бесплатно рефераты
 

Шпаргалки

Ткачев.

Народничество как самостоятельное направление в русской экономической

мысли сложилось в России после реформы 1861 г., когда произвол

самодержавия, сохранившиеся привилегии дворянства, а также рост

капиталистической промышленности и начало образования кулачества в деревне

обусловили обострение классовых антагонизмов.

Нородничество – идеологии и движение разночинной интеллигенции – соединило

в себе идеи утопического социализма и стремление крестьянства к

освобождению от помещичьей эксплуатации. Народники поставили и пытались

решить такие экономические вопросы, как развитие русского капитализма, пути

перехода к социализму и организация экономических отношений при социализме.

2 течения в народничестве: революционное и либеральное. Прогрессивной

чертой экономических взглядов революционного народничества было

антикрепостничество, стремление леквидировать помещичье землевладение,

наделить кресчтьян землей. Революционные народники надеялись, что смогут

спасти русский народ от капиталистической системы хоз-ва, свергнув

самодержавие и помещиков, и установить народную власть.Борясь за ликвидацию

дворянской земельной собственности и передачу земли крестьянам, народники

тем самым боролись за крестьянско-буржуазное решение аграрной проблемы.

Характерной чертой экономического учения революционных народников было

стремление изменить существующий строй, подняв крестьянские массы на

восстание. Большая часть в подготовке крестьян к революции отводилась

просвещенной части населения – студенчеству и прогрессивно настроенной

интеллигенции. Они восприняли идейное наследие Н.Г. Чернышевского, но

внесли и новые идеи в русскую экономическую мысль: дали анализ тех новых

экономических процессов, которые возникли в результате буржуазной

крестьянской реформы. Идеологами основных направлений революционного

народничества были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

Бакунин (1814-1876) пошел дальше “дворянской революционности”

декабристов, а затем и Герцена и стал революционным демократом. Основные

произведения: “Народное дело: Романов, Пугачев, Пестель”, “Наша программа”,

“В России” и др. Большое место в произведениях Бакунина занимала критика

капитализма, которая носила прогрессивный характер.Разоблачая буржуазные

порядки, он использовал ряд положений К. Маркса, изложенных в 1 томе

“Капитала”.Взгляды Бакунина на собственность были предопределены его

теорией об отмене права наследования. Источник “народного богатства” -

“народный труд”. Бакунинское направление в народничестве имело анархическую

окраску. Ненависть к царской монархии и буржуазным гос-вам Зап. Европы

Бакунин переносил на гос-во вообще, заявляя, что любая власть порождает

эксплуатацию. Движущая сила – крестьянство, городская беднота,

деклассированные элементы.

Лавров (1823-1900) прошел 3 этапа экономических взглядов. В 40-50-х годах

выступал с либерально-реформистских позиций. В 60-70-ые годы занял

революционно-демократические, народнические позиции, поддерживал контакты с

Чернышевским. Благодаря участию в Парижской коммуне, знакомству с К.

Марксом и Ф. Энгельсом, постоянному участию в западноевропейском рабочем

движении во взглядах Лаврова появляются социалистические элементы,

народнические экономические воззрения эволюционируют и сочетаются с

признанием исторической роли экономического учения Маркса. Эксплуатация

крестьянства помещиками, фабрикантами, а также самим правительством ярко

показана Лавровым в работах “Мученичество русского народа”, “Русский народ

и его паразиты”.

Будучи проповедником идей Чернышевского, он ратовал за передачу крестьянам

неразделенной общинной земли. Он считал, что частная собственность ведет к

раздроблению земли –и возникновению пролетариата, к созданию тех же

экономических условий. Которые существуют в Зап. Европе. Выступая как

революционер-демократ, Лавров видел в общинном землевладении учреждение,

которое может развиваться по социалистическому пути. Лавров подчеркивал

пагубное влияние капитализма на общину, в 80-х годах признал неизбежность

разложения общиныи и анализировал процесс развития капиталистических

отношений в русской деревне, внутри общины. Победу социализма Лавров считал

неизбежной во всем мире. Характеризуя капитализм в Зап. Европе, Лавров

показывал отрицательную роль конкуренции, концентрации и централизации

капитала, пагубные последствия капиталистических условий труда, которые

уродуют рабочих, превращая их в придатки машин.

В отличии от народников-бакунистов, считавших основной задачей революции

разрушение. Лавров рассматривал экономические проблемы будущего общества.

Значительное место в его трудах занимают обоснование необходимости

общественной собственности, анализ характера труда при социализме, вопрос

об экономической роли гос-ва. Труд при социализме он характеризовал как

“необходимое условие общественной жизни”. Государственный строй

социалистического общества, по мнению Лаврова, должен отвечать интересам

рабочего класса. Наряду с функцией защиты страны от внешних и внутренних

врагов, гос-во будет иметь функции управления экономикой и воспитания

нового человека. Образование должно быть подчинено главной цели:

формированию нового типа человека, а социализм представляет для этого

большие возможности.

Ткачев (1844-1885) возлагал надежды на свершение социальной революции

посредством захвата власти, политического переворота и установления

диктатуры “революционного меньшинства”. Говорил, что крестьянство не может

играть активную роль в социальной певолюции, подвергал сокрушительной

критике экономическую отсталость крепостнической России. Ткачев правильно

констатировал неизбежность капитализма в России, он продолжал искать пути

некапиталистического развития. Ткачев считал экономический фактор

главнейшим условием развития общества и придавал большое значение

экономической борьбе отдельных классов. Ткачев рассматривал некоторые

категории политической экономии. Основу жизни и развития общества находил

в труде. Постоянно констатировал наличия при капитализме противоречия между

трудом и капиталом, отмечал эксплуататорский характер прибыли и утверждал,

что труд лежит в основе ценности каждого предмета. Отводил гос-ву после

победы революции важную роль.

3. Рикардо

"Начала полит. экономии и налогов. обложения" - главный труд Давида

Рикардо. Для Рикардо характерна приверженность концепции экон. либерализма

без гос. вмеш-ва в эк-ку. Уже в предисловии к книге автор высказал свое

понимание 2-х осн. проблем экон. теории. Во-первых, он как и Смит, выделяет

в об-ве 3 осн. класса (владельцы земли, собственники денег и капитала,

необходимого для ее обработки, рабочие, трудом кот-х она обрабатывается); 3

вида доходов (рента, прибыль, з/пл). Во-вторых, Рикардо определяет гл.

задачу полит. экономии как выявление законов, кот-е управляют

распределением доходов.

Гл. идеи концепции Рикардо о ренте заключаются в том, что рента всегда

платится за пользование землей, поскольку ее кол-во не беспредельно,

качество - неодинаково.

Рикардо определял з/пл как естественную и рыночную цену труда. Под

естеств. ценой труда Рикардо понимал возм-ть рабочего содержать благодаря

своему труду себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы 1-й необх-ти

и удобства. Под рыночной ценой труда - плату, складывающуюся с учетом

реального соотн-я С и П на труд.

Теор. позиции Рикардо по теории денег базировались на положениях,

характерных для формы золотомонетного стандарта, согласно кот-му

определенное кол-во золота в монетах должно быть обменено на бумажные

деньги. При этом ни золото, ни какой-л. другой товар, по Рикардо, не могут

служить совершенной мерой стоимости для всех вещей. Кр. того, Рикардо был

сторонником количественной теории денег, связывая изменение стоимости денег

с их количеством в обращении.

Рикардо признавал "з-н рынков Сэя", те. догму о бескризисном и равновесном

состоянии эк-ки при полной занятости. Он утверждал, что продукты всегда

покупаются за продукты/услуги, деньги служат только мерилом, при помощи кот-

го совершается этот обмен. Какой-л. товар м.б. произведен в слишком большом

кол-ве, и рынок будет переполнен до такой степени, что капитал, затраченный

на этот товар, даже не будет возмещен. Однако это не может случиться

одновременно со всеми товарами.

Категорию "капитал" Рикардо характеризовал как часть богатства страны,

кот. используется в пр-ве и состоит из пищи, одежды, инстументов, сырых

материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести труд в движение. Здесь

Рикардо отмечает, что из-за нер-ва прибыли на вложенный капитал последний

перемещается из одного занятия в другое.

Билет №13.

1. Классическая политическая экономия в Англии. Т. Мальтус. Н. Сениор.

В первой половине 19 века в развитых странах мира (прежде всего в Англии

и Франции) состоялся переход от мануфактурного производства к заводам и

фабрикам, знаменующему свершение промышленного переворота. В этот период

наибольший вклад в сокровищницу “КШ” внесли называвшие себя учениками и

последователями А. Смита англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус и Н. Сениор,

французы – Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа и др.

Т.Р. Мальтус (1766 – 1834). Первым сочинением М был политический трактат

под названием “Кризис”, здесь можно увидеть уже зачатки осн-х положений

“Опыта о народонаселении”. Появившееся в 1798 году без имени автора первое

издание “Опыта…” отличалось многими несовершенствами, однако не помешавшими

ему иметь большой успех у публики. С 1805 года М издает один за другим

несколько новых изданий “Опыта…”, в итоге в отличие от форм краткого

памфлета в первом издании во всех остальных книга представляла собой

обширный трактат. В 1814-1815 годах он пишет “Замечания на хлебные законы”

и “Природа и возрастание ренты”. 1820 год – “Политическая экономия”, 1822

год- “Мерило ценности”.

М явился создателем теории народонаселения. Эта теория стала неким

стандартом в суждении классиков об экономической политике, сводя причину

бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста

жизненных благ, определяющих прожиточный минимум. М попытался возвести в

ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут

изжиты ставшие почти естественными в силу безудержности роста численности

населения войны, болезни, нищета бедных слоев общества) население,

увеличиваясь в геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20-25

лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования,

возрастая всего лишь в арифметической прогрессии, не сможет приумножаться

аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать

жалким уделом всего человечества. Невозможность увеличивать производство

продовольствия М объяснял не только медленными техническими

усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли,

а прежде всего надуманным и популярным в то время “законом убывающего

плодородия почв”.

В книге “Исследование о природе и возрастании земельной ренты” М, исходя

из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и

роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в

обществе совокупного продукта. Однако окончательные суждения о ренте и

некоторых других проблемах экономики он высказал позднее в 1820 году. В

тот год М выпустил свой главный в творческом отношении труд “Принципы

политической экономии”, который в теоретико-методологическом плане не имел

существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых “Начал

политической экономии” Д. Рикардо. Важный аспект, в котором Мальтус пошел

дальше Рикардо и других экономистов той поры и который остался в истории

экономической мысли, - это его исследование проблем реализации совокупного

общественного продукта. Дело в том, что в соответствии с достигнутыми к

началу 19 века “КШ” уровнем экономической теории ключевой проблемой в

экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего

роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации

производимой товарной массы, во внимание не принимались и оценивались как

частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к тому времени

в развитых европейских странах промышленный переворот, который

сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в

конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица.

Учитывая определенную тенденциозность суждений своих предшественников и

современников о производительном и непроизводительном характере труда

различных классов общества, М в “Принципах политической экономии” выдвинул

неожиданное в ту пору предположение о недостижимости достаточного спроса и

полной реализации производимого общественного продукта без посильного и

столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и

непроизводительных классов. По мнению М, чиновничество и другие

непроизводительные слои общества представляют собой совокупность “третьих

лиц”, содействующих и созданию, и реализации общественного продукта.

Н. Сениор (1790-1864). Свои экономические взгляды он изложил в “Очерке

науки политической экономии” (1836) и “Письмах о фабричном

законодательстве” (1837). Сениор обогатил политическую экономию двумя

открытиями: 1. Теория воздержания. Учению Рикардо о труде как источнике

стоимости Сениор противопоставил теорию, согласно которой издержками

производства стоимости являются 2 элемента – труд и капитал. Труд

рассматривается С. как жертва рабочего, теряющего свой досуг и покой. На

место капитала С. ставит жертву капиталиста, которая заключается в его

воздержании от непроизводительного потребления своего капитала.

Вознаграждением этих жертв рабочего и капиталиста является соответственно

зарплата и прибыль. 2. Теория последнего часа. В 30-х годах 19 века в

Англии велась усиленная агитация за 10- часовой рабочий день. Фабриканты

остро нуждались в аргументах против сокращения рабочего дня. Сениор

выдвинул теорию согласно которой при 11,5 – часовом дне в первые 10,5 часа

возмещается стоимость авансированного капитала, а в последний час создается

прибыль. Отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10 часов имело

бы своим результатом полное исчезновение прибыли.

2. Экономические идеи российского дворянства середины и конца XIX века.

Е.Ф. Канкрин, Б.И. Чичерин, Ю.Ф. Самарин.

Канкрин Е.Ф. жил в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков,

русский немец, экономист, финансист, государственный деятель. Выражал

взгляды дворянства и защищал его интересы. Он был сторонником крепостного

права, но отрицал его крайности. Считал, что в далеком будущем его все же

отменят.

Канкрин стремился задержать рост промышленного капитала, был против

создания частных банков. Главное внимание Канкрин уделял

сельскохозяйственному земледелию. Положительно относился к развитию

промышленности, но был против развития транспорта в России, против железных

дорог.

Канкрин разработал финансовую политику, которая включала в себя следующие

положения: меры по ликвидации хронического дефицита государственного

бюджета, увеличение косвенных налогов, протекционистских тарифов,

сокращение расходов государства.

Чичерин (к.19-нач.20вв) – философ, историк, юрист. Написал работу “О

народном представительстве”. С середины 1850 года – лидер либерал. движения

в России. Возглавил крыло западников (капитализм Зап. Евр.) Первая

печатная программа русских либералов – “№Письмо к издателю”. Проведенная в

1861г. крест. реформа явл. лучшим памятником российского законодательства.

Осуждал революцию декабристов. Поддерживал реакционную политику гос-ва

против молодежного движения.

Самарин Ю.Ф. (19в) В 1856г. “Записка о крепостном состоянии и переходе к

гражд. свободам”. Отмена креп. права – причина поражения в Крымской войне.

Считал, что нужно сохранить крестьянскую общину.

3. Дж. Кейнс. Интеллектуальная биография. Его книга.

Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 гг.) родился в Кембридже в семье

профессора логики и экономической теории Кембриджского университета.

Окончив этот университет, он в 1908 году становится профессором кафедры

политической экономии. Казалось бы, все обстоятельства должны были сделать

Кейнса академическим теоретиком, продолжателем неоклассических традиций. Но

Кейнса влекла не только наука, но и практическая деятельность, а также

политическая карьера.

Он был председателем крупной страховой компании, управляющим

инвестиционной компанией, владельцем еженедельника “Нейшн”, слившегося

затем с поглощенным им журналом “Нью стейтмен”. На протяжении многих лет

(1911 – 1945 гг.) он являлся редактором важнейшего теоретического органа

английских экономистов “Экономик джорнэл”.

Теоретические исследования Кейнса были тесно связаны с его государственной

службой и политической деятельностью. Сразу после окончания университета

Кейнс два года проработал в Министерстве финансов в департаменте по делам

Индии. Эта его деятельность не прошла бесследно: в 1913 году он публикует

первую свою крупную экономическую работу “Индийская денежная система и

финансы”.

Во времена первой мировой войны Кейнс становится экономическим советником

в Министерстве финансов. Как представитель этого министерства он принимает

участие в Парижской мирной конференции, где был подписан Версальский мирный

договор. В то время Кейнс выступил с резкой критикой этого договора. Он

видел в нем угрозу послевоенному развитию капитализма в Европе, и в знак

протеста даже сложил с себя полномочия советника английской делегации. Свои

соображения по поводу Версальского договора и послевоенного развития Европы

Кейнс излагает в двух статьях, принесших ему большую известность:

“Экономические последствия Версальского мирного договора” и “Пересмотр

мирного договора” (1919 год).

В 20-х годах Кейнс все больше внимания начинает уделять проблемам

денежного обращения, вынашивая идею замены золотого стандарта регулируемой

валютой (“Трактат о денежной реформе”, 1923 год). После того, как по

инициативе канцлера казначейства У. Черчилля Англия в 1925 году вернулась к

золотому стандарту, Кейнс резко осудил это мероприятие, опубликовав работу

“Конец laissez faire” 1926 год.

В ноябре 1926 года, когда крах на Нью-Йоркской фондовой бирже уже

возвестил о начале мирового экономического кризиса, он стал членом

английского правительственного Комитета по финансам и промышленности. Как

раз в это время вышла его солидная двухтомная работа “Трактат о деньгах”

(1930 год), в которой обобщались его взгляды на функционирование денежной

системы капитализма.

В этом году Кейнс был назначен председателем экономического совета при

правительстве по проблемам безработицы. К этому времени он обладал уже

достаточным авторитетом, чтобы привлечь внимание к своим теоретическим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.