бесплатно рефераты
 

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую

периодизацию: 1. IX-XIII вв. - Киевская Русь. 2. XIV-XVII вв. -

Московская Русь. 3. XVIII - начало XX в. - Российская империя. 4. 1917

г. - н.в. - Советский период. Если соотносить историю России со

всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации,

которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир

рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время -буржуазная

социально-экономическая формация; новейшее время период развитого

капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую

стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу

XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия

феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в

результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием

первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России

представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм,

сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-

феодального самодержавного строя.

Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе

доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на

денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов,

ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной

собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический,

административный путь ., где *Ключевский В.О. Сочинения: Т.1.Курс

русской истории. Ч.1.-М.: 1987.-С. 51-53. основными формами

экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные

поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства. Изучить и

понять особенности исторического развития Российского государства- основная

цель курса истории Отечества. Задачи курса: - изучить основные

исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов; -

привить навык исторического анализа; -

научиться понимать самобытный характер исторического пути России; -

сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине; - заложить

основы для понимания будущего России; - уяснить свое место в

историческом процессе и судьбе Отечества.

Прикладной характер имеет изучение истории текстильной промышленности

России.

Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает

в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары

выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий,

то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события,

без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены

принимать на веру разные идеологические построения и Чтобы выводы из

истории были действительно научными, необходимо изучить все факты,

относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их

совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.

Но история - это не бухгалтерский учет фактов, а историк- не хранилище

фактов. Исторические факты нужны для того, чтобы выявить сущностные

процессы, происходящие в обществе, и закономерности их развития. Всё это

представляет собой исторический процесс, как осмысление происходившего не в

статике, а в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития. Возьмем,

к примеру, процесс закрепощения крестьян на Руси. Разумеется это был не

однозначный акт, потому, что закрепощение затрагивало жизненно важные

человеческие отношения, приводящие от свободы деятельности до полу

рабского существования в интересах власть имущих. Первый свод законов

"Судебник" 1497 г. ограничивал право перехода крестьян от феодала.

Крестьянин мог еще уйти от феодала после выплаты долгов только раз в

году за неделю до Юрьева дня (26 ноября по старому стилю) и в течение

недели после него. Через полвека в 1550 г. новый "Судебник" Ивана IV

подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, но увеличил размеры

выплат, что затрудняло переход крестьян даже в Юрьев день. В 1587 г. были

введены "заповедные лета" - годы, в которые запрещался переход крестьян

даже в Юрьев день. В 1597 г. впервые был принят указ о розыске беглых

крестьян в течение 5 лет. Затем этот срок увеличился до 15 лет (по

"уложению" 1607 г.), и до 10 лет (по указу 1642 г.). Окончательное

закрепощение было

проведено " Соборным Уложением" царя Алексея Михайловича 1649 г.,

которое отменило Юрьев день и установило бессрочный розыск беглых крестьян.

Это означало окончательное юридическое оформление системы крепостного

права в России. Как мы видим, этот процесс растянулся на 150 лет. Именно в

этот период происходило складывание русского централизованного

государства, укрепление самодержавно-феодальной власти, сумевшей

сформировать силовые и правовые рычаги для ограничения свободы населения.

Исторический процесс осуществляется в соответствии с объективными, то

есть независящими от людей, законами. Однако объективные факторы

проявляются через действия людей: это государственный аппарат как система

управления, социальные группы со своими интересами и материальными

возможностями, отдельные личности, политические и военные деятели.

Благодаря субъективным факторам в историческом процессе, развивающимся на

основе объективных законов, возникает возможность много вариантности

исторического процесса, иначе говоря, альтернативности. Альтернатива- это

определение степени вероятности на основе анализа имеющихся объективных,

реальных возможностей.

В наше переходное время выбора развития ученые и публицисты все чаще

размышляют об альтернативах истории России. Существовала ли, например,

альтернатива Октябрьской революции 1917 г.? Исторические факты

свидетельствуют, что начиная с 1910 г. революционные выступления в стране

шли по восходящей линии. Революция 1905-1907 гг. не разрешила, а еще более

обострила имеющиеся глубинные противоречия российского общества. Первая

мировая война их усугубила. Восьмимесячное правление буржуазных и

мелкобуржуазных партий не решило проблемы и тогда основная масса

населения выбрала радикальный путь, предложенный большевистской партией.

Так осуществилась Октябрьская революция и стала свершившимся фактом.

Задача изучающих историю: понять объективные и субъективные факторы, их

соотношение, причины произошедшего и сделать выводы.

Содержание курса "История Отечества" включает в себя основные черты,

тенденции и противоречия в историческом пути России, основные

закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского

государства и превращения его в могучую империю; - характер

освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; -

формирование основных народностей, составляющих базу народа России:

великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других

народов к России, создание многонационального государства; - складывание

феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; -

динамика революционных изменений двадцатого века и создание

социалистического государства; - развитие самобытной культуры и

формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной

культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных

деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и

внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской

текстильной промышленности. Литература по истории России чрезвычайно

многообразна. Она включает в себя: 1) исторические памятники, такие

как "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", "Задонщина";

2) документы и материалы, сосредоточенные в сборниках документов,

хрестоматиях; 3) воспоминания политических деятелей и свидетельства

очевидцев событий, такие как сочинения Екатерины II, дневники Николая II,

воспоминания декабристов и др.; 4) научные труды русских и советских

историков. В их числе: М. Карамзин. История государства Российского; В.

Ключевский. Курс русской истории; С.Соловьев. История России с древнейших

времен; Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях её главнейших

деятелей; современных ученых: Б. Грекова, Б. Рыбакова, М. Нечкиной и др.;

5) литературные произведения таких выдающихся писателей как Н.

Лажечников, К. Валишевский, Г. Данилевский, В. Ян , Л.Н. Толстой, А.Н.

Толстой, М. Шолохов и др.

Современные документы и материалы, статьи и книги, мемуары и исследования

завтра станут важнейшими историческими источниками, способными помочь в

осмыслении современного периода. * * *

Таким образом, заканчивая вводную лекцию, надо определить, каков же

ожидаемый результат изучения курса "Истории Отечества". Изучающий этот

курс должен получить цельное представление о содержании, сущности и

характере исторического процесса развития России в контексте мирового

общественного развития.

Полученные знания и практика историко-познавательной деятельности

помогут расширить общий кругозор, повысить интеллектуальное развитие

и сформировать умения и навыки для самостоятельной оценки современных

событий.

Нельзя жить на земле, не помня, чем здесь жили прежде, не зная о трудах,

славе наших предков, не помня имен знаменитых и праведных. Зная прошлое, мы

можем понять настоящее и активно участвовать в его преобразовании.

Лекция II. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (IX-XIII вв.).

1.Образование Древнерусского государства. .

Образование Киевского государства - это длительный, сложный

процесс объединения различных племен восточных славян. Первые письменные

свидетельства о восточных славянах относятся к рубежу I тысячелетия н.э. О

славянах сообщают греческие, римские, арабские, сирийские историки. Славяне

тогда представляли единую этническую общность. Они жили к востоку от

германцев: от Эльбы и Одера до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского

поморья до среднего и нижнего течения Дуная и Черного моря. Их расселение

в VI-VIII вв. Шло по трем направлениям: на юг на Балканский полуостров,

на восток и север по Восточно-европейской равнине и на запад -в среднее

Подунавье и междуречье Одера и Эльбы. Результатом было разделение

славянства на три ветви: южную, восточную и западную.

В VI в. происходит обособление из единой славянской общности ветви

восточного славянства, на основе которой формируется древнерусская

народность. Восточные славяне жили племенными союзами, которых

насчитывалось примерно полтора десятка. Каждый союз включал в себя

отдельные племена, каких на русской равнине было 100-200. Каждое отдельное

племя в свою очередь делилось на множество родов.

Каждый племенной союз имел свою территорию. Наиболее крупным было племя

полян, живших по среднему течению Днепр (в районе Киева - будущей столицы

древнерусского государства). (*)Земля полян носила название "русь"

или "рось" по имени одного из племен, жившего по реке Рось. По мнению

академика Рыбакова Б.А., а также некоторых других учёных это название

затем было перенесено на всю территорию восточных славян. Существуют также

и другие мнения. (*) Название города Киева летопись связывает с именем

князя Кия, княжившего в VI в. вместе со своими братьями Щеком, Хоривом и

сестрой Лыбедью в среднем

Приднепровье. По имени Кия был назван основанный братьями город.

К западу от полян жили древляне, бужане, волыняне, дулебы. К северу от

полян - северяне. По реке Москве и Оке - вятичи, в верховьях Волги, Днепра

и Западной Двины - кривичи и полочане. Вокруг озера Ильмень жили

ильменские славяне. По Днестру жили уличи, хорваты и тиверцы. На реке Соже

- родимичи. Между Припятью и Березиной - дреговичи.

Соседями восточных славян были на западе прибалтийские народы: западные

славяне (поляки, словаки, чехи); на юге печенеги и хазары, на востоке -

Волжская Булгария и многочисленные финно-угорские племена.

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это определило их

оседлый образ жизни. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу,

капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы. Картофель был привезен из Америки

позднее в XVIII в. Южные районы обгоняли в своем развитии северные. На

севере, в районе таежных лесов господствующей системой земледелия была

подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали, они засыхали. На второй

год их сжигали и в золу сеяли зерно. Два- три года участок давал неплохой

урожай, потом земля истощалась и приходилось уходить на другой участок.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, борона-суковатка, заступ,

серп, цепы, каменные зерно теки и ручные жернова. *Поляне получили

название, по мнению историка Н.М.Карамзина, от "чистых своих полей".

(Карамзин Н.М. История государства Российского.- Т.I.- М.: 1989.- С.48.).

Некоторые ученые считают, что князь Рюрик был из племени "Русь", однако

большинство современных ученых отрицают существование такого племени.

Большинство историков сходится во мнении, что это слово скандинавского

происхождения, "русью" называли княжеских дружинников.

В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там

плодородных земель было много и участок земли засевался в течение 2 - 3-х

лет. С истощением земли переходили на другой участок. В качестве основного

орудия труда использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным

лемехом.

Славяне также занимались скотоводством, разводили свиней, коров, мелкий

рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в

лесной зоне - лошадей. Из других занятий восточных славян следует назвать

рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда).

Низкий уровень производительных сил требовал от славян огромных затрат

труда. Такую работу мог выполнить только большой коллектив. Поэтому

славяне жили в деревнях (*) родовыми общинами ( родами ) , они носили

название " мир " ,"вервь" (**).родов имели общее имущество. Во главе

родов стояли старейшины, выбираемые всем родом. На народном собрании

(вече) решались все важнейшие дела племени. Во главе племени, объединяющем

несколько родов, стоял князь. Племя имело свое ополчение, из которого

пополнялась княжеская военная дружина. Князь и военные вожди также

выбирались из лучших людей. Развитие межплеменных связей, организация

совместных военных походов, подчинение сильными племенами более слабых

приводило к объединению племен, к образованию племенных союзов, во главе

которых также стояли князья.

На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись

родоплеменные связи, развивается торговля. Происходит дальнейшее развитие

пашенного земледелия, из которого выделяются ремесла. Распадаются

родовые общины, из них выделяются парные семьи, которые становятся

отдельной производственной единицей. Несколько семей объединяются в

соседскую общину. Каждая такая община владела определенной территорией.

Её владения делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля,

скот, инвентарь составляли личную собственность семьи. В общем

пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, угодья. Пахотная земля

и покосы подлежали разделу между семьями.

Появление личной собственности привело к захвату больших участков земли

бывшей родоплеменной знатью: князьями, старейшинами, военными вождями в

наследственную собственность (феод), к появлению богатых *

"Деревня" - от слова "дерн" - верхний слой почвы. ** "Вервь" - веревка,

которой отмеряли участок земли людей. Они использовали

родоплеменные органы управления, дружину для упрочнения своей власти над

рядовыми общинниками. Постепенно шёл процесс формирования классового

феодального общества. Крестьян называли смердами. Большинство из них

платили дань непосредственно князю. Постепенно всё большее количество

смердов попадали в зависимость от бояр, дружинников. Складывалась лично

зависимая от феодалов категория крестьян: холоп - раб, не имеющий своего

хозяйства и работающий при дворе феодала, рядович - крестьянин, заключивший

с

феодалом договор (ряд) и выполняющий по нему определенные обязанности,

закуп- крестьянин, бравший у феодала ссуду (купу) и за это отрабатывал на

феодала. Формируются основные феодальные повинности - оброк, барщина .(*)

Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер.

Они стремились обеспечить себя всем необходимым. На рынок они ещё не

работали. Однако, с ростом производительных сил, совершенствованием орудий

труда, появились излишки продуктов, которые можно было обменивать на

ремесленные товары. Стали складываться города как центры торговли,

ремесла. Они же являлись опорными пунктами обороны от внешних врагов.

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния рек. Центральная

часть города носила название Кремля, Крома или Детинца. Она была защищена

валом, на котором возводилась крепостная стена. Там находились дворы

князей, крупнейших феодалов, храмы, монастыри. Кремль имел форму

треугольника. С двух сторон его защищали реки - естественная водная

преграда. С третьей стороны выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом

располагался торг. К Кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная

часть города называлась посадом, а отдельные ремесленные районы,

населенные людьми одной специальности, назывались слободами.

В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из

важнейших торговых путей был путь из "варяг в греки": через Западную Двину

и Волхов с его притоками, через систему волоков суда перетаскивались в

Днепр, доходили до Чёрного моря и далее вдоль морского берега - до

Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. *“Оброк ”-плата феодалу

деньгами или продуктами. “Барщина”-отработка повинностей на феодала

Другим из древнейших торговых путей был Волжский путь, связывающий Русь

со странами Востока.Связь с Западной Европой поддерживалась по сухопутным

дорогам. К моменту образования Древнерусского государства существовало

уже несколько крупных городов: Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль,

Смоленск, Муром и др. Всего на Руси в IX в. было 25 крупных городов.

Племенные княжения восточных славян объединились в единое государство в IX

в. К моменту образования Древнерусского государства произошло

объединение трех крупных славянских племенных союзов: Куявы - земли вокруг

Киева, Славии - район озера Ильмень с центром Новгородом, Артании - точно

район историками не определен, называются Прибалтика, Карпаты, Северо-

восточная Русь.

Летописец начала XII века, монах Киево-Печерского монастыря Нестор

связывает образование Древнерусского государства с призванием в Новгород

варяжских князей, трех братьев: Рюрика, Синеуса, Трувора (*). По этой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.