бесплатно рефераты
 

Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений

широко проводило массовые кампании, расчитывая, что волевые решения

позволят добиться быстрых положительных результатов. Эти благие

намерения привели на практике к плачевным результатам, так как не

затрагивали коренных объективных причин кризиса, а если и затрагивали, как

было с мероприятиями по быстрому разоружению и сокращению армии, то

не учитывалось при этом, что уничтожение оружия требует больших

средств и специальных механизмов; что сокращение армии и вывод войск из

стран восточной Европы требует строительства большого количества жилья

и затрат на обустройство новых мест дислокации; что требуется

перепрофилировать оборонную промышленность, оставшуюся без военных

заказов, провести так называемую конверсию с привлечением немалых

средств. В расчете на эффективность волевых решений не принимались во

внимание их последствия, не просчитывалось перспективное развитие,

так как ожидались быстрые результаты. Все это в конечном итоге

способствовало ускорению и углублению кризисных процессов. 5)

приоритет теоретических схем в методах руководства без учета

практических условий.

Предпринимая попытки выхода из кризисной ситуации, политическое

руководство стремилось учитывать опыт других стран, что было

необходимым и нужным делом. В средствах массовой информации и солидной

научной печати появилось множество описаний того, как живут в процветающих

странах, каковы формы их государственного,

экономического и социального устройства. Например, много внимания

уделялось Швеции, где при капиталистической экономике имеет место высокая

социальная защищенность народа, говорилось о модели "шведского

социализма". Однако при \этом не учитывались многие обстоятельства,

присущие Швеции: почти 200-летний период жизни без войн, в том числе и

нейтралитет во второй мировой войне; малочисленность населения,

составляющая всего лишь 8 млн. человек; удобное морское расположение,

позволившее добиться высокого уровня развития с помощью активной внешней

торговли и другие.

Конец 80-х годов был характерен использованием многих форм

западноевропейской демократии и политического устройства вплоть до

копирования, что выражалось в появлении института президентства,

муниципалитетов и мэрий и т.д. Предполагалось, что положительно

зарекомендовавшие себя на Западе формы политического устройства будут

жизнеспособными в нашей стране и дадут быстрый эффект. Однако такое

копирование, внедрение абстрактных теоретических схем в конкретную жизнь

страны, прошедшей свой самобытный путь развития и с особыми социально-

экономическими условиями, приводило ко все большему отрыву от реальной

жизни, отчуждению властных структур от масс народа, к усилению

политического, а также и экономического кризиса.

Таковы основные объективные и субъективные причины, приведшие великую

державу, обладавшую значительным экономическим, научно-техническим,

интеллектуальным, военным потенциалом, к глубокому кризису,принявшему

комплексный характер в конце 80-начале 90-х годов. Это выражалось:

- в области экономики . - в абсолютном сокращении объемов выпуска

продукции, остановке предприятий; - в области политической . - в

разрушении прежней политической системы, основанной на руководящей роли

коммунистической партии и, в значительной степени, утрате способности

управления обществом; - в области социальной . - в снижении

жизненного уровня населения, в утрате уверенности в социальной

защищенности; - в области духовной . - в подрыве коммунистических

идеалов и в возникновении духовного вакуума; - в области

национальной . - в распаде Советского Союза и разрушении сложившихся

межнациональных связей; - в области внешнеполитической .- в потере

бывших союзников и значительном

ослаблении внешнеэкономического сотрудничества; - в области

военной. - в утрате прежнего военного могущества, распаде союзной военной

структуры и кризисном состоянии армии.

Впервые с начала века страна вступила в столь глубокий и всесторонний

кризис. Перед политическим руководством во всей остроте стал вопрос

о путях выхода из кризиса. Таких вариантов развития было два: -

первый, предполагавший опору на собственные силы, который не прошел

испытания в начальный период перестройки и осуществления программы

"ускорения" социально-экономического развития, и - второй, связанный

с внешней экономической помощью и вхождением в мировой капиталистический

рынок.

Был избран второй вариант, который и определил последующие события.

Стратегической целью нового политического кур са стало тесное сближение

с развитыми капиталистическими странами, вхождение в мировой

капиталистический рынок, соз дание адекватной рыночной экономики и

демократической поли тической структуры. . Страна вступила в переходный

период своего развития.

2. Основные направления внутренней и внешней политики.

Определив стратегический курс как путь сближения с капиталистическим

Западом, вхождение в мировой рынок, руководство страны встало перед

решением необходимой задачи: создать экономическую структуру, подобную

западноевропейской, то есть основанную на частной собственности, свободе

торговли и господстве рыночных капиталистических отношений. Именно

такие условия были поставлены перед страной для вступления в

финансовые, промышленные, торговые союзы и фонды, господствующие на

Западе. Это означало также введение конвертируемой валюты, то есть

обращаемой на международном уровне, а также выравнивание внутренних

цен на товары в сравнении с мировыми. Последняя задача являлась

чрезвычайно сложной в социальном плане, так как в советский период на

внутреннем рынке поддерживались низкие цены на товары народного

потребления, значительно ниже мировых.

Для решения главной задачи в области экономической, . а именно:

перехода к рыночно-капиталистическим отношениям, были определены следующие

основные направления деятельности: - расгосударствление предприятий

и передача их в частные руки в виде акционерной или

индивидуальной частной собственности; - введение свободной

торговли на основе установления свободных цен; - демонополизация

внешней торговли, то есть передача внешнеторговой деятельности частным

предприятиям и лицам; - введение рынка валюты и ценных бумаг;

- создание частных (коммерческих) банков и страховых компаний; -

введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости;

- свобода предпринимательской деятельности.

До августа 1991 года были приняты некоторые законы, такие как "О

собственности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности",

антимонопольные законодательные акты, которые открывали некоторую

возможность развития рыночных отношений, но носили больше декларативный

характер. В конце октября 1991 года на V съезде народных депутатов

Российской Федерации Б.Н.Ельцин объявил о проведении радикальной

экономической реформы и получил дополнительные законодательные полномочия.

В своем обращении к народу он заявил, что наступил "один из самых

критических моментов российской истории". К осени 1992 года, по его

словам, страна получит реальные результаты, начнется "стабилизация

экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Был определен день начала экономических реформ - 1 ноября 1991 года,

однако по настоянию республик он был перенесен на 2 января 1992 года.

Первым решительным шагом в проведении реформы была избрана "либерализация

цен", то есть введение свободных рыночных цен на товары. К этому времени

Союз ССР был распущен, Российская Федерация получила свободу

действий.

2 января 1992 года правительство Е.Гайдара объявило о введении

свободных цен на территории Российской Федерации. 29 января был

объявлен Указ Президента РФ "О свободе торговли". Стартовые условия для

проведения таких кардинальных преобразований были неблагоприятными. В

условиях сокращения объемов производства товаров, сохранения монопольной

экономической структуры, цены были обречены на значительное повышение, что

не замедлило сказаться. Только за 1992 год потребительские цены выросли в

26 раз. Бывшие союзные республики, сохранявшие до сих пор экономические

связи, были вынуждены вводить собственную валюту. В мае 1992 года в

Латвии был введен параллельный рубль, в июле замененный собственными

денежными знаками. С мая по ноябрь свою валюту ввели все бывшие

союзные республики. кроме Таджикистана. Процесс дезинтеграции,

свертывания экономических связей ускорился, что не могло не

способствовать ухудшению экономической ситуации как в России, так и

странах СНГ.

Другим важным мероприятием экономической реформы было проведение

приватизации торговых и производственных предприятий. В июле 1992 года было

принято постановление российского правительства, подкрепленное Указом

Президента от 14 августа 1992 года "О введении в действие системы

приватизационных чеков в Российской Федерации", которыми объявлялся порядок

расгосударствления предприятий и перехода их в частные руки.

Приватизации подлежало более 300 тысяч госпредприятий и учреждений,

оцененных в 1,5 трлн. руб. по ценам на 1.01.1992 г. Каждому из 152 млн.

жителей России выдавались с 1 октября 1992 года приватизационные чеки

("ваучеры") по 10000 руб., которые они могли вложить в акции предприятий

или свободно продать. С помощью ваучеров формировался акционерный

капитал предприятий, которые переходили в руки либо акционеров, либо

других частных лиц.

Быстрее всего приватизировались предприятия торговли, 28% из которых

стали частными к концу 1992 года. На 1 июля 1993 года было

приватизировано 68 тыс. предприятий, 47 тыс. из которых были

предприятиями торговли и бытового обслуживания. Производственная сфера

приватизировалась значительно медленнее, что увеличивало разрыв между

производством товаров и ценами, которые формировали ставшие частными

предприятия торговли. Дефицит все более стал пополняться товарами,

ввозимыми из других стран.

В этот период были приняты другие нормативные акты, которые отменяли

ограничения на внешнюю торговлю (кроме торговли оружием); вводились

обменные пункты иностранных валют и разрешался свободный вывоз и ввоз

валюты; акции предприятий свободно продавались и покупались, были созданы

фондовые биржи, действующие во многих городах. Решением Президента и

правительства были созданы коммерческие банки с правом деятельности как

внутри страны, так и за ее пределами. Уже в 1991 году Б.Н.Ельцин

подписал Указ о передаче земли в частную собственность, однако его

выполнение было связано с

преодолением многовековых традиций коллективной (общинной)

собственности на землю, и не могло быть решено одноразовым актом.

Развитие фермерского хозяйства тормозилось низким уровнем

сельскохозяйственного производства, слабой материально-технической базой

и отсутствием достаточных материальных и финансовых средств для оказания

помощи индивидуальным хозяйствам. Вначале фермерское движение было

активным, но затем приостановилось. При перерегистрации колхозов и

совхозов к 1 июля 1993 года 34% из них заявили о сохранении своего статуса,

остальные образовали товарищества.

Первые годы реформы сопровождались быстрым падением производства.

Если в 1990 году сокращение роста продукции промышленности к

предыдущему году составило 0,1%, то в 1991 году - 8%, в 1992 году -

18,8%. 5 (*) 0 В последующие 5 0 годы спад продолжался, несколько

замедлившись в 1995 году, когда объем промышленной продукции сократился

на 3% по сравнением с 1994 годом. В целом за 1991 - 1995 годы

промышленное производство упало более чем в два раза.

Так началась кардинальная экономическая реформа в России, связанная с

глубокими экономическими преобразованиями, затрагивающими тысячелетние

устои российской жизни.

Экономические преобразования неразрывно связаны с судь----------------------

-------------------------------------- 5* 4 См,:Деловой мир. - 1993.

- 24 августа - С.1. бами миллионов людей, то есть с социальной

политикой .. Основными направлениями деятельности политического руководства

в этой области были следующие: - отмена всеобщей обязанности

трудиться; - введение пособий по безработице и компенсационных

выплат на рост цен; - свободный выезд граждан за границу; -

введение платного обучения наряду с бесплатным, создание коммерческих

школ и вузов; - введение платного лечения наряду с бесплатным;

- приватизация санаторно-лечебных учреждений и домов отдыха; -

приватизация жилья, отказ от бесплатного распределения квартир и их

свободная продажа.

Такие меры социальной направленности с неизбежностью были вызваны

новыми экономическими преобразованиями. Свобода торговли требовала

свободы предпринимательства, что в свою очередь требовало свободного

перемещения капитала и рабочей силы. Это означало, что

работник должен сам выбирать место работы в любом городе и на любом

предприятии, поскольку он мог быть уволен, если это было необходимо

владельцу частного предприятия. Но такой порядок вещей вступал в

противоречие с фактическим прикреплением работника к месту жительства,

где он был прописан, так как получил жилье бесплатно от государства на

правах длительной аренды. Поэтому возникла необходимость в передаче жилья

в частную собственность с правом продажи. Была введена приватизация

жилья, создан свободный рынок квартир и бывший квартиросъемщик

государственной жилплощади получил возможность ее продать по свободной

цене, которая быстро достигла и превзошла 1000 долларов за 1 кв. метр

общей площади. При этом отменялось бесплатное распределение жилья, которое

теперь выделялось лишь государственным служащим и некоторым другим

категориям граждан.

Свободные внешнеэкономические связи потребовали свободного выезда и въезда

граждан. Выезд российских граждан за границу на работу и постоянное

жительство значительно возрос, особенно среди высококвалифицированных

работников умственного труда, и достиг нескольких сот тысяч человек в год.

Процесс облегчался возможностью продать квартиру и перевести деньги за

границу. Развернулась туристическая деятельность, а также поездки с

коммерческой целью.

Рыночные отношения, основанные на принципе "за все надо

платить",требовали пересмотра отношений к общественным фондам

потребления. К началу реформ расходы государства на обеспечение

бесплатного среднего и высшего образования, выплаты стипендий учащимся

техникумов и вузов, расходы на содержание детей в дошкольных учреждениях,

бесплатное лечение и тому подобное составили значительные суммы. В

1990 году расходная часть союзного бюджета составляла 510 млрд.рублей,

а выплаты и льготы, полученные населением из общественных фондов

потребления,достигли 210 млрд. рублей. Расходы на поддержание низких

цен на продукты питания составили около 113 млрд. рублей. 5 (*) 0

Необходимо учесть большие затраты государства на строительство жилья,

которое также распределялось бесплатно. Естественно, рыночные принципы

распределения вступали в противоречие с сосредоточением большей части

расходуемых средств в руках государства и последующим

централизованным перераспределением. Отныне большая часть расходов по

общественным фондам потребления возлагалась на акционированные и частные

предприятия и на самих граждан.

В условиях нарастающего спада производства общественные фонды

потребления были сокращены до минимума, практически прекратилось

выделение бесплатного жилья, были отменены выплаты на поддержание низких

цен на продукты питания и некоторые товары для детей, широкое

распространение получили лицеи и колледжи с платным обучением детей

дошкольного возраста, сократилось число государственных вузов и

контингент студентов с бесплатным обучением, появилось значительное

число коммерческих вузов. ----------------------------------------------

------------- 5* 4 СССР в цифрах в 1990 году. - С.45,126,46.

Крупные изменения произошли в области занятости населения. С

отменой конституционных положений о всеобщей обязанности трудиться и

гарантированном трудоустройстве граждан произошла переориентация трудовой

активности. Значительная часть молодежи перешла в сферу торговли и на

случайные заработки, отказавшись от производственного обучения и получения

профессии. К тому же, большое число предприятий либо закрылось, либо

перешло на режим неполной рабочей недели и длительные отпуска с

сокращением рабочих мест. Появилась неизвестная ранее безработица, все

возрастающая. Незначительное пособие по безработице, введенное

правительством, с учетом бюрократических сложностей его получения не

могло оказать существенной помощи. В крупных промышленных районах,

например, в текстильных, угольных, возросла социальная напряженность.

Таким образом, рыночно-капиталистические реформы на первом своем

этапе неблагоприятно сказались на социальной сфере. Возросла

дифференциация населения, увеличился разрыв между небольшой частью

людей с высокими доходами и значительной массой населения на грани бедности

и нищеты.

Крупные экономические и социальные преобразования в стране не могли

не сказаться на кардинальных переменах в об ласти духовной жизни .. Каждый

общественный строй многообразен в своей духовной жизни, но

господствующая идеология связана с господством определенного социального

слоя, исповедующего эту идеологию. В нашей стране, где господствовали

социалистические принципы

распределения по труду и политическая власть была в руках трудящихся

во главе с коммунистической партией при отсутствии социального слоя

частных собственников-предпринимателей, господствующей идеологией,

доминантой духовной жизни была коммунистическая идеология, учение

марксизма-ленинизма.

После ликвидации руководства компартии и с переходом на рыночно-

капиталистический путь развития была осуществлена коренная

переориентация в духовной области. Она осуществлялась по следующим

основным направлениям: - отказ от государственной коммунистической

идеологии; - свобода средств массовой информации, создание частных

телерадиокомпаний и издательств; - отмена цензуры и нравственных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.