| |||||
МЕНЮ
| Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступленийшироко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые решения позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых средств. В расчете на эффективность волевых решений не принимались во внимание их последствия, не просчитывалось перспективное развитие, так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге способствовало ускорению и углублению кризисных процессов. 5) приоритет теоретических схем в методах руководства без учета практических условий. Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое руководство стремилось учитывать опыт других стран, что было необходимым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих странах, каковы формы их государственного, экономического и социального устройства. Например, много внимания уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая социальная защищенность народа, говорилось о модели "шведского социализма". Однако при \этом не учитывались многие обстоятельства, присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населения, составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское расположение, позволившее добиться высокого уровня развития с помощью активной внешней торговли и другие. Конец 80-х годов был характерен использованием многих форм западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до копирования, что выражалось в появлении института президентства, муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно зарекомендовавшие себя на Западе формы политического устройства будут жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое копирование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми социально- экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усилению политического, а также и экономического кризиса. Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим, интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису,принявшему комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось: - в области экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска продукции, остановке предприятий; - в области политической . - в разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности управления обществом; - в области социальной . - в снижении жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной защищенности; - в области духовной . - в подрыве коммунистических идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области национальной . - в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся межнациональных связей; - в области внешнеполитической .- в потере бывших союзников и значительном ослаблении внешнеэкономического сотрудничества; - в области военной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной структуры и кризисном состоянии армии. Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний кризис. Перед политическим руководством во всей остроте стал вопрос о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два: - первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел испытания в начальный период перестройки и осуществления программы "ускорения" социально-экономического развития, и - второй, связанный с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический рынок. Был избран второй вариант, который и определил последующие события. Стратегической целью нового политического кур са стало тесное сближение с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной экономики и демократической поли тической структуры. . Страна вступила в переходный период своего развития. 2. Основные направления внутренней и внешней политики. Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно такие условия были поставлены перед страной для вступления в финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного потребления, значительно ниже мировых. Для решения главной задачи в области экономической, . а именно: перехода к рыночно-капиталистическим отношениям, были определены следующие основные направления деятельности: - расгосударствление предприятий и передача их в частные руки в виде акционерной или индивидуальной частной собственности; - введение свободной торговли на основе установления свободных цен; - демонополизация внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным предприятиям и лицам; - введение рынка валюты и ценных бумаг; - создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний; - введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости; - свобода предпринимательской деятельности. До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как "О собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный характер. В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальной экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия. В своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей". Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года, однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года. Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени Союз ССР был распущен, Российская Федерация получила свободу действий. 2 января 1992 года правительство Е.Гайдара объявило о введении свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января был объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли". Стартовые условия для проведения таких кардинальных преобразований были неблагоприятными. В условиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольной экономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что не замедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в 26 раз. Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические связи, были вынуждены вводить собственную валюту. В мае 1992 года в Латвии был введен параллельный рубль, в июле замененный собственными денежными знаками. С мая по ноябрь свою валюту ввели все бывшие союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции, свертывания экономических связей ускорился, что не могло не способствовать ухудшению экономической ситуации как в России, так и странах СНГ. Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение приватизации торговых и производственных предприятий. В июле 1992 года было принято постановление российского правительства, подкрепленное Указом Президента от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", которыми объявлялся порядок расгосударствления предприятий и перехода их в частные руки. Приватизации подлежало более 300 тысяч госпредприятий и учреждений, оцененных в 1,5 трлн. руб. по ценам на 1.01.1992 г. Каждому из 152 млн. жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационные чеки ("ваучеры") по 10000 руб., которые они могли вложить в акции предприятий или свободно продать. С помощью ваучеров формировался акционерный капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров, либо других частных лиц. Быстрее всего приватизировались предприятия торговли, 28% из которых стали частными к концу 1992 года. На 1 июля 1993 года было приватизировано 68 тыс. предприятий, 47 тыс. из которых были предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственная сфера приватизировалась значительно медленнее, что увеличивало разрыв между производством товаров и ценами, которые формировали ставшие частными предприятия торговли. Дефицит все более стал пополняться товарами, ввозимыми из других стран. В этот период были приняты другие нормативные акты, которые отменяли ограничения на внешнюю торговлю (кроме торговли оружием); вводились обменные пункты иностранных валют и разрешался свободный вывоз и ввоз валюты; акции предприятий свободно продавались и покупались, были созданы фондовые биржи, действующие во многих городах. Решением Президента и правительства были созданы коммерческие банки с правом деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин подписал Указ о передаче земли в частную собственность, однако его выполнение было связано с преодолением многовековых традиций коллективной (общинной) собственности на землю, и не могло быть решено одноразовым актом. Развитие фермерского хозяйства тормозилось низким уровнем сельскохозяйственного производства, слабой материально-технической базой и отсутствием достаточных материальных и финансовых средств для оказания помощи индивидуальным хозяйствам. Вначале фермерское движение было активным, но затем приостановилось. При перерегистрации колхозов и совхозов к 1 июля 1993 года 34% из них заявили о сохранении своего статуса, остальные образовали товарищества. Первые годы реформы сопровождались быстрым падением производства. Если в 1990 году сокращение роста продукции промышленности к предыдущему году составило 0,1%, то в 1991 году - 8%, в 1992 году - 18,8%. 5 (*) 0 В последующие 5 0 годы спад продолжался, несколько замедлившись в 1995 году, когда объем промышленной продукции сократился на 3% по сравнением с 1994 годом. В целом за 1991 - 1995 годы промышленное производство упало более чем в два раза. Так началась кардинальная экономическая реформа в России, связанная с глубокими экономическими преобразованиями, затрагивающими тысячелетние устои российской жизни. Экономические преобразования неразрывно связаны с судь---------------------- -------------------------------------- 5* 4 См,:Деловой мир. - 1993. - 24 августа - С.1. бами миллионов людей, то есть с социальной политикой .. Основными направлениями деятельности политического руководства в этой области были следующие: - отмена всеобщей обязанности трудиться; - введение пособий по безработице и компенсационных выплат на рост цен; - свободный выезд граждан за границу; - введение платного обучения наряду с бесплатным, создание коммерческих школ и вузов; - введение платного лечения наряду с бесплатным; - приватизация санаторно-лечебных учреждений и домов отдыха; - приватизация жилья, отказ от бесплатного распределения квартир и их свободная продажа. Такие меры социальной направленности с неизбежностью были вызваны новыми экономическими преобразованиями. Свобода торговли требовала свободы предпринимательства, что в свою очередь требовало свободного перемещения капитала и рабочей силы. Это означало, что работник должен сам выбирать место работы в любом городе и на любом предприятии, поскольку он мог быть уволен, если это было необходимо владельцу частного предприятия. Но такой порядок вещей вступал в противоречие с фактическим прикреплением работника к месту жительства, где он был прописан, так как получил жилье бесплатно от государства на правах длительной аренды. Поэтому возникла необходимость в передаче жилья в частную собственность с правом продажи. Была введена приватизация жилья, создан свободный рынок квартир и бывший квартиросъемщик государственной жилплощади получил возможность ее продать по свободной цене, которая быстро достигла и превзошла 1000 долларов за 1 кв. метр общей площади. При этом отменялось бесплатное распределение жилья, которое теперь выделялось лишь государственным служащим и некоторым другим категориям граждан. Свободные внешнеэкономические связи потребовали свободного выезда и въезда граждан. Выезд российских граждан за границу на работу и постоянное жительство значительно возрос, особенно среди высококвалифицированных работников умственного труда, и достиг нескольких сот тысяч человек в год. Процесс облегчался возможностью продать квартиру и перевести деньги за границу. Развернулась туристическая деятельность, а также поездки с коммерческой целью. Рыночные отношения, основанные на принципе "за все надо платить",требовали пересмотра отношений к общественным фондам потребления. К началу реформ расходы государства на обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, выплаты стипендий учащимся техникумов и вузов, расходы на содержание детей в дошкольных учреждениях, бесплатное лечение и тому подобное составили значительные суммы. В 1990 году расходная часть союзного бюджета составляла 510 млрд.рублей, а выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов потребления,достигли 210 млрд. рублей. Расходы на поддержание низких цен на продукты питания составили около 113 млрд. рублей. 5 (*) 0 Необходимо учесть большие затраты государства на строительство жилья, которое также распределялось бесплатно. Естественно, рыночные принципы распределения вступали в противоречие с сосредоточением большей части расходуемых средств в руках государства и последующим централизованным перераспределением. Отныне большая часть расходов по общественным фондам потребления возлагалась на акционированные и частные предприятия и на самих граждан. В условиях нарастающего спада производства общественные фонды потребления были сокращены до минимума, практически прекратилось выделение бесплатного жилья, были отменены выплаты на поддержание низких цен на продукты питания и некоторые товары для детей, широкое распространение получили лицеи и колледжи с платным обучением детей дошкольного возраста, сократилось число государственных вузов и контингент студентов с бесплатным обучением, появилось значительное число коммерческих вузов. ---------------------------------------------- ------------- 5* 4 СССР в цифрах в 1990 году. - С.45,126,46. Крупные изменения произошли в области занятости населения. С отменой конституционных положений о всеобщей обязанности трудиться и гарантированном трудоустройстве граждан произошла переориентация трудовой активности. Значительная часть молодежи перешла в сферу торговли и на случайные заработки, отказавшись от производственного обучения и получения профессии. К тому же, большое число предприятий либо закрылось, либо перешло на режим неполной рабочей недели и длительные отпуска с сокращением рабочих мест. Появилась неизвестная ранее безработица, все возрастающая. Незначительное пособие по безработице, введенное правительством, с учетом бюрократических сложностей его получения не могло оказать существенной помощи. В крупных промышленных районах, например, в текстильных, угольных, возросла социальная напряженность. Таким образом, рыночно-капиталистические реформы на первом своем этапе неблагоприятно сказались на социальной сфере. Возросла дифференциация населения, увеличился разрыв между небольшой частью людей с высокими доходами и значительной массой населения на грани бедности и нищеты. Крупные экономические и социальные преобразования в стране не могли не сказаться на кардинальных переменах в об ласти духовной жизни .. Каждый общественный строй многообразен в своей духовной жизни, но господствующая идеология связана с господством определенного социального слоя, исповедующего эту идеологию. В нашей стране, где господствовали социалистические принципы распределения по труду и политическая власть была в руках трудящихся во главе с коммунистической партией при отсутствии социального слоя частных собственников-предпринимателей, господствующей идеологией, доминантой духовной жизни была коммунистическая идеология, учение марксизма-ленинизма. После ликвидации руководства компартии и с переходом на рыночно- капиталистический путь развития была осуществлена коренная переориентация в духовной области. Она осуществлялась по следующим основным направлениям: - отказ от государственной коммунистической идеологии; - свобода средств массовой информации, создание частных телерадиокомпаний и издательств; - отмена цензуры и нравственных Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|