бесплатно рефераты
 

Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

кругов великих держав.

Коренные изменения в ходе войны в пользу антифашистской коалиции

позволили правящим кругам США говорить о победе над державами ОСИ как о

возможной в недалеком будущем перспективе. Если до решающего перелома в

ходе войны идея опеки над колониями и освобожденными от японцев

территориями являлись лишь предметом секретных переговоров и служила шатким

подспорьем для туманных прогнозов американских государственных деятелей и

журналистов, то в 1943 году об опеке заговорили открыто, как о весьма

необходимом институте послевоенного устройства. Уже в 1942 г. один из

видных американских идеологов Вайтон писал о необходимости создания взамен

старой колониальной системы новой, более совершенной организации.85 Он,

например, утверждал, что Азия "нуждается в том, чтобы ее тренировали и

обучали правам гражданства"86. По его мнению, эту ответственность за

"обучение Азии" должны были взять на себя США. Сожалея о том, что до сих

пор не была придумана новая система взамен старой открытой формы

колониализма, Вайтон предлагал предоставить Соединенным Штатам право опеки

над старыми и новыми колониями, а за образец для их управления советовал

принять Филиппины и Гавайские острова.87

По мере приближения победы над силами фашизма все сильнее проявлялось

то глубокое противоречие, которое имело место между агрессивными планами

США в войне на Тихом океане и антиколониалистскими лозунгами американской

пропаганды. Стремление американцев к господству, практическая подготовка

планов прямой оккупации островов на Тихом океане и основных стратегических

пунктов на материке довольно откровенно афишировались в Соединенных Штатах

и создавали для американских монополистов неприятные осложнения в деле

использования ан-тиколониалистских лозунгов в борьбе с империалистическим

конкурентом и в целях повышения своего авторитета. Англичане не упускали

любой возможности, чтобы при случае напомнить своему американскому

союзнику: не следует чрезмерно увлекаться антиколониализмом, если хотите

сами использовать методы классического колониализма в войне на Тихом

океане. Английские политики мучительно пытались ответить на вопрос: как

достичь компромисса с американскими "антиколониалистами". В декабре 1944 г.

министр колоний Стэнли представил военному комитету документы, где были

подробно изложены принципы "Международного кооперирования в развитии

колоний", которые по замыслам английских политиков, должны были

удовлетворить США и в то же время обеспечить защиту интересов ведущих

колониальных держав.88

Для такого последовательного и ревнивого борца за интересы британской

короны, каким был Уинстон Черчилль, более привлекательным выглядел

непосредственный раздел колоний; он охотно управлял бы оружием и в крайнем

случае решился бы на сохранение довоенного статус-кво на Тихом океане,

может быть с некоторой модификацией, нежели согласился бы на установление

системы опеки в зоне интересов европейских держав; Черчилль оставлял за

собой право высказать более категоричные суждения относительно

американского колониализма и никогда не оставался равнодушным к любым

проектам "Международного кооперирования" для развития колоний89.

Как и следовало ожидать, предложение американцев о международном

сотрудничестве в "развитии колоний", которое на деле обозначало принцип

"равных возможностей" и открытый доступ американского капитала в английские

колонии, встретилось с усиленным сопротивлением Англии. В записке Идену

Черчилль писал, что Англия не должна присоединяться к декларации,

затрагивающей интересы ее империи: "...вспомните, как в своей ноябрьской

речи 1942 г. я выступил против ликвидации Британской империи. Если

американцы хотят взять японские острова, которыми они овладели, пусть они

это делают с нашими добрыми пожеланиями и с любыми приемлемыми для них

словесными формулировками. Но руки прочь от Британской империи - таков наш

принцип"90.

Ведущие государственные деятели Англии и Франции - Черчилль, де Голь

- никак не могли примириться с тем, что Соединенные Штаты Америки

противопоставляют себя державам классического колониализма, и, пользуясь

военной конъюнктурой осуществляли широкую экономическую экспансию в сферу

колониальных владений западных держав.

Перелом в ходе войны оказал таким образом непосредственное влияние на

планирование Соединенными Штатами послевоенного устройства на Тихом океане.

Однако детальная разработка американских планов - прежде всего режима опеки

- имевших в виду не только нейтрализацию освободительного движения, но

осуществление политики "открытых дверей", встретилась о -серьезными

трудностями, - западноевропейский колониализм не хотел сдавать своих

позиций. И ближе к концу войны американские экспансионистские планы стали

приобретать более конкретную форму.

Правящие круги США, используя превосходство над своими европейскими

союзниками, после перелома в ходе войны проявляли большую активность в

своих попытках занять лидирующее положение в определении послевоенного

планирования на Тихом океане. Они не ограничивались лишь обсуждением и

выработкой формулировок, способных оправдать в глазах народов их открoвенно

захватническую политику, а всерьез занимались подготовкой. и осуществлением

своих планов. После перелома в войне США и Англия начали разработку более

детальных планов компаний в Азии. США продолжала стойко оберегать зону

своей «ответственности» в военных действиях на Тихом океане, больше

внимания уделяли планированию границ будущих районов, намеченных к

оккупации американской армией.

На военных конференциях и межсоюзнических встречах обсуждение

вопросов координации действий союзников в войне с Японией, стало отнимать

больше времени у государственных деятелей и военных специалистов США и

Англии. При определении военно-стратегических планов на Тихом океане

Америка стала уделпять особое внимание колониальным интересам

монополистического капитала США. 14 января 1943 года президент США и

английский премьер встретились в Касабланке (Марокко). Этой важной для

Англии и США встрече предшествовали бурные дискуссии между военными и

политическими стратегами союзных сторон относительно планов будущих

операций. В результате одиннадцатидневных переговоров появились решения,

которые означали, что военное руководство союзников считает Атлантический

океан "самым важным полем битвы" в войне с державами ОСИ.91 Во время

обсуждения военно-стратегических проблем в районе Тихого океана стороны

предусмотрели проведение операции на Алеутских островах, от Мидуэя по

направлению к Труку и Гуаму, намечалось продвижение в Индонезии и занятие

Бирмы.92 Адмирал Кинг особенно рьяно протестовал против недооценки Тихого

океана, иначе говоря, выступил наиболее рьяным защитником планов адмирала

Нимица и генерала Макартура, желавших вернуть "американских парней" из

Европы для борьбы за превращение Тихого океана в "американское озеро".93 В

умах сторонников военно-стратегических концепций Макартура и Кинга зрели

все новые и новые планы раздела ""сфер ответственности" в районе Тихого

океана. Реальному осуществлению этих планов противостояли английские

интересы, имевшие в виду сохранение Британской империи.

К 1943 году отчетливо проявились неспособность и нежелание США

повлиять на английскую политику. Присутствие китайско-американских войск в

Юго-Восточной Азии, а также поведение американских военнослужащих и

дипломатов вызывали антиамериканские настроения среди индийцев, которые

считали, что США поддерживают Британскую империю. Однако во время

неофициальных англо-американских переговоров будущее Индии, как и всей

Британской империи, оказывалось в центре ожесточенных споров, которые по-

прежнему омрачали англо-американское сотрудничество. Биограф Рузвельта Хэтч

обратился к беседам Рузвельта и Черчилля относительно будущего Британской

империи, в частности, Индии. Одно из высказанных Рузвельтом положений

встретило резкий протест со стороны Черчилля, который облек свои возражения

в определенную форму: "Это принесет вред интересам Британской империи".

"Мой дорогой Уинстон,- ответил на это Рузвельт, - Британской империи не

существует больше, она лишь плод вашего воображения."94. Если в официальной

дипломатии проблемы Британской империи обнаруживали свои деликатные

стороны, то в этой частной беседе ведущих государственных деятелей

условности, как видно, были отброшены напрочь. Еще 19 июня 1943 г. Черчилль

предложил учредить союзное командование для Юго-Восточной Азии, которое

включало бы силы Британии, Индии, США и Китая под объединенным англо-

американским командованием. Это предложение предусматривающее

распространение контроля Британии на Китай, не могло, естественно, не

вызвать настороженного отношения среди американцев. Поэтому, когда

президент США давал в основном положительный ответ на английские

предложения, он все же постарался избежать каких-либо определенных

гарантий, позволявших бы британскому штабу взять на себя руководство

китайским театром военных действий. Соединенные Штаты предполагали

использовать любые возможности для того, чтобы как можно устойчивее

закрепиться на своих новых позициях в Юго-Восточной Азии и не допускать

своего союзника к Дальнему Востоку. Согласно выводам, к которым приходил

Биллоу - сотрудник американского оперативного штаба: "Политика США не так

уж резко отличалась от британской... США хотели позволить Англии возвратить

ее бывшие владения за исключением Гонконга; они стремились сохранить за

собой преимущественный контроль над мандатами Японии, Филиппинами и Китаем;

Гонконг, французский Индокитай они хотели передать Китаю; Филиппины должны

были быть свободными, хотя необходимые военные базы нужно было сохранить

там."95 Биллоу тщательно обдумал и выдвинул на первый план 3 основных

вопроса, которые надлежало определить высшими правительственными органами

США: 1) Хотят ли США сохранить контроль в юго-западной части Тихого океана?

2) Хотят ли США сохранить Военные базы в районе южнее линии Соломоновых

островов, французского Индокитая, Калькутты? 3) Хотят ли США получить

экономические и политические уступки? Если да, то какие?96

Биллоу заключал, что от решения этих вопросов зависели проблемы

командования, перегруппировок границ, разделения ответственности и т.д. Ряд

этих важных проблем оказались в центре внимания представителей союзного

англо-американского командования, прибывших на очередную встречу в Квебек в

августе 1943 г. Черчилль 7 августа высказал ряд рекомендаций представителям

английского командования: "До встречи с американцами мы должны договориться

об общем плане для командования в Юго-Восточной Азии и назначении

Верховного Главнокомандующего...", вместе с тем британский премьер

готовился удивить американцев рассказами об успехах отрядов Унгейта в

Бирме, надеясь убедить своих союзников в том, что Британия всерьез

готовится занятья этим районом Юго-Восточной Азии.97 В результате дискуссий

появился громоздкий театр военных действий, справедливо названный

современниками в значительной степени бесплодным. Было создано Объединенное

союзное командование Юго-Восточной Азии, подчинявшееся в основном англо-

американскому штабу.

Географически район командования Юго-Восточной Азии охватывал Цейлон,

Таиланд, Бирму, Малайю и Суматру. Все эти территории (за исключением

Цейлона) к моменту создания СЕАК находились под оккупацией Японии. Правящие

круги США, соглашаясь на английское руководство военными действиями в Юго-

Восточной Азии, рассчитывали максимально использовать своего британского

союзника и резервы его колоний для достижения победы над Токио. При этом

американские политики учитывали и то, что английские позиции должны были

помочь удержать районы, где невиданными темпами ширилось освободительное

движение. Решение о создании СЕАК предполагало активное участие США в

руководстве этим театром военных действий.

Заключение к которому пришел полковник Биллоу из стратегического

отдела оперативного штаба, оказалось весьма откровенным. "Развертывание

британских вооруженных сил не касалось стратегии - они не могли не

ускорить, не отсрочить поражение Японии. Это развертывание должно было

основываться лишь на соображениях высокой политики." В чем же по мнению

этого американского штабиста, состояли "соображения высокой политики"

Британии? Его точка зрения состояла в следующем: "Британская политика была

ясна: оккупировать вновь все английские владения, где это возможно, или

послать политических деятелей с оккупационными войсками; восстановить свой

утерянный престиж в Австралии и Новой Зеландии; восстановить французские,

голландские и португальские владения, а также заполучить максимум помощи от

США в политическом и экономическом восстановлении оккупированных

территорий".98

С самого начала своей деятельности командование СЕАК стремилось

включить в зону своих действий весь Индокитай, Нидерландскую Индию,

английские владения на Тихом океане. В октябре 1943 г., бывший губернатор

Нидерландской Индии Ван Моок, встретив Маунтбеттена, был обрадован

уверенностью английского командующего в скорейшем распространении СЕАК на

обширные районы колониальных держав Запада." Однако о скорейшем решении

этих сложных проблем тогда еще не могло быть и речи. Сам Ван Моок

вспоминает: командование СЕАК ослаблялось англо-американскими

расхождениями.100 Основной контроль за стратегией в СЕАК и распределением

ресурсов США и Англии между Китаем и СЕАК должен был осуществляться англо-

американским объединенным комитетом начальников штабов. На английский же

комитет начальников штабов была возложена задача контролировать операции и

осуществлять исполнительные функции. Для обеспечение обмена информацией и

координации разведывательной деятельности союзников в Дели (Индия)

устанавливался Объединенный комитет связи.101 Главнокомандующим союзного

театра Юго-Восточной Азии был назван Луи Маунтбеттен - двоюродный брат

английского короля Георга, находившийся в фаворе у английского премьера.

Обязанности его заместителя были возложены на американского генерала

Стилуэлла. Командование военного театра Китай-Бирма-Индия было сохранено и

находилось по контролем США, руководство военными действиями в Китае

осуществляло гоминьдановское командование совместно с генералом Стилуэл-

лом, который оставался пока начальником штаба Чан Кайши. Постановка

англичанами вопроса о "восстановлении и расширении интересов британского

империализма в Азии" в период, когда для союзников наметились благоприятные

перспективы окончания войны, встречались с неудовлетворением не только

свободных от связей с британской короной американскими монополиями, но и

общественным мнением США, которое хотело увидеть, да и видело в

"антиколониализме" США добрые начала послевоенного устройства мира.

Дальновидные американские политики отмечали прогрессивные изменения в

настроениях американцев. Мерил, представитель США в Дели, докладывал в

Вашингтон государственному секретарю (26-го октября 1943 года) о планах

англичан в Азии. Его донесение об итогах беседы второго секретаря

американского посольства в Чунцине Дэвиса с представителем английской

службы пропаганды, содержало весьма показательные для британской внешней

политики положения: Англия после поражения Германии будет опасаться участия

в новой войне в Азии; Россия оккупирует Маньчжурию а Корея станет

королевством; американские и английские войска оккупируют Японию, и Россия

будет иметь сравнительно небольшой голос относительно урегулирования с

Японией; Япония не будет разрушена, а будет использоваться в качестве

буфера против Советского Союза. Среди английских официальных лиц в Новом

Дели, по сведениям американцев, существовало единодушное мнение, что

основой борьбы в Азии является восстановление и распространение британских

имперских интересов.102

Английской точке зрения, базирующейся на необходимом условии

сохранения британской империи, американская дипломатия противопоставила

свои задачи: "В умах большинства американцев лучший мир связывается с

устранением колониальных империй. Имеет место весьма реальная опасность

того, что в результате существующей среди американского народа точки зрения

об обмане американцев британским империализмом, США вновь станут проводить

изоляционистскую политику. Если Британия не хочет, чтобы США пошли по пути

изоляционизма, она должна предоставить нам некоторую свободу осуществлять

нашу собственную политику в Азии.".103 Эти умозаключения принадлежали

американскому дипломату Дэвису, политическому советнику Стилуэлла.

Вашингтон внимательно следил за планами своих западных союзников в Юго-

Восточной Азии; не напрасно президент просил своего представителя Хэрли

ставить его в известность относительно деятельности англичан, французов и

голландцев в Юго-Восточной Азии.104

Интересы США и Англии сталкивались не только в области официальной

дипломатии, в переговорах о распределении сфер ответственности. В 1944 г.

резко активизировалась деятельность американской разведки на территориях

колониальных империй Запада. В августе 1944 г. группа УСС приземлилась на

аэродроме в Коломбо и разместила свой штаб в Канди (Цейлон). Почти все

восемь месяцев штаб по аттестации американских агентов находился на

Цейлоне.105

Английские лидеры предпочитали не полагаться на обещания США

сохранить верность союзнику, а практическими мерами в области военной

стратегии решили бороться за сохранение своих позиций на Тихом океане.

Перед ними стал вопрос: когда, в каком количестве Англия должна направить

на Тихий океан военно-морские силы, сухопутные войска, авиацию и

транспортные средства для действия на левом фланге американских вооруженных

сил в юго-западной части Тихого океана с базой в Австралии. Начальники

английских штабов предполагали, что Маунтбеттен сможет приступить к крупным

десантным операциям с базы в Индии лишь спустя 6 месяцев после разгрома

Германии.106 Такие предложения не могли удовлетворить Лондон. Там родился

план Маунтбеттена -план продвижения английских войск в сторону Малайи и

Голландской Индии.107 Черчиллю претило использовать английские вооруженные

силы на второстепенных ролях у американцев на Тихом океане, он был горячим

сторонником плана самостоятельных действий по возвращению колоний.

Рузвельт, напротив, был весьма озабочен новыми планами верховной ставки

англичан, полагая, что их осуществление ослабит фронт в Бирме. Он упорно

настаивал на проведении операций через Бирму в целях помощи Китаю и для

обеспечения американского продвижения на запад к району Формозы (Тайвань),

Китай, Лусон.108 Накануне американские начальники штабов приняли решение:

при продолжающемся наступлении генерала Макартура к Филиппинам, основную

атаку осуществить Ни-мицем из центральной части Тихого океана к Формозе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.