бесплатно рефераты
 

Хрестоматия

за кого выдут, и их взята в посад.

37. А будет чьи нибудь старинные, или кабальные люди, или крестьяне и

бобыли, которые за кем написаны в писцовых книгах, бегаючи у кого женятся

на Москве и в городех у посадских людей, на дочерях на девках, или на

вдовах, и таких беглых людей по крепостям, а крестьян по писцовым книгам с

посадов отдавати з женами их и з детьми тем людем, из за кого они збежат, а

в посад их в тягло по женам их не имати.

39. А которые тяглые люди продают беломесцом тяглыя свои дворы,

а пишут вместо купчих закладные, и те свои дворы просрочивают, а те люди,

кому они те свои дворы заложа просрочат обеливают, и черным людем в черных

сотнях и слободах тяглых дворов и дворовых мест нетяглым людем не за-

кладывата, и не продавати. А кто продаст, или заложит белым людем тяглой

двор, и те дворы имати и отдавати безденежно в сотни, а по закладным у кого

те дворы были заложены в денгах отказывати. А кто черные люди те свои дворы

продадут, или заложат, и тех черных людей за воровство бита кнутом.

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в Китае и в

Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и дворовых

мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не

имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы или места

дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бита челом на руских людей,

и купчие и закладные учнут приносит к записке в Земской приказ, и тех

купчих и закладных не записывати. А будет кто руские люди учнут немцам, или

немкам дворы и дворовыя места продавати, и им за то от государя быта в

опале. А на которых немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки

сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех

керкам не быти. А быти им за городом за Земляном, от церквей божиих в

далных местех.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.Л. Соборное уложение 1649 г.

М.. 1961. С. 160-168, 228-236.

УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ И ОРГАНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПО СОБОРНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1649 г.

Глава П. О государьской чести, и как его государьское здоровье

оберегать

1. Будет кто каким у мышлением учнет мыслить на государьское здоровье

злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про

то его злое умышленье сыщетса допряма, что он на царское величество злое

дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смерти.

2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хота Московским

государьством завладеть и государем быть и для того своего злого умышления

начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца,

и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем

государевым недругом, по его ссылке. Московским государьством завладеть,

или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету

сыщетца про тое его измену допряма, и такова лать хотел, и такова по сыску

казнить смертию.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взята на государя.

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое

изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они

живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не

верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отцати тем, чьи

они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким

изветчиком не верить.

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или

услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор, или иной какой

злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею

Михайловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в

городех воеводам и приказным людем.

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр и

околничих и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на

приказных людей, или на кого ни буди приходит скопом и заговором, и учнуг

кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же

казнити смертию безо всякия пощады.

Глава Ш. О государеве дворе, чтоб на государево дворе ни от кого

никакова бесчиньства и брани не было

1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его

госу-дарьских палатах, не опасаючи чести царского величества, кого

обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бита

челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом,

его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на

государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтоб на

то смотря иным неповадно было впередь так делали.

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное

какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит,

умрет, или в те же поры он кого досмсрти убьет, и того убойца самого

казнити смертию же.

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не

ранит и не убьет, и того казнити, отсечь рука.

6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит

царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из ыного ни

ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем

в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или

в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.

7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет

ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрельбы, и ис того оружья

никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги

и вкинута на неделю в тюрму.

Тихомиров М.Н., Епифанов П.Л. Соборное уложение 1649г.

М., 1961. Гл. П-Ш.

ИЗ РЕШЕНИЯ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ, 1653 Г.

ОКТЯБРЯ 1

А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском

бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь

Алексей Михайлович веса Русии изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и

все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою

государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих

церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную

християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и

для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское,

присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю

всеа Русии бита челом многижда, чтоб он, великий государь, православные

християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их

и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под

свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою

государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для

православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился,

велел их помирити через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в

ответех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили,

и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и

церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир

по Зборовскому договору.

А великий государь его царское величество для православные

християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем,

которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины

велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во

что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в

присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере христианской

остерегати и защищата, и никакими мерами для веры самому не теснити, и

никого на то не попущата. А будет он тое своей присяги не здержит, и он

подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.И он, Ян

Казимер, тое своей присяги не здержал, и на православную християнскую веру

греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в ыных униею

учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому

хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по

тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско

Запорожское з городами и з землями принять...

// Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех

томах. М.. 1953. Т. III. С. 413-414.

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕТМАНУ БОГДАНУ

ХМЕЛЬНИЦКОМУ

И ВСЕМУ ВОЙСКУ запорожскому О СОХРАНЕНИИ

ИХ ПРАВ И ВОЛЬНОСТЕЙ, 1654 г. МАРТА 27

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей

Михайлович всеа Великия и Малыя Росии самодержец , пожаловали есмя

наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска

Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников,

и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м

(1654 г.) году как по милости божий учинились под нашею государскою высокою

рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам,

великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное

подданство учинили.

И мы, великий государь наше царское величество, подданного нашего

Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все наше царского

величества Войско Запорожское пожаловали велели им быта под нашею царского

величества высокою рукою по прежним их правам и привилиям, каковы им даны

от королей польских и великих князей литовских, и тех их прав и вольностей

нарушивати ничем не велели, и судитись им велели от своих старших по своим

прежним правам, а наши царского величества бояря и воеводы в те иха

войсковые суды вступатись не будут. А число Войска Запорожского указали

есмя, по их же челобитью, учинить спискового 60 000, всегда полное. А буде,

судом божиим смерть случитца гетману, и мы, великий государь, поводили

Войску Запорожскому обирати гетмана по прежним их обычаем самим меж себя. А

кого гетмана оберут, и о том писати к нам, великому государю, да тому же

новообранному гетману на подданство и на верность веру нам, великому

государю, учинити, при ком мы, великий государь, укажем, а при булаве

гетманской староству Чигиринскому со всеми его приналежностями, которые

преж сего при нем были, указали есмя быти попрежнему. Также и именей

казатцких и земель, которые они имеют для пожитку, отнимати у них и вдов

поеле казаков осталых у детей не велели, а быти им за ними по-прежнему. А

буде ис которых пограничных государств учнут приходить в Войско Запорожское

к гетману к Богдану Хмельницкому послы о добрых делех, и мы, великий

государь, тех послов гетману принимать и отпускать поводили. А ис которых

государств, и о каких делех те послы присланы, и с чем отпущены будут, и

гетману о том о всем писати к нам, великому государю, вскоре. А буде

которые послы от кого присланы будут с каким противным к нам, великому

государю, делом, и тех послов в Войске задерживать и писать об них к нам,

вели"? кому государю, вскоре ж, а без нашего царского величества указу

назад их не отпускать. А с турским салтаном и с польским королем без нашего

царского величества указу ссылки не держать. И по нашему царского

величества жалованью нашим царского величества подданным Богдану

Хмельницкому, гетману Войска Запорожского, и всему нашему царского

величества Войску Запорожкому быти под нашею царского величества высокою

рукою по своим прежним правам и привилиям и по всем статьям, которые писаны

выше сего. И нам, великому государю, и сыну нашему, государю царевичю

князю Алексею Алексеевичю, и наследником нашим служити, и прямити, и

всякого добра хотети, на наших государских неприятелей, где наше

государское повеленье будет, ходити, и с ними битись, и во всем быти в

нашей государской воле и послушанье навеки.

// Воссоединение Украины с Россией.Документы и материалы в трех

томах. М., 1953. Т.III. С. 567-570. Т.1. С. 202 – 231.

«ПРЕЛЕСТНЫЕ ГРАМОТЫ» С.Т.РАЗИНА

1. Грамота от Степана Тимофеевича от Разина. Пишет вам Степан

Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому

войску, да и Степану Тимофеевичи), и я выслал казаков, и вам бы заодно

измеников выводить и мирских краваливцев выводить.

И мои казаки како промысь (промысл. - Сост.) станут чинить, и

ва[м] бы итить к ним в совет, и кабальныя и алальныя шли бы в по[л]к

к моим казакам.

2. От донских и от яицких атаманов молотцов, от Стефана Тимофеевича и

ото всего великого войска Донского и Яицкого паметь Цывильского уезду

розных сея и деревень черней руским людем и татаром и чювашс и мордве.

Стоять бы вам черне, руские люди и татаровя и чювяша, за дом пресвятые

богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и великого князя

Алексея Михайловича (т), и за благоверных царевичев, и за веру

православных християн. А как не Цывильска к вам, к черте, руские люди и

тагарови и чюваша и мордва, высыльщики в Цывилъской уезд по селом и по

деревням будут и станут загонеть в осад стоять в Цывильску, и вам бы,

черне, в осад в Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом,

всех в осаде вас прерубет. А тех бы вам цивильских высильщиков ловить и

привозить в войско в Синбирск. А которые цывиленя дворяня и дети боярские и

мурзы и татаровя, похотев заодно тоже стоять за дом пресвятые богородицы и

за всех святых и за великого rocyдаря и за благоверных царевичев, и за веру

православных крестиян, и вам бы, чернь, тех дворян и детей боярских и мурз

и татар ничем не тронуть и домов их не разореть. А с войсковой памяти вам,

чернь, списывать отдавать списки по селам церковным причетником дьячком в

слово в слово. И списывая, отдавать их по розным волостем и по селам и по

деревням сотцким и старостам и десяцким, чтоб они, уездные люди, все в сию

высковою паметь знали. К сей памяти высковую печать атаман Степан

Тимофеевич приложил. А с сею высковою памятью послан наш высковой казак

Ахпердя мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать и спору не

держать. А буде ево слушать ни в чем не станете, и вам бы на себя не

пенять.

3. Великого войска Данского и Еицкого и Запорожского от атаманов от

Михаила Харитоновича, да от Максима Дмитревича, да от Михаила Китаевича, да

от Семена Нефедьева, да от Артемья Чирскова, да от Василья Шилова, да от

Кирилы Лаврентьева, да от Тимофея Трофимовича в Челнавской атаманом

молотцом и всему великому войску.

Послали мы к вам Козаков лысогорских Сидара Леденева да Гаврилу

Болдырева для собранья и совету великого войска. А мы ныне в Тамбове ноября

в 9 день в скопе, у нас войскова силы с 42 000, а пушак у нас 20, а зелья у

нас полпятаста и больши пуд.

|

И кой час к вам ся память придет, и вам бы пожаловать атаманы и молот—

цы, собрався, ехоть к нам на помочь с пушками и з зельем безо всякого

мотчанья днем и ночью наспех. А писал к нам из Орзамасу донской атаман, что

наши козаки князь Юрья Долгаруково побили со всем его войским, а у него

была пушак 120, а зелья 1500.

Да пожаловать бы вам, поредеть за дом пресвятые богородицы и за

великого государя, и за батюшку за Степана Тимофеевича, и за всю

провославную християнскою веру. Потом вам, атаманы молотцы, атаман Тимофей

Трофимов челом бьет.

А будет вы к нам не пойдетя собраньем на совет, и вам быть от великого

войска в казни, и женам вашим и детем быть порубленым и домы ваши будут

розарены, и животы ваши и статки взяты будут на войска.

// Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Сборник документов. М., 1957. Т. IL Ч. I. С. 65, 91, 252.

А.Е.Пресняков

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

1. Общая характеристика эпохи

В два столетия — XIV-е и XV-е незначительное Московское удельное

княжество выросло в Московское государство, объединившее всю Великороссию

(1). Ближние и дальние соседи увидали в Московии сильное государство,

победоносно справившееся с татарскими царствами, перекинувшее свою власть в

Сибирь. Политические деятели Западной Европы стали считаться с новой силой.

Но внешнее политическое значение было куплено дорогой ценой

неимоверного напряжения народных сил в борьбе за свою самостоятельность

против напиравших со всех сторон соседей, и напряжение это нарушило

внутреннюю крепость и равновесие народных сил и средств. В XVII век

Московское государство переходит в состоянии глубокой внутренней Смуты.

Причины Смуты коренились в самом строе Московского государства XVI

века. В их основе лежало противоречие между целями, которые должно было

преследовать правительство, и средствами, какими оно располагало. В стране,

слабо развитой в экономическом отношении и редко населенной, создать

достаточную крепость государственной самообороны при сложных международных

отношениях было возможно только с большим трудом, и притом сосредоточивая в

распоряжении правительства все средства и силы народные. Оно и борется в

XVI веке за установление безусловной власти, сокрушая все частные и местные

авторитеты, какими отчасти оставались в своих вотчинах потомки удельных

князей, Гюяре-княжата. Привилегии, какими пользовалась эта аристократия,

претендовавшая на первую роль в управлении и в царской думе, на подчинение

себе в деле суда, расправы и военной службы населения своих вотчин, были

сломлены бурей опричнины Грозного.

Уничтожая в боярстве старое и привычное орудие своей власти,

псковское правительство одновременно создает взамен новую ад-министрацию и

новое войско, администрацию приказов и войско ужилых людей, детей боярских

и дворян. В этом классе, вершину торого составила новая придворная знать,

сильная не родовито-ью, а высоким служебным положением и царскою милостью,

— тет опоры царская власть. Этот класс она стремится обеспечить местьями и

крепостным крестьянским трудом, постепенно сводя на нет крестьянскую

свободу. Но интересы помещиков часто проворечили интересам казны: делясь со

служилыми людьми доходом крестьянского труда, она рисковала потерять

источник своей тнансовой системы при разорении крестьян и обращении их в

холопов, податей не плативших (2). К тому же потребность колонизировать

Поволжье и южные области заставляла правительство покровительствовать

переселениям земледельцев на новые земли, наперекор выгоде служилых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.