бесплатно рефераты
 

Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

очень многое. И, наконец, в качестве ещё одного предшественника, можно

назвать ежегодно повторяемое (с начала 80-х годов) на Бородинском поле

сражение русской и французской армий.

Термин «ролевая игра» весьма многозначен. В данной работе мы

рассматриваем ролевую игру как: «процесс создания игрового мира с

погружением в него игрока как самостоятельной личности». [10] Рассмотрим

данное определение подробнее.

Игровой мир может отражать реальный мир, а может и не отражать его,

будучи миром условно историческим или вымышленным организаторами игры.

Однако в любом случае он должен быть целостным. Многие наивно полагают, что

достаточно задать начальную игровую ситуацию, но на практике этого очень

мало. В этом случае, игра прекратится, как только возможности заданной

ситуации будут исчерпаны. Игровой же мир представляет собой множество

органически связанных между собой действительных и возможных ситуаций.

Создать его, разумеется, труднее, чем отдельную ситуацию, но это окупается

богатством игровых возможностей. Чем продуманней замысел игрового мира, тем

больше у игроков возможностей самореализоваться в нём. Естественно, мир,

пусть даже самый фантастичный, должен быть достоверным для игроков, иначе

игра просто не получится.

Мир создаётся в процессе игры, а не до её начала, и в его создании

принимают участие все игроки, независимо от взятой на себя роли. Именно

поэтому «неигровое поведение», т.е. отступление от правил жизни в игровом

мире, в большинстве игр карается очень строго, вплоть до снятия с игры.

Существенное условие для создания игрового мира — погружение игрока в

игру. Тот, кто не соблюдает это условие, может играть только строго

заданные лично ему формальные ситуации, оставаясь внешним наблюдателем

событий, и потому не способен вести игру.

Посторонние, внешние зрители на игру не допускаются или игнорируются

игроками, что связано с достоверностью игрового мира. Каждый игрок выбирает

роль из числа задуманных и предложенных миром (организаторами игры). При

этом игрок имеет право на самостоятельный выбор, который может быть

ограничен организатором игры и возможностями самого игрока (лишённый голоса

и слуха не может играть роль менестреля, не знающий историю церкви роль

епископа и т.п.). Если желаемая игроком роль в списке задуманных

организатором не значится, он может заявить её и она будет принята, если

соответствует заданному игровому миру. Игра считается индивидуальной,

потому что любой игрок имеет право объединиться с другими в команду или

действовать независимо от них.

В процессе создания игрового мира значима каждая роль, так как чем

разнообразнее роли, чем лучше они сыграны, тем полнее и интереснее

создаваемый мир. Двух одинаковых ролей не бывает, как не бывает двух

одинаковых людей в реальной жизни. Сравните, например, роль «кузнец-

оружейник-придворный мастер» и роль «кузнец-оружейник-шутник». И вообще,

чем полнее социально и психологически воплощается роль, тем выше

оценивается игрок. Таким образом выбранная роль становится мощным стимулом

к самовоспитанию. «Для хорошего исполнения роли книжника нужно уметь хорошо

читать и писать. Паладин должен демонстрировать высокие моральные качества

и показывать пример служения Богу, а владелица замка должна быть женственна

и прекрасна, дабы дать повод воспеть её в поэтических творениях, но при

этом хозяйственна, иначе вся её семья (команда игроков) останется голодной

и не сможет принять полноценного участия в игре».[11] К слову сказать,

многие игроки, которым нравятся выбранные роли, продолжают придерживаться

их в повседневной жизни: архивариус собирает книги. Дивные эльфы очищают

от мусора ближайшую лесопарковую полосу. Новым такой воспитательный приём

назвать трудно, что впрочем нисколько не умаляет его эффективности, — уже

буддийские монахи требовали от желающих принять посвящение брать имена

древних героев, дабы подражать им в повседневной жизни.

1.1

Классификация ролевых игр

Классификацию ролевых игр проводят по различным признакам. Они делятся

на классы в зависимости от способа их создания и места проведения, по

уровням сложности и по временному или целевому признаку. В данной работе мы

приводим один из вариантов классификации ролевых игр.

В общем, все игры так или иначе решают своим воздействием на

участников три основные задачи. Но: «…выделив как три вида: воспитательные,

образовательные и развлекательные игры, невозможно провести чёткую границу

между ними. Каждая игра чему-то учит и воспитывает определённые качества у

игроков».[12] И каждая ролевая игра на данном этапе является способом

проведения досуга, то есть развлекательной, за исключением пожалуй, деловых

игр, о которых мы расскажем чуть позже. Однако, уже сейчас можно разделить

развлекательные игры (участники которых собираются, в основном, с целью

отдохнуть таким нетрадиционным способом), и образовательные (организаторы

которых ставят перед собой задачу передать игрокам определённые знания и

навыки). При этом: «игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как

предоставляет возможность создавать исторические, политические,

этнографические и технические модели, а решение игровых задач является

способом продвижения в игре и достижением цели для игроков и

организаторов».[13]

По источнику создаваемого в процессе игры мира ролевые игры можно

разделить на три основные группы: литературные, исторические и фэнтезийные.

При этом, не стоит забывать, что в чистом виде эти типы игр практически не

встречаются. Литературные ролевые игры имеют чётко указанный литературный

источник (один, реже несколько). В таком случае, большинство ролей описаны

в используемом произведении, указаны имена и род занятий персонажей.

Исторические ролевые игры могут иметь, а могут и не иметь литературно-

художественных описаний. Их основные источники — исторические и

лингвистические очерки, серьёзные научные труды. Пример — ролевая игра «Суд

над Сократом» (см. приложение 3). Фэнтезийные ролевые игры основаны на

совместном литературном и художественном творчестве их организаторов,

причём это может быть как искусно выполненный коллаж из литературных и

исторических источников, так и собственные оригинальные разработки.

Естественно, что в таких играх предъявляются повышенные требования к

творческим способностям игроков и организаторов игры (см. приложение 4).

По степени свободы игроков ролевые игры можно разделить на:

театральные и творческие. В театральных играх заранее известен основной ход

сюжета, а часто и его многие вспомогательные линии. Поэтому, основные

усилия игроков направляются на воссоздание этого сюжета с возможно большей

реалистичностью. В творческих ролевых играх, заранее заданного сюжета нет,

а есть только начальная ситуация, хотя иногда и её может и не быть.

По месту проведения ролевые игры делятся на:

Настольные — наиболее простые по техническим требованиям игры. Игроку

необходимы только бумага и ручка, а также разработанная система правил и

информационных карточек. Большинство игр подобного рода предусматривает

наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно

играть и без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

Кабинетные — игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно

моделирование значительных по протяженности территорий и процессов.

Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр

необходимо присутствие ведущих (мастеров), регулирующих ход игры.

Подготовка участников игры зависит от уровня сложности данной игры.

Возможно включение элементов настольных игр.

Полигонные — наиболее сложные по техническим требованиям игры,

особенно когда они проводятся в течение нескольких дней и требуют решения

транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на

местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и

туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо

присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые

заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку

участников.

Деление ролевых игр по методу создания:

1. Базовые игры — в их основе лежит настрой на идею точного соблюдения

фактов изложенных в историческом первоисточнике. Берутся базовые факты,

законы и условия существования выбранного мира. Повторяются ситуации,

которые возникали в реальной истории при изменении этих условий.

2. Условные игры — условия и законы существования игрового мира

разрабатываются создателями и участниками игры самостоятельно, вплоть до

физических, биологических и исторических.

Участников ролевых игр также можно классифицировать по нескольким

признакам.

По отношению к игре и игровому опыту участники ролевых игр делятся на:

Экскурсантов (пассивных участников) — участник не принимает активных

действий, а только наблюдает за развитием сюжета, разыгрываемого группой

игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми

событиями он может свободно перемещаться по игровой территории и задавать

вопросы.

Ведомых (ограниченно участвующих) — участник непосредственно включен в

игру. Он включен в команду или имеет индивидуальную роль, но их инициатива

ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в

котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные

фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается

толчок дальнейшему ходу игры.

Игроков (свободно участвующих) — игрок самостоятельно определяет свои

действия в игре. Он сам разрабатывает личные и командные легенды на основе

мастерских установок. В игре могут иметь место театрализованные моменты, но

в основном ход игры зависит от самих участников. В таких играх ведущие

следят за соблюдением правил и регулируют ход игры.

1.2

Методические принципы организации и проведения ролевых игр на уроках

истории

Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом

разработки и проведения и анализа ролевых игр. Естественно, не все пункты

приведённой схемы обязательны для применения, однако, авторы данной работы,

опираясь на личный опыт, постарались как можно более полно изложить

методические принципы организации и проведения ролевых игр на уроках

истории. Отметим, что наиболее глубоко технология ролевых игр, как формы

организации и совершенствования учебного процесса, рассмотрена С. Ф.

Занько, Ю. С. Тюнниковым и С. М. Тюнниковой, которые полагают, что: «до

развития теории проблемного обучения, её основных понятий, принципов и

методов игра не могла получить и не имела педагогической логики своего

построения ни в аспекте дидактической интерпретации структуры и содержания

проблем ни в аспекте организации и осуществления процесса игры».[14]

Организация игры начинается с её замысла. Здесь необходимо представить

условия и законы существования игрового мира. Схема описания такова: место

действия, время действия, действующие лица и занимаемое ими положение,

важные события предшествующие игровому периоду времени, ситуация

сложившаяся до начала игры.

При этом основное внимание нужно уделить следующим моментам:

«Во-первых, задуманный мир должен быть целостным и полным, и

допускать множество различных ситуаций, в том числе заранее не заданных.

Чем полнее и больше задуманный мир, тем лучше. Однако здесь следует делать

поправку на опыт игроков.

Во-вторых, определяется продолжительность игры. Мир для однодневной

игры существенно отличается от мира для многодневной и тем более для

повторяющейся игры. Слишком широко задуманный мир, создать практически

невозможно, а слишком узко задуманный будет исчерпан до заданного лимита

игрового времени. И то, и другое одинаково плохо.

В-третьих, определяется форма проведения игры: кабинетная или

полигонная».[15]

Следующий этап организации игры, разработка правил игры. При этом

следует учесть следующий момент: во избежание разногласий в процессе игры

правила должны быть зафиксированы в письменном виде. Все участники игры

должны быть ознакомлены с правилами до начала игры, и каждая команда должна

иметь хотя бы один экземпляр.

В правилах должна содержатся следующая информация:

. общее описание игрового мира и ситуации на момент начала игры;

. перечень участников и основных команд с указанием их имиджа;

. правила пересчёта реального и игрового времени;

. отдельные сведения по экономике, культуре, религии, государственному

устройству и другим сторонам жизни игрового мира.

Естественно, к этому минимальному списку можно добавить и другие

разделы. Так, например, желательно включить в правила игры перечень прав и

обязанностей игрока и мастера (организатора) игры.

В настоящее время при составлении правил проведения ролевых игр

наблюдается два абсолютно противоположных подхода: «Одни предпочитают

максимально короткие правила, содержащие только самую необходимую

информацию. Главный принцип при этом — разрешено всё, что не запрещено. В

этом случае, игровые ситуации отсутствующие в правилах, разрешаются

мастером игры по своей воле, что может вызвать нарекание игроков и

накладывает на мастера дополнительную ответственность. Второй подход

предполагает детальное описание игрового мира и всех возможных игровых

ситуаций. Это уменьшает произвол мастера, но создаёт другую проблему:

слишком объёмные правила плохо запоминаются игроками, да и мастеру очень

трудно запомнить все возможные нюансы».[16] По нашему же мнению, при

составлении правил проведения ролевых игр лучше всего придерживаться

середины и составлять правила по принципу: не больше, чем нужно.

Всем известно, что: «динамика игры построена на достижении каждым

игроком каких-то своих интересов и целей, это значит — в каждой игре

присутствует интрига (по-другому, впрочем, и быть не может). Динамика

игровой интриги строится на соперничестве игроков, но в отличие от военного

столкновения, где решающим оказывается умение бойца прикрывать себя и

своего товарища щитом и в образовавшиеся бреши в щитах противника бить

мечом, здесь выигрывает тот, кто собрал наиболее полную информацию о своих

соперниках При этом, каждый игрок, помимо собственной цели и информации

(которая помогает ему достичь намеченной цели), имеет и личный компромат,

который кому-то известен и может быть использован соперником».[17]

Динамика ролевой игры в целом обеспечивается следующими факторами:

«Фактор подготовки участников. Для ролевых игр очень важно чтобы игрок

осознал свою цель. Осознание цели происходит в результате личной работы

мастера игры с игроком, когда первый рассказывает игроку все, что он должен

знать. Очень важно, чтобы потенциал игрока соответствовал поставленной

цели. Кроме этого, поставленная цель не должна вызывать у игрока явного

неприятия.

Фактор проработки цели. Это определяющий фактор для успешного

проведения ролевой игры. Как уже говорилось выше цель должна

соответствовать потенциалу участника. Это значит, что мастер должен знать

возможности игрока, а также и то, что игрок предпримет для достижения

поставленной задачи. Кроме того, каждый игрок должен представлять, какие

ходы он будет предпринимать для достижения своей цели. При этом вполне

вероятно, что он может ошибаться. Кроме понимания игроком своих ходов,

мастер должен обеспечить, постоянное напоминание игроку о тех задачах,

которые перед ним поставлены. При заметной разнице в потенциалах игроков

для более сильных, рекомендуется вводить определённые ограничения (низкое

социальное положение, невозможность убивать соперников)».[18]

Отметим следующие особенности целей ролевых игр:

Цели ролевой игры должны быть связанны с какими-то предметами или

лицами;

Предметами или услугами лиц игроки могут воспользоваться только один

раз.

Существует два варианта завязывания целей различных игроков друг на

друга:

а) Бусы — цели игроков стоят друг за другом, задачи одного связанны

с задачами другого. Например: Один из игроков задолжал крупную сумму денег,

тот кому он задолжал тоже обязан отдать по долговой расписке и т.д. Цели,

как бусы нанизанные на одну нитку, каждая бусина должна “сделать” чего-

нибудь другой и эта другая должна для выполнения задачи, сделать что-нибудь

с последующей.

б) Круг — цели завязаны друг на другу по кругу. Возможно, что при

простой круговой заинтересованности игроки быстро найдут общий язык поэтому

нужно установить взаимосвязи как бы внутри круга. Так что бы цель первого и

остальных игроков была связанна не только с последующими, но еще и в

хаотичном порядке так, что бы невозможно было найти концов интриг.

Фактор поддержания цели. «Цель должна светить участнику всю игру так

как она является пружиной толкающей ученика к действию. В процессе игры под

влиянием окружающих событий он может на время забыть свою цель, а потом в

быстро меняющемся игровом мире очень сложно будет найти концы по которым

можно будет узнать необходимую информацию. Например на игрока напали

бандиты, он от них убежал, потом его обвинили в чем-либо, игрок начинает

распутывать это обвинение и т. д.».[19] Такая ситуация, к слову сказать,

очень распространена при проведении ролевых игр.

Существует система, которая призвана напоминать игроку о поставленной

задаче. Эта система делится на два вида: система пассивных напоминаний и

система активных напоминаний. Рассмотрим сначала систему пассивных

напоминаний:

- Письма, которые пишет мастер игроку от имени персонажа, находящегося за

кадром. В этих письмах мастер в игровой форме напоминает игроку о

поставленной задаче. Это может выглядеть следующим образом: «Дорогой мой

кузен! Почему ты так давно не писал своему родному дядюшке? В деревне у

нас все хорошо. Передаю привет от тети Маруси. Когда наконец ты подашь

весточку о том деле, о котором мы с тобой говорили перед твоим

отъездом?». Естественно, что в случае с таким письмом игроку должно быть

рассказано о дяде и о том, что он может получать и отправлять своему дяде

письма, так же дядя может не отправлять письмо, а приехать сам. Мастер

сам выступит в роли этого дяди, или от него приедет гонец. Так же, есть

очень сложный способ пассивного напоминания о цели игроку, это сценка во

время игры, которая бы напомнила игроку о его цели.

Система активных напоминаний состоит из:

- Если цель игрока каким-то образом связана с деньгами, то возможен вариант

существования в игре кредиторов, которые постоянно приходят и требуют

возврата задолженностей;

- Возможен вариант, когда человеку угрожает арест за невыполнение своей

задачи, причем это угроза постоянно подтверждается, то же самое, если

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.