бесплатно рефераты
 

Шпаргалки

ни труд не создают дохода сами по себе. Поэтому речь может идти лишь о том,

какая часть произведенного должна быть отнесена на счет данного фактора

производства, вменена ему.

3. Социальное направление. П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.

I В вопросах теории распределения главенствующей была социальная школа,

одним из представителем которой является Туган-Барановский. Распределение

изображалось Т-Б в виде борьбы социальных групп за “дележ” общественного

продукта. Размер доли, приходившейся тому или иному классу, определяется

общим кол-вом произведенных благ и “социальной силой” данного общественного

класса. Отношение пр-ва не оказывают определяющего влияния на характер

распределения, Роль пр-ва сводится к приращению массы, подлежащей разделу

продукции, а потому все классы, участвующие в пр-ве, оказываются одинаково

заинтересованными в увеличении производительности труда. Важнейшая

распределительная категория – з/пл. Величина з/пл. как доли рабочих в

совокупности общественного продукта ставилась в зависимость от своеобразных

“монополий” рабочего класса, под которыми имелись в виду рабочие

организации. Т-Б занимался проблемой капиталистических циклов и кризисов.

Критикуя различные теории кризисов, объяснявшие кризисы либо в области

потребления, либо пр-ва и распределения, Т-Б. Обратил внимание на связь

всех этих процессов и попытался дать синтетическое представление о

характере циклических колебаний. Т-Б обратил особенное внимание на тесную

связь между изменениями цен на ср-ва пр-ва и движением аккумулятивного

процесса – процессаизменения высвобождающегося денежного капитала, либо

идущего на увеличение инвестиций, либо образующего фонд сбережения.

Т-Б первым сформулировал основной закон инвестиционной теории циклов.

Теория Т-Б сильно повлияла на политическую экономику Запада.

II Социальное направление. М.И.Туган-Барановский. П.Б.Струве.

Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) был одним из наиболее

популярных, признанных в стране и за рубежом экономистов конца XIX – начала

XX в.

В творческом наследии ученого – исследование кардинальных проблем рынка и

особенностей фомирования совокупного спроса и совокупного предложения;

анализ причин и специфики экономических кризисов и обоснование

необходимости пропорционального роста хозяйственных структур; выявление

путей становления капиталистических отношений в России и создание системы

индикаторов в интересах прогнозирования.

При анализе кризисов и циклов Туган-Барановский обосновывал фукнциональные

зависимости и связи, представляющие своего рода аналоги категорий

мультипликатора и акселератора.

С начала 90-х гг. Туган-Барановский активно участвует в дискуссиях с

народниками о перспективах и особенностях социально-экономического развития

страны.

В работе “Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России”

П.Б. Струве (1870-1944) доказывал неизбежность перехода страны на

капиталистический путь развития. Рост крупной промышленности и транспорта

создает условия для вовлечения в хозяйственный оборот отсталых уголков и

местностей России, для возникновения предпосылок “рационального”

хозяйствования в земледелии. “Народники, - писал Струве. – идеологи

натурального хозяйства и первобытного равенства… Россия из бедной

капиталистической страны должна стать богатой капиталистической же

страной.”

В противоввес народникам Туган-Барановский подробно рассматривает процессы

хозяйственной эволюции в Англии, создания там внутреннего рынка,

преобразования ремесленного производства, процессы трансформации домашней

промышленности.

Несмотря на широкое развитие кустарной промышленности в России, ее

сочетание с земледением, она неизбежно проходит различные ступени

подчинения капиталу. Капиталистическая фабрика является более высокой

формой организации производства. Капитализму в России не приходится

разрушать “высокой экономической культуры другого типа”.

В спорах с народниками немалое внимание уделялосьтеоретическим вопросам,

имевшим методологическое значение. Среди них – теория ценности, теория

полезности, закономерности развития рынка. Не соглашаясь с догматическим

восприятием марксизма, Туган-Барановский говорил: “Нужно пойти дальше

Маркса, но через Маркса, воспользовавшись всем тем, что он дал”.

Одним из первых Туган-Барановский попытался осуществить пересмотр

трактовки исходных в экономической науке категорий: ценности и стоимости. В

своем капитальном труде “Основы политической экономии” ученый писал:

“Теории предельной предельной полезности и трудовая, несомненно,

противоположны, но отнюдь не противоречивы. Рикардо и Менгер

сосредотачивают свое внимание не различных сторонах одного и того же

процесса. Теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности; теория

Менгера – субъективные моменты оценки. …теория Рикардо не исключает, а лишь

дополняет теорию предельной полезности.”

Существует определенная связь между ценностью продукта и его трудовой

стоимотью. В соответствии с этим Туган-Барановский обосновал положение,

согласно которому предельные полезности воспроизводимых продуктов

пропорциональны их тудовым стоимостям. Трудовая стоимость – определяющий

фактор, полезность блага – определяемый. Зависимость между величиной

ценности блага и его трудовой стоимостью называют в литературе теоремой

Туган-Барановского.

Социальная теория распределения Туган-Барановского, в основу которой

положены два фактора: производительность общественного труда и система

социальных отношений. Он исходил из известного положения, согласно которому

рост доходов всех классов зависит прежде всего от производительности

общественного труда. Если повышается производительность общественного

труда, то увеличиваются размеры общественного продукта, подлежащего

разделению между различными социальными группами. “Рост производительности

общественного труда приводит к тому, что общая сумма общественного продукта

возрастает. Этот избыточный продукт соответственно увеличивает общую сумму

общественного дохода, и благодаря этому все общественные доходы могут

одновременно возрасти насчет сокращения доли средств производства.”

В отличие от Америки в России при низкой производительности труда “высокая

прибыль достигается путем крайнего угнетения труда капиталом.”

Возвращаясь к работам Струве, следует упомянуть, что этот социологои

экономист довольно быстро разочаровался в идеях социализма, занявшись

персмотром традиционных положений политической экономии. Свой

публицистический запал он направляет против “утопический воззрений”.

Игнорируя объективные процессы и закономерности экономического развития, он

признает лишь “факты”. С резкой критикой Струве выступает против

марксистского метода, которому раньше следовал и которым восхищался.

Туган-Барановский не совершал подобных “головокружительных пируэтов” в

теоретических воззрениях. Он придерживался более последовательных, в целом

логичных взглядов, избегая крайних подходов и категоричных оценок.

В работе “Социализм как положительное учение” он рассматривает систему

государственного социализма как одну из форм общественного устройства.

Ученый отмечал, что элементы принуждения, очевидно, сохранятся до тех пор,

пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным.

Несмотря на определенные преймущества системы государственного социализма

(обеспечение планомерности, пропорционального развития, приоритета

общественных потребностей), она сохраняет элементы принуждения и

противоречит условиям полного и свободного развития личности, и потому

“государственная централизация управления общественным хозяйством должна

быть отвергнута”. В труде Туган-Барановского выдвигается ряд положений,

призванных смягчить негативные стороны бюрократической централизации

(создание местного самоуправления, организация системы общественных союзов,

непосредственное участие рабочих в управлении производством).

Билет№2.

1. Экономическая идеология Древней Греции. Платон, Ксенофонт, Аристотель

Экон-я мысль получила в Д. Греции значительное развитие. На первых этапах

она развивалась под влиянием разложения общины и генезиса рабства.

Принципиальная новизна экон-й мысли древних греков состоит в том, что они

первыми попытались осмыслить экон-е явления и объяснить их. На экон-ю мысли

большое влияние оказывало развитие городов и связанный с этим рост ремесла

и торговли.

Большой вклад внес Ксенофонт (ок. 430 – 355 до н.э.), современник Платона

и предшественник Аристотеля. Он был представителем богатой афинской

аристократии. Осуждал политический и экономический строй Афин и

идеализировал порядки аграрной Спарты. В своем трактате “Домострой” он

восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей.

Рабство Ксенофонт считал естественной формой эксплуатации, а рабов –

говорящими орудиями. Однако он осознавал низкую производительность труда

рабов и рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы

к рабам, отличающимся усердием.

Ксенофонт вошел в историю экономической мысли как мыслитель, который один

из первых анализировал разделение труда. Он близко подошел к принципу

мануфактурного разделения труда. Он впервые указал на взаимосвязь между

развитием разделения труда и рынком. Его заслугой является и то, что он,

говоря о “ценности” товара, рассматривал ее как в смысле потребительской

стоимости, так и меновой стоимости. Фактически, он был одним из первых, кто

поставил вопрос о двух сторонах товара. А под полезностью товаров он

понимал все то, от чего можно получить пользу. Интересны высказывания

Ксенофонта о деньгах. При всем его отрицательном отношении к торговле и к

денежному хозяйству, он признавал полезность денег как в период

экономического благополучия, так и в годы бедствий. Из всех функций денег

Ксенофонт признавал лишь две: деньги как средство обращения и как

сокровище. В то же время он осуждал ростовщичество, и, следовательно,

использование денег в качестве ссудного капитала.

Видное место в истории экономической мысли Д. Греции занял Платон (5 – 4

вв. до н.э.(точнее 427 – 347 до н.э.)). Проблемы экон-го хар-ра

исследовались в его работах “Государство” и “Законы”. В первом из них он

сформулировал проект идеального государства, во втором – гос-ва, более

близкого к реальной действительности. В идеальном гос-ве сущ-ют 3 сословия:

философы, управляющие общ-ом; 2) стражи; 3) земледельцы, ремесленники и

торговцы. Причем частную собственность могли иметь лишь представители

третьего сословия.

Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, менее

почетным – ремесло, а торговлю – непочетным. По мысли Платона, ремеслом и

торговлей должны заниматься иностранцы. Уделял большое внимание проблеме

разделения труда, рассматривая его как естественное явление.

Затрагивая вопросы товарного произ-ва, Платон подошел к пониманию того,

что в процессе обмена имеет место приведение к “соразмерности и

единообразию” несоразмерных и разнообразных товаров. У Платона были

догадки, что деньги выполняют не только функции средства обращения и

сокровища, но и функцию меры стоимости. Но он выступал против использования

денег для накопления богатства и резко осуждал ростовщичество. Одним из

первых в истории античной экон-й мысли Платон поставил вопрос об основе и

уровне цен. Он считал, что цены должны регулироваться гос-й властью, причем

за основу должна браться та цена, кот-я обеспечивала бы получение умеренной

прибыли.

Особо в истории экон-й мысли древнего периода выделяют Аристотеля (4 в. до

н.э.(точнее 384 – 322 до н.э.)). А являлся сторонником натурального хоз-ва,

основанного на рабском труде. Осн-е сочинения, в кот-х содержатся

размышления по экон-м вопросам: “Никомахова этика” и “Политика”. Начиная с

рассмотрения вопроса о том, что такое гос-во и как оно усроено, А приходит

к выводу, что существенным элементом гос-ва является семья, рассматривая

кот-ю он приходит к вопросу о собственности и богатстве. Причем он

различает 2 умения: вести дом-е хоз-во и наживать состояние. Во 2-м случае

речь идет о приобретении средств, а в 1-м – о пользовании ими. В обоих

случаях средством служит обмен. Таким образом, А исследовал историч-й

процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения ее в крупную

торговлю. Ему была ясна необходимость торговли и обмена. Что же касается

взгляда А на деньги, то он утверждал, что люди ошибочно понимают под

богатством изобилие денег, объясняя это тем, что деньги – это лишь знаки,

служащие необходимым элементом всякого обмена и стоит только людям

переменить отношение к данной монете, как деньги потеряют всякое

достоинство. А нажить состояние, по мнению А, можно разл-ми способами. Если

это относится к домашнему хоз-ву, то связано с земледелием, садоводством,

скотоводством и т.д. Другим способом явл-ся торговля (он различает 3 ее

вида: морская, транзитная и розничная). Далее следует отдача денег в рост

(осуждает ростовщичество). Затем – наемный труд. И во всех способах

фигурирует обмен. Причем важно захватить какую-либо монополию, т.к.

монополист может установить более высокую цену.

Большое внимание уделял А вопросу соразмерности обмениваемых благ. Он был

первым ученым, кто не только поставил этот вопрос, но и предложил свой

ответ. Он сделал вывод, что товарный обмен – это отношение как между

вещами, так и между их владельцами. Однако между вещами нет ничего такого,

что могло бы приравнять их друг к другу, но “это” есть между

товаровладельцами, что и позволяет им “приравнять” друг к другу их самих и

обмениваемые товары. Причем это “нечто” является их потребностью в том,

чего нет у каждого из них.

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие теории цены и даже,

можно утверждать, на этой основе была создана теория предельной полезности.

Подобно Платону Аристотель выдвинул проект идеального гос-ва, кот-е

примирило бы противоречия между классами и имело бы своей социальной

основой среднее сословие. Наиболее важной и почетной сферой деятельности

признавалось земледелие. Деление людей на свободных и рабов А объяснял

законами природы.

2. Альфред Маршалл (1842—-1924)

Один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер

"кембриджской школы" маржинализма А.Маршалл в детстве под влиянием отца

готовился к духовной карьере, поскольку его дед был священником. Главный

труд А.Маршалла — шестикнижье "Принципы экономикс" впоследствии постоянно

им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях. С

точки зрения преемственности идей классиков А.Маршалл исследовал

экономическую деятельность людей с позиций "чистой" экономической теории и

идеальной модели хозяйствования, возможной благодаря "совершенной

конкуренции". Но, придя через новые маржинальные принципы к идее равновесия

экономики, характеризовал ее лишь как "частную" ситуацию, т.е. на уровне

фирмы, отрасли (микроэкономики). Подобный подход стал определяющим как для

созданной им "кембриджской школы", так и для большинства неоклассиков конца

XIX — первой трети XX вв.

Термин "экономикс" А.Маршалл ввел в первой же главе книги "Принципы

экономикс", которая начинается со следующего: Политическая экономия, или

экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности

человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных

действий, которая теснейшим образом связана с созданием материальных основ

благосостояния" .

В отличие от своих ортодоксальных предшественников — классиков А.Маршалл

считает нецелесообразным прибегать к определениям экономических категорий

на основе, требующей "доказывать" те или иные сущностные разграничения. На

его взгляд, судя по предисловию к первому изданию "Принципов", в реальной

жизни нет четкого разграничения между вещами, которые являются капиталом и

не являются им, которые относятся к насущным жизненным средствам и не

относятся к ним, так же как между трудом производительным и

непроизводительным".

Правда, А.Маршалл признает, что в современной ему экономике распределение

национального дивиденда плохое. Но, если допустить равное распределение

национального дохода, то доходы народных масс хотя и возрастут временно, но

даже близко не поднимутся к уровню, предсказываемому социалистическими

ожиданиями золотого века. Однако Маршалл признает, что неравномерность

распределения богатства - серьезный недостаток, и любое его уменьшение,

достигнутое средствами в рамках свободной инициативы, было бы явным

общественным достижением.

Но центральное место в исследованиях А.Маршалла занимает проблема

свободного ценообразования на рынке, характеризуемом им как единый организм

равновесной экономики, состоящий из мобильных и информированных друг о

друге хозяйствующих субъектов. Рыночную цену он рассматривает как результат

пересечения цены спроса, определяемой предельной полезностью, и цены

предложения, определяемой предельными издержками. В этой связи упоминаются

его знаменитые "лезвия ножниц" как образная характеристика

двухкритериальной сущности стоимости товара, которая заключается в

следующем: можно спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или

издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или

нижнее лезвие ножниц.

А.Маршалл фактически сохранил заимствованную у классиков исходную позицию

о совершенной конкуренции, предопределяющую положение о том, что цена

задается рынком, а не предприятием. Кроме того, полагая, что каждый

человек, приобретая вещь, исходит из представляющихся ему возможностей, или

из складывающейся обстановки, или из конъюнктуры, он вводит понятие

"потребительский избыток". Это разница между ценой, которую покупатель

готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой,

которую он фактически за нее платит, т.е. экономическое мерило его

добавочного удовлетворения.

Одной из важных заслуг А.Маршалла является обобщение положений ранних

маржиналистов о функциональной зависимости таких факторов, как цена, спрос

и предложение. Он показал, в частности, что с понижением цены спрос растет,

а с ростом цены — снижается и что в свою очередь с понижением цены

предложение падает, а с ростом цены — растет. Устойчивой, или равновесной,

А.Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса

и предложения (на графике точку пересечения кривых спроса и предложения

принято называть "крестом Маршалла"). Отсюда, как полагает А.Маршалл, если

на рынке цена выше цены равновесия, то предложение превысит спрос и цена

станет снижаться, и наоборот, если на рынке цена ниже цены равновесия, то

спрос превысит предложение и цена станет повышаться.

В развитие теории "цены спроса" А.Маршалл выдвинул концепцию об

"эластичности спроса". Последняя характеризуется им как показатель

зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.