бесплатно рефераты
 

Хрестоматия

Федора. В 1598 г. после смерти Федора Иоанновича, не оставившего

наследников, Борис Годунов добился избрания на царский трон,

который занимал до своей смерти в 1605 г. Без изучения взглядов

и политики этого выдающегося деятеля русской истории рубежа

XVI—XVII вв. невозможно разобраться во многих событиях и

коллизиях Смутного времени. Яркая, противоречивая личность царя

Бориса, его драматическая судьба привлекали внимание многих

историков и художников. Достаточно вспомнить соответствующие

страницы книг Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, произведения А.

С. Пушкина, А. К. Толстого, М. П. Мусоргского, запечатлевших его

образ с большой художественной силой. Все они подчеркивают

властолюбие и честолюбие Бориса Годунова, склонность к интригам,

неразборчивость в средствах достижения целей, что предопределяет

трагедию самого царя и его семьи. При этом используется версия

гибели царевича Дмитрия от рук убийц, подосланных Годуновым,

которая в правление Романовых носила официальный характер.

Однако многие историки, специально изучавшие период Смуты, дают

более объективную и всестороннюю характеристику личности и

деятельности царя Бориса. Среди них — С. Ф. Платонов,

заключительные страницы книги которого о Борисе Годунове

приводятся здесь.

1. Пристав — здесь: надсмотрщик, «приставленный» к опальным

в ссылке или в тюрьме, ответственный за их охрану.

2. Белый город — третья система укреплений Москвы (после

Кремля и Китай-города), возведенных в 1586—1592 гг. и

охвативших полукругом кварталы к северу, западу и

востоку от центра столицы. Стены и башни Белого города

были оштукатурены и выбелены известкой, чем, очевидно,

объясняется его название. Белым городом называли также

территорию внутри этих стен. В конце XVIII — начале XIX

в. укрепления были снесены, на их месте возникли

бульвары (ныне — Бульварное кольцо в центре Москвы). В

1591 г. при завершении строительства Белого города была

возведена еще одна линия укреплений из деревянных стен и

башен на земляном валу. Они защищали слободы и кварталы

за пределами Белого города, включая обширный район к югу

от Кремля за Москвой-рекой. Возведенные в течение года,

эти укрепления назывались Скородомом, позднее — Земляным

городом. В настоящее время на их месте проходит Садовое

кольцо. Каменная крепость — астраханский кремль, был

построен в конце XVI в. под руководством зодчих М.

Вельяминова и Д. Губастого.

3. Иван Грозный с целью защиты от набегов крымских татар

предпринял строительство Большой засечной черты

(завершена в 1566 г.), которая проходила к югу от Оки на

широте Тулы, включала крепости, лесные завалы,

частоколы, земляные валы.

4. Курск впервые упоминается еще в 1032 г. С тех пор

неоднократно разрушался завоевателями. В данном случае

речь идет, видимо, о восстановлении города (крепости) в

конце XVI в. То же можно сказать и о Ельце, который

впервые упоминается в 1146 г. Впоследствии он

неоднократно разрушался во время нашествий, в 1395 г. на

него напал среднеазиатский завоеватель Тимур. Прочие

упомянутые здесь города впервые основаны в XVI в. по

мере освоения «Дикого поля» и строительства укрепленных

линий. Большинство из них ныне крупные города

Черноземного центра России. Кромы, которые вошли в

историю также в связи с движением первого самозванца,

восстанием Болотникова, сейчас небольшой поселок в

Орловской обл. Чернявский городок находился на реке

Сосне, выше Ельца; Царев-Борисов — далеко на юге, на

Северском Донце при впадении в него Оскола, близ

современного города Изюма Харьковской обл. Украины.

5. Сакмы — дороги или тропы в степи, по которым двигались

татары во время набегов на южные рубежи Московского

государства.

6. Возможно, имеется в виду церковь (кирха), построенная в

Немецкой слободе, недалеко от Яузы.

7. Густав (1568—1607) —сын шведского короля Эрика XIV,

свергнутого с престола его братом Иоанном III. Находился

в изгнании в Польше, где принял католичество. Но С. М.

Соловьев считает его приверженцем протестантизма

(лютеранства) — господствующей религии Швеции. Принц

Густав побывал также в Германии, других странах, активно

занимался науками. Вместе с ним из Данцига (немецкое

название Гданьска в Польше) прибыла некая Катерина.

«Привязанность» принца к ней С. Ф. Платонов называет

«морганатической», поскольку так именуются и браки особ

королевских или царских фамилий с особами не столь

высокого происхождения. Вступившие в морганатический

брак не обладают правами, принадлежащими членам

царствующего дома.

8. Уже в 1606 г. царевич Дмитрий был причислен к лику

святых, его останки были торжественно перенесены в

Архангельский собор Московского Кремля. Канонизация

Дмитрия, мученически погибшего, по официальной версии,

от рук подосланных Борисом убийц, соответствовала

политическим интересам тогдашнего царя Василия Шуйского,

который хотел застраховать себя от появления новых

самозванцев. Отвечала она и интересам пришедших к власти

в 1613 г. Романовых, которые считали Бориса Годунова

своим врагом и узурпатором престола.

9. Свойственниками называют иногда людей, не состоящих в

кровном родстве, но породнившихся в результате браков

членов своих семей. Романовы, представители одной из

старинных московских боярских фамилий, состояли в

родстве и свойстве с Черкасскими, Сицкими, Шереметевыми

и др. Возвышение этих фамилий происходит в середине и

второй половине XVI в., им удалось существенно потеснить

бояр-княжат, т. е. Рюриковичей и Гедиминовичей, потомков

правивших в различных землях князей, перешедших в XV —

начале XVI в. на службу в Москву. По мнению С. Ф.

Платонова, в борьбе за власть представители новой

дворцовой знати были опаснее для Бориса Годунова, чем

бояре-княжата. В 1601 г. по доносу одного из дворовых

Романовы были обвинены в заговоре против царя Бориса

Годунова и сосланы. Многие из них погибли в ссылке.

Уцелели лишь старший из Романовых Федор Никитич (в

монашестве - Филарет) и его брат Иван.

10. Крепостное право означает прикрепление крестьянина к

земле там, где он жил испокон веку. В данном случае С.

Ф. Платонов имеет в виду бегство крестьян от крепостной

неволи.

11. Среди польских магнатов, поддерживавших авантюру

Лжедмитрия, ведущую роль играл Юрий Мнишек (ум. в 1613

г.) — воевода сандомирский, староста львов-ский и

самборский. Самбор — небольшой город к юго-западу от

Львова.

12. Рубеж Северский — пограничные с Польшей Северские земли,

вошедшие в состав России в начале XVI в. (бассейн Десны

с Черниговом, Брянском, Стародубом, Новгородом

Северским). Значительная часть населения этих земель в

начале XVII в. активно поддержала обоих самозванцев.

13. Приборные служилые люди или служилые люди по прибору —

низшие категории служилых людей (стрельцы, пушкари,

городовые казаки и др.), получавшие за свою службу

жалованье деньгами или «хлебом». Они набирались

(«прибирались») из свободных людей разных сословий.

Ведущая роль на государевой службе принадлежала служилым

людям по отечеству (т. е. по происхождению) — боярам и

дворянам, которым за службу давались земли с

прикрепленными к ним крестьянами.

14. В южных степных районах государственные крестьяне,

имевшие свой надел, были обязаны обрабатывать и

находившиеся там казенные земли (казенная пашня или

десятинная государева пашня). Выращенный хлеб оттуда

поступал в казну и шел на жалованье служилым людям,

находившимся в гарнизонах городов и крепостей по

засечным чертам.

15. Затинщики—служилые люди при затинных пищалях (небольших

орудиях), находившихся за крепостной стеной, т. е. «за

тыном».

16. Варсонофьевский монастырь — небольшой монастырь,

существовавший в Москве в начале XVII в. В нем, по

данным Н. М. Карамзина, находилось родовое кладбище

Годуновых. Но по свидетельству многих других источников,

Лжедмитрий приказал перезахоронить Бориса Годунова в

столь «убогом» монастыре, чтобы предать его посмертному

позору и поруганию. Варсонофьевский монастырь был

упразднен в 1764 г. Память о нем сохранилась в названии

Варсонофьевского переулка, проходящего ныне между

улицами Лубянкой и Рождественкой.

Платонов С. Ф. Борис Годунов. Пг., 1921. С. 84-1.54.

В.О.Ключевский

ЛЖЕДМИТРИЙ I

В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по

всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что

они его подстроили; но он был только испечен в польской печке, а заквашен в

Москве. Его личность доселе остается загадочной (1). Но для нас важна не

личность самозванца, а его личина, роль, им сыгранная. На престоле

московских государей он был небывалым явлением. Молодой человек, роста ниже

среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно-задумчивым выражением

лица, он в своей наружности вовсе не отражал своей духовной природы: богато

одаренный, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные

вопросы, с живым, даже пылким темпераментом, в опасные минуты доводившим

его храбрость до удальства, податливый на увлечения, он был мастер

говорить, обнаруживал и довольно разнообразные знания. Он совершенно

изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое,

угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной

московской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми

обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас показал себя

деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день

бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей. Своим образом действий он

приобрел широкую и сильную привязанность в народе. Лжедимитрий держался как

законный, природный царь, вполне уверенный в своем царственном

происхождении; никто из близко знавших его людей не подметил на его лице ни

малейшей морщины сомнения в этом. Дело о князьях Шуйских, распространявших

слухи о его самозванстве, свое личное дело, он отдал на суд всей земли и

для того созвал земский собор, первый собор, приблизившийся к типу

народнопредставительского, с выборными от всех чинов или сословий (2).

Смертный приговор, произнесенный этим собором, Лжедимитрий заменил

ссылкой, но скоро вернул ссыльных и возвратил им боярство. Царь,

сознававший себя обманщиком, укравшим власть, едва ли поступил бы так

рискованно и доверчиво, а Борис Годунов в подобном случае, наверное,

разделался бы с попавшимися келейно в застенке, а потом переморил бы их по

тюрьмам.

Как бы то ни было, но он не усидел на престоле, потому что не оправдал

боярских ожиданий. Он не хотел быть орудием в руках бояр, действовал

слишком самостоятельно, развивал свои особые политические планы, во внешней

политике даже очень смелые и широкие, хлопотал поднять против турок и татар

все католические державы с православной Россией во главе. Своими привычками

и выходками, особенно легким отношением ко всяким обрядам, отдельными

поступками и распоряжениями, заграничными сношениями Лжедимитрий возбуждал

против себя в различных слоях московского общества множество нареканий и

неудовольствий, хотя вне столицы, в народных массах популярность его не

ослабевала заметно.

Однако главная причина его падения была другая. Ее высказал коновод

боярского заговора, составившегося против самозванца, кн. В. И. Шуйский. На

собрании заговорщиков накануне восстания он откровенно заявил, что признал

Лжедимитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам

нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить

и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они

так и сделали, только при этом разделили работу между собою: романовский

кружок сделал первое дело, а титулованный кружок с кн. В. И. Шуйским во

главе исполнил второй акт. Те и другие бояре видели в самозванце свою

ряженую куклу, которую, подержав до времени на престоле, потом выбросили на

задворки.

Данный отрывок из «Курса русской истории» В. О. Ключевского

— еще один яркий пример недюжинного мастерства ученого в

изображении исторических личностей. Говоря о первом самозванце,

В. О. Ключевский в первую очередь отмечает привлекательные

качества этого человека. Ведь Лжедмитрий I добился невероятного

успеха — захватил власть и в течение года ее удерживал, чего не

удалось больше ни одному самозванцу, которых отечественная

история знает немало. И очевидно, что этому успеху

способствовали. не только благоприятным образом сложившиеся для

самозванца обстоятельства, но и некоторые черты его характера,

выгодно отличавшие его от «природных» российских самодержцев.

Весьма интересна и мысль В. О. Ключевского о том, что самозванец

был «заквашен в Москве». Следовательно, начало Смуты связано не

столько с происками враждебных держав, сколько с ситуацией,

сложившейся в самой России. По мнению автора, большую роль в

этом сыграли боярские интриги; именно они привели к падению

Лжедмитрия I.

1. Традиционно считается, что первым самозванцем был беглый

монах Чудова монастыря Григорий, до пострижения Юрий

Отрепьев, костромской дворянин, служивший боярам

Романовым и принявший монашество, спасаясь от

преследований со стороны Бориса Годунова. Но многие

крупные историки (В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и

др.) не считали эту версию полностью доказанной, а Н. И.

Костомаров вовсе считал ее недостоверной. Тем не менее в

пользу традиционной версии свидетельствует немало

фактов, зафиксированных в источниках начала XVII в.

Известно, что сразу при появлении самозванца официальным

расследованием, проводившимся по приказу Бориса

Годунова, было установлено, что это именно Григорий

Отрепьев (подробнее см. Скрынников Р. Г. Россия в начале

XVII в. Смута. М„ 1988).

2. Действительно, по свидетельству некоторых источников, в

суде над Шуйским приняли участие представители разных

сословий, в том числе и «из простых людей». Но подробных

сведений о составе этого собора нет. Современные

историки, в том числе академик Л. В. Черепнин, автор

крупной монографии о земских соборах в России, полагают,

что это был не земский собор, а судебная расправа

Лжедмитрия I со своими противниками. // Ключевский В. О.

Курс русской истории.

Скрынников Р. Г.

Лихолетье: Москва в XVI—XVII веках

Гибель царевича Дмитрия

Иван IV был последним потомком Калиты, имевшим многочисленную семью.

Его первая жена Анастасия Романова родила трех сыновей — Дмитрия, Ивана и

Федора — и несколько дочерей. Вторая царица Мария Тюмрюковна родила сына

Василия, последняя жена Мария Нагая — сына Дмитрия. Все дочери Грозного,

как и царевич Василий, умерли в младенческом возрасте. Первенец царя и его

младший сын, носившие сходные имена, погибли из-за несчастной случайности

(1). Царевич Иван Иванович, достигший двадцатисемилетнего возраста и

объявленный наследником престола, умер от нервного потрясения, претерпев

вместе с беременной женой жестокие побои от отца (2). Единственный внук

Грозного появился на свет мертворожденным, и в этом случае виновником

несчастья был царь, подверженный страшным припадкам ярости. Потомство

Грозного оказалось обречено на исчезновение. Причиной был не только дурной

характер царя и несчастные стечения обстоятельств, но и факторы природного

характера. Браки внутри одного и того же круга знатных семей имели

отрицательные биологические последствия. Уже в середине XVI в. стали

явственно видны признаки вырождения царствующей династии. Брат Ивана IV

Юрий Васильевич был глухонемым от рождения и умер без потомства. Сын

Грозного царь Федор Иванович отличался слабоумием, болезненным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.