бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника

нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам,

умение их читать и отмечать несовпадения со словами.

Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный,

многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.

4.2.2. Физиологические и культурно-специфические основы невербальной

коммуникации

Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед

вербальными: °ни воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздей-

;твуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмо-Щ оценки, с

их помощью можно передавать информацию, кото-РУЮ трудно или по каким-то

причинам неудобно выразить словами.

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — дологический и

социальный, врожденный и приобретенный в *°Де социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека приматов, некоторые

жесты, телодвижения являются врожденк ** ми и служат сигналами для

получения ответной реакции. Об это говорят эксперименты со слепыми и

глухими детьми, у кототи не было возможности у кого-то увидеть, а потом

сымитировав мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.

Другим доказательством биологической природы невербаль ной коммуникации

является то, что ее элементы с трудом подда, ются сознательному контролю:

побледнение или покраснение лица расширение зрачков, искривление губ,

частота моргания и др.

Люди зафиксировали довольно много правил невербального общения у животных и

птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам

только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов

инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации

имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно

здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и

делают небольшой поклон), другие — узкопрофессиональную область применения

(сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).

Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных,

понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках

только одной культуры-

На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации

можно выделить три типа невербальных средств:

1) поведенческие знаки, обусловленные физиологическими реакциями;

2) ненамеренные знаки, употребление которых связано с пр' вычками человека;

3) собственно коммуникативные знаки.

Использование в коммуникации невербальных средств происходит в основном

спонтанно. Это обусловлено Н к низшими уровнями центральной нервной

системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то

степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже ппи очень хорошем

самообладании может произойти «утечка» информации.

4.2.3. Невербальные элементы коммуникации

Рассмотрение элементов невербальной коммуникации помогает лучше понять

способы, с помощью которых выражается межкультурный смысл общения. В этом

отношении важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что

она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания,

вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На

основе слуха возникает акустический канал невербальной коммуникации, по

нему поступает паравербаль-ная информация. На основе зрения складывается

оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях

(кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную

ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает

тактильный канал, на основе обоняния — ольфакторный. К невербалике также

относят понимание и использование времени — хронемику. Все элементы

невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно

дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.

4.2.3.1. Кинесика

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений,

используемых при коммуникации в качестве дополни-^льных выразительных

средств общения. Кин — мельчайшая единица движения. Элементами кинесики

являют-Ся Жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиоло-гическое

происхождение, так и социокультурное.

Жесты — это различного рода движения тела, рук или кистей рук,

сопровождающие в процессе коммуникации речь человека ц выражающие отношение

человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу,

какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.

Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными

и физиологичными. Их можно классифицировать следующим образом.

+ Иллюстраторы

+ Конвенциональные жесты - могут быть прямо переведены в слова,

употребляются сознательно и являются условными движениями. Часто ш

используют вместо слов, которые неловко высказать вслух.

+ Модальные жесты —выражают эмоциональное состояние человека, его оценку

окружаю-1 щего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об измЈ' I

нении активности субъекта в ходе коммуникации.

+ Жесты, используемые в различных ритуалах

Мимика представляет собой все изменения выражения щ человека, которые можно

наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной

коммуникации.

Решающим фактором при этом дваются культурные традиции. Если в соответствии

с норма-1нной культуры мужчина не должен публично проявлять страх угкрыто

плакать, ему придется сдерживать свои эмоции, ина-i будет осужден

общественным мнением. Существуют ситуации, когда мы должны маскировать свои

щи: ревность, разочарование и др.

Окулистика — использование движения глаз или контакт гла-ш в процессе

коммуникации. С помощью глаз также можно разить богатую гамму человеческих

чувств и эмоций. Напри-р, визуальный контакт может обозначать начало

разговора, в оцессе беседы он является знаком внимания, поддержки или,

против, прекращения общения, он также может указывать на :ончание реплики

или беседы в целом. Специалисты часто срав-тают взгляд с прикосновением, он

психологически сокращает ютанцию между людьми. Поэтому длительный взгляд

(особенно а представителя противоположного пола) может быть признаком

шбленности. Вместе с тем часто такой взгляд вызывает беспо-ойство, страх и

раздражение. Прямой взгляд может воспринимается и как угроза, стремление

доминировать. Исследования прочем окулистики показали, что человек способен

воспринимать *УЖой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.

Как и прочие элементы невербальной коммуникации, «поведение глаз»

отличается в разных культурах и может стать причиной непонимания в

межкультурной коммуникации. Например, если в США белый преподаватель делает

замечание черному студенту и он в ответ опускает глаза, вместо того, чтобы

прямо смотреть на преподавателя, тот может разозлиться. Дело в том, что

черные американцы рассматривают опущенный взгляд как проявление уважения, а

белые американцы расценивают как знак уважения и внимания прямой взгляд.

Камбоджийцы считают, что встретить взгляд другого человека является

оскорблением, так как это означает вторжение в их внутренний мир. Отвести

глаза здесь считается признаком хорошего тона.

Существенным аспектом кинезиса является поза — положен^ человеческого тела

и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из

наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при

наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состояний человека.

По позе можно судить, напряжен человек или раскован» настроен на беседу или

хочет поскорее уйти.

Известно около 1000 различных устойчивых положений, кото-ь1е способно

принимать человеческое тело. В коммуникативис-ике при общении принято

выделять три группы поз.

+ Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для

контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук сплетенными в

замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины

назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело

повернуть! к партнеру, туловище наклонено вперед.

+ Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании»

над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника.

Зависимость — взгляд снизу вверх, сутулость.

+ Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей

позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная

поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна.

Как и другие элементы кинезиса, позы различаются не только в разных

культурах, но и в рамках одной культуры в социальных и половозрастных

группах. Так, почти все западные люди сидят на стуле, положив ногу на ногу.

Но если этот человек, находясь в Таиланде, сядет так и направит свою ногу

на тайца, тот почувствует себя униженным и обиженным. Дело в том, что тайцы

считают ногу самой неприятной и низкой частью тела. Если североамериканский

студент может сидеть перед профессором так, как ему удобно, в африканских и

азиатских культурах это сочтут за отсутствие уважения и почтительности.

С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на

физическое самочувствие и возраст человека, так и на его моциональное

состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость,

длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и

головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры

Формируют разные типы походки — ровной, плавной, уверенной, твердой,

тяжелой, виноватой и др.

Походка с резко выпрямленной верхней часть туловища проводит впечатление

гордого вышагивания (как на ходулях) и выражает надменность и высокомерие.

Ритмичная походка, как правило, является свидетельством воодушевленного и

радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами

является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее

владельца. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно

двигаются руки, то это служит верным признаком того, что человек находится

во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию.

Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя

в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время

изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит или о

плохом настроении или об отсутствии заинтересованности; люди с такой

походкой чаще всего ершисты, не обладают достаточной дисциплиной.

Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком

обусловлена спецификой той или иной культуры. Иногда по одежде мы узнаем о

событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает

на профессию ее владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим

присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека,

сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе.

Если девушка желает произвести впечатление или установить с кем-то

отношения, то она надевает свое лучшее платье. Если при этом она оденется

неряшливо, то, вероятнее всего, не сможет достигнуть необходимого общения.

4.2.3.2. Тактильное поведение

Сложилось особое научное направление, изучающее значение и роль

прикосновений при общении, которое получило название такесики.

Люди прикасаются друг к другу по разным причинам, разными способами и в

разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в

зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие

типы:

- профессиональные — они носят безличный характер, человек при этом

воспринимается только как объект общения (осмотр врача);

- ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

- дружеские;

- любовные.

Как утверждают результаты исследований различных культур, в одних из них

прикосновение очень распространено, а в других оно совсем отсутствует.

Культуры, принадлежащие к первому типу, получили название контактных, а ко

второму — дистантных. К контактным культурам принадлежат

латиноамериканские, восточные, южно-европейские культуры. Так, арабы,

евреи, жители Восточной Европы и средиземноморских стран используют

прикосновения при общении довольно активно. В противоположность им

североамериканцы, азиаты и жители Северной Европы принадлежат к

низкоконтактным культурам. Представители этих куль-тур предпочитают

находиться при общении на расстоянии от собеседника, причем азиаты

используют большую дистанцию, нежели североамериканцы и североевропейцы.

Немцы, англичане и Другие англосаксонские народы считаются людьми, которые

редко пользуются прикосновениями при общении.

Исследования тактильного поведения немцев, итальянцев и североамериканцев

подтвердили, что принадлежность к контактной или дистантной культуре

зависит также и от личности человека и его половой принадлежности.

В азиатских культурах через прикосновение передаются, кроме прочего, также

чувства патронирования и превосходства. Прикосновение к плечу или спине в

них означает дружбу. В арабских и некоторых восточно-европейских странах

выражение дружеских чувств происходит в форме крепких объятий. Среди

мусульман объятия являются выражением мусульманского братства, впрочем, в

тактильной коммуникации есть и свои запреты: в азиатских культурах,

например, нельзя прикасаться к голове собеседника, что рассматривается как

обида. Поэтому, в азиатских культурах учителя зачастую бьют учеников по

голове, и ученики воспринимают это как обидное наказание.

Исторически сложилось несколько видов рукопожатий, каждое из которых имеет

свое символическое значение.

+ Ладонь, повернутая вверх под ладонью партнера, означай готовность

подчиниться, бессознательный сигнал тому, чье доминирование признается.

+ Ладонь, повернутая вниз на ладони партнера, выражает стрем I ление к

доминированию, попытку взять ситуацию под свой контроль!

+ Ладонь ребром вниз (вертикальное положение) фиксируй положение равенства

собеседников.

+ Рукопожатие «перчатка» (две ладони обхватывают одну № донь собеседника)

подчеркивает стремление к искренности, ДРП желюбию, доверительности.

4.2.3.3. Сенсорика

Сенсорика представляет собой тип невербальной коммуникации, основывающийся

на чувственном восприятии представители других культур. Наряду со всеми

другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру

формируется на основе ощущений органов чувств человека. В зависимости от

того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и

звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение

с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов

чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи

тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с

человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Особенности национальной

кухни также сильно различаются у разных народов. Цветовые сочетания,

используемые в разных культурах, тоже сильно варьируются. Нам могут не

нравиться эти сочетания, узоры, они могут казаться слишком яркими или

чересчур блеклыми. Слуховые предпочтения также зависят от конкретной

культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов.

Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой. Все

сенсорные факторы действуют совместно и в результат создают сенсорную

картину той или иной культуры.

4.2.3.4. Проксемика

Проксемика — это использование пространственных отношений при коммуникации.

Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа

закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния

территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер межличностного

общения. Специальные исследования показали, что они существенно отличаются

в разных культурах и являются довольно значимыми для коммуникации.

Каждый человек для нормального своего существования считает, что

определенный объем пространства вокруг него является его собственным и

нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир,

как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на

определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным

показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Тем самым

изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса

коммуникации. Кроме того, дистанция партнеров по коммуникации зависит также

от таких факторов, как пол, раса принадлежность к какой-либо культуре или

субкультуре, конкретика социальных обстоятельств и др. Э. Холл в результате

своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

+ интимную — разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в

свою жизнь третьих лиц;

+ личную — расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой

и всеми другими людьми;

+ социальную — дистанция между людьми при формальном и светском общении;

+ публичную — дистанция общения на публичных мероприятиях (собраниях, в

аудитории и др.).

Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к телу человека, и

в ней он чувствует себя в безопасности. Практически во всех культурах мира

вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято. Учеными доказано, что

чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови

вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило,

готовится к самозащите. Это заложено природой, гормоны стресса помогают

организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от нее. Если

нет возможности осуществить то или другое, тогда гормон борьбы превращается

в «яд». По этой причине человек, нарушивший интимную зону партнера по

общению, причиняет ему и психологический, и физиологический вред.

Однако для процесса коммуникации наиболее важным является личное

пространство, непосредственно окружающее тело человека. Эта зона равняется

45—120 сантиметров, и в ней происходит большая часть всех коммуникационных

контактов человека. На таком расстоянии физический контакт не обязателен.

Это Оптимальное расстояние для разговора, беседы с друзьями и хорошими

знакомыми.

В азиатских культурах личное пространство может зависеть и от кастовой

принадлежности участников коммуникации.

Социальная зона — это то расстояние, на котором мы держимся при общении с

незнакомыми людьми или при общении с малой группой людей. Социальная

(общественная) зона располагается в промежутке от 120 до 260 см. Она

наиболее удобна для формального общения, поскольку позволяет ее участникам

не только слышать партнера, но и видеть. Поэтому такое расстояние принято

сохранять при деловой встрече, совещании, дискуссии, пресс-конференции и

пр.

Социальная зона граничит с личной, и в ней, как правило, происходит большая

часть формальных и служебных контактов. В ней происходит общение учителя и

учеников, начальников и подчиненных, обслуживающего персонала и клиентов и

т.д. Здесь очень важно интуитивное чувство дистанции общения, поскольку при

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.