бесплатно рефераты
 

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)

значительных художественных ценностей. Активное приобщение их к

художественным ценностям вызвано потребностями разных слоев населения

расширить свой духовный горизонт и стремлением удовлетворить свои

эстетические запросы.

В связи с изложенным, четырнадцатый способ взаимообогащения культур

можно определить как успешное воплощение программ действительного

распространения и демократизации культуры, позволяющее культуре, с

социологической точки зрения, стать всеобщим достоянием, предоставив все

более широким слоям общества возможность проявления творческой активности.

Эта программа распространения и демократизации культуры основывается на

осуществлении трех взаимосвязанных задач:

1. обеспечение полной доступности культуры народу;

2. активное распространение гуманистических ценностей прошлой и

современной культуры;

3. всемерное поощрение и развитие творческого участия масс в создании и

освоении ценностей культуры.

Действительно, на сегодняшний день можно отметить значительное

расширение публики, пользующейся достижениями культуры и искусства,

постоянный эстетический рост новой аудитории потребителей искусства. Этот

рост происходит не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но он

характеризуется непрерывным расширением горизонтов национальных и общих

зрительских интересов. Сегодняшний потребитель культуры и искусства не

является пассивным. Он достаточно активно воспринимает процессы,

происходящие в области искусства, он высказывает свое мнение, может

оценивать реальные творческие успехи или заявить о своей

неудовлетворенности. И если искусство сегодня оказывает мощное воздействие

на огромную аудиторию, то, в свою очередь, духовные запросы потребителей

искусства, их мнения и оценки существенно влияют на его рост. Развитые

эстетические вкусы, обостренность и чуткость восприятия явлений искусства

благотворно сказываются на качестве художественной культуры. В этом

заключается диалектичность отношений между создателями и потребителями

эстетических ценностей.

В результате определенных достижений в развитии культуры уже

сформировался определенный «массовый потребитель искусства», отличительной

чертой которого является постоянное повышение заинтересованности в развитии

национальной культуры и искусства. Безусловно, проводится большая работа по

усвоению и распространению всего самого значительного в художественном

наследии прошлого и современного, но особое значение имеет то, что

расширились наши представления о собственном национальном художественном

наследии. Это и позволяет по-новому оценить богатство национальной культуры

и открыть в ней много новых жемчужин.

Исключительную актуальность сегодня приобретает задача поисков путей и

средств того, чтобы лучшие достижения национальной культуры и искусства

стали достоянием широкого круга трудящихся. Один из них – ознакомление

людей с художественными ценностями современного искусства Хакасии,

требующий определенной подготовки эмоционального и интеллектуального мира

потребителей художественных ценностей в освоении новых форм, видов и жанров

искусства. Другой путь – обучение национальных кадров. Конечно, необходимо

приобщение всех слоев населения к знаниям, науке, искусству, и чем

основательнее мы сумеем понять общую и специальную культуру населения в

соответствии с требованиями времени, тем эффективнее сможем осуществить

основные цели развития общества.

Такое огромное внимание повышению общей и специальной культуры всех

членов общества уделяется потому, что в наши дни вся система культуры

развивается небывалыми темпами. В последнее время достигнуты значительные

успехи в обеспечении всех необходимых условий для самосовершенствования

человека. Сегодняшняя задача - подготовка специалистов с высшим

образованием, что, в свою очередь, позволит ставить и разрешать более

масштабные и перспективные задачи в области культуры.

На сегодняшний день уже создана единая и стройная система образования

- Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова - система,

которая обеспечивает выявление и развитие способностей и дарований в

области музыкального образования и художественного творчества, дающая

необходимые знания и подготовку по специальности. Анализируя наши общие

творческие достижения, можно с уверенностью сказать, что в Хакасии созданы

условия для сотрудничества национальной интеллигенции в формировании кадров

науки и искусства. Если хотите, это уже программа всенародного

эстетического воспитания. Она имеет многоаспектный характер, но ее основой

является приобщение населения и каждой личности к искусству, повышение роли

искусства в эстетической культуре и, вообще, в духовном формировании

человека. Именно искусство является наиболее концентрированным выражением

эстетического, самым свободным проявлением творческих сил и возможностей

человека. При университете для подготовки научно-педагогических кадров

открыта аспирантура, где могут обучаться представители всех народов,

проживающих в Хакасии. И если в данной связи проводятся разнообразные

организационные и другие мероприятия, используется богатый арсенал средств,

то отнюдь не для того, чтобы навязать личности нечто ей чуждое, а с целью

пробудить в ней внутреннюю индивидуальную и свободную потребность в

творчестве. Именно в этом наиболее полно и осязаемо проявляется социальная

активность эстетического воспитания.

Создавая и утверждая новые художественные ценности, культура, в своем

огромном разнообразии, выявляет себя как сила, преобразующая человека. Люди

не только пользуются духовным богатством общества, но и, на более высоком

качественном уровне, выступают его создателями. Таков один из кардинальных

признаков сегодняшней культуры. Человек всегда был и остается в центре

интересов и усилий культуры и искусства. Он не только тот, кому

предназначены лучшие художественные ценности прошлого и современного

искусства, но и тот, что непосредственно своим трудом, способом жизни,

мышления, своей моралью и эстетическим отношением к действительности

участвует в их создании. Другими словами, по мере того, как возрастает

значение субъективного фактора - сознательного творчества, возрастает и

значение культуры в жизни общества.

Культура и искусство способны в единстве и взаимодействии со всеми

элементами общественного развития (решение политических, социально-

экономических и идейно-воспитательных проблем) существенным образом

помогать росту сознательного творчества. Человек, который органично

приобщился к искусству, то есть посредством постоянного и притом все более

квалифицированного восприятия художественных ценностей, раскрывая в себе

художника, оказывается иным в жизни, в любой своей деятельности, во

взаимоотношениях с людьми. Культура выступает как источник

интеллектуального и нравственного здоровья человека. Для нее характерны

особые формы человеческого общения. Вопросы, касающиеся взаимоотношений

между людьми, приобретают социальное звучание. Культура направлена на

преодоление всего, что ведет к разобщению людей, к растворению личности в

обществе, к отчуждению ее от общества, а активное общение людей между собой

ведет к познанию и взаимообогащению культур людей разных национальностей.

Цель культуры - развитие этих обогащающих отношений. В процессе общения

неизменно происходит расширение кругозора личности. Интеллектуальная,

эстетическая и нравственная стороны общения выступают как различные формы

«духовного питания», без которого невозможно существование личности и

развитие ее способностей к творчество. Вот почему именно в отношениях между

людьми рождаются прекрасные нравственные ценности.

Культура открывает всем доступ к мировой сокровищнице искусства, к

современным знаниям о других культурах и их взаимодействии. Приобщение к

культуре помогает подготовиться к восприятию искусства всех народов, к

умению пользоваться его дарами и развивать в себе эстетические чувства

художника. Сегодняшняя культура, базирующаяся на идеалах гуманизма,

способствует самовыражению личности, ее активному включению в общественную

жизнь. В этих условиях необычайно возрастает значение культуры, призванной

не только осмысливать всю эту проблематику, но и активно воздействовать на

характер ее решения.

Характерным моментом нашего времени является то, что сейчас культура и

искусство стали проявлять себя как важнейшие динамизирующие элементы жизни.

Поскольку культура и искусство все более активно воздействуют на

формирование личности, ее образ жизни, то культурная деятельность на основе

реальных возможностей превращается в потребность, причем потребность

применять свои способности и заниматься плодотворным творческим трудом

весьма перспективна. В процессе превращения культурной деятельности в

потребность огромное значение придается соотнесенности с историей, как бы

срастанию с ней, появлению ощущения своего единства с ней. Тот, чей мир

практических и духовных взаимосвязей не развит, сведен к минимуму, может

быть только ограниченным, односторонне развитым человеком.

Итак, культура не только формирует систему ценностей, она дает людям в

какой-то мере общую жизненную основу, а уровень культурных потребностей и

интересов человека является одним из показателей реального гуманизма

данного общества. Художественная культура - это не совокупность

произведений в определенный период времени, а многообразие воздействий на

человека. Основой общности художественных культур являются единые идейно-

эстетические, а также социально-эстетическое функционирование

художественных ценностей.

Наше время требует не только своего художественного исследования, но и

своего глубокого философского анализа. Чем в большей мере искусство

наполняется философской культурой, точно также, как философия - богатством

художественной мысли, тем значительнее окажется картина духовной жизни

общества.

Изучение культуры в ее единстве и вместе с тем в ее противоположности

является важной стороной исследования духовной жизни. Разумеется, в

реальной жизни хакасскую и русскую музыкальную культуру точно разграничить

невозможно, поскольку судьбы этих народов переплетены самим ходом

исторического развития. Это проникновение культур народов издавна

составляет один из важнейших факторов прогресса. С диалектической точки

зрения взаимосвязь категорий интернационального и национального правомерно

рассматривать как соотношение общего и особенного. Касаясь диалектической

природы этих категорий, мы, естественно, рассматриваем их в философском

плане, как своего рода противоположности. Но вместе с тем исходим из того,

что они не противостоят друг другу, как раз и навсегда данные неподвижные

сущности, а взаимопроникают, переходят одно в другое. Это происходит в

зависимости от меняющихся исторических и социальных условий. Традиционное

противопоставление основывается на абсолютизации исторических особенностей

социального пути и духовной культуры тех или иных народов.

Конечно, путь социально-культурного развития одной русской культуры не

может быть единственно разумным и универсальным, тогда как все остальные

пути, по которым развивались другие народы, представляли бы собой

историческую и культурную аномалию. Сама жизнь доказывает универсальный

закон общественного развития и раскрывает относительную повторяемость

истории всего мира. Общее не существует отдельно от частного, оно не

противостоит особенному, и вместе с тем не поглощает его. Общее выступает

как сила, объединяющая отдельные культуры, как основа их духовного

развития. Особенное - это то конкретное проявление общего, которое

порождено и закреплено историческим, социальным и художественным опытом

нации. Эти особенности не вступают в противоречие с общими закономерностями

общественного развития, а соединяются с ними.

Равновесие общего и национального в культуре очень часто нарушалось в

XX веке. В теории и практике культурного развития еще встречается

недооценка как общих начал, тесных связей, так и значения их своеобразия.

Теоретики, умаляющие роль общего начала единства культур, считают, что это

ограничивает самобытность национальных культур. Их предположения, что

творческий рост национальных культур может происходить только при полной

независимости, несостоятельны. «Всем хорошо известны теории, созданные еще

до первой мировой войны, - теория О. Шпенглера, в 20-е годы XX века -

теория Б. Кроче, в настоящее время - учение А. Тойнби о самоизолированном,

замкнутом, герметическом существовании национальных культур, о

невозможности их общения, взаимного обмена художественными ценностями»16.

В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный

одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических

и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии

полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо

национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но,

будучи обогащенной известным опытом русской и общеевропейской культуры в

этих жанрах, хакасская музыкальная культура сегодня уже имеет свои

значительные достижения: оперы, балет, симфонические произведения. Без

взаимообогащения достигнуть этого в столь короткий исторический период

общественного развития было бы невозможно. В условиях замкнутости и полной

изолированности любая национальная культура не может столь плодотворно

развиваться.

Существует лишь два диалектически связанных прогрессивных процесса в

жизни наций и народностей: расцвет через их сближение и сближение,

благодаря их расцвету. Диалектика национального и общенационального

проявляется в том, что благодаря расцвету национальных культур, все более

ощутимы их общенациональные черты, сближение и взаимное обогащение. В этом

процессе культурные ценности обоих народов сохраняют свою национальную

неповторимость. Однако, доминирующую роль в нем играет национальный фактор,

обеспечивающий формирование и укрепление единой культуры. В диалектике

национального и общенационального преобразуется само содержание

национального. Существенным элементом этого процесса является то, что

традиции, формировавшиеся в течении продолжительного исторического

развития, обогащаются и выражают общенациональные интересы и потребности.

Это особенно ярко проявляется в повышении активности в области культуры.

В условиях нынешнего этапа развития в жизни нашей страны необходимо

учитывать ряд взаимосвязанных тенденций, в том числе и стремление сохранять

и развивать национально-культурную самобытность народов России, одного из

крупнейших в мире многонациональных государств. Все это особо

подчеркивается в утвержденной в июне 1996 года указом президента Российской

Федерации «Концепции государственной национальной политики Российской

Федерации».

Она представляет собой систему современных взглядов, принципов и

приоритетов в деятельности органов государственной власти как на

федеральном, так и на уровне субъектов Федерации в сфере национальных

отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и

целостности страны в новых исторических условиях развития, согласования

общегосударственных интересов с интересами всех населяющих ее народов,

налаживания их всестороннего сотрудничества развития национальных языков и

культур.

Взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур

происходит разными способами. Мы рассмотрели четырнадцать: активное

освоение наиболее значительных художественных ценностей национальных

культур; действительное восприятие и активное освоение творческого опыта

представителей разных национальных культур; использование коллективного

творческого опыта и организация творческих союзов; взаимообогащение на

основе изучения инструментария национальных культур, разработка единых

проблем их развития; непосредственное общение представителей разных

национальных культур; активная помощь и взаимоузнавание фольклорных

традиций в собирании, записи, исследовании и их развитии; взаимообогащение

творческих приемов, стилей, жанров, средств выразительности, богатство и

многообразие творческих поисков; соавторство в создании произведений;

совместный труд в многонациональных коллективах; творчество отдельных

исполнителей и их роль в постоянном обогащении национальных культур;

содействие творчеству самодеятельных композиторов; поиски различных

оригинальных способов популяризации сочинений хакасских композиторов, а

также народных песен (обработка материала); обучение и подготовка

высококвалифицированных специалистов; проведение всевозможных мероприятий в

целях ознакомления с лучшими достижениями национальных культур, организация

и проведение Международных симпозиумов, форумов, фестивалей. Все способы

имеют в основе один главный принцип - принцип глубокой заинтересованности

во взаимообогащении национальных культур.

Последним, итоговым способом взаимообогащении культур, на наш взгляд,

является изучение, анализирование и прогнозирование процессов

взаимообогащения, так как теория, анализ определяют задачи развития

культуры, пути их решения, способствуют росту профессионального уровня и

все более активному участию человека в сознательном творчестве.

Очевидно, что наступило время теоретического осмысления музыкального

опыта, накопленного хакасской музыкальной культурой. Настало время провести

научные исследования, ставящие целью обобщение этого материала. Изучение

происходящих процессов в искусстве настоящего времени с точки зрения

диалектики общего и особенного - задача, позволяющая раскрыть

поступательное движение культуры, как в масштабе культуры в целом, так и по

отношению к культуре каждого входящего в нее народа.

Хакасское национальное искусство, развиваясь в живом взаимодействии с

окружающим нас миром, воспринимает и использует достижения, накопленные не

только в русской, но и в иных художественных культурах. При этом

обновляются, расширяются виды, жанры, создаются новые стилевые формы, не

разрушающие национальной самобытности культуры. В результате такого

взаимодействия перерабатываются национальные традиции, и на основе нового

художественного мировосприятия национальное искусство развивается самобытно

и оригинально. С проявлением новых видов и жанров в национальном искусстве

стали обновляться и фольклорные формы, а также и традиционные

художественные выразительные средства. Вновь родившиеся жанры национального

искусства стали воплощаться в классических, общеевропейских формах,

выработанных многовековым развитием мирового искусства.

Можно с уверенностью сказать, что без взаимодействия с другими

культурами, без взаимного обогащения с ними, хакасской культуре было бы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.