бесплатно рефераты
 

Хрестоматия

землевладельцев. Переселенческое движение вызвало сильный отлив населения

из центральных областей, оно довело их до тяжелого сельскохозяйственного

кризиса (3).

Сложный исторический процесс вызвал глубокое брожение и в знании

русского общества. Столкновение противоположных интересов, усиленное

кроваво-жестокими действиями Грозного, привело к двум главным последствиям:

падению правительственного торитета, когда царь Иван «смяяте люди вся» тем,

что «всю млю яко секирою на полы рассече» (на опричнину и земщину), к

сознанию каждым общественным классом своих особых интересов. Совпадение

общего социально-политического кризиса с прекращением династии было

последним толчком к Смуте. Началась онa сверху, борьбою партий за престол.

Выдвинутый личными перниками Годунова, первый Лжедмитрий победил при

поддержке низшего слоя населения, недовольного московской политикой, и

родовитой знати, охотно изменившей опричнику-Годунову, увлекая служилых

людей, еще не сплотившихся в особую политическую партию. Партия княжеской

аристократии свергла Самозванца и хватила власть при Шуйском, но против нее

подымаются другие общественные группы: закрепощаемое холопство и

крестьянство, которым стоит плоть от плоти его — казачество, под

начальством Ивана Болотникова, и враги бояр, служилые люди, с Прокопием

Ляпуновым (4). Разыгравшаяся социальная борьба довела государство до

полного разрушения и до вмешательства соседей. Международные осложнения

ставят перед государством новую задачу: преодолеть внутреннюю смуту и

организовать национальную самооборону. Подымаются на защиту государственной

самостоятельности и внутреннего порядка средние классы, служилые торговые

люди по почину Минина и под руководством Минина и Пожарского (5) счастливо

решают свою сложную историческую задачу.

Смутой, или Смутным временем, называют обычно начало XVII

в., когда Русское государство было потрясено глубоким социально-

политическим кризисом: произошли мощные выступления крестьян,

холопов, казаков, резко обострилась борьба различных групп

правящего класса за власть и привилегии, в связи с пресечением

династии Рюриковичей на московском престоле возник династический

кризис — все это создало условия для деятельности всякого рода

самозваных претендентов на трон, для иностранного вмешательства.

Историки по-разному объясняли причины Смуты. В дореволюционной

официальной историографии большое внимание уделялось пресечению

правящей династии и «узурпации» власти Борисом Годуновым. В то

же время многие историки стремились выделить различные факторы,

обусловившие Смуту, показать их взаимосвязь. Здесь приводится

отрывок из вводной статьи видного русского историка начала XX в.

Александра Евгеньевича Преснякова (1870— 1929) к книге «Люди

Смутного времени». Большое место в его трудах занимает

политическая история России (главный труд А. Е. Преснякова

«Образование Великорусского государства» посвящен объединению

русских земель вокруг Москвы в XIV—XV вв.).

Говоря о причинах Смуты, историк подчеркивает противоречия

в социальной, экономической политике правительства, столкновение

интересов различных классов. Налицо комплексный подход к анализу

факторов, породивших Смуту, свойственный и многим другим

дореволюционным историкам. В советский период понятие «Смута»

долгое время считалось научно несостоятельным; в большинстве

трудов, посвященных началу XVII в., речь шла в основном о

крестьянском движении либо об иностранной интервенции. В

последнее время в ряде работ, прежде всего в трудах Р. Г.

Скрынникова, возобновлен комплексный подход к изучению Смуты как

сложного и многогранного социально-экономического и

политического процесса.

1. Великороссия — так в дореволюционной литературе

называлась территория расселения собственно русского народа в

отличие от Малороссии (Украины) и Белоруссии. Официально в

Российской империи не признавалось существование украинского и

белорусского народов, их рассматривали как особые группы

русского народа наряду с великороссами.

2. Государство, чтобы увеличить войско, основу которого

составляло дворянское ополчение, наделяло дворян поместьями, в

основном за счет черносошных земель. Тем самым оно теряло

налогоплательщиков — черносошных крестьян, которые становились

крепостными (автор не вполне точно называет их холопами) у своих

новых владельцев и выполняли повинности теперь уже по отношению

к ним.

3. Большая часть поместий служилых землевладельцев (дворян)

находилась в центральных уездах. Из-за ухода населения из этих

мест дворяне лишались многих своих крепостных. Необходимо

отметить, что это «переселенческое движение» активизировалось

еще в XVI в. из-за налогового гнета в период Ливонской войны и

опричных погромов.

4. Василий Иванович Шуйский (1552—1612) вступил на престол

после свержения Лжедмитрия I в 1606 г. Он принадлежал к одной из

ветвей знаменитого в XVI в. аристократического рода, многие

члены которого погибли в борьбе за власть в период малолетства

Ивана IV, а также в периоды опричнины и правления Бориса

Годунова. Князь Андрей Михайлович Шуйский, казненный в 1543 г.,—

дед Василия Ивановича. В начале XVII в. Василий Шуйский, хитрый

и изворотливый политик, оставался одним из немногих уцелевших

представителей своей фамилии. Избран на царство при поддержке

узкой группы родовитой знати, вошел в историю как «боярский

царь». Иван Исаевич Болотников (казнен в 1608 г.), бывший холоп

князя А. Телятевского, возглавил движение холопов, крестьян и

казаков против правительства Шуйского в 1606—1607 гг. Рязанские

дворяне Ляпуновы. были наиболее яркими лидерами среди служилых

людей. После подавления восстания Болотникова в 1607г. многие

недовольные политикой правительства Василия Шуйского поддержали

нового самозванца Лжедмитрия II, под власть которого перешли

многие города и уезды. Василий Шуйский не сумел нанести ему

решающее поражение, его войска не могли противостоять

наступавшей на Москву армии польского короля Сигизмунда, и в

1610г. он был свергнут с престола, затем оказался в плену в

Польше, где и умер.

5. Кузьма Минич Минин (Захарьев-Сухорук, ум. до 1616 г.) —

посадский человек из Нижнего Новгорода, небогатый купец. В 1611

г. избран земским старостой. После изгнания поляков из Москвы и

воцарения Михаила Романова стал думным дворянином, т. е. получил

право участвовать в заседаниях Боярской думы.

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578—1642) принадлежал к

одной из ветвей династии Рюриковичей, восходившей к князьям

стародубским, потомкам князя Ивана, младшего сына Всеволода

Большое Гнездо. Князья Пожарские никогда не занимали

значительных постов при московском дворе. Д. М. Пожарский при

Борисе Годунове имел средний придворный чин стольника. При

Василии Шуйском был воеводой в Зарайске, активно

противодействовал сторонникам Лжедмитрия II, отличился в

восстании в Москве против поляков в марте 1611 г. Как военный

предводитель ополчения, освободившего Москву, все же получил

боярский чин, при Михаиле Романове возглавлял некоторые приказы,

был воеводой в Новгороде.

Пресняков А. Е. Смутное время //Люди Смутного времени. СПб., 1905. С.

5—6.

Платонов С. Ф.

Очерки по истории Смуты

2. Периоды Смуты

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может

быть назван династическим, второй — социальным и третий — национальным.

Первый — обнимает собою время борьбы за московский престол между различными

претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период

характеризуется междоусобною борьбою общественных классов и вмешательством

в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в

борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских

людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.

Ф. Романовым во главе. Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой

постепенности: началась открытая Смута рядом боярских дворцовых интриг,

направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть и

впоследствии престол. Эти интриги открылись тотчас по смерти Грозного и

разрешились регентством, а затем и воцарением Б. Годунова. Главным орудием

боярской борьбы, решившим дело бесповоротно в пользу Бориса, послужил

земский собор, возведший семью Годуновых на царскую степень(1). Тогда

оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув

Самозванца, сделали орудием борьбы войсковые массы. Эти массы, служа

послушно тем своим вождям, которым они верили, сражались за Годуновых и за

Димитрия (2), шли против Димитрия за Шуйского, словом, принимали пассивное

участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество в ней Шуйскому.

Однако ряд политических движений не прошел бесследно для воинских людей.

Участвуя в походах и переворотах в качестве силы, решающей дело, они поняли

свое значение в стране и научились пользоваться воинскою организациею для

достижения своих общественных стремлений. В движении Болотникова

обнаружилось, во-первых, что почин в создании социального движения

принадлежит низшим слоям войска — украинскому казачеству (3) и, во-вторых,

что различие общественных интересов и стремлений разбило войско на

враждебные сословные круги. Высшие из них стали за Шуйского как за главу

существовавшего общественного порядка; низшие примкнули к Тушинскому вору,

превратив его из династического претендента в вожака определенных

общественных групп. Междоусобная борьба окончилась победою стороны Шуйского

благодаря вмешательству торгово-промышленного севера, который поддержал

старый порядок в лице царя Василия (4). Однако торжество Шуйского было

непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским

вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская

военная диктатура. Она не прекратила общественного междоусобия и не

поддержала государственного единства, так как сама была слаба и держалась

лишь оккупацией столицы. Но она подготовила важный перелом в общественном

сознании. Против иноземного господства спешили соединиться в одном

ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие. Временное

правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова (5), собрало в себе

представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их

слепой вражды. Общий патриотический порыв не мог, таким образом, погасить

народные страсти и примирить обостренную рознь. Попытка создать общее

земское правительство не далась, и страна, не желавшая польской власти, не

имела в сущности никакой. Тогда, в 1611 году, сложилась, наконец, программа

действий, именем патриарха призывавшая к единению не всех вообще русских

людей, а только консервативные слои населения: землевладельческий служилый

класс и торгово-промышленный тяглый. Их силами создано было нижегородское

ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки. Правительство 1613 года

земские соборы времени царя Михаила стали органами этих торжествовавших в

борьбе средних слоев московского общества (6). Политика царя Михаила была

поэтому одинаково холодна к интересам и старинной родовой знати, и

крепостной рабочей массы: она руководилась интересами общественной

середины, желавшей по-своему определить и укрепить порядок в освобожденной

от поляков стране.

Сергей Федорович Платонов (1860—1933)—выдающийся русский

историк, долгие годы читал курс русской истории в Петербургском

университете. Его лекции пользовались большой популярностью и

неоднократно издавались. Основное внимание С. Ф. Платонов уделял

истории государства, истории самодержавия. Активно занимался

научной и научно-педагогической деятельностью и после революции.

Был в 1920—1931 гг. академиком АН СССР, председателем

Археографической комиссии, директором Пушкинского дома.

Оставался на тех же научных и мировоззренческих позициях, что и

до 1917 г., в итоге был лишен научных постов и званий, пестован

и сослан. Умер в ссылке в Самаре. Среди трудов С. Ф. Платонова

ведущее место занимают исследования, посвященные Смутному

времени. Здесь приводится отрывок из его наиболее значительной

монографии на эту тему. Эта книга передавалась и в советское

время, она содержит наиболее полное, систематическое сложение

событий Смуты. Периодизация С. Ф. Платонова несколько условна,

как любая периодизация, однако она дает хороший ориентир

каждому, кто попытается взобраться в сложнейших переплетениях

действий и устремлений разнообразных политических сил,

социальных групп, а также личных интересов и страстей, так ярко

проявившихся в ту драматическую эпоху.

1. Земские соборы — созывавшиеся царем собрания

представителей различных сословий (боярства,

духовенства, дворянства, иногда посадских людей и

черносошных крестьян), на которых рассматривались важные

вопросы внутренней и внешней политики. В периоды

междуцарствия, пресечения правящей династии, на земских

соборах избирался новый монарх. Земский собор,

состоявшийся в феврале 1598 г., избрал на царство Бориса

Годунова. Это избрание означало и закрепление престола

за его наследниками, т. е. приход к власти новой

царствующей фамилии, или диинастии.

2. Имеется в виду царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного,

погибший в 1591 г., од именем которого против Бориса

Годунова, а затем против Василия Шуйского действовали

самозванцы Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.

2. украинному казачеству... — речь идет о казачестве

окраин, или «украин», Русского государства.

3. Имеется в виду поход М. В. Скопина-Шуйского в

1609—1610гг., в результате чего от власти тушинцев были

освобождены многие города на севере и в центре России.

Активную поддержку войскам Скопина-Шуйского повсеместно

оказывало посадское население, возмущенное произволом и

насилиями ставленников Лжедмитрия II.

4. Речь идет о так называемом первом ополчении, которое

подошло к Москве в марте 1611 г. Его состав был крайне

разнороден. Ополчение состояло и из дворян, служивших

Василию Шуйскому, и отрядов крестьян и посадских людей

из Поволжья, и ратных людей, воевавших на стороне

самозванца, и, наконец, казаков, по выражению С. Ф.

Платонова, «социальных врагов» дворянства.

5. Иначе эти слои общества С. Ф. Платонов называет

«средними классами». Под «консерватизмом» этих слоев

автор подразумевает, видимо, их неучастие в движении

казаков, крестьян, их приверженность к порядку,

устойчивости. Именно эти слои, по мнению С. Ф.

Платонова, стали социальной базой второго ополчения,

руководимого К. Мининым и Д. Пожарским, главной целью

которого было изгнание интервентов, а также наведение

порядка в стране, прекращение смуты. Выразителем этих

настроений стал патриарх Гермоген, посвященный в сан в

1606г. после свержения Лжедмитрия I и низложения

поставленного им патриарха Игнатия. После отстранения от

власти Василия Шуйского патриарх Гермоген, защищая

православие и российскую государственность, настаивал на

принятии православной веры королевичем Владиславом,

вопреки его мнению приглашенным на русский престол,

категорически возражал против восшествия на царский трон

самого короля Сигизмунда. Он рассылал по городам грамоты

с призывами идти к Москве «на литовских людей». Патриарх

также призывал бороться с «воровскими» казаками,

поддерживавшими Лжедмитрия II, а после гибели самозванца

— его сына («Воренка»). Уже в конце 1610г. Гермоген

установил регулярные связи с организаторами

нижегородского ополчения. Так патриарх стал одним из

вождей патриотического движения. Он подвергся гонениям

со стороны находившихся в Москве поляков и их русских

сторонников и был заточен на подворье Кирилло-

Белозерского монастыря в Кремле, где и умер от голода, в

феврале 1612 г., за несколько месяцев до вступления в

Москву войск Минина и Пожарского.

Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты. СПб., 1901. С.

146—147.

С.Ф.Платонов

БОРИС ГОДУНОВ

Власть перешла в руки Бориса как раз в ту минуту, когда московское

правительство сознало силу общественного кризиса, тяготевшего над страною,

и поняло необходимость с ним бороться.

Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении,

«светлодушный», по современному определению, Борис был чуток к добру и злу,

к правде и лжи; он не любил насильников и взяточников, как не любил пьяниц

и развратников. Он отличался личной щедростью и «нищелюбием» и охотно

приходил на помощь бедным и обездоленным. Современники, все в один голос,

говорят нам о таких свойствах Бориса. Из их отзывов видно, что, воспитанный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.