняем полезную для группы функцию поддержания идентичности и даже

сохранения целостности и специфичности группы.

Исследователи этноцентризма отмечают, что он может проявляться в большей

или меньшей степени. Последнее зависит от особенностей культуры. Так,

существуют данные, что представители коллективистских культур более

этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур. При анализе

этноцентризма необходимо также учитывать социальные факторы, поскольку на

степень его выраженности оказывают влияние прежде всего система социальных

отношений и состояние межэтнических отношений в данном обществе. Если в

обществе некритическое отношение распространено не на все сферы

жизнедеятельности этнической группы и присутствует стремление понять и

оценить чужую культуру, то это благожелательная, или гибкая, разновидность

этноцентризма. При наличии этнического конфликта между общностями

этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах. При таком

этноцентризме, получившем название воинственного, люди не только судят о

чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают последние другим.

Воинственный этноцентризм выражается, как правило, в ненависти, недоверии,

обвинении других групп в собственных неудачах.

2.3. Сущность и формирование культурной идентичности

2.3.1. Понятие «культурная идентичность»

Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных

стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании

культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры,

которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется

одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Более старшие поколения

стремятся сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. (

проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или

иной культуре.

Человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности,

которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он

должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы

сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения,

принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной

жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер,

а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Суть

культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком

соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации

и языка, понимании своего «ян с позиций тех культурных характеристик,

которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными

образцами именно этого общества.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс

межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных

устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или

люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого

мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

14.ЭТНОЦЕНТРИЗМ И МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ.

2.2. Сущность этноцентризма и его роль в МКК

При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих

культурных ценностях, используя в качестве образца! и критерия культурные

ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято

называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую

установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их

представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм

подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в

этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все

другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от

норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной

культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по

отношению к своему.

Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами,

показали, что для него свойственно:

+ считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным,

а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;

+ рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для

нас, то хорошо и для других;

+ воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно

верные;

+ оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

+ действовать в интересах своей группы;

+ чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

+ гордиться своей группой.

Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в

той или иной степени свойственен любой культуре. Во многих из них принято

считать, что смотреть на мир через призму своей культуры является

естественным, и это имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительные заключаются в том, что этноцентризм позволяет бессознательно

отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от

другой. Негативная его сторона заключается в сознательном стремлении

изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение

одной культуры по отношению к другой.

Сущность личной идентичности раскрывается наиболее полно, если обратиться к

тем общим чертам и характеристикам людей, которые не зависят от их

культурной или этнической принадлежности. Так, например, мы едины в ряде

психологических и физических характеристик. У всех нас есть сердце, легкие,

мозг и другие органы; мы состоим из одинаковых химических элементов; наша

природа заставляет нас искать удовольствие и избегать боли. Каждое

человеческое существо использует большое количество энергии, для того чтобы

избежать физического дискомфорта, но если мы испытываем боль, то все мы

страдаем одинаково. Мы одинаковы потому, что решаем одни и те же проблемы

нашего существования.

В реальной жизни нет двух абсолютно похожих людей. Мы по-разному реагируем

на внешний мир. Пол, этничность, раса, религиозная принадлежность,

национальность и другие стороны его жизни связывают нас с другими людьми,

но в то же время сознание и уникальный опыт каждого человека изолируют и

разделяют нас друг от друга.

В определенной степени межкультурную коммуникацию можно рассматривать как

взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит

включение идентичностей собеседников друг в друга. Таким образом,

неизвестное и незнакомое в идентичности собеседника становится знакомым и

понятным, что позволяет ожидать от него соответствующих типов поведения и

действий. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений в

коммуникации, определяет ее вид и механизм.

Таким образом, в межкультурной коммуникации культурная идентичность

обладает двойственной функцией. Она позволяет коммуникантам составить

определенное представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и

взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию. Но в то же время быстро

проявляется ее ограничительный характер, в соответствии с которым в

процессе коммуникации возникают конфронтации и конфликты. Ограничительный

характер культурной идентичности направлен на рационализацию коммуникации,

то есть на ограничение коммуникативного процесса рамками возможного

взаимопонимания и исключения из него тех аспектов коммуникации, которые

могут привести к конфликту.

Определение понятия «мультикультурализм»

Понятие «культура» является базовой категорией в образовании понятия

«мультикультурализм». 6-е издание Колумбийской энциклопедии дает следующее

определение мультикультурализма: «Мультикультурализм, или культурный

плюрализм, термин, описывающий сосуществование многих культур в одном

месте, без преобладания какой-либо одной культуры в регионе. Создавая

широчайший спектр человеческих различий, приемлемых для большого числа

людей, мультикультурализм стремится к преодолению расизма, различия полов

и других форм дискриминации».

«Мультикультурализм – практика признания и уважения различных культур,

религий, рас, этничностей, мнений внутри окружающей среды». Из этого

определения следует, что мультикультурализм признает прежде всего

разнообразие культур и этничностей. Здесь следует остановиться на

определении понятия «разнообразие» и «этничность». Этот же словарь

определяет «разнообразие» (diversity) как «ситуацию, относящуюся к

представительству многочисленных (идеально) всех групп внутри

предписываемой окружающей действительности, такой как университет или

рабочее место. Это слово наиболее часто соотносят с различиями между

культурными группами, хотя оно также используется для описания различий

внутри культурных групп, например, разнообразие внутри азиатско-

американской культуры, включая корейских американцев и японских

американцев.

15.ФУНКЦИОНАЛИЗМ И КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ КАК ОСНОВЫ МК.

3.1. Сущность функционализма, его основные положения и значение в МКК

Длительная изоляция человека от других людей и от общества ведет к его

психической и культурной деградации. Но природа не наделила людей

способностью устанавливать эмоциональные контакты и понимать другу друга

без помощи знаков, звуков, письма и т.д. Поэтому для общения и

взаимодействия друг с другом люди создали вначале естественные языки, а

затем различные искусств венные языки, символы, знаки, коды и т.п.,

позволяющие наладить эффективную коммуникацию. Таким образом, все способы и

формы, системы коммуникации созданы самими людьми и поэтому являются

элементами культуры. Именно культура обеспечивает нас необходимыми

средствами коммуникации, она также определяет что, когда и как мы можем

использовать для общения с окружающим миром.

В данном целом все части зависят друг от друга, поддерживают одна другую,

имеют значимость для всей системы. Элементы культурных систем не существуют

сами по себе, они существуют только как части целого. У отдельных частей

культуры есть функции по отношению к целому, каждая из них выполняет свою

роль. Стремление понять и объяснить назначение и роль тех или иных

элементов культуры в жизни людей послужило основной причиной возникновения

в культурной антропологии самостоятельного направления — функционализма.

Для изучения культуры необходимо разложение целого (культуры) на

составляющие элементы и выявление зависимостей между ними. Для этого каждый

элемент культуры исследуется как выполняющий определенную задачу, функцию в

социокультурной общности. Более того, нередко отдельный элемент целого не

просто играет присущую ему роль, а представляет собой звено, без которого

культура не может существовать в качестве целостного образования.

Изначально функционализм был ориентирован на выяснение полезности какого-

либо культурного явления, на установление выполняемой им роли в

человеческом обиходе. Основоположники функционализма главной своей задачей

считали исследование сущности, ценности культурных явлений, генетических,

причинно-следственных связей между ними, их взаимного влияния. Согласно их

представлениям в культуре нет ничего лишнего, в ней все функционально

связано друг с Другом.

Функции тех или иных культурныx явлений состоят в налаживании

взаимодействия между отдельными индивидами, группами, социальными

институтами и обществом в целом. Культурные явления могут менять свои

функции. У каждой социальной или этнической группы своя реакция на

окружающую среду, и поэтом)разные люди и разные социальные группы могут по-

разному оценивать эффективность, т.е. полезность, правильность, ценность

одних и тех же элементов культуры. Если бы все эти реакции сохранялись, то

человеческая культура представляла бы собой хаотическое образование. Но

внутри культуры постоянно идет своего рода борьба за существование, в

результате которой выживают и функционируют наиболее эффективные, удобные и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.