бесплатно рефераты
 

Билеты по межкультурной коммуникации

испытывает при этом стресс.

2.2. Механизм развития культурного шока

Выделятся пять ступеней адаптации.

Первый период называют «медовым месяцем», потому что большинство мигрантов

стремятся учиться или работать за границей, и, оказавшись там, они полны

энтузиазма и надежд. К тому же, часто к их приезду готовятся, их ждут, и на

первых порах они получают помощь и могут иметь некоторые привилегии.

Но этот период быстро проходит, и на втором этапе непривычная окружающая

среда и культура начинают оказывать свое негативное воздействие. Все

большее значение приобретают психологические факторы, вызванные

непониманием местных жителей. Результатом может быть разочарование,

фрустрация и даже депрессия. Иными словами, наблюдаются все симптомы

культурного шока. Поэтому в этот период мигранты пытаются убежать от

реальности, общаясь преимущественно со своими земляками и жалуясь им на

жизнь.

Третий этап становится критическим, так как культурный шок достигает своего

максимума. Это может привести к физическим и психическим болезням. Часть

мигрантов сдается и возвращается домой, на родину. Но большая часть находит

в себе силы преодолеть культурные различия, учит язык, знакомится с местной

культурой, обзаводится местными друзьями, от которых получает необходимую

поддержку.

На четвертом этапе появляется оптимистический настрой, человек становится

более уверенным в себе и удовлетворенным своим положением в новом обществе

и культуре. Приспособление и интегрирование в жизнь нового общества

продвигается весьма успешно.

Полная адаптация к новой культуре достигается на пятом этапе. Индивид и

окружающая среда с этого времени взаимно соответствуют друг другу. В

зависимости от факторов, влияющих на процесс адаптации, он может

продолжаться от нескольких месяцев до 4—5 лет.

Когда успешно адаптировавшийся в чужой культе человек возвращается к себе

на родину, он сталкивается с необходимостью пройти реадаптацию к своей

собственной культуре. Для него предложена модель W-образной кривой

реадаптации. Первое время человек радуется возвращению, встречам с

друзьями, но потом начинает замечать, что какие-то особенности родной

культуры кажутся ему странными и непривычными, и лишь постепенно он вновь

приспосабливается к жизни дома.

2.3. Факторы, влияющие на культурный шок

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной

адаптации зависят от очень многих факторов: внутренних (индивидуальные) и

внешних (групповые).

В первой группе факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики

человека: пол, возраст, черты характера.

Поэтому в последнее время исследователи считают, что более важным для

адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее

проходит адаптация. Образование, даже без учета культурного содержания,

расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у

человека, тем легче и быстрее он воспринимает новации.

В связи с этими исследованиями учеными были предприняты попытки выделить

некий универсальный набор личностных характеристик, которыми должен

обладать человек, готовящийся к жизни в чужой стране с чужой культурой.

Обычно называют следующие черты личности: профессиональная компетентность,

высокая самооценка, общительность, экстравертность, открытость для разных

взглядов, интерес к окружающим людям, склонность к сотрудничеству,

терпимость к неопределенности, внутренний самоконтроль, смелость и

настойчивость, эмпатия. Если культурная дистанция слишком велика, адаптация

не будет протекать легче. К внутренним факторам адаптации и преодоления

культурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта чел века.

Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Наличие знаний языка, истории и

культуры, безусловно, облегчает адаптацию.

Если человек уже имеет опыт пребывания в инокультурной среде, то этот опыт

способствует более быстрой адаптации. Поможет адаптации и наличие друзей

среди местных жителей, с поморю которых можно быстрее овладеть необходимой

для жизни информацией. Контакты с бывшими соотечественниками, также

живущими в этой стране, с одной стороны, обеспечивают поддержку

(социальную, эмоциональную, иногда — даже финансовую), но, с другой

стороны, есть опасность замкнуться в узком круге общения, что только усилит

чувство отчуждения.

Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и культурный шок, прежде

всего нужно назвать культурную дистанцию, то есть степень различий между

родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно

отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а

представление человека о ней, его ощущение культурной дистанции, которое

зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конфликтов,

как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д.

На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой

принадлежат мигранты. Хуже адаптируются представители культур, в которых

очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять; представители так

называемых великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться

должны не они, а другие.

Очень важны для нормальной адаптации условия страны пребывания: насколько

доброжелательны местные жители к приезжим, готовы ли помочь им, общаться с

ними. Легче адаптироваться в плюралистическом обществе, чем в тоталитарном

или ортодоксальном. Лучше всего, если политика культурного плюрализма

провозглашена на государственном уровне, как, например, в Канаде или

Швеции. Немаловажную роль играет экономическая и политическая стабильность

в принимающей стране. Еще один фактор — уровень преступности, от которого

зависит безопасность мигрантов.

В ходе К.Ш. идет личностный рост, ломка существующих стереотипов, для чего

требуется огромная затрата физических и психологических ресурсов человека.

Но результаты стоят того: новая картина мира, основанная на принятии и

понимании культурного многообразия, снятие дихотомии «мы — они»,

устойчивость перед новыми испытаниями, терпимость к новому и необычному.

32.МОДЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ БЕННЕТА.

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации

поставил вопрос о подготовке человека к жизни в чужой культуре. М. Беннет:

нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность). Поэтому

в его модели освоения чужой культуры акцент делается на чувственном

восприятии и толковании культурных различий. Это и есть межкультурная

чуткость. Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому

что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за

неприятия межкультурной разницы.

Осознание культурных различий, по его мнению, проходит несколько этапов. На

начальной стадии развития само существование этих различий обычно не

осознается человеком. Затем другая культура начинает осознаваться как один

из возможных взглядов на мир. В это время межкультурная чуткость начинает

возрастать, человек начинает ощущать себя членом более чем одной культуры.

На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как

признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее происходит

формирование нового типа личности, сознательно отбирающей и интегрирующей

элементы разных культур.

Модель Беннета динамична, так как говорит не просто о начальной, средней и

конечной стадиях развития, но и подчеркивает изменения, происходящие внутри

каждой стадии.

[pic]

3.1. Этноцентристские этапы

Напомним, что под этноцентризмом в культурной антропологии понимается

совокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре

как о центральной, главной по отношению к другим.

3.1.1. Отрицание

Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных

различий между народами. Отрицание может проявляться как через изоляцию,

так и через сепарацию.

Изоляция понимается прежде всего как физическая изоляция народов и культур

друг от друга. Она очень способствует этноцентризму, ведь если люди не

сталкиваются с чужаками, то нет необходимости задумываться о культурных

различиях. В таких местах культурные различия совсем не ощутимы, их

выпускают из поля зрения в процессе восприятия окружающего мира. Примером

изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут

сходство со своей культурой и замечают поэтому только знакомые предметы.

Частичная изоляция может проявляться также в использовании очень широких

категорий для культурного различия. Например, люди согласны, что есть

разница между европейцами и азиатами, но не видят различий между японцами и

корейцами и т. п. Сепарация представляет собой возведение физических или

социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от

собственной культуры. Она становится средством сохранения отрицания. В

реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного

чаще, чем изоляция. Подобные барьеры создаются по расовым, этническим,

религиозным, политическим и другим основаниям, разделяющим людей на

многочисленные и разнообразные группы.

Опасной стороной отрицания является скрытый перевод других, не похожих на

тебя людей, в другую, более низкую, категорию.

Отрицание — это привилегия доминантных групп населения. Малым группам, чье

отличие отрицается, трудно доказать другим, что оно есть.

На стадии отрицания лучшим методом формирования межкультурной

чувствительности является организация межкультурных мероприятий. Когда же

эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание

напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.

3.1.2. Защита

Поскольку существование различий признается как реальный факт, то защита

представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по

сравнению с отрицанием.

Первой формой защиты является диффамация (клевета) — негативная оценка

различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом

отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей

социокультурной группы. Многие люди, осознающие свою ненависть к чужакам и

понимающие, что это ненормально, предпочитают вернуться к изоляции, считая,

что это лучше для всех. Эту проблему можно решить, лишь воспитывая

культурное самоуважение перед лицом различий.

Превосходство, подчеркивание своего высокого культурного статуса, причем,

прямое отрицание чужой культуры при этом не является обязательной чертой

проявления этого чувства. Примерами подобного превосходства могут быть

гордость за свою расу, пол… «Развивающиеся страны».

Обратное развитие (полное изменение) не является обязательной стадией

межкультурного развития, хотя и встречается довольно часто у лиц, долгое

время проживающих за границей. Оно означает очернение своей собственной

культуры и признание превосходства другой. Субъективное значение,

приписываемое культурному различию, остается тем же самым, просто

происходит замена культуры, которая воспринимается как «другая»,

«отличная».

На стадии защиты важно обратить внимание на те элементы культуры, которые

является общими для всех взаимодействующих культур, и особенно на то, что

есть в них положительного. Если вслед за стадией защиты не будет стадии

умаления, а сразу произойдет скачок к принятию или адаптации, это может

привести к Укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкультурной

чувствительности.

3.1.3. Умаление

Этап умаления (минимизации) представляет собой последнюю попытку сохранить

этноцентристскую позицию. На этом этапе культурные различия открыто

признаются и не оцениваются негативно, как это было на стадии защиты. Они

становятся чем-то тривиальным, естественным. Очевидно, что они существуют,

но и определяют как что-то незначительное по сравнению со значительно

большим культурным сходством. Считается, что можно стоять на почве единой

человеческой сущности и не обращать внимания на различия. Поступай с

другими людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой. Это

правило подразумевает, что все люди одинаковы. К сожалению, при всей

внешней привлекательности такого подхода он также остается

этноцентристским, поскольку предполагаемые универсальные характеристики

людей берутся из своей культуры и означают: «будь, как я».

Первой формой минимизации является физический универсализм, исходящий из

того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной

принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают

одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому

другому человеку.

Хотя люди и имеют схожие физические потребности, их удовлетворение каждый

раз происходит в специфическом социальном и культурном контексте.

Физический универсализм является результатом эмпиризма - подхода,

стремящегося к обобщению опытных (в основном, естественно-научных) данных.

Его своеобразным аналогом является трансцендентный универсализм,

предполагающий, что все люди являются продуктом некоего единого принципа

или подхода (чаще всего Бога).

3.2. Этнорелятивистские этапы

Фундаментом этнорелятивизма является предположение, что поведение человека

можно понять только из конкретной культурной ситуации, что у культурного

поведения нет стандарта правильности. Культурные различия— это не хорошо и

не плохо, они просто есть. А разные типы доведения бывают приемлемыми или

неприемлемыми только в конкретных социокультурных условиях. Людям

свойственно признавать необходимость жить вместе в мультикультурном

обществе, поэтому они готовы уважать других и требовать уважения к себе.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как чего-то

неизбежного и позитивного, проходит через адаптацию к ним и может

завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

3.2.1. Признание

Стадия признания (одобрения). На ней существование культурных различий

принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается

различие в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д.

Самое очевидное отличие в поведении — это язык. Вербальное поведение сильно

варьируется в разных культурах. Люди начинают видеть это поведение через

призму фундаментальных культурных различий, а не как варианты универсальных

культурных истин. Человек начинает осознавать, что языки — это не разные

коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это

средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом

определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сэпира—Уорфа). В это же время

идет знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для

неподготовленного человека.

Эта стадия готовит людей к признанию относительности культурных ценностей —

главного элемента в воспитании межкультурной чуткости. На этом этапе

происходит принятие разных взглядов на мир, являющихся основой культурных

вариаций в поведении. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как

проявление чисто человеческой способности освоения мира. Мы можем делать

это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть разными.

3.2.2. Адаптация

Следующим этапом является адаптация (приспособление). Происходит углубление

этнорелятивизма. Важно осознать, что культура — это не застывший факт, а

процесс.

Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и

поведенческих моделей. Только сдвинув свои культурные рамки, люди смогут

общаться с позиций этнорелятивизма. Адаптация начинается с эмпатии

(сочувствия) и заканчивается формированием плюрализма.

Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе

коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека.

Сопереживание (сострадание) является этноцентристской категорией, так как

основано на предположении об одинаковости людей, которые должны чувствовать

одно и то же в сходных обстоятельствах. Сострадание легко отличить от

сочувствия. Если кто-то говорит: «Я бы на его месте сделал так...», это

почти всегда сострадание. «Я начинаю думать об этом по-другому, когда

представляю его точку зрения» — сочувствие.

Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы, обретая форму все

возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков,

понимания разных коммуникационных стилей, а также повышения

чувствительности к разным ситуациям, в которых возможно применение

альтернативных культурных ценностей.

Но эмпатия имеет ограниченный характер. Более глубокая адаптация связана с

плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия

культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных

ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой

культуре.

Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя,

собственной идентичности. Для таких людей уважение различий означает

уважение к себе. Этим плюрализм отличается от эмпатии, при которой другой

взгляд на мир все еще находится «вне» личности. Фактически результатом

плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм. Плюрализм,

будучи частью высокого уровня межкультурной чуткости, является обобщением

позитивного отношения к культурным различиям.

3.2.3. Интеграция

к чужой культуре, которая начинает ощущаться как своя. На этой стадии уже

можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность

включает другие жизненные принципы, помимо ее собственных. Такой человек

психологически и социально готов и способен понять множество реальностей.

Такая личность способна к обдуманному выбору поступков в специфической

ситуации, а не просто действует в соответствии с нормами своей культуры.

Первая фаза интеграции — контекстуальная оценка — описывает механизм,

который позволяет человеку анализировать и оценивать ситуацию наличия

нескольких вариантов культурного поведения. Контекстуальная оценка

позволяет человеку выбрать наилучшую модель поведения в конкретной

ситуации.

Эта форма интеграции является последней стадией развития межкультурной

чуткости для большинства людей. Дальнейшее развитие межкультурной

чувствительности для непрофессионалов просто не нужно. Тем не менее,

некоторые люди идут дальше и овлаДевают конструктивной маргинальностью. На

этом уровне появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная)

личность. Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться

на метауровень анализа ситуации. Для такого человека нет I естественной

культурной идентичности, как и нет абсолютно правильного поведения.

После этого можно посмотреть на культуры как объективно так и субъективно,

использовать ту или другую культуру без явного конфликта, включать по

желанию разные лингвистические и культурные кодовые системы. На этой

ступени не важно, представителем какой культуры и какого народа тебя

считают другие Полная свобода ощущается как в когнитивной, так и в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.