бесплатно рефераты
 

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

договоре были признаны нерушимыми западные границы Польши и граница

между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические

отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй

половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных

внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством европейских и

неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении

всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы

лейбористов в Англии в 1974 году начался

процесс улучшения англо-советских политических и экономических

отношений. Несмотря на то, что экономических связи СССР и Японии были

достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на

весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного договора и,

следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны.

Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения

четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй

мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом

развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и

военными державами.

После второй мировой войны международные события так или иначе были

связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя

политику гегемонии в мировых делах, встречали противодействие Советского

Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в

период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы.

В мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результате

этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических

вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на

строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного

базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись

визитами руководителей государств, на которых обсуждались военные,

политические и экономические вопросы.

Пиком "разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деятели,

было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по

сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания

проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле-августе 1975 г. был

подписан Заключительный акт совещания,в котором приняли участие главы 33

европейских государств, а также США и Канады.Этот акт зафиксировал и

узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое

сложилось в послевоенной Европе и мире.

Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с

Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый президент США Р.Рейган

объявил СССР "империей зла" и провозгласил

"крестовый поход" против коммунизма.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были

отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшим

ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979

года) и "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе

американских ракет средней дальности.

В начале 80-х годов практически прекратились конструктивные контакты с

западными странами. США даже ввели в 1980 году эмбарго на поставки зерна

в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и

капиталистических стран возобладали термины периода "холодной войны".

Нагнетание обстановки происходило всю первую половину 80-х годов, и

сопровождалось форсированной гонкой вооружений.

Важным направлением внешней политики Советского Союза было укрепление

позиций в странах "третьего мира", развитие экономического,

политического и военного сотрудничества.

Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой

апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-

70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь

социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Африканского и

Азиатского континентов.

В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серьезным

поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых

действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния

СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило

сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими

антиамериканский курс и искавшими новых союзников.

В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанческие

движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако

здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайскому, которое

возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах

большого количества этнических китайцев.

В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические

группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров

некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику.

Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода

советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события

понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его

внешнеполитической сферы.

60-70-е годы в международных отношениях были годами "холодной войны",

начатой после второй мировой войны и характеризующейся военно-

политической конфронтацией социалистических и капиталистических стран,

широкомасштабной гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной

войны. Важнейшим направлением внешней политики Советского руководства в

эти годы была борьба за предотвращение мировой войны,

сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США. .

Развернувшаяся "холодная война" потребовала огромных

военных расходов, так как была связана с производством дорогостоящих видов

ядерного и ракетного оружия, других видов вооружения и военной техники.

Так за 32 послевоенных года (с 1946 по 1977 гг.) прямые военные расходы

США превысили 1800 млрд. долларов, то есть составили фантастическую

величину в 3,5 раза больше всего основного капитала обрабатывающей

промышленности США. 5(*) 0 Беспрецедентных 5 0 темпов рост военных

ассигнований в США достиг с приходом в Белый дом президента Р.Рейгана.

Военный бюджет США в 1982 году превысил 219 млрд. долларов, в 1983 -

246, в 1985 - 293, и составил за 1980 1985 гг. более 1000 млрд. долларов,

половину того, что было истрачено за предыдущие 35 лет. 5(**) 0 В

следующие 5 лет расходы составили около 2000 млрд. долларов.

Приведенные данные означают, что крупный скачок в гонке вооружений

развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было вынуждено

принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. Наглядным

примером тому могут служить сравнительные данные производства одного

из самых дорогостоящих и смертоносных видов оружия - атомных подводных

лодок-ракетоносцев:

Количество АПЛР /ядерных зарядов 5 (***)

1960 1967 1970 1975 1981 США

3/48 41/1552 41/2048 41/4536 41/5280 СССР 2/32

20/316 55/724 62/2000

Из таблицы видно, что Советский Союз с 1967 по 1975 год построил 53 АПЛР,

то есть 6-7 в год. Если учитывать, что каждый такой корабль

стоит более 1 млрд. долларов, то есть примерно как крупная ГЭС, можно

представить объем затрат на ----------------------------------------------

------------- 5* 4 См: 5 4Петровский В.Ф. 5 4 Разоружение: 5 4

концепция, 5 4 проблемы, 4механизм.- М,:1982. - С.46. 5** 4

См: 5 4Милитаризм 5 4 США: военная 5 4машина, блоки, базы и акты

4агрессии. Справочник.- М.:1985.- С.11. 5*** 4 Откуда исходит угроза

миру. - 4-е изд.- М.:1987. - С.8. вооружение, изымаемых из народного

хозяйства.

Величайшим трудом советского народа к середине 70-х годов военное

равновесие с США было достигнуто. Оно опиралось на созданный

экономический и научно-технический потенциал, военно-промышленный

комплекс. Новый виток гонки вооружений, начатой в 80-х годах,

потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада производства

оказался непомерным.

Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой. Хотя в этот период в

мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой войны

удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитической и военно-

политической деятельности Советского руководства.

Таким образом, пройденные с 1965 по 1985 годы явились новым шагом

вперед в развитии советского государства.

В экономической . области был создан единый народнохозяйственный

комплекс, позволивший добиться самых высоких показателей экономического

развития за всю историю страны. Советский Союз, имея 5 процентов населения

земного шара производил более 20 процентов мировой промышленной продукции.

В социальной . сфере продолжалось улучшение жизни народа, осуществлялось

в больших размерах строительство жилья и объектов социально-культурного

назначения, повышался образовательный и культурный уровень населения.

Во внешнеполитической . области высокий авторитет Советского Союза

позволял обеспечивать деятельность Совета Экономической Взаимопомощи -

союза социалистических государств, иметь прочные связи со многими

освободившимися государствами и развивать отношения с капиталистическими

государствами на основе паритета.

В военной . области было достигнуто стратегическое военное равновесие

между СССР и США, НАТО и ОВД, что способствовало сохранению мира и

предотвращению мировой войны.

Вместе с тем, темпы экономическое развития стали неуклонно

снижаться, подходя к критической черте, многие передовые позиции в научно-

технической области оказались утраченными. Первая половина 80-х годов,

характеризовавшаяся резким усилением конфронтации с развитыми

капиталистическими странами, скачком в гонке вооружений подвела страну к

предкризисной ситуации. Социально-экономическое состояние государства

показывало, что административно-командная система исчерпала свои

возможности эффективного управления гигантским народно-хозяйственным

механизмом, назрела необходимость новых реформ.

ЛЕКЦИЯ XVI. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

1985 - 1991 гг.

В первой половине 80-х годов застойные явления в экономике стали

перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имел

положительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню прироста

населения страны, что означало стагнацию, преддверие кризиса. В ноябре

1982 года на 76-м году жизни скончался Генеральный секретарь ЦК

КПСС Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года (с 1964 по 1966

г. - Первый секретарь ЦК КПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший

председатель Комитета государственной безопасности (КГБ), сделал попытку

укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры. За

пятнадцать месяцев его руководства было сменено 18 союзных министров,

37 первых секретарей обкомов. Несколько оживилась экономика,

повысилась дисциплина. Однако попытка усилить командные рычаги не смогла

оказать должного воздействия.

После смерти Ю.В.Андропова 6 февраля 1984 года Генеральным секретарем

был избран 73-летний К.У.Черненко, который спустя год скончался, не внеся

ничего заметного в политику государства. В марте 1985 года на пост

руководителя партии был избран 54-летний секретарь ЦК по сельскому

хозяйству М.С.Горбачев, с именем которого

связан новый этап в жизни Советского государства, получивший название

"перестройки" и положивший начало глубоким, коренным изменениям всего

состояния советского и российского общества.

Период "перестройки" можно разделить на два этапа: 1) 1985-1988 гг.

- попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе

сохранения административно-командной системы управления. 2) 1989-

1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе

коммунистической партии от руководящей роли, введение элементов рыночной

экономики.

К середине 1991 года ситуация ознаменовалась глубоким

политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения в стране

("путч" августа 1991 г.), роспуском КПСС и вступлением государства в

новый исторический период.

1.Экономическое содержание "перестройки".

В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на

радикальную реформу экономики. В основу экономической политики была

положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны".

Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закрепленная XXVII

съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла

свое выражение в "Основных направлениях экономического и социального

развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года."

Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за

15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при

удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в

2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной

интенсификации производства на базе научно-технического прогресса,

структурной перестройки экономики, эффективных форм управления,

организации и стимулирования труда.

Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги,

проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалкогольная

кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация

человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два

месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС, была

объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой должны

были сказаться на

значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую

дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы,

вырубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производство

винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году

выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров вина, то в

1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жители стали

изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было произведено

160 млн. декалитров. 5 (*)

Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала

нежелательные явления, а именно: - была подорвана экономическая

база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в

Азербайджане, Молдавии и др; - увеличились потери рабочего времени в

силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитками; -

участились случаи отравления людей от самодельных и технических

спиртосодержащих жидкостей; - значительно сократились поступления в

доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой заработной платы,

правительство начало денежную эмиссию.

Впервые после войны был включен денежный станок.

В результате подобного рода кампаний государственный финансово-

кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные проявления

стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной деятельности

продолжали оставаться низкими:

Индексы в процентах к предыдущему году . 5 (**)

----------------------------------------------------------- 5* 0

4СССР в цифрах в 1990 году: Краткий статистический сборник. 4-

М.:1991. - С.137. 5** 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.40,41.

5¦ 0 1985 5¦ 01986 5¦ 0 1987 5 ¦ 5+-------------------------

+------+-----+------+ 5¦ 0 Национальный доход

5¦ 0 1,6 5¦ 0 2,3 5¦ 0 1,8 5 ¦ 5¦ 0 Продукция промышленности

5¦ 0 3,4 5¦ 0 4,4 5¦ 0 3,8 5 ¦ 5¦ 0 Продукция сельского 5

¦ ¦ ¦ ¦ 5¦ 0 хозяйства

5¦ 0 0,2 5¦ 0 5,3 5¦ 0 -0,6 5 ¦ 5¦ 0 Производительность труда

5¦ 0 1,3 5¦ 0 2,1 5¦ 0 1,6 5 ¦ 5L--------------------------+-

-----+-----+-------

Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась.

Начались поиски иных путей реформирования.В июне 1987 года Пленумом ЦК

КПСС были приняты "Основные положения коренной

перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руководство

сделало упор на изменение системы управления народным хозяйством.

Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч

предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был

определен путь предоставления самостоятельности предприятиям.

Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)" существенно

расширил права предприятий, предоставил им полный хозрасчет,

самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был

заменен госзаказом. Был принят также закон "О кооперации", который

стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и

обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения

значительных субсидий из государственной казны.

В условиях господства государственной экономической системы без

налаженного рыночного механизма такие меры могли привести лишь к

негативным последствиям, что не замедлило сказаться. Новые кооперативы,

не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответствующих

социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые

кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали

оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию. Тем более,

что налог на кооперативы был установлен в размере всего лишь 3 процентов.

Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной платы

при минимальном росте выпуска продукции. Если прирост денежных доходов

населения в процентах к предыдущему году в 1987 году составил 3,9,то в

1988 - 9,2, в 1989-13,1, а в 1990-16,9 процента. В 1990 году эмиссия

наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза 5(*) 0.

В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйства стала

приобретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве

финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся

инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских

товаров. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась

серией забастовок на шахтах основных угольных бассейнов и осенью в

Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного снабжения вызвало

взрыв недовольства.

Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых

конфликтов не дал результатов.

Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989 - 1991 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.