бесплатно рефераты
 

Политическая эволюция южных штатов в период Реконструкции

политической издержки вступления Советского Союза в войну с Японией. Один

из политических советников посольства США в Китае Джон Дэвис в надежде

открыть глаза Госдепартаменту на завтрашний день отмечал, что "если

Советский Союз, вступив в войну с Японией, пошлет свои армии в Китай, то

для США будет невозможно завоевать в свою сторону ... китайских

коммунистов".67

Когда решалась судьба китайской революции, правящие круги США

вынашивали планы подчинения своему влиянию сил народно-освободительной

армии Китая и использования в этих целях агентуры Чан Кай-ши. Однако усилия

Вашингтона ослаблялись некоторыми тенденциями среди американских военных и

политиков, аккредитованных в Китае. В конце 1944 г. и начале 1945 г. в

стенах американского посольства шла невидимая борьба вокруг того, как лучше

укрепить позиции США в Китае. Обе стороны: американский посол Хэрли - с

одной и американские дипломаты Джон Дэвис и Джон Сэрвис - с другой стороны,

работали, как казалось, в атмосфере обоюдного недоверия и несогласия.

Расхождения касались, прежде всего, методов объединения враждующих сторон в

Китае. Проект Хэрли предусматривал оказание Чан Кай-ши как можно большей

помощи и поддержки и необходимость (без давления) посоветовать ему достичь

соглашения с коммунистами. Этот проект основывался на предположении о том,

что с мощной поддержкой со стороны США (при "молчаливом" одобрении со

стороны Советского Союза) националистическое правительство Чан Кай-ши

сумеет все же поставить вооруженные силы коммунистов под "объединенное

командование", руководящую роль в котором, конечно, будут играть

гоминдановские и американские офицеры. Предполагалось также включение

коммунистов в правительство Чан Кай-ши на условиях благоприятных для

Гоминдана. В результате такой комбинации появилась бы ширма, названная в

духе времени "коалиционным правительством", единственным назначением

которого была необходимость маскировать полный контроль в стране

гоминьдановцев и их американских покровителей.68 Американские дипломаты,

напротив, считали, что безоговорочная поддержка Чан Кай-ши сделает

генералиссимуса еще более непримиримым и предотвратит его соглашение с

коммунистами. Они полагали, что "объединения" можно достичь лишь благодаря

давлению на Чан Кай-ши, вынудив его согласиться с приемлемыми условиями

коммунистов. Американские политические деятели типа Дэвиса и Сэрвиса

исходили из не лишенных здравого смысла предложений; чанкайшист-ское

правительство было нежизненным даже с американской помощью, которая не

могла иметь высокую эффективность и, безусловно, не могла предполагать

вооруженную интервенцию. 7 ноября 1944 г. Дэвис докладывал из Китая

результаты своих наблюдений за планами Чан Кай-ши. По его мнению,

генералиссимус в своей политике развязывания гражданской войны полагался на

слишком шаткие основания, на свои, находящиеся в состоянии разложения вялые

легионы, на свою бюрократию, свой "бесплодный политический морализм" и те

нервирующие заверения из-за рубежа о том, что он выдержит испытания.69

Более глубокое, чем, пожалуй, у Хэрли, знание китайской

действительности не останавливало противников первого варианта от поддержки

проектов "коалиционного правительства". Они также и, может быть не меньшей

степени, чем Хэрли, задумывались над перспективой создания коалиционного

правительства с включением в него коммунистов, однако с существенным

дополнением, отправкой военного снаряжения Красной Армии, что, по мнению

американских политиков, должно было способствовать укреплению политического

контакта США с китайскими коммунистами и изоляции их от Советского Союза.

Вместе с опасениями перед возможным вступлением Советского Союза в войну на

Тихом океане в Вашингтоне усиливалась тревога за судьбы разлагавшегося

режима Чан Кай-ши. 4 января 1945 г. Стеттиниус докладывал Рузвельту: "Чан

Кай-ши оказался перед дилеммой. Коалиция будет обозначать конец

консервативного господства Гоминдана и предоставление возможности для более

сильных и популярных коммунистов распространить свое влияние там, где

возможно контролирует Гоминдан. Провал переговоров с коммунистами, которые

с каждым днем приобретают силу, вызовет опасность неизбежного падения

Гоминдана. Вслед за назначением генерала Ведемейера командующим китайским

театром военных действий, а Хэрли - послом США в Китае последовал целый ряд

решительных мер, были предприняты усилия с целью остановить японское

наступление. Меры экономического порядка внутри Китая опирались в основном

на продажную политику Чунцина.70

Вместе с утверждением Управления военного производства, где заглавную

роль играли американские советники, начала действовать американская

техническая миссия. В последнюю входили пять специалистов по производству

стали и один, видимо, игравший не последнюю роль в деле американского

проникновения в страну, специалист по производству ... алкогольных

напитков. В Китай нахлынули американские военные и дипломаты,

промышленники. Но все это было напрасной тратой сил и средств. Гоминдан

продемонстрировал свое политическое бессилие, спасти его могло лишь чудо в

виде прямого иностранного вмешательства. На это Вашингтон не мог, решится,

- не позволила международная и военно-политическая обстановка. Другой, не

менее важной в международно-политическом плане и непосредственно связанной

с перспективой вступления Советского Союза проблемой была проблема

послевоенного устройства Кореи. Будущее японской колонии по-прежнему

являлось предметом длительных и острых дискуссий в среде военных и

политических деятелей США. Американскому правительству было хорошо

известно, что Советский Союз выступал против пребывания каких-либо

иностранных войск на территории Кореи. Однако Стимсон, игнорируя пожелания

своего союзника, настаивал перед президентом на необходимости дислоцировать

на Корейском полуострове американские сухопутные войска и части морской

пехоты.71 Если дипломатические круги предполагали использовать

международную опеку над Кореей в качестве новой формы колониализма, то

военное руководство надеялось добиться выгодных для себя результатов под

флагом "единого союзного командования".72 Одна из рекомендаций к Потсдаму

военного департамента, одобренных Координационным комитетом

государственного, военного, военно-морского департаментов и Объединенным

комитетом начальников штабов, касалась Кореи. В ней, в частности,

предусматривалась капитуляция японских войск в Кореи перед советскими

войсками - севернее 38 параллели, а южнее - перед войсками США.73 Это

положение и было, затем зафиксировано в протоколах Потсдамской конференции

союзников; "соответствующие начальники штабов согласились принять 38-ю

параллель в качестве разграничительной линии военных действий американских

и советских войск в Корее".74 По мере того как идеи национального

освобождения в большей степени овладевали широкими массами китайского и

корейского народов, росло и смятение в правящих кругах США. Руководители

американской армии все чаще обращались к рекомендациям генерального штаба

США, где в связи с приближением конца войны Объединенному комитету

начальников штабов предписывалось более тщательно следить за политическими

проблемами и за политическим эффектом тех или иных решений. Сторонники

ревизии дальневосточной политики

США из военного департамента США брались за непосильную для себя задачу -

предопределить выгодный для американского империализма исход войны на Тихом

океане, а для большей убедительности подкрепляли свои суждения выводами о

том, что "Россия способна нанести поражение Японии и занять Сахалин,

Маньчжурию, Корею, Северный Китай прежде, чем вооруженным силам США

представится возможность оккупировать эти районы.75

В США усиливались настроения за пересмотр дальневосточной политики. В

своем письме Макартуру, Маршалл доверительно сообщал о существовании в

верхах двух точек зрения по этому вопросу. Сторонники одной точки зрения

выступали за длительные приготовления к операциям широкого масштаба,

предусматривали высадку и закрепление в Шаньдуне, Корее или на островах

Цусимского пролива. Этот план предполагал изоляцию Японии от материка и

капитуляцию противника без вторжения на территорию метрополии.

Осуществление основных операций при этом варианте намечалось к 10-му

декабря. Сторонники второго варианта исходили из необходимости вторжения на

территорию Японии к концу года, их положение подкреплялось соображениями об

ослаблении противника его воздушных и военно-морских сил.76 Командование

США на Тихом океане особенно интересовал вопрос, когда и где Советская

армия начнет свое наступление. Доклад Объединенного комитета начальников

штабов подготовленный еще 2 декабря 1943 г. предусматривал необходимость

специальных приготовлений на случай, если это событие произойдет. Изучение

проблем достижения победы над Японией, - указывалось в докладе, - связано с

целым рядом предложений, одно из которых, по мнению комитета, состоит в

том, что "Советский Союз может вступить в борьбу с Японией вскоре после

победы над Германией и наши планы предусматривают, что всевозможные

приготовления должны быть сделаны для того, чтобы умело воспользоваться

этим событием. Дальнейший прогресс будет зависеть от переговоров с

Советами". Какие же приготовления, как считали военные, необходимо было

сделать при возможном вступлении Советского Союза в войну на Дальнем

Востоке? Программа комитета включала следующее: "1). Мы настаиваем на том,

чтобы СССР вступил в войну как можно скорее; необходимо опросить их о

времени вступления в войну, о том, что они предполагают делать при

вступлении, какую помощь ждут от нас... 4) Мы должны последовательно

изучать положение, чтобы быть готовыми приспособить наши операции всюду,

где СССР вступит в военные действия". Для последнего предполагалось

вступить на Камчатку и в прибрежные районы Дальнего Востока, захватить и

удерживать северную часть Курильских островов и открыть дорогу по морю в

прибрежные районы.77

5 августа командование США на Тихом океане получило секретное

сообщение о том, что на следующий день будет сброшена атомная бомба на

объекты южнее Токио. США становились на путь атомной дипломатии. 8 августа

пришло второе сообщение, которое несколько ослабило впечатление от первого,

- Советский Союз вступил в войну на Тихом океане. Потсдамская декларация от

26 июля 1945 г. от имени США Англии, Китая обратились к Японии с призывом о

безоговорочной капитуляции. В общие политические принципы, которые согласно

декларации должны были быть применены к побежденной Японии, включались, как

известно, положения о соблюдении условий каирской декларации, о лишении

Японии плодов агрессии, восстановление территориальной целостности Китая и

независимости Кореи. В то время когда в залах Потсдамского дворца

американские политические деятели и военные вслух восторгались по поводу

декларации о гуманных целях войны против Японии и прославляли этот

документ, государственный аппарат в Вашингтоне захлестнула антисоветская

лихорадка, там активизировалась подготовка планов открытой агрессии в

районе Дальнего Востока, а усилия направлялись в основном на то, чтобы

оккупировать основные стратегические пункты на материке, прежде чем

вооруженные силы СССР и народно-освободительной армии начнут там военные

действия.78 Военное командование США не ограничилось лишь приказами, а

приступило к проверке исполнения принятых решений, оно торопливо исполняло

приказы о переброске своих войск в ключевые порты Китая, внимательно

изучало планы первоочередной оккупации основных районов Дальнего Востока. С

этой целью американский генерал Ведемейер детально обсуждал с Чан Кай-ши

проблемы помощи гоминдановскому правительству в овладении территории Китая,

находившейся под контролем Японии. Чан Кай-ши не скрывал от своего

собеседника чувство величайшей самонадеянности, - он говорил:

"своевременный захват Пусана способствовал бы установлению китайского

контроля в Корее".79 Конечно для США не были секретом особые планы Чан Кай-

ши по отношению к Корее, деятельность т.н. "временного правительства Кореи"

в Чунцине. Американские политики по-прежнему, как могли, поощряли планы Чан

Кай-ши на установление послевоенного контроля в Корее, надеясь использовать

гоминдановскую агентуру. Отсюда и горячее желание помочь Чунцину укрепить

позиции Чан Кай-ши перед лицом вступления Советского Союза в войну с

Японией. На заключительной стадии тихоокеанской войны США и Гоминдан

выступили единым фронтом против сил национально-освободительного движения

китайского и корейского народов. В США стали тщательно разрабатывать планы

расширения своего влияния на Дальнем Востоке. Все они имели резкую

империалистическую, антидемократическую направленность.

Глава 3.

Позиция США в определении характера послевоенного устройства в

Тихоокеанском регионе.

3.1. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии.

Дальновидные государственные деятели вполне сознательно шли на

укрепление антифашистской коалиции и считали необходимым учитывать позицию

Советского Союза по вопросам послевоенного устройства как в Европе, так и в

Азии. Разрастающаяся антифашистская борьба народов Китая, Кореи, Филиппин,

Малайи, Индонезии, Индокитая, усиливавшаяся тяга народов стран Азии к

независимости приводила американских политиков к заключению:

спасти колониальную систему в прежнем виде они не смогут. В июне 1942 г.

устами президента был высказан вывод, к которому пришли правящие круги США:

"... в конечном счете белые нации не могут надеяться на то, что им удастся

сохранить эти районы в качестве колоний"80. Здесь, конечно был и скрытый

смысл - увидеть торжество политики "открытых дверей". Для многих

представителей крупнейших монополистических объединений США будущее колоний

Запада не выглядело слишком туманным. Опыт господства североамериканского

капитала в Латинской Америке подсказывал США формы и методы

замаскированного вторжения в экономику слаборазвитых стран, подчинения

хозяйственной и политической жизни интересам крупного капитала США. Идея

учреждения специальных институтов для "выучки" колониальных народов вызвали

волну беспокойства в Великобритании. Там справедливо усматривали в

американских предложениях по опеке угрозу незыблемости Британской империи.

Подобная реакция на предложение США по опеке была вполне оправданна.

С конца 1942 г. американская и английская сторона обменивались

проектами заявлений по колониальному вопросу. 9 декабря 1942 года

находящийся в состоянии сильной тревоги Военный кабинет принял проект

английской декларации по вопросам будущей колониальной политики. Это

мероприятие рассматривалось, по признанию Вудворда, необходимым в связи "с

настроением общественного мнения, в основном в США и некоторого рода

туманными идеями американского президента по опеке"81. Военный кабинет

Англии, чувствуя свое бессилие перед лицом сильного нажима США, признал

целесообразным разработать ряд мероприятий, которые могли бы амортизировать

силу удара, уготовленного американским союзником в самое сердце Британской

империи. Казалось, жадность американцев готова была свести английскую

империю лишь к британским островам. Более смелее по отношению к британским

интересам Госдепартамент вряд ли мог поступить, когда включал даже Индию в

число стран, к которым США планировали принять меры по "подготовке к

самоуправлению"82.

Излюбленным ходом американской дипломатии были предложения о

международной опеке над колониальными странами, в которой ведущая роль

отводилась Соединенным Штатам. Англия оказалась в состоянии

противопоставить американской идеологии лишь потрепанную легенду о своей

цивилизационной миссии в Азии. Однажды, в разгар военных событий в беседе

Ф.Рузвельта и одного из высокопоставленных наместников английской короны

сэра Клиффорда, были ярко выражены абсолютно противоположные точки зрения

на проблемы американского и английского колониализма. Клиффорд дал

следующую характеристику колониализму США: "Я часто указывал Министерству

колоний, что наша форма

колониализма не отвечает духу времени и что мы должны принять такую

колониальную политику, которой следуют США. Такая политика более практична,

чем наша... система предоставляет колонизирующей державе все благоприятные

удобства, в которых она нуждается, не беря на себя никаких обязательств, не

беспокоясь за политическую администрацию, здравоохранение, образование и

др., а так же обеспечивает источником рабочей силы на месте на основе

принципа: бери или уходи, не затрудняя колонизирующую державу профсоюзными

волнениями"83.

Новые планы США, связанные с предоставлением формальной независимости

ряду колониальных стран наталкивались на упорное противодействие

Великобритании. Заявление Черчилля от 10 ноября 1942 г. довольно часто

вспоминалось английскими политиками как яркий пример настойчивости и

твердости защитников устоев некогда могущественной Британской империи: "Мы

намерены удержать то, что является нашей собственностью... Я стал премьер-

министром его величества не для того, чтобы председательствовать при

ликвидации Британской империи."84. Антиколо-ниалистский дух времени,

настойчивые требования США учредить в послевоенном мире систему опеки с

целью оказания "помощи колониальным странам в деле достижения

независимости", вынудили Британию идти на более изощренные уловки за свои

интересы. Политика США, проявлявшая в то время известную дипломатическую

щепетильность, бесповоротно устремлялась к приобретению гегемонии в Азии.

Такая политика, находилась в противоречии с принципом самоопределения

наций. В глазах американских политиков опека выглядела в качестве средства

закабаления народов. Период опеки имелось в виду использовать для

подготовки социальной базы колониализма. Существенная оговорка Каирской

декларации о предоставлении независимости Корее "в должное время" скрывала

хитроумные маневры американской дипломатии направленной на распространение

после войны своего влияния на колониальные страны. Оговорку "в должное

время" предполагалось использовать как лазейку для установления в

послевоенной Корее опеки великих держав.

Различного рода проекты организации опеки над районами колониальных

империй Запада и освобождения от японского управления территорий занимали

значительное место в секретных переговорах государственных деятелей США и

Англии. В вопросе об опеке, так же как во многих других вопросах военного и

политического порядка проявилось острое, казалось, непримиримое

соперничество колониальных держав за распределение сфер влияний, за

главенство в решении вопросов послевоенного урегулирования. Нужны были

гигантские усилия, чтобы прикрыть корыстные замыслы финансово-политических

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.