бесплатно рефераты
 

Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

клубится, выходя из раскрытых ноздрей. Наконец работа закончена.

Мессере Пьеро: Это я, сынок. Ну и жара, открывай скорее, у меня руки полны

- я принес яблоки.

Молодой художник: Сейчас, отец, картину надо поставить на возвышение -

будет виднее. Вот так... А теперь - пожалуйте...

Он распахивает дверь, придвигает щит к окну. Яркие лучи солнца озаряют

изображение. Кажется, что чудовище смотрит с мольберта, вот-вот бросится на

человека и задушит его в своих объятиях. Лицо мессере Пьеро покрылось

мертвенной бледностью, в глазах - ужас. Забыв, что это картина, он начинает

креститься и бросается бежать.

Молодой художник: Успокойтесь, батюшка, ведь это всего-то картина. Я достиг

того, что хотел, - картина возбуждает ужас.

Занавес закрывается.

Ведущий: Назовите имя художника. Прикрепите свои банты к картинам,

принадлежащим его кисти. На стене - Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком",

"Джоконда", "Мадонна Литта", любые картины художников эпохи Возрождения.

Ответ: "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта".

Конец игры.

приложение 5

Опорные конспекты

Блок-тема 1

Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья

разработка урока для седьмого класса

1-2. Цивилизационное развитие Европы идёт по пути взаимовлияния,

борьбы и слияния двух составляющих. Первая из них — разрушение

родоплеменной организации варваров и складывание раннефеодального

государства; вторая — трансформация античной рабовладельческой цивилизации

в средневековую.

В пятом веке нашей эры, германцы переходят к двуполью и от родовой

общины к соседской. Растёт производительность труда. Выделяется знать.

Вожди. Хлодвиг. Галлия обретает самостоятельность после падения Западной

Римской империи в 476 г.

2. В 486 году франки разбили войско римлян и подчинили Галлию.

3. Знатные франки и римские рабовладельцы постепенно превращаются в

феодалов (крупные землевладельцы, правители областей, приближённые короля,

дружинники). Феод, феодал, поместье. Формируется слой зависимых и

крепостных крестьян. Три способа: за долги, отдача под покровительство,

захват земель.

4. К 500 году завершается процесс образование раннефеодального

государства у франков. Хлодвиг — король. Расцвет франкского государства при

Карле Великом. Военные походы, увеличение территории. Система власти и

управления в стране. Законы франков. Церковь. Роль насилия в государстве.

Цивилизационные задачи государства.

5. Повинности крестьян. Оброк. Барщина. Десятина. Сопротивление

крестьян.

6-7. Натуральное хозяйство. Слабость хозяйственных связей. Усиление

крупных феодалов. Феодальная раздробленность. Сеньор. Вассал. Король —

первый среди равных. Междоусобные войны.

8. Порядок жизни, слои населения раннесредневекового общества.

9. Пятый-одиннадцатый века в Европе — период раннего средневековья.

Объяснение содержание знаков и элементов опорного конспекта по Истории

средних веков для седьмого класса

|Хозяйство, | |Трёхполье. | |

|экономика в | | | |

|целом. | | | |

|Производительност| |Феодалы. | |

|ь труда, | | | |

|возрастание и | | | |

|совершенствование| | | |

|Натуральное | |Десятина церкви. | |

|хозяйство. | | | |

|Переход от | |Община, общество в| |

|натурального | |целом. | |

|хозяйства к | | | |

|торговле, обмен | | | |

|между городом и | | | |

|с/х. | | | |

|Междоусобные | |Выделение знати, | |

|войны. | |неравенство. | |

|Военные походы. | |Город, центр | |

| | |ремесла и | |

| | |торговли. | |

|Угнетение народа,| |Распад | |

|борьба за свободу| |государства, | |

|и землю. | |раздробленность. | |

|Церковь, | |Германия, | |

|католичество. | |Священная римская | |

| | |империя. | |

|Православная | |Франция. | |

|церковь. | | | |

|Подсечное | |Италия, Рим. | |

|земледелие. | | | |

|Двуполье. | |Улучшения в | |

| | |сельском | |

| | |хозяйстве, тяжёлый| |

| | |плуг. | |

|Феодальная | |Торговля, торговые| |

|лестница. | |пути. | |

|Крестоносцы. | |Центр торговли, | |

| | |пересечение | |

| | |торговых путей. | |

|Занятие арабов - | |Византия. | |

|разведение | | | |

|верблюдов. | | | |

|Верблюд — | | | |

|«корабль | | | |

|пустыни». | | | |

|Крестьяне. | |Христианское | |

| | |учение о божьем | |

| | |суде. | |

|Сословия. | |Выступление | |

| | |крестьян. | |

|Столетняя война. | |Три пути | |

| | |закрепощения | |

| | |крестьян. | |

|Централизованное | |Королевская | |

|государство. | |власть, король. | |

|Совершенствование| |Солнце, луна и | |

|оружия. | |пять планет. | |

|Верхнебойное | |Образование, | |

|водяное колесо. | |школа. | |

|Мореплавание. | |Города на | |

| | |пересечении дорог.| |

|Америка. | |Города у мостов. | |

|Англия. | |Города у | |

| | |монастырей. | |

|Испания. | |Города у гаваней. | |

|Раннефеодальное | |Цех, союз | |

|государство. | |мастеров. | |

|Культура. | |Насилие, разбой. | |

|Ручное | |Мастер, | |

|производство. | |подмастерья, | |

| | |ученики. | |

|Рабы. | |Деньги, доходы. | |

|Рабы с хижинами. | |Препятствия в | |

| | |торговле. | |

|Колоны. | |Остров. | |

|Объединение | |Полуостров. | |

|страны в единое | | | |

|государство. | | | |

|Добыча металлов, | |Церковные обряды. | |

|шахты. | | | |

|Программы, | |Церковные | |

|требования. | |должности. | |

|Торговая | |Святыни церкви. | |

|компания. | | | |

|Поражение в | |Индульгенции. | |

|войне. | | | |

|Разделение труда | |Низовье рек | |

|между областями | |Шельды, Мааса и | |

|страны. | |Рейна. | |

|Генеральные | |Еретик. | |

|штаты. | | | |

|Осада города. | |Парламент. | |

|Восстание | |Европа. | |

|крестьян. | | | |

|Людовик 14. | |Африка. | |

|Азия. | |Буржуа. | |

|Рабочие. | |Античная культура.| |

|Рабовладельцы. | |Разделение труда | |

| | |на мануфактуре. | |

|Огораживание. | |Кровавые законы. | |

| | |Преследование и | |

| | |казни огороженных | |

| | |крестьян. | |

|Нидерланды. | |Новые дворяне. | |

|Ярмарки. | |Вторжение варваров| |

| | |на территорию | |

| | |Римской империи. | |

|Торговые связи | | | |

|между областями | | | |

|страны. | | | |

приложение 6

Опорные конспекты на уроках истории

(примерный образец записей учащегося в тетради)

|Под диктовку учителя: |Тема: «Развитие ремесла и торговли. |

| |Рост городов в Европе». |

| |Цель: Я должен уяснить, почему и как|

| |рем. Отделяется от с/х и возникают |

| |города, как организов. произв-во и |

| |обмен товаров, каковы последствия; |

| |знать быт, жизнь и взгляды горожан. |

|Во время краткой развёртки опорного | |

|конспекта записи не ведутся. | |

|Подробная проработка материала урока|1. Успехи в с/х |

|по опорному конспекту: |излишки обмен «умельцы» ( |

| |жизнь — ремесло). |

| | |

| | |

| |Но: |

| | |

| |И укрепления город Т+ Р =|

| | |

| | |

| |Рем. Мастерская: — мелкое |

| |— ручное |

| |б/разд. Труда |

| |Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» |

| |Товар торговля |

| | |

| |От к |

| | |

| | |

| |Цехи — союзы М. Одной спец. |

| |Устав. Качество! |

| |Цех 11 - 12 вв. — прогресс |

| |К 15 веку — тормоз. |

|Все записи учитель делает на доске |2. Феодал |

|по ходу рассказа и развёртки |город |

|опорного конспекта. Материал |борьба за свободу. |

|проговаривается в сжатом виде, не | |

|менее трёх раз. |МЭР |

| |Слои населения: |

| |Элита |

| |Город. Совет |

| |Средние |

| |Низы |

| |Суд, казна, войско. Права,|

| |свободы. |

| |Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. |

| |— пошлины |

| |— что упало, то пропало |

| |— разбойники, рыцари |

| | |

| |Города и купцы за объединение |

| |страны. |

| |Торг. Пути ярмарки-центры. |

| |Шампань. |

| | |

| |Т — Д — Т. |

| |Деньги — Банки, Ростовщики. |

| |Вывод: |

| | |

| |Необходимость объединения страны. |

|К следующему уроку. Задание учащимся|Домашнее задание: Развернуть и |

|— сделать два (три) доклада о жизни |проработать опорный конспект, |

|и быте горожан средневекового |материалы параграфа учебника. |

|города. | |

Приложение 7

Урок-аукцион (6 класс)

«История России в датах»

Цели урока:

1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их

хронологической последовательности и взаимосвязи;

2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;

3. Продолжить формирование умения работать с историческими

источниками и исторической картой.

Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты

с инграми по хронологии.

Ход урока:

Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы»,

нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется

«совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.

Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается

определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше

событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает

дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов

связанных с ней.

Первый этап.

1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.

1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой

династии.

1700 – переход России на новое летоисчисление.

Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:

«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать

дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в

знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом,

желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года

учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым

людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

1711 – создание Сената.

Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:

«Повелеваю! Думным боярам!

Отныне по бумаге не читать,

Дабы дурость каждого узнать.

Думные чины боярам не давать.

Вместо Думы создать сенат».

1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.

Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая

роль цесаревны Елизаветы:

- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!

- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!

- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру

Великому?

На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой

зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по

представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его

точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее

подготовленных учащимися.

Второй этап

1565 – Учреждение опричнины.

1649 – Принятие Соборного Уложения.

После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку

картин русских художников, где они также могут пополнить свои

хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах

исторических событий.

Предложенные картины:

Иванов М. В. «Земской собор» (1549)

Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)

Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)

Третий этап

1564 – Начало книгопечатания в России.

1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.

1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.

1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны

определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены

памятники культуры.

На экран проецируются следующие иллюстрации:

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения

Ивана четвёртого).

Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).

Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от

поляков).

Здание Московского государственного университета (1755, открытие

первого российского университета).

Подведение итогов игры.

1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического

деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.

2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.

3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.

4. Использование средств наглядности – 10 баллов.

5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному

участнику.

Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы

за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных

заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении

их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля.

Приложение 7

Структура учебного процесса на основе дидактических игр

Создание проблемной ситуации:

введение моделирующей (игровой) ситуации

Ход игры: «проживание» проблемной ситуации

в её игровом воплощении, действие учащихся

по игровым правилам, развёртывание игрового действия

Подведение итогов игры.

Самооценка действий участников

Обсуждение хода и результатов игры – игровых

Действий и переживаний участников. Анализ игровой

(моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью.

Учебно-познавательные итоги игры

Приложение 8

Технология организации дидактических игр

|Этап подготовки игры |Разработка игры |Разработка сценария; |

| | |План деловой игры; |

| | |Общее описание игры; |

| | |Инструктаж; |

| | |Материальное |

| | |обеспечение. |

| |Ввод в игру |Постановка проблемы и |

| | |цели; |

| | |Условия игры; |

| | |Регламент и правила; |

| | |Распределение ролей; |

| | |Формирование групп; |

| | |Консультации. |

| | | |

|этап проведения игры |Групповая работа над |Работа с источником; |

| |заданием |Тренинг; |

| | |Мозговой штурм; |

| | |Работа с игротехником. |

| |Межгрупповая дискуссия |Выступления групп; |

| | |Защита результатов; |

| | |Правила дискуссии; |

| | |Работа экспертов. |

| | | |

|этап анализа и | |Выход из игры; |

|обобщения | |Анализ и рефлексия; |

| | |Оценка и самооценка |

| | |работы; |

| | |Выводы и обобщения; |

| | |Рекомендации для |

| | |дальнейшей работы. |

Приложение 9

Этапы организации деловой игры

|Этап 1: |Этап 2: Ввод |Этап 3: |Этап 4: |Этап 4: |

|Разработка |в игру. |Групповая |Межгрупповая |Анализ и |

|(конструирование| |работа по |дискуссия. |обобщение. |

|) игры. | |заданиям. | | |

|Диагностика |Разъяснение |Поиск |Выступление |Вывод из |

|учебно - |смысла игры и|информации. |группы (защита|игры. |

|воспитательного |её программы.| |идеи, | |

|процесса и | | |проекта). | |

|определение | | | | |

|задач, которые | | | | |

|предстоит | | | | |

|решить. | | | | |

|План, сценарий, |Знакомство с |Разыгрывание |Открытый |Оценка игры |

|ориентация |правилами, |игровой |микрофон. |экспертами. |

|участников на |условиями и |ситуации. | | |

|исполнение |регламентом. | | | |

|игровой роли. | | | | |

|Правила |Распределение|Мозговой |Коллективный |Анализ и |

|(условия), |ролей |штурм. |анализ |рефлексия. |

|инструкции для |(групповых и | |(взаимооценка)| |

|команд и |личных). | |. | |

|игроков. | | | | |

|Проблема |Постановка |Подготовка | |Выводы, |

|(название) игры,|конкретных |спикера | |рекомендации|

|формулирование |задач, |(избранного | |, принятие |

|общей и частной |определение |лидера). | |общего, |

|цели для групп, |регламента | | |коллективног|

|участников игры.|выступлений. | | |о решения. |

| |Назначение | | | |

| |(выборы) | | | |

| |группы | | | |

| |экспертов. | | | |

|Игровое последействие! |

2.3

Деловая игра «Мозговой штурм»

Правила "мозговой атаки".

1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на

партнеров.

3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров.

Это не относится к экспертам.

4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в

процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны

дополнения и комбинирование идей.

5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по

принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели

штурма.

6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических

стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность

участников.

7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные

участники дают повод экспертам снимать баллы команде.

8. Оптимизм и уверенность.

Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».

I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения.

Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за

нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих

групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и

отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5).

Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо

назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные

учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою

позицию.)

II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи

тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это

одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и

проверяют свой интеллектуальный потенциал.

III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз

ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных

заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов

начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок

будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его

завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают

вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого,

соблюдение ими правил. "Штурм" проблемы в группах длится 10-15 минут.

IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.

V. Отбор и оценка наилучших идей.

VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности

выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

VII. Публичная защита наилучших идей.

Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма».

1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите

отличия между ними.

2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не

существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения.

Аргументируйте свою позицию.

3. Определите преимущества и недостатки политического курса

московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке.

5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей

и идеалов европейца.

6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что

общего между ними и в чем отличия ?

7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX

веке.

-----------------------

[1] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.

М., 2001. С. 3.

[2] Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит.

Воронеж, 2001. С. 26.

[3] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. С. 8.

[4] Эльконин Д. Б. Психология игры. С. 45.

[5] Борзова Л. П. Игры на уроке истории. С.23.

[6] Гуревич А. Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999. С. 15.

[7] Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание

истории в школе. 1997. № 3. С. 38.

[8] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю С. 29.

[9] Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе.

1994. № 4. С. 27.

[10] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные

технологии. 2000. № 1. С. 183.

[11] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.

[12] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187.

[13] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 18.

[14] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 6.

[15] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.

С. 24.

[16] Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх

//Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 28.

[17] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С.

Новосибирск, 1987. С. 132.

[18] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 130.

[19] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание

истории в школе. 1989. № 4. С. 36.

[20] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С.

С. 141.

[21] Занько С. Ф., Тюнников С. Ф., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 132.

[22] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 95.

[23] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 37.

[24] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей. С. 40.

[25] Там же.

[26] Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М.,

1984. С. 173.

[27] Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно-

технических и деловых игр. Екатеринбург, деловая книга, 1999. С. 4.

[28] Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая

игра. М.: Владос, 2000. С. 32.

[29] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. С. 19.

[30] Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка

//Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 35.

[31] Абрамова Г. С. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург:

Деловая книга, 1999. С. 12.

[32] Ананьева В. Г. методические рекомендации по организации учебно-

технических и деловых игр. С. 34.

[33] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация.

С. 27.

[34] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методика и практика. С. 78.

[35] Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов.

Новосибирск: НГПИ, 1985. С.275.

[36] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. С.

4.

[37] Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной

технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40.

[38] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные

технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32.

[39] Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.:

Владос-пресс, 1999. С. 10.

[40] Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических

поисках. М., 1989. С. 41.

[41] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение,

1998. С. 54.

[42] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

// Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 31.

[43] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова //Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 21.

[44] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос-пресс,

1999. С 54.

[45] Там же. С. 34.

[46] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 11.

[47] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.

[48] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные

технологии. М.: Владос, 1998. С. 123.

[49] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. С. 35.

[50] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 98.

[51] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова. С. 25.

[52] Там же. С. 26.

[53] Монахов М. В. Технологические основы проектирования и конструирования

учебного процесса. С. 87.

[54] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 64.

[55] Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории. //

Преподавание истории в школе. 1996. № 3 . С. 20.

[56] Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998.

С. 47.

[57] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 23.

[58] Там же. С. 25.

[59] Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюникова С. М. Игра и учение. Теория,

практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 49.

[60] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 78.

[61] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 56.

[62] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф.

Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 39.

[63] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории

// Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 42.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.