бесплатно рефераты
 

Шпаргалки

экономического развития; положению об активной экономической роли гос-ва.

Теория производит. сил: истинное богатство и благосостояние нации

обуславливается не кол-вом меновых ценностей, а степенью развития

производительных сил.

Концепция стадийного эк. развития: Вначале нации проходят состояние

дикости, затем преобладает пастушеский быт, далее земледельческое, землед-

ческо-мануфакт-ое состояние. Наконец, последнее состояние, на котором

пропорционально развиты сельское хозяйство, промышленность и торговля.

Особое внимание в работе Листа уделено роли гос-ва. Он выделяет

государственную экономию, понимая под этим госуд. средства правительства,

потребление этих средств и управление ими.

Бесспорным основателем школы является В.Рошер. В своих “Принципах полит.

экономии” ставит себе задачу просто дополнить общепризнан-ную теорию

историей экономических событий и мнений. Здесь Рошер ограничился лишь

приложением к изложению классических доктрин ученых и плодотворных

экскурсий в область экономических факторов и идей прошлого.

В книге Бруно Гильдебранда “Политическая экономия настоящего и будущего”

история была представлена не только как средство оживить и

усовершенствовать существующие теории, но и как орудие полного обновления

науки.

По мнению К.Книса, в экономической эволюции различных народов речь может

идти разве лишь об аналогиях, а не о законах. Таким образом, Книс не

признает ни идей Гильдебранда и Рошера, ни классических идей. Политическая

экономия превращается у него в простую историю экономических мнений в

разные эпохи в связи с совок-тью историч.разв-я наций.

Итак, заслуга историков состоит в том, что они положили начало рождению

экономич. социологии, обосновав единство социальных и экономич. отношений,

тесную взаимосвязь между ними.

Билет №15.

1. Экономическая теория предложения. Кривая Лаффера. Теория “рациональных

издержек” и “новая классическая макроэкономика”. Лукас

Наряду с возросшим вниманием к монетаристским подходам в странах Запада

разраб-тся концепция, получившая название “экономика предложения”- теория,

которая в противоположность кейсианству, отдает предпочтение предложению

как фактору роста. Особенность экономики проедложения состоит в том, что

это не целостная концепция, а гл.образом, совок-ть практич-их предложений и

рекомендаций. Она охват-еи ряд практических вопросов, направленных на

стимулирование произв-ва, инвестиций и занятости. По мнению представителей

экономики предложения, рынок- самый эффективный и единственно “нормальный”

способ организации хоз-ва. Сторонники этой концепции выступают против

регулирования экономики со стороны гос-ва. Основная идея экономики

предложения состоит в отходе от кейсианских методов стимулирования спроса,

переносе усилий на поддерж-ие факторов, определяющих предложение. Причины

инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в фин-ой пол-ке гос-ва,

провоцирующей рост издержек. Повышение цен-реакция производителей на

нежелатальные “повороты” экон-кой пол-ки и неустойчивую конъюнктуру.

Рекомендации этой школы:1.сокращение налогов в целях стимулирования

инвестиций, 2. Приватиз-ия гос-ых предприятий, 3. Быджетное выздоровление,

4. “Замораживание” соц-ых программ.

Налоговая политика по замыслу сторонников экономики предложения

д\опираться на так называемый эффект Лаффера. Смысл эффекта Лаффера в том,

что хотя уменьшение налоговых ставок, которые он предлагает

вызовет неизбежное сокращение объема гос-ых доходов, однако это сокращение

б\носить кратковременный хар-ер. В длительной перспективе снижение налогов,

ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости. Произойдет рост пр-

ва, увеличатся доходы, подлежащие обложению, увеличится сумма налоговых

поступлений в бюджет. Для получения желаемого эффекта следует снижать

налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.

Показывает, что при увеличении ставки налога доходы гос-ва за счет

налоговых поступлений сначала б\повышаться, но если на налог ставка

превысит некую границу (т.А) доходы от налогообложения начнут уменьшаться.

БЕККЕР первым осуществил неоклассический анализ проблемы дискриминации на

рынке труда, области практического применения теории капиталовложения в

“человеческий фактор”.Исследовал проблемы расовой дискриминации с точки

зрения ее влияния на рынок труда. Ключевая идея книги “Человеческий

капитал” состояла в док-ве эк-кой целесооб-ти крупных вложений капитала в

“человеческий ф-ор”. Инвестиции в “чел-ий ф-ор” Беккер определял как сов-ть

прямых денежных затрат на образование и доход недополученный за время,

затраченное на обучение. Беккер применил теорию “человеческого капитала” к

проблеме нерав-ва доходов на протяжении жизненного цикла, в отличие от

простого сопостовления размеров дохода между людьми в определенный период.

Гипотеза рациональных ожиданий.

В 1995г. Р. Лукасу была присуждена Нобелевская премия за разработку

гипотезы рационального ожидания, которая привела к изменению макроэк-кого

анализа и углублению понимания эк-ой пол-ки. Суть его гипотезы сос-ит в

том, что не следует рассматривать потребителей и предпринимателей только

как объекты макрорегулирования. 2 подхода к оценке ожиданий: 1.теория

адаптивных ожиданий и 2. теория(гипотеза) рациональных ожиданий.1 исходит

из того,что фирмы корректируют свои ожидания, исходя из событий прошлого,

тенденций и подтверждений ошибок прошлых прогнозов. Адаптивные ожидания

опираются на несколько суженную ограниченную оценку; 2 баз-ся на более

полной и широкой инф-ии, основ-ой на анализе, оценках предстоящих (будущих)

событий. Рациональные ожидания основ-ся на прогнозах. Теория рацион-ыф

ожиданий получила широкое признание.

2. Экономические идеи М.В. Ломоносова (18в).

Экономические воззрения Л. имеют ряд важных моментов, которые доказывались

им не только в специальных научных трудах, но и всем творчеством. Условно

можно выделить 3 главные проблемы:

1. Ломоносов указывал на путь к экономическому могуществу России,

соответс. величественности Отечества. Главной силой в достижении этой

задачи должно быть, с точки зрения Л., сильное гос-во, проводящее

последовательную экономическую политику.

2. Л. разработал вопросы, касающиеся детальной реализации способов

укрепления эк. потенциала страны, при этом он рассм. с точки зрения гос.

воздействия на эконом.

Процветание гос-ва Л. связывал с укрощением самодержавия и расширением эк.

функций гос-ва. Все его эк. программы и проекты адресованы императрице или

гос. чиновникам, как главным движущим силам эконом. жизни. Л., сравнивая

исторические судьбы разных народов, отмечал национальные особенности славян

и категорически выводил форму гос. правления в виде единовластия как

отвечающую в большей степени обычаям и традициям славян. Л. выделяет

следующие гл. эк. проблемы, подлежащие разработке:

1. О размножении и сохранении российского народа

2. О истреблении праздности

3. О исправлении нравов и о большем просвещения народа

4. О исправлении земледелия

5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств

6. О лучших пользах купечества

7. О лучшей гос. экономии

8. О сохранении военного исск. во время долговременного мира.

Последовательность перечисленных эк. проблем свидетельствует о том, что Л.

на 1-е место ставит условия, необх. для развития пр-ва. Среди них он

выделяет труд, как самый главных фактор пр-ва. Л. считал, что для Р., кот.

имела большое кол-во неосвоенной земли, благом явл. увеличение численности

населения, его просвещение. Поэтому он предлагал:

1. Увеличение рождаемости

2. Предотвращение побегов крестьян за рубеж, а также пути привлечения

рабочей силы из-за границы.

Главные источники богатства Л. видит в умножении “внутреннего изобилия” в

земледелии и развитии промышленности. Проект “Об учреждении Гос. коллегии

(сельского) земского домоустройства” содержит развернутую программу мер

улучшения эконом. с/х во всей стране. Он включает вопросы повышения

производительности труда, эколого-эконом. проб, организационно-

управленческие и многое другое. Л. принадлежит идея создания учреждения по

вопросам ведения с/х. Среди эконом. проблем, рассмотренных Лом. важное

место уделено развитию отечественного пр-ва, внутренней и внешней торговли,

горного дела и металлургии. Металлургия, по мнению Л., это –

“предводительница всего внутр. богатства. Л. думал о перспективе развития

этой отрасли. Большую работу Л. провел по созданию системы сбора

необходимой информ. в стране. Начал составлять экономич. справочник, кот.

назыв. “Экономический лексикон росс. продуктов” В этом справочнике Л.

приводит след. данные:

1. Место изгот. товара

2. Его кол-во и качество

3. Потребление на месте

4. Продажа в другие места и за границу

5. Транспортные пути

Таким обр., Л. создал гражданск. программу развития эконом. России.

Русские экономисты существ. отличались своим воззрением от совр. или

западных ученых. Хотя в эконом. позиции Л. прослеживаются определенные

элементы меркантилизма (это выражалось в основном в защите идеи активного

торгового баланса), но идеи Ломоносова во многом и отличалс=ись от мерк.:

1. Богатство нации Л. видел в первую очередь в развитии отечеств. пр-ва,

а не торговле, как утверждали меркантилисты

2. Роль гос-ва в экономике не сводилась только к проведению

протекционистской политики. Гос-во в лице монарха выполняло, по мнению Л,

функцию объединения всей нации, сохр. и поддерживало духовное начало, без

которого рос. об-во не могло существовать. Поэтому в методологии Русской

школы ведущим явл. холизм, в отличие от индивидуализма западных экономик.

3. Л. говорил о необходимости развития внутренней торговли как элемента

приумножения общ. богатства, тогда как меркантилисты ратовали за развитие

внешней торговли.

Таким образом, традиции русской эконом. школы были существенно развиты Л.

и обстоятельно доказаны.

3. Теория общественного выбора (ТОВ) Дж. Бьюкенина.

Бьюкенен (р.1919) - американский экономист, представитель

неоинституционализма. Получил международное признание за свои исследования

в областях, которые традиционно относились к политологии, но благодаря его

стараниям стали теперь тесно увязаны с экономическими науками. Так, в

разработанной им ТОВ поведение индивидуумов (частных лиц) в политической

сфере, т.е. их политические роли (избиратели, лоббисты, члены политических

партий, правительственные чиновники и пр.), связаны с результатами, которые

проявляются в их экономических ролях (покупателей и продавцов, предприятий

и рабочих). Целью его анализа являлось исследование не понятий “нация”,

“государство”, “партия”, а способности этих частных лиц принимать

разнообразные решения, ведущие к их общей экономической выгоде и

одновременно влияющие на политических облик всего общества, в т.ч. на

“нации”, и “государства” и т.д.

К ТОВ Бьюкенен шел через изучение такого спектра проблем, в той или иной

степени касающихся правительственных регулированных функций в области

экономической политики. Еще в ранних работах “Цены, доход и государственная

политика”, “Общественные принципы государственного долга” и др. Б. показал,

что на протяжении последних 150 лет американской истории баланс

государственных доходов и расходов сводился с отрицательным сальдо в

основном в периоды войн и экономических кризисов. В первом случае это

вызывалось ростом военных ассигнований, а во втором — краткосрочном

снижением налоговых поступлений в Государственную казну. В условиях мирного

времени и благоприятной экономической конъюнктуры сальдо бюджета

оказывалось, как правило, положительным, и излишек финансовых ресурсов

направлялся на погашение государственного долга.

Б. анализировал и вопрос о том, как можно существовать с огромным

государственным долгом, направляя излишки финансовых ресурсов от налоговых

поступлений не на погашение долга, а на развитие различных социальных

программ, наращивание государственных расходов по социальным статьям

бюджета, отвечающих политическим интересам разного рода деятельности ради

новых выборов.

В его ТОВ исследуется, как конкуренция политиков за голоса избирателей

приводит к усилению государственного вмешательства в экономику, как через

государственные программы происходит перераспределение доходов от беднейших

и богатейших слоев населения к средним классам, как малые, но тесно

сплоченные политические группы могут одержать верх над широким, но аморфным

большинством.

Первой из главных теоретических работ Бьюкенена является написанная им

совместно с Туллоком книга “Исчисление согласия: логические основания

конституционной демократии” (1962). В ней развивается взгляд Б на политику

как на процесс сложно организационного равновесного обмена и освещается

вопрос о роли и места всех его участников, рассчитывающих на получение

позитивных результатов в условиях конституционного выбора. В частности,

анализируются политические правила, которыми руководствуются в этом выборе

участники коллективной (групповой) политики, а также отдельные индивиды,

избирающие те или иные альтернативные правила принятия решений, и процедур

с учетом базы репрезентативности, существования двух и однопалатных

законодательных органов.

В современном плюралистическом обществе, считает Б, голоса отдельных

индивидов часто делегируются по группам, которые и формируют групповые

интересы. Для демократического государства борьба групповых интересов есть

основа политического развития и стабильности. Но в экономической области в

этом кроется опасность навязывая обществу групповых притязаний на долю в

национальном доходе, которые превращаются фактически в групповой “эгоизм”,

ведет к постоянному повышению расходов государственного бюджета.

По Б, общественный выбор можно сравнить с тем, какой люди делают в ходе

любой игры. Сначала они выбирают правила игры, затем определяют стратегию

игры в рамках этих правил. Каждодневные политические действия представляют

собой результат игры, стремящийся к “оптимальному уровню” в рамках

конституционных правил. И подобно тому, как правила игры определяют ее

вероятный исход, конституционные правила постулируют результаты политики,

политических действий или затрудняют их достижение.

Если в основе выбора лучших правил игры лежит поиск того, в каком

вероятном направлении пойдет игра при различных правилах, то в улучшении

результатов законодательной политики или процессов принятия экономических

решений требуется уже предсказуемый анализ альтернативных изменений

конституции, политики и указанных процессов. Таким образом особенности

политической системы и политических процессов включает “правила игры” в

виде конституционных ограничений, определяющих налоговую и расходную

структуры, а также общие масштабы государственного бюджета.

Будучи сторонником внесения конкретных поправок для осуществления

сбалансированного федерального бюджета, Б на основе модели

посконституционного поведения обосновал возможность для политиков получить

политическую поддержку путем увеличения расходов на специальные и

социальные цели, одновременно сдерживая рост налогов, который мог бы

покрыть эти расходы. В целом же в работах Б последовательно выдвигается

тезис о том, что масштабы экономического вмешательства государства,

основанного на демократических принципах, нуждаются в конституционных

ограничениях или конституционно закрепленных правилах, запрещающих

образование дефицитов бюджета или ограничивающий их размеры.

В 1986 году ему была присуждена премия памяти А. Нобеля по экономике “за

развитие ТОВ и исследование контрактных и конституциональных основ метода

принятия экономических и политических решений”. Кроме Нобелевской премии Б

отмечен многими другими наградами, в том числе почетной Премией за

достижения в области политической экономии имени Ф. Сейдмена, присуждаемой

Университетом штата Теннесси.

Билет №16.

1. Теория индустриального общества Д.К. Гэлбрейта (Г)

Джон Кеннет Гэлбрейт (род. в 1909). “Новое индустриальное общество” - одна

из наиболее зрелых работ Г (1961), известна во всем мире. Его книги

называют характерными примерами современного институционализма. Г – автор

теории уравновешивающей силы, общества изобилия, нового индустриального

общества. Все основные работы Г посвящены проблемам трансформации

капитализма, а также много внимания уделяется индустриальной системе,

корпорации, проблеме власти и управления внутри монополии и в обществе,

роли гос-ва и вопросам эконом. политики, профсоюзам и т.п. Г не раз

пересматривал свои взгляды по отдельным проблемам экономики и развития

общества. Вначале он считал, что трансформация капитализма обеспечит

решение основных социальных проблем. Во многом он пытался разработать

практические реформы, способные решить острые соц. проблемы, улучшить

положение общества.

Г исходит из того, что лицо современного рынка определяется крупными

корпорациями.. Трансформацию экономики Г связывал с возрастанием крупных

корпораций в условиях НТР. Выдвинул понятие зрелой корпорации, которая в

отличие от обычной производственной корпорации (монополии) является

носителем НТП. Планирующей системой Г называл объединение таких корпораций.

Г делает вывод, что в корпорациях и планирующей системе реальная власть

принадлежит не собственникам, а техноструктуре (имеется в виду инженерно-

технический персонал (ученые, конструкторы, специалисты по технологии,

управлению, финансам и др.), который требуется для нормальной работы

крупных корпораций). И именно техноструктура может определить, что и в

каких количествах производить. Главная роль в техностуктуре принадлежит

ведущим менеджерам, принимающим осн. управленческие реш-я. Но в то же время

власть техноструктуры безлика, т.к. все решения принимаются постепенно,

решаются путем согласований спец. вопросов между специалистами, а директора

лишь координируют этот процесс. Фактически, Г обосновал тезис о замене

власти рынка реш-ми менеджеров. И вообще, по мнению Г, свободный рынок

давно отошел в прошлое. Современная западная экономика управляется

техностуктурой на основе планирования. Планирование же необходимо потому,

что только так возможно заранее заключить контракты на научные и

конструктивные разработки, поставку сырья и т.д. В результате на рынке

формируется всеохватывающая сеть договоров разных корпораций, которые

делают рынок управляемым.

Г считает, что техноструктура прежде всего заинтересована в сохранении

своих прочных позиций на рынке, а не как предприниматель-одиночка в

максимизации прибыли. Ведь даже при небольшой норме прибыли огромный

капитал корпораций принесет очень большой доход.

В дальнейшем Г пересмотрел свои взгляды, касающиеся корпораций и

техностуктуры. В зрелой корпорации он увидел инструмент сохранения

неравенства в обществе и фактор растущей неустойчивости экон. системы. В 70-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.