бесплатно рефераты
 

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

Эпик спокойно и неторопливо исследует события и характеры, обстоятельно, с

исторической точностью. Эмоционально приподнято может быть творчество

другого композитора, оно сродни шумному всплеску, переполнено неукротимой

энергией. Именно так можно охарактеризовать творчество Анатолия

Иннокентьевича Токмашова.

А. Токмашов - самодеятельный композитор, энтузиаст, талантливый певец,

разноплановый инструменталист, играющий на чатхане, баяне, рояле, гитаре.

Это человек увлеченный, ищущий, неугомонный. Самая характерная его черта -

доброта, и тем удивительнее его бесконечная доброта, чем больше узнаешь о

его детдомовском детстве. Его жизненная позиция выражена следующим образом:

"Меня окружали и окружают добрые люди, таких людей большинство в этой

жизни, иначе она бы прекратилась". С этой позиции и исходит его творчество,

его направленность: любовь к жизни, любовь к родному краю, любовь к

женщине, призыв к доброте и милосердию.

Общение с его произведениями - это всегда задушевный разговор, дающий

многое для сердца, для души. Его произведения лаконичны, задушевны,

отмечены господством светлого колорита с оттенками моментов грусти. это

лирические импровизации, картины-настроения, поэтические чувства,

охватывающие при созерцании просторов Родины. Сделать людям добро,

доставить человеку радость - такова суть его творчества.

Жанры творчества Токмашова разнообразны. Большое место среди них, как

у всех хакасских композиторов, занимают песни. В них поэтическое видение

композитора, принципы изображения действительности какое-то время остаются

в рамках фольклорного мышления. Именно фольклор стал основой его образности

и тематизма. Диапазон этой образности довольно большой: от лирических

образов покоя и созерцательности до активных народных празднеств. Наиболее

популярны его детские песни, песни об Афганистане и о скоротечности

времени.

Творческое общение с композиторами-профессионалами оказало на него

очень большое влияние. Желание учиться давало стимулы для творческого

развития и появления новых качеств его художественного мышления, что было

бы совершенно невозможно при вынужденной учебе. Как результат – творчество

Токмашова обогащается новыми формами и жанрами. Появилась 4-х частная

оркестровая сюита «Цвети, Хакасия», симфоническая поэма «Алтын-Арыг».

Из фортепианных пьес наиболее интересны, на наш взгляд, три. 1)

«Шаман». Это жанровая миниатюра, свидетельствующая об обращении композитора

к фольклору, к его истокам. 2) «У подножия Саян». Это лирическая камерная

пьеса прозрачного звучания, оставляющая тонкое ощущение пейзажа одного из

художников Хакасии А.Ф. Калинина. Пейзаж – очень трудный жанр, передающий

состояние природы, которая ассоциируется с человеческими чувствами. На

первом плане здесь находятся не виртуозно-технические задачи, а задачи

более высокие – эстетические, передающие восхищенное отношение к природе.

3) «Токката». Уже первыми звуками, тревожными ритмами, гулкостью фактуры

вызывающая ассоциации с работами другого художника Хакасии – В.А. Тодыкова:

мужественные всадники-хакасы на неутомимых конях несутся в стремительной

скачке, и кажется, ничто не в состоянии сдержать их бег навстречу свободе и

простору. Так в творчестве самодеятельного композитора А. Токмашова

происходит своеобразное и смелое использование фольклорных сюжетов и

мотивов. В концертной обработке преподавателей-пианистов музыкального

колледжа все эти пьесы часто звучат на сцене.

В результате творческого взаимодействия в современном музыкальном

искусстве Хакасии происходит своеобразный двойной процесс: во-первых,

благодаря развитию творческих сил и раскрытию духовного потенциала

самодеятельных национальных композиторов обогащается свое национальное

музыкальное искусство, во-вторых, благодаря формированию новых стилевых

форм и жанров происходит процесс дальнейшего взаимообогащения культур. При

этом новые жанры и идеи во многом обусловлены эстетическими нормами и

законами фольклора: в данное время А. Токмашов работает над 2-х актной

оперой в тахпаховом стиле «Лебединая песня» по произведению Н. Тинникова

«На рассвете». Так художественная энергия самодеятельных авторов, ранее как

бы дремавшая, вырывается наружу и оказывает свое влияние на развитие

искусства. Скрытый творческий потенциал трудно поддается конкретному

анализу, но он представляет собой реальную величину, которую нельзя не

учитывать при рассмотрении вопроса взаимодействия художественных культур.

Искусство любой национальной культуры на том или ином этапе

формирования и развития нуждается в том влиянии, в тех стимулах, которые

отвечают ее внутренним потребностям, и особенно стимулирующее воздействие

оказывает те произведения, в которых заключен сплав фольклорных истоков и

актуальности содержания.

В разных жанрах искусства создается немало произведений, и само собой

разумеется, что лишь небольшая их часть является подлинными ценностями, и

эти истинные творения оказывают непреходящее обогащающее воздействие,

захватывают самые глубины человеческой души. Возникает необходимость

содействия созданию новых художественных ценностей, а также – необходимость

самого бережного отношения к традиционным особенностям национальной

культуры.

Так был вызван к жизни еще один (одиннадцатый) способ взаимообогащения

культур – создание целого ряда обработок произведений хакасских

композиторов или обработок народных песен.

Способ обработки материала можно считать одним из вариантов

совместного создания художественных ценностей. Этот творческий метод

предполагает особый тип художественного мышления. Для достижения

результатов в создании концертной обработки сначала необходимо обеспечить

ценностный подход к отбору произведений, так как показывать богатства

национальной культуры можно только на ее лучших достижениях. Потом, после

отбора, автор ищет множество вариантов обработки материала и вновь

производит отбор. Лучшие из вариантов остаются и служат популяризации

выбранного материала, либо народной песни, либо произведения композитора.

Это пример наглядного плодотворного взаимообогащения культур:

национальная музыкальная культура дала основу, базу для развития

творческого дарования талантливых музыкантов, а они, в свою очередь,

обогатили ее своими маленькими шедеврами.

Речь идет о музыкантах инструментального квартета «Аллегро». Этот

известный в Хакасии коллектив был создан выпускниками Абаканского

музыкального колледжа: Дмитрием Крупиным, Денисом Сусликом, Вячеславом

Инкижековым и Леонидом Танеевым. Нетривиальный состав (скрипка, кларнет,

баян и балалайка-контрабас), мягкая интеллигентная манера исполнения

принесли ансамблю известность среди слушателей. Начав с исполнения

произведений В.Н. Галочкина, музыканты создали собственные обработки.

Сейчас в их репертуаре довольно много мелодий разных народов – русские,

болгарские, еврейские, корейские и другие, а также обработки произведений

хакасских композиторов. Особенно удачны «Ах хазын» Челборакова и «У

подножия Саян» Токмашова.

Касаясь существа взаимообогащения национальных художественных культур,

мы имеем в виду не только содержательные моменты, но и обогащение

художественных средств познания интенсивно развивающейся действительности,

многообразных связей человека с прошлым и настоящим, способов типизации

образности, характеров, усовершенствование многокрасочной жанрово-стилевой

палитры изобразительных средств – эпических, лирических, романтических и

других, которые позволяют более полное раскрытие богатств внутреннего мира

человека, охватывают во всей ее полноте чрезвычайно усложнившийся мир

человеческих отношений.

Музыканты с интересом изучают опыт других национальных художественных

культур, стремясь освоить отдельные открытия в сфере современного мышления.

Закономерно их обращение к изучению новейших авангардных систем, к более

широкой и свободной трактовке современных музыкальных средств. Безусловно,

все это расширяет и обогащает возможности искусства. Такого рода

достижения, если они по-настоящему весомы, не только осваиваются родной для

художника национальной культурой, но в условиях интенсивных творческих

контактов становятся межнациональным достоянием.

Непрерывное взаимоознакомление с творческими достижениями других

народов и проведение всевозможных мероприятий является необходимым

источником и еще одним способом взаимообогащения культур. Это характерно

для всех народов, потому что музыкальный язык, являющийся основным

средством взаимного обогащения в музыкальном искусстве, понятен людям всех

национальностей. Главным началом в этом процессе является принцип глубокой

заинтересованности во взаимном творческом обмене всех наций и народностей,

создающих реальные художественные ценности.

В настоящее время взаимное общение деятелей искусства и его

потребителей с творческими достижениями других народов происходит очень

интенсивно и в разных формах. Огромную роль в этом выполняют проводимые по

всей стране дни и декады той или иной национальной культуры. Самую

существенную часть таких мероприятий составляет ознакомление слушателей

республики, в которой проходят дни культуры, с художественной жизнью других

народов. Организовываются встречи с деятелями культуры и мастерами

искусств, творческие выступления художественных коллективов, как

профессиональных, так и самодеятельных, авторские вечера композиторов.

Лучшие произведения исполняются на сценах концертных залов, издаются и

распространяются в массах. Устраиваются всевозможные представительные

выставки.

Все это приносит свои положительные результаты. Переход к комплексным

формам художественного обмена играет исключительно важную роль. Крупные

совместные мероприятия способствуют обогащению национальной культурной

традиции, лучшие произведения пополняют исполнительский репертуар, а

главное - эти мероприятия дают плодотворные идеологические результаты,

вводя в активное обращение все самое лучшее из художественной практики.

В Хакасии проводится целый ряд культурных мероприятий: всевозможные

конкурсы бальных и современных танцев, эстрадной и национальной эстрадной

песни, фольклорные фестивали, фестивали эстрадно-джазовой музыки,

многочисленные концерты камерной, симфонической и духовой музыки,

профессиональные конкурсы юных музыкантов имени А. Кенеля. В целях

пропаганды искусства успешно проводятся различные дискуссии. Доступ к

знаниям, к богатству духовной культуры обеспечил неисчерпаемые возможности

для подъема художественного творчества. Выявлению дарований, раскрытию

творческих способностей служат фестивали самодеятельного творчества.

Широкую популярность приобрела и такая форма, как шефство, оказание

методической помощи самодеятельному творчеству, как проявление обоюдной

заинтересованности: профессионалы готовят себе кадры для обучения, а

самодеятельные артисты, в результате оказания методической помощи, получают

определенные знания. Трудно переоценить в этом процессе ту роль, которую

играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио),

опирающиеся на современную технику.

Они вывели музыкальное искусство за пределы концертных залов, они

необозримо расширили его возможности в идейно-эмоциональном воздействии на

человека. Их значение в деле сближения и взаимообогащения культур народов,

разумеется, никак не сводится к простому показу достижений. Они содействуют

освоению того лучшего, что создано мастерами разных национальных культур,

позволяя увидеть развитие художественной культуры в некоторой общей

перспективе.

К следующему способу взаимодействия и взаимообогащения культур можно

отнести такие формы культурного сотрудничества народов, как организация

международных форумов, семинаров, симпозиумов.

В 1994 году в г. Алматы прошел I Международный симпозиум «Музыка

тюркских народов», в котором участвовали специалисты из США, Германии,

Франции, Венгрии, Испании, Турции, Казахстана, Азербайджана и многих

республик Российской Федерации. Основные задачи этого форума заключались в

активизации обмена опытом между различными этно-музыковедческими школами, в

утверждении научного статуса музыкальной тюркологии как самостоятельной

дисциплины и выработке перспективной программы ее развития. Много внимания

было уделено общим и методическим проблемам музыкальной тюркологии и

проблемам взаимодействия культур.

Республику Хакасия на симпозиуме представляли артисты национального

ансамбля «Улгер» (руководитель фольклорной группы - Юрий Кыштеев). На

форуме четко обозначалась тенденция к единению тюркских народов,

возрождению национальных традиций и обрядов. I Международный симпозиум

«Музыка тюркских народов», проведенные в г. Алматы, и I Международный

симпозиум «Чатхан: история и современность», проведенный в г. Абакане в

1996 году, безусловно, еще более углубили сотрудничество в области

художественной культуры, дали большой импульс, внесли определенный вклад во

взаимообогащение культур.

Основные черты такой формы сотрудничества можно выразить так:

1. полное равноправие при сотрудничестве и культурном обмене,

совершенное отсутствие тенденции доминирования одной культуры над

другой;

2. широкий обмен как результат высокой активности в передаче своих

достижений, равно и в усвоении достижений других народов;

3. широкий диапазон демонстрации и восприятия произведений музыкального

искусства всех народов;

4. постоянный обмен наиболее выдающимися идейно-полноценными,

интересными в художественном плане произведениями, как результат

компетентного и вдумчивого отбора эстетических ценностей;

5. потребность в сотрудничестве, становящаяся необходимостью.

Утверждаются национальные убеждения, взаимное доверие в укреплении

духовной жизни, мировоззренческих и нравственных принципов. «Каждая нация

значительна и нужна для истории, иначе она не возникла бы, а возникнув,

распалась бы мгновенно»13. Каждая национальная культура, взаимодействуя с

другими, воспринимая и преобразуя их опыт, сопоставляя его с собственными

традициями, обретает новую энергию для продвижения вперед, развивая свою

национальную культуру. Причем, это взаимодействие происходит очень активно,

культуры как бы чувствуют жизненную необходимость этого взаимодействия.

«Взаимные встречи, взаимное узнавание братских культур – это своего рода

кислород, необходимый для свободного и здорового роста»14.

Постоянно развивающееся современное национальное искусство Хакасии, ее

огромный культурный потенциал, полезный опыт, делают Хакасию равноправным

партнером в культурном сотрудничестве. Тенденция к взаимопониманию,

взаимообогащению и сотрудничеству всегда будет брать верх и, в конечном

итоге, станет главной тенденцией времени. Культура нашей страны

многонациональна, она служит всем народам и выражает их общие идеалы. Она

вбирает в себя все общезначимое в достижениях и самобытных традициях

национальных культур. Сегодня культура становится силой идейно-

нравственного сплочения. Этот прогрессивный процесс отвечает интересам всех

народов, культура не имеет национальных барьеров, она представляет собой

органический сплав духовных ценностей, создаваемый всеми народами.

Следует подчеркнуть, что духовная культура общества – это не комплекс

явлений, отражающих процессы действительности, а активная сила, оказывающая

мощное воздействие на общественную жизнь и внутренний мир человека. А.В.

Луначарский в свое время отмечал, что «под культурой подразумеваются все те

усилия человека и достижения его, которые направлены на то, чтобы улучшать

самого человека и всю природу вокруг него, приспособить обстановку человека

к его потребностям и дать, таким образом, возможность широко и вольно

развертываться всем хорошим задаткам, имеющимся у человека, приблизить

человека к подлинно человеческому, высокому, светлому, братскому

счастью»15.

Итак, духовная жизнь целенаправленно развивается в двух направлениях.

Первое направление связано с общим духовным ростом общества, оно определяет

новые способы отношений человека со своим природным окружением. Второе

направление связано с большим вниманием к человеку, как личности, с

развитием его способностей, дарований и самосовершенствованием.

Взаимодействие этих направлений обусловливает более полное, глубокое

понимание людьми самих себя, а также тех исторических обстоятельств, в

которых они живут. Это взаимодействие способствует зарождению новых

общественных идеалов.

В центре культуры стоит человек, и она призвана обеспечить условия для

полного и свободного раскрытия всех его способностей, формирование и

воспитание всесторонне развитой, творческой и социально активной личности;

ее рост, прежде всего, обусловливается общим прогрессом общества, его

технической базой, совершенствованием общественных отношений и системы

культуры. Но для этого необходимо целенаправить усилия самого общества, в

первую очередь, путем использования исключительно богатого арсенала средств

и возможностей культуры, а также собственным стремлением каждой личности к

самосовершенствованию. Надо подчеркнуть, что это должно быть не однократным

действием, а постоянным процессом. И художественной культуре в этом

процессе принадлежит исключительная роль.

Дело в том, что искусство в большей мере, чем другие сферы духовного

освоения действительности, оказываясь в центре человеческих интересов,

вбирает в себя и философскую, и нравственную проблематику. В этом искусство

оказывается сходным с философией. Философия и искусство в системе духовной

культуры играют колоссальную роль в воспитании человека как всесторонне

развитой личности. Они формируют его мировоззрение, его жизненные позиции,

мораль, культуру. В ходе исторического развития общества диапазон

воспитательного воздействия искусства постоянно расширяется, усиливается

его гуманистически-общечеловеческих пафос. Опять-таки, говоря о гуманизме

культуры, мы имеем ввиду ее двуединую функцию преобразования человека и

окружающего его мира. Общество поставило на службу человеку все созданные и

создаваемые ценности культуры и искусства, дало ему возможность развивать

свои способности и таланты, подчеркнуло его активное, сознательное участие

в деле развития культуры. Всесторонний и постоянный рост жизненного и

культурного уровня народов, составной частью которого стало динамичное

развитие культур, является одним из важнейших проявлений гуманизма на

практике. Идеи гуманизма составляют живительный источник замыслов и

творчества, раскрывающих и защищающих новые отношения равенства между

людьми разных национальностей.

Плодотворное взаимообогащение культур включает в себя в виде своей

неотъемлемой части освоения людьми, потребителями искусства, наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.