бесплатно рефераты
 

Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории

3. Вызывать к доске учеников, которые справились с работой на "5", потом

на "4", потом на "3". Учеников, которые сразу не ответили, можно спросить

второй, третий раз. После этого оценить работу и ответ. Оценки можно

ставить и сразу после ответа и после опроса всех в конце урока.

Естественно, возможны и другие варианты. Но все ученики должны получить

оценки.

Ставить ли двойки? Лучше дать возможность ученику подготовиться и

ответить на последующих уроках».[53]

В данном случае опрос и оценка не являются таким стрессом, как

раннее. Ученики, как правило, знают, на какую оценку потрудились. Если

ученик не готов по какой-то уважительной причине, то может ответить на

следующем уроке.

Работа с опорными конспектами у В. Ф. Шаталова включает несколько

основных и дополнительных этапов, реализуемых дома и в классе на уроке:[54]

. Развёрнутое объяснение учителем нового материала.

. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами,

расшифровка символов.

. Изучение опорных сигналов каждым учеником по раздаточному

материалу, вклеивание учениками листов в свои альбомы (возможно

раскрашивание в классе или дома).

. Самостоятельная домашняя работа ученика с учебником и листом с

опорными сигналами; у кого есть магнитофон, тот записывает и

прослушивает свой рассказ.

. Письменное воспроизведение опорных сигналов по памяти хранящихся в

кабинете истории (8-10 минут); проверка и оценка работ после урока

учениками параллельного класса или взаимопроверка одноклассниками.

Возможна проверка на уроке самим учителем (в этом случае

выполнивший задание ученик молча подходит к столу учителя и

показывает работу).

. Во время выполнения работы проводится индивидуальная проверка

опорных конспектов учеников, (опорный конспект воспроизводится на

доске, ведутся рассказы на два магнитофона, тихо отвечают учителю);

магнитофонные записи прослушивают и оценивают помощники учителя

данного класса или старшеклассники; они ставят вторую оценку;

лучшие ответы слушает весь класс; для экономии времени, блок,

воспроизведённый у доски, в тетради не записывается.

. Воспроизведение несколькими учениками одного-двух блоков опорного

конспекта на доске.

. Постоянное повторение и углубление изученного материала по опорным

конспектам на повторительно-обобщающих уроках. Через каждые пять-

шесть уроков ученики получают короткий конспект, в конце которого

даётся около десяти вопросов для повторения. По указанию учителя

ученик отвечает либо на один из этих вопросов, либо выполняет ряд

тестовых заданий.

«Изучение курса завершается двумя контрольными работами. Первая

контрольная работа проходит во второй половине курса, содержание которого

ещё свежо в памяти учеников. На её подготовку отводится меньше времени, и

оценки бывают выше. В эту контрольную работу входят вопросы и задания,

требующие воспроизведения базовых знаний курса. Первый вопрос из начала

перечня вопросов, второй — с конца. Затем ученики получают задания для

подготовки ко второй контрольной работе. К ней они готовятся дома два-три

дня. Накануне учитель проводит консультацию, отвечает на вопросы учеников,

подводит итоги предыдущей контрольной работы и указывает типичные ошибки,

допущенные при её написании. Девять баллов за контрольные работы и

50 % отличных оценок (без троек) за год ведут к итоговой пятёрке.

Оставшееся в учебном году время, посвящается исправлению оценок,

экскурсиям, читательским конференциям по исторической беллетристике»[55].

3.2

Разработка схемы урока истории с применением опорных конспектов

Тема: «Социально-экономическое положение России в конце девятнадцатого

начале двадцатого веков».

Опережающее задание:

1. На основании статистических данных приведённых в опорном

конспекте, сделайте вывод о темпах развития России во второй

половине 19 века. Чем они были обусловлены? К разряду каких

стран (высокоразвитых, средних или слаборазвитых) вы бы отнесли

Россию того времени?

2. В чём заключался аграрно-крестьянский вопрос России на рубеже

столетий? Пользуясь опорным конспектом, раскройте его

содержание.

3. Пользуясь опорным конспектом, дайте характеристику отдельным

слоям российского общества.

Ход урока.

Вводное слово учителя:

В начале двадцатого Западная Европа, считавшая себя центром мировой

цивилизации, вот уже тридцать лет жила без войн и революций. Это стало

одной и причин успешного развития её экономики и культуры, постепенного

роста благосостояния различных слоёв населения. Внедрение в жизнь новейших

достижений науки и техники (электрическая энергия, автомобиль, самолёт и

др.) открывало огромные возможности для человека.

Западную Европу, достаточно быстрыми темпами догоняли США, Россия и

Япония. Казалось, их примеру последуют другие страны и мир вскоре вступит

в период всеобщего процветания и благоденствия. Но звучали и другие

предсказания:

«Двадцатый век, -- писал на рубеже столетий публицист М. О. Меньшиков,

-- на который мечтатели возлагают столько надежд, может быть принесёт нам

одни разочарования. Вместо осуществления пылких химер может прийти

неожиданный и повсеместный упадок, признаки которого уже заметны».

Основание для подобных взглядов давало крайне противоречивое развитие

человечества. Могущество западных стран, их успехи в экономическом развитии

не сопровождались изменениями в нравственности. Люди стали сильнее, но не

добрее.

Технические достижения прежде всего применяли в военной области. В

конце девятнадцатого века армии начинают оснащаться принципиально новыми

видами вооружений: пулемётами, самолётами, танками, отравляющими газами.

Появляются многомиллионные армии. Одним словом, для собственной

безопасности Европа уселась верхом на пороховую бочку.

И эта бочка могла взорваться в любую минуту. Французы мечтали

отомстить Германии за своё поражение в франко-прусской войне 1870-1871

годов и вернуть утерянные в результате поражения Эльзас и Лотарингию.

Германцы также считали себя ущемлёнными: колоний и них маловато было (к

моменту объединения и усиления Германии мир оказался поделенным между

великими державами). Начинается борьба за передел уже поделенного мира!

1898 год. США отбирают у ослабевшей Испании острова Пуэрто-Рико, Гуам,

Филиппины, оккупируют Кубу.

1899-1902 годы. Англия ведёт упорную войну с Бурами (южно-африканскими

потомками голландских переселенцев) превратив, в конечном счете, бурские

республики в свои колонии.

Для того чтобы уцелеть в этом жестоком мире, Россия должна была быть

сильной!!

Факты:

1. По размерам своей территории (более 22 млн кв. км) Российская империя

занимала второе место в мире, уступая Британской империи.

2. По численности населения (1897 год – 125, 6 млн человек) Россия занимала

третье место в мире, после Индии и Китая, оставаясь при этом самой

малонаселённой страной в мире (плотность населения в России – 7,7 чел на

кв. км, в Германии – 123,8, в Англии 146, 5).

3. Имея самую длинную сухопутную границу в мире, Россия вынуждена была

содержать самую большую в мире армию. 1897 год – 22 корпуса, общей

численностью 900 тыс. чел., не считая казаков и других не регулярных

частей (в мирное время!).

Блок тема 1

Характерные черты развития Российской экономики.

А) Развитие индустриального общества на рубеже веков.

[pic]

б) Характерные черты развития России.

|Поздний старт Сжатые сроки |

| |

|Становление капиталистических отношений |

|Государственное Высокие |

|Стимулирование Темпы |

| |

|Развитие промышленности |

Особенности российской экономики

1. Большая роль государства и государственного сектора в экономике;

2. Высокая степень концентрации промышленного производства;

3. Неравномерность развития экономики по регионам и отраслям;

4. Многоукладность;

5. Преобладание ввоза капитала над вывозом;

6. Высокое социальное напряжение.

Блок тема 2

Экономическое развитие России в конце 19 – начале 20 в.

ФАКТЫ:

1. Население (1897) – 125,6 миллионов, в том числе ѕ связано с сельским

хозяйством; в городах проживает всего 13 %;

2. Удельный вес в мировом промышленном производстве – 5 %;

3. Государству принадлежит 70 % железных дорог, 25 % заводов, 39 % земли;

4. Доля иностранного капитала в промышленности – 36 %, в банках – 75 %.

А) Развитие промышленности, финансов и транспорта

Индустриализация

|Источники. |Направления. |Результаты. |

|Повышение таможенных |Строительство железных |За 1890-е годы – рост |

|пошлин (1891). |дорог (транссиб |промышленного |

| |1893-1902, КВЖД-1896). |производства в 2 раза, |

| | |в т.ч. тяжёлой – в 3 |

| | |раза, лёгкой – в 1,5 |

| | |раза. Создание |

| | |национальной тяжёлой |

| | |промышленности. |

|Ввоз иностранного |Создание новых отраслей |Укрепление финансовой |

|капитала (60 % |производства |системы. |

|инвестиций). |(вагоностроительная, | |

| |медепрокатная, | |

| |цементная, резиновая). | |

|Банковская реформа. |Ускорение роста старых |Возникновение новых |

| |отраслей (производство |промышленных районов |

| |чугуна и стали выросло в|(Кузбасс, Донбасс, |

| |3 раза, добыча угля и |Баку). |

| |нефти – в 2,7 раза). | |

|Введение золотого |Поощрение вывоза |Обеспечение будущих |

|стандарта (укрепление |товаров. |рынков в Азии (Персия, |

|рубля в 1897). | |Китай, Корея). |

|Новые, косвенные налоги| |Формирование российской|

|(винная монополия 1897 | |буржуазии и рабочего |

|г.). | |класса. |

|Доходы от экспорта | |Высокий уровень |

|хлеба. | |концентрации |

| | |производства и рабочей |

| | |силы. |

Сохранение кустарных промыслов!

Б)Возникновение монополий и финансовой олигархии

Промышленный кризис 1900 – 1903 годы

Объединение предприятий Создание монополий

Синдикаты

«Продпаравоз»;

«Продвагон»

«Продуголь»

«Продамет»

Сращивание промышленного и банковского капитала!

Крупнейшие банки

«Петербургский

международный»

«Русский для внешней

торговли»

«Русско-азиатский»

Объединение банков Возникновение монополий!

Промышленный кризис 1900 – 1903 годов

В) Противоречия развития капитализма в сельском хозяйстве.

[pic]

Рост товарности с/х

Сохранение старой системы земледелия

Новые методы ведения хозяйства Устаревшие

методы ведения хозяйства

Найм рабочей силы и применение машин Отработки

Удобрение земли и улучшение севооборота Отсталая

сельхозтехника

Рост мировых цен на с/х пролдукцию Отрезки и

чересполосица

Специализация с/х районов

Малоземелье

(Юг—пшеница, Север – лён,

Прибалтика – молочные продукты,

Украина – сахарная свёкла).

Блок тема 3. Аграрный вопрос в России

Аграрный вопрос – вопрос о справедливом распределении земли и правах

крестьян.

Распределение земельной собственности

[pic]

[pic]

Социальные процессы в деревне

[pic]

|Социальное расслоение. |

|Крестьянства. |Помещиков. |

|Кулаки и зажиточные (15 – 50 |Латифундисты (свеше 1000 десятин). |

|десятин). | |

|Середняки (10 – 15 десятин). |Средние (100 – 1000 десятин). |

|Бедняки (менее 10 десятин). |Мелкие (менее 100 десятин). |

|МИР (крестьянская община). |

|Периодический передел земли. |Распределение и сбор налогов. |

|Чересполосица. |Круговая порука в сборе налогов. |

|Установление общих сроков |Регулирование выхода из общины. |

|сельхозработ. | |

|Запрет на куплю и продажу земли.. | |

Блок тема 4. Сословно-классовая структура.

Общая численность населения на 1897 год – 125,6 млн чел.

|Распределение населения по сословиям. |

|Крестьяне |77,1 % |

|Мещане |10,7 % |

|Инородцы |6,6 % |

|Привилегированные сословия. |

|Дворяне |1,5 % |

|Духовенство |0,5 % |

|Почётные граждане |0,3 % |

|Купцы |0,2 % |

|Войсковые казаки |2,3 % |

|Прочие |0,8 % |

Классовая структура

|Прежние классы. |Возникающие классы. |

|Помещики (130 тыс) |Буржуазия (1,5 миллионов) |

|Крестьянство (96 миллионов) |Рабочий класс (5 миллионов) |

Права и обязанности сословий

Дворяне

- Освобождены от уплаты налогов;

- Освобождены от телесных наказаний;

- Освобождены от воинской повинности;

- Освобождены от обязательной гос. службы при преимущественных правах на

неё;

- Дворянский суд с утверждением привелегий.

Духовенство.

- Освобождены от уплаты налогов;

- Освобождены от телесных наказаний;

- Освобождены от воинской повинности, имеют небольшое гос. жалованье.

Почётные граждане.

- Освобождены от уплаты налогов.

- Освобождены от телесных наказаний.

- Освобождены от воинской повинности.

Купечество.

- Освобождены от телесных наказаний и воинской повинности.

- Не нужна прописка.

- Платят налог с капитала.

Казачество.

- Освобождены от телесных наказаний и уплаты повинности.

- Имеют от государства земельный надел в 30 десятин.

- Служат в течение 20 лет, по окончанию службы платят налоги.

Мещане.

- Освобождены от телесных наказаний.

- Платят налоги.

- Служат в армии.

- Не могут переезжать без разрешения властей.

Крестьяне.

Основное податное сословие!!

- Служат в армии.

- Не могут переезжать без согласия общины и разрешения полиции.

- Сословный, крестьянский суд.

- Могут подвергаться телесным наказаниям.

С. Ю. Витте

Министр финансов с 1892 по 1903 годы.

Реформы

Планировалось:

1. финансирование строительства железных дорог и целого ряда

промышленных предприятий при активном участии государства;

2. защита отечественного производителя от иностранной конкуренции

при помощи высоких таможенных пошлин на ввозимые из-за границы

промышленные товары;

3. введение надёжной национальной валюты – золотого рубля;

4. привлечение иностранного капитала в Российскую экономику.

Сделано:

С 1897 года, российские бумажные деньги стали свободно обмениваться на

золото; устойчивая валюта способствовала развитию банков и притоку в Россию

иностранного капитала.

С 1890 по 1900 год сумма иностранных капиталовложений в угольную

промышленность увеличилась в пять раз достигнув 70 % всех капиталовложений;

в металлургию – в 3,2 раза (42 %) и т.д.

Темпы роста промышленности в 1890-е годы составляли свыше 6 % в год.

С 1892 по 1904 год протяжённость железных дорог увеличилась вдвое,

производство чугуна, проката и стали, утроилось, добыча нефти увеличилась в

пять раз.

Проблема!!

Отечественная промышленность попадала во всё большую зависимость от

состояния мировой экономики. Как только в конце 1899 года, в Западной

Европе начался экономический кризис, отрасли российской индустрии,

связанные с зарубежным капиталом (горно-добывающая, металлургическая,

машиностроение), остро испытали его последствия. В 1900 – 1903 годах было

закрыто более 4 тыс. промышленных предприятий, сотни тысяч рабочих остались

без работы.

Одновременно с эти, в отраслях производства, в которые западные

капиталисты не вкладывали денежные средства, а их продукция не вывозилась

на запад (текстильная и пищевая промышленности) продолжался успешный рост.

Стало очевидным – развитие промышленности должно как можно меньше

зависеть от заграницы, ориентироваться преимущественно на отечественный

рынок и финансироваться, главным образом, отечественным капиталом.

Заключение

Таким образом, рассмотрев в трёх главах комплекс проблем и вопросов,

поставленные во введении цель и задачи, можно подвести итоги и сделать

выводы в рамках темы настоящей дипломной работы «Игровые моменты и опорные

конспекты на уроках истории».

Практика показала, что уроки истории с использованием игровых

ситуаций, театрализованных форм и опорных конспектов, делая увлекательным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.