бесплатно рефераты
 

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИМ.А.Н.КОСЫГИНА

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

Конспект лекций

Курс лекций

Ответственный редактор проф. Павликов К.Ф.

Москва

1999

Конспект лекций по истории Отечества написан по материалам лекций, читаемых

в Московской государственной текстильной академии. Авторами являются

преподаватели кафедры истории. Учебное пособие охватывает историю России

начиная с древнего периода до наших дней. Оно предназначено для

студентов, преподавателей, а также всех интересующихся русской

историей. Разделы учебного пособия соответствуют тематическому плану и

программе курса "История Отечества" для технических вузов.

Авторский коллектив: руководитель- проф., д-р ист. наук К.Ф. Павликов

(введение, лекции 1, 13, 17, заключение), канд. ист. наук доц. М.Ф.

Рябушкина (лекции 2, 16); канд.ист. наук, доц Т.А Луковцева (лекции 3, 6,

14); канд. ист. наук доц. А.Н. Макеев ( лекции 4, 12); канд. ист. наук доц

И.С. Мокшина ( лекции 5, 10);.канд. ист. наук доц. А.А Вдовина (лекции

7,11); канд. ист. наук доц. В.П. Фролов (лекции 8,13);. канд. ист. наук

доц. В.И Михеев (лекция 9); канд. ист. наук доц М.С. Минина (лекции 5,15).

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап общественного развития характеризуется сложностью и

противоречивостью событий, поступков, учений, присущих периоду кризисного

развития. Кризис, поразивший нашу страну, связан с мировыми

взаимоотношениями, является последствием полувековой конфронтации, гонки

вооружений, "холодной войны" между сверхдержавами. Как найти выход из

кризиса? Этот вопрос занимает умы политиков, ученых и простых людей.

Ответ можно найти только в прошлом опыте, в познании исторических

закономерностей. Никакой народ не может отказаться от своего прошлого, ибо

тогда он не будет иметь своего будущего. Примечательно в этом отношении

суждение известного русского историка В.О .Ключевского, считавшего, что

история " учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за

невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее воли или вопреки ей,

тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней"(*).

Актуальность изучения истории, и прежде всего истории своего народа,

своего Отечества, проявляется, во-первых, в необходимости разобраться в

современных событиях, опираясь на прошлый опыт; во-вторых, в возможности

предвидеть будущее развитие, уяснив исторические закономерности и найдя в

истории прошлого аналогичные ситуации; в-

третьих, в насущной потребности оценить место России в мировой истории

и свое место в историческом процессе. (*)Ключевский В.О .Письма

Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М.1968.-С.266.

При изучение истории возникает историзм мышления - одна из

предпосылок формирования активной и целенаправленной личности. Обращение к

прошлому, к истории, позволяет прежде всего лучше познать современность и

заглянуть в будущее. Именно на это свойство исторических знаний указывает

В.Г.Белинский, отмечая, что "мы вопрошаем и допрашиваем прошлое, чтобы

оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем"(*).

Лекция 1.ИСТОРИЯ РОССИИ И ЕЁ МЕСТО ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ.

Россия в мировой истории.

Историю России можно познать только исходя из задач изучения общей

истории человечества. Общая история человечества носит название всеобщей

( или всемирной ) истории. На научном языке слово “история” (от греч.

historia-рассказ о прошедшем) понимается двояко процесс развития природы и

общества, движение во времени, и как наука, изучающая прошлое

человечества, факты, события и процессы на базе исторических источников.

Содержанием истории как отрасли научного знания служит исторический

процесс., т. е. жизнь человечества в ее развитии и его результатах.

Человеческая общность выражается в разнообразных союзах людей, родовых,

племенных, государственных образованиях, нациях и народностях, которые

возникают, растут, перемещаются, переходят из одного в другое, наконец,

разрушаются возникновение, рост, развитие, упадок этих людских союзов со

всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем

историческим процессом. Успехи людского общежития, достижения

культуры являются результатом деятельности одного народа, они создаются

совместными усилиями всех народов, постоянно (*)Белинский

В.Г.Полн.собр.соч.Т.10 М.1956. С.18. взаимодействующих друг с

другом. В ходе исторического процесса сменялись народы и поколения,

перемещались сцены исторической жизни, но нить исторического развития не

прерывалась, народы и поколения подобно звеньям смыкались в непрерывную

цепь, и то, что отложилось и уцелело, дошло до нас и стало частью нашего

существования, а от нас перейдет к тем, кто придет нам на смену. Этот

сложный процесс является

главным содержанием всемирной истории, в хронологическом порядке и

последовательной связи причин и следствий изображающей жизнь народов.

Таким образом, всемирная история есть комплексная наука, которая включает

в себя: историю отдельных стран и народов; историю различных сфер

общественной жизни (экономическую, военную историю, историю внешней

политики и др.; историю наук философии, математики, историография и др.)щ;

историю отдельных периодов жизни человечества: (первобытного общества,

древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени).

Существуют исторические науки, специализирующиеся на изучении исторических

источников: источниковедение, археология, этнография (этнология).

Для чего же нужно знать историю? Какие функции она выполняет? Первой из

них, как и всякой другой отрасли знаний, является познавательная,

интеллектуально развивающая функция. Она заключается в самом изучении

исторического пути нашей страны, нашего народа, а также в объективно-

истинном с позиций историзма отражении явлений и процессов, составляющих

историю России.

История России есть часть всемирной истории. Человеческое общество - такая

же часть мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и его

научное познание - такая же неустранимая потребность человеческого ума,

как и изучение жизни природы. Можно не знать многих наук и быть

образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории.

Вторая функция- воспитательная, мировоззренческая Изучение

истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.

История создает документально точные и одновременно взволнованные повести о

выдающихся событиях прошлого, героической борьбе народа за свою

независимость, выдающихся политических деятелях, полководцах, мыслителях и

других героях истории, которым общество обязано своим развитием.

Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть

научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии

объективная реальность это исторические факты. История, ее фактологическая

сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

Историческая неграмотность может привести

к ложным представлением об историческом процессе, а человек может стать

игрушкой в руках политических авантюристов.

Познание же сущности исторического процесса, его закономерностей на

примерах прошлых поколений позволяет создать подлинную картину жизни

современного общества, т. Е. сформировать объективное представление об

обществе - научное мировоззрение.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории

своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества -

патриотизм, долг перед обществом, показывает роль личности в истории,

позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их

развитии, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на

человеческие судьбы.

Третья функция - прогностическая. Сущность ее состоит в следующем: история

как наука, выявившаяся на основе теоретического осмысления исторических

фактов закономерности, тенденции развития общества, помогает вырабатывать

научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений. В

единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса к своей истории.

В.О.Ключевский отмечал: "История народа, научно воспроизведенная,

становится приходно-расходной книгой, по которой подсчитываются недочеты и

передержки его прошлого. Прямое дело ближайшего будущего - сократить

переделки и пополнить недоимки, восстановить равновесие народных задач и

средств. Здесь историческое изучение своими конечными выводами подходит

вплоть к практическим потребностям текущей минуты, требующей от каждого из

нас, от каждого русского человека отчётливого понимания накопленных

народом средств и допущенных или вынужденных недостатков своего

исторического воспитания.(*) Эти слова, сказанные выдающимся российским

историком сто лет назад, актуальны для наших дней.

Чтобы знать, куда и как идти обществу в своем развитии, нужно знать,

откуда, из какого состояния оно вышло и каков его исторический путь.

Изучение истории помогает мыслить историческими категориями, видеть

общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по

отношению к прошлому и соотносить с будущим развитием событий. Такой подход

приучает осмысливать действительность не в статике, а в историческом

процессе, в хронологической взаимосвязи, в

диалектике развития.

Таковы в самом общем виде социальные функции изучения истории Отечества как

важнейшей составной части всемирной истории, можно сказать, основного звена

гуманитарной подготовки в технических вузах.

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием

определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method- путь к

чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний.

Современная методология изучения общественного развития многомерна. Она

связана с позицией исследователя, его жизненного интереса итого социального

слоя, интересы которого она отражает. В исторической науке, имеющей

тысячелетнюю историю, можно найти труды ученых, (*)Ключевский

В.О. Сочинения в 9-ти т.Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль,1987.-С.60-

61. стоящих на различных позициях и описывающих события с учетом

преобладания того или иного подхода. Как писал Г. Флобер, "О Цезаре у нас

было бы другое представление, если бы историю Галльской войны написал

Верцингеториг (противник Цезаря в Галльской войне)." Безусловно, огромную

ценность представляют записки Цезаря о Галльской войне, невдумчивый

историк должен оценить и другую позицию.

Исходя из много мерности подходов к исследованию исторических событий,

можно выделить некоторые основные методы исследования истории.

1.Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной

воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему

предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для

историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала

господствующее положение. В наши дни имеется немало стран, где религия

является государственной и носит характер официальной идеологии. И в

современных условиях при наличии значительного числа верующих теологический

метод имеет право на существование. Ведь в странах летоисчисление ведется

от рождества Христова, в мусульманских странах - от прибытия пророка

Мохамеда в Мекку в 622 г. 2. Субъективно-идеалистический метод. . Этот

метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-

личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных

идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей,

монархов, полководцев, мыслителей, дающих

животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика,

но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое

имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами,

между руководителем и подчиненными и т.д. Если личность может выразить

потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она

вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо

известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли

будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли

народных масс. 3.Диалектико-материалистический метод. Краеугольный камень

диалектического материализма есть учение о материальной природе мира, то

есть в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе

человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд

на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются

процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов

диалектики и их применение в общественной практике и есть использование

диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе

называемое историческим материализмом.

Исследователь, который хочет познать правду истории, будет учитывать и

материальные и субъективные факторы, он не будет отвергать теологический

взгляд на историю, присущий историкам прошлого. Он будет находить

рациональное зерно, пользуясь принципами всесторонности (объективности) и

историзма.

Рассмотрение истории с позиций всесторонности. (объективности). означает

прежде всего: 1) изучение объективных закономерностей, которые определяют

процессы общественного развития; 2) опору на факты в их истинном

содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы; 3)

рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости,

изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных,

независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее

мнение или идут вразрез с ним. Подлинно научная история должна

рассматривать все факторы - материальные и духовные. Принцип историзма.

предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с

конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности,

с учетом

соответствующей данному периоду времени, экономической, политической,

социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.

Каждое общественное явление, процесс необходимо изучать в развитии, то есть

как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило, и с точки

зрения этого развития смотреть, чем оно стало в данный исторический

момент. Необходимо исходить из конкретных исторических условий того

времени, видеть, что это явление принесло по сравнению с прошлым, как

повлияло на последующий ход событий.

История человечества - это история составляющих человеческое сообщество

стран и народов. Каждая страна прошла свой уникальный путь исторического

развития, в том числе и Россия, наше Отечество. Чтобы наиболее полно

оценить и представить историю страны, необходимо учитывать следующие

основные факторы: 1) пространство, территория, географические условия, где

происходило становление и развитие данного народа;2) время, конкретно-

исторический отрезок времени, в котором развивалась страна, особенно в

сравнении с временными рамками других стран; и 3) народ, его этнические

особенности, характер, волевые способности к преобразованиям, его

выдающихся людей.

Каждый из этих факторов имеет своеобразие и в целом создает особую историю

страны. Вместе с тем, история человечества имеет общие черты, которые

связывают во времени поступательные этапы движения общества к прогрессу (от

лат.- движение вперед). Выдающийся немецкий философ Гегель утверждал, что

общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более

совершенному. Всемирная история выделяет в связи с этим этапы первобытного,

рабовладельческого, феодального, буржуазного строя, которые на той или иной

ступени развития становились ведущей тенденцией прогресса.

Пространство, природная среда, географические и климатические особенности

оказывают значительное воздействие на развитие общества. Эти природные

факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять

на общественное разделение труда. Не случайно древние государства возникли

в Африке и Южной и Юго-Восточной Азии, в районах с наиболее благоприятным

климатом, что позволяло при низком уровне развития орудий труда добиваться

достаточно высокого уровня производства материальных благ. Государства,

имеющие выход к морю, такие как Англия, Голландия, Франция, Португалия,

использовали свое

географическое положение для развития выгодной международной торговли и

затем колонизации более отсталых стран, до которых можно было добраться

морским путем.

Особое значение имел пространственный фактор для России. Равнинная

местность, малая доля морского берега (не считая берегов Северного

Ледовитого океана), холодный климат на большей части территории, низкий

биоклиматический потенциал почвы замедляли экономическое развитие, в

результате чего русское государство образовалось на несколько столетий

позже западноевропейских государств. Для складывания русского государства

особое значение имела разветвленная сеть рек, которые получали образные

названия Волга - матушка, Днепр-батюшка. Как отмечал В.О.Ключевский,

"речная сеть, по видимому, оказала более раннее и сильное действие на

разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим

рекам как главным торговым путям сгущалось население, принимавшее наиболее

деятельное участие в торговом движении, рано здесь завязавшимся; по ним

возникали торговые средоточия, древнейшие русские города. Взаимная

близость главных речных бассейнов равнины при содействии однообразной

частям населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные

гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла

народное единство и содействовало государственному объединению страны. (*)

Другим важнейшим понятием после пространства, которым оперирует

историческая наука, является время. (*)Ключевский В.О. Сочинения

в 9-ти т.Т.1.Курс русской истории.Ч.1.-М.:Мысль, 1987.-С.480,481.

Изучая историческое прошлое человечества, мы прежде всего выстраиваем

хронологическую последовательность сменяющих друг друга этапов: первобытное

общество, рабовладельческие государства, феодальные и буржуазные страны и

т.д. В развитии исторической общности людей также выделяются

последовательные этапы: на физиологических основах кровной связи строилась

первобытная семья: семьи образовали род, который потом разрастался в племя,

а из племени или союза племен составлялась народность или народ. Наконец,

народ становится государством, когда чувство национального единства

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.