| |||||
МЕНЮ
| Национальная политика в имперской РоссииII. 789. Отдавая детей в христианские училища, евреи обязаны объявлять об их вере, под опасением взыскания как за подлог. Вступившие в училища дети евреев не принуждаются к перемене их веры и не обязаны посещать тех уроков, в коих преподается учение Христианскому закону (а). Евреям предоставляется обучать детей своих закону веры по собственной их воле, в училищах, или у частных учителей (б). (а) 1835 Апр. 13 (8054) § 106. - (б) 1859 Мая 4 (34461) ст. 2. 790. Сверх дозволения детям евреев посещать казенные и частные христианские училища (ст. 787 - 789), а также учрежденные для них особые казенные еврейские училища (Уст. Уч. Зав.), евреи могут заводить собственные свои частные или от обществ училища для образования своего юношества в науках и искусствах и для изучения правил их вероисповедания, с соблюдением постановлений, изложенных в Свод Уставом Ученых Учреждений и Учебных Заведений и в Уставе Духовных Дел Иностранных Исповеданий. 1835 Апр. 13 (8054) § 113; 1844 Ноябр. 13 (18420); 1859 Мая 4 (34461); 1873 Март. 16 (52020); 1893 Март. 1 (9378). Отделение второе. О правах евреев в составе городских обществ. 791. Евреи-купцы, ремесленники и мещане оседлые, пользуясь в местах, для постоянного жительства им назначенных, всеми правами и преимуществами, предоставленными другим Российским подданным одинакового с ними состояния, поколику оные не противны особым о евреях правилам, должны быть приписаны к обществам по городам, хотя бы жили в местечках, селах и деревнях (ср. Ст. 582, прим. 2, прил.: ст. 1). 1835 Апр. 13 (8054) § 48; 1841 Дек. 17 (15126); 1847 Ноябр. 7 (21688); 1858 Мая 12 (33148); 1875 Апр. 29 (54640) IV, ст. 1. Примечание 1. Правила о торговых и промышленных правах евреев при сем приложены. Примечание 2. Евреи, причисленные к разряду мещан неоседлых, подвергаются разным в правах состояния ограничениям, на основании особого о том положения [1185 Ноябр. 23 (25766).] 792. В городах, где евреи приписаны, они суть члены тамошних обществ и подчинены общему управлению. 1893 Мая 42 (9660). 793. Евреи, принадлежащие к сословиям купцов, мещан и городских ремесленников, во всех тех местах, где дозволено им постоянное пребывание, состоят: по делам хозяйственным в ведении подлежащего городского общественного управления, а по делам о правах состояния в ведении подлежащих сословных учреждений, по тому городу, к коему приписаны, хотя бы проживали в местечках, селах и деревнях (ср. Ст. 582, прим. 2, прил.: ст. 1). 1844 Дек. 19 (18546) § § 1, 2; 1863 Янв. 1 (39119) Имен. ук., ст. 2; 1866 Апр. 13 (43183) ст. 1, 13; 1870 Июн. 16 (48498) Имен. Ук., ст. 1, 2; пол.; 1885 Мая 28 (2988); 1892 Июн. 11 (8708) пол., ст. 95, прим. 2. 794. Городские общественные управления и подлежащие сословные учреждения в заведывании евреями руководствуются общими правилами. К обязанностям их между прочим относится: 1) исправное содержание метрических книг о рождении, браках, разводах и кончине евреев, и все дела, к сим метрикам относящиеся, на основании сих Законов о Состояниях и прочих постановлений; 2) ведомство коробочных доходов и прочих сборов и расходов евреев; 3) записка их в подлежащие состояния, перечисление, увольнение в другие города и снабжение видами на жительство; 4) дела о управлении молитвенных домов и школ еврейских. Городские общественные управления и подлежащие сословные учреждения обязаны содержать во всегдашней исправности: а) посемейные списки всем подведомственным евреям, с означением звания каждого. При переходе евреев в другие состояния и перемене места жительства делаются в сих списках немедленно надлежащие отметки, а дабы во всякое время можно было иметь определенное сведение о состоянии евреев и месте их жительства, то сказанные списки должны быть возобновляемы через каждые два года; б) Алфавитные списки начальников семейств евреев, с означением, под каким номером каждый состоит в посемейном списке; в) верные копии с ревизских сказок; г) ведомости о недоимках; д) контракты на коробочные сборы; е) ведомости о общественных долгах; ж) окладные книги вспомогательного коробочного сбора, с раскладочными реестрами, и другие сведения, необходимые для хозяйственного управления и наблюдения. 1844 Дек. 19 (18546) §§ 5, 6; 1850 Июл. 3 (24299); 1853 Апр. 20 (27172); 1863 Янв. 1 (39119) Имен. Ук.; 1866 Апр. 13 (43183) ст. 1-13; 1870 Июн. 16 (48498) Имен. Ук., ст. 1, 2; пол.; 1874 Янв. 1 (52983) уст., ст. 94-112; 1885 Мая 28 (2988); 1892 Июн. 11 (8708) пол., ст. 95, прим. 2; 1894 Июн. 3 (10709) мн. Гос. Сов., V. Примечание 1. Посемейные и алфавитные списки евреев содержатся по формам, при сем приложенным. Примечание 2. В местах постоянной оседлости евреев, тем, где введено Городовое Положение, наблюдение за духовными правлениями евреев, а также заведование коробочным и свечным сборами с евреев отнесены к ведомству Городских Управ. 1892 Июн. 11 (8708) пол., ст. 95, прим. 2. 795. Евреям-ремесленникам, цеховым, равно занимающимся нецеховыми мастерствами дозволяется поступать в цехи на общем основании и в местностях вне черты, для постоянной оседлости евреев назначенной. 1865 Июн. 28 (42264). 796. В черте общей оседлости евреев учреждаются для них особые неремесленные цехи по правилам, при сем приложенным. 1852 Апр. 16 (26171). 797. Еврейские городские сословия должны: 1) наравне с обществами других вероисповеданий, иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных своих единоверцев; 2) пещись об отвращении бродяжничества своих членов, учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить работу и содержание. 1835 Апр. 13 (8054) § 76. 798. Евреи-купцы, ремесленники и мещане имеют право, по правилам ниже изложенным, избирать из среды своей известное число членов, имеющих определенные к тому качества, на некоторые должности общественного, хозяйственного управления. Там же, § 77; 1836 Мая 27 (9226) IV; 1838 Окт. 24 (11668); 1839 Июн. 29 (12486). 799.Общим правилом для выбора евреев постановляется, что в составе присутствий они должны образовать не более третьей части, так, чтобы другие две трети с Председателем были из Христиан. 1836 Мая 27 (9226) IV; 1839 Июн. 29 (12486) ст. 3; 1870 Июн. 16 (46498) ;1875 Апр. 29 (54640) IV, ст. 7. Примечание (по прод. 1906 г.). Если при выборе или незначении членов из плательщиков в Раскладочное по промысловому налогу Присутствие окажется, по местным условиям, невозможным соблюдение правила, изложенного в сей (799) статье, то необходимые от сего правила отступления разрешаются Губернатором по соглашению с Управляющим Казенною Палатою (Уст. Прям. Налог. изд. 1903 г., ст. 393). 1901 Ноябр. 19 (20745) II. 800. Выборы евреев в предоставленные им, в местах постоянной их оседлости, общественные должности производятся исключительно обществом евреев отдельно от выборов, производимых в те же должности обществом христиан, исключая выборов в присяжные оценщики, которые производятся городским обществом христиан совокупно с обществом евреев. 1865 Февр. 12 (41801); 1867 Июн. 27 (44768) ст. 6; 1883 Апр. 26 (1526) ст. 3. 801. Евреи, перед начатием выборов, а равно избираемые в службу общественную приводятся к присяге по правилам, изложенным в Уставах Духовных Дел Иностранных Исповеданий. 1859 Окт. 19 (34975); 1862 Апр. 26 (38216); Сент. 6 (38643); 1870 Июн. 16 (48498); 1892 Июн. 11 (8708) мн. Гос. Сов., XIV; 1893 Мая 24 (9660). 802. Евреи к исправлению должностей, общественным выборам на них возложенных, должны являться в мундирных кафтанах, определенных положением о мундирах для членов городских мест. 1839 Июн. 29 (12486) ст.7. 803. Евреи могут быть избираемы в должности, зависящие от некоторых городских сословий, например, Старшинских Товарищей (ср. Уст. Пром., ст. 474, прим.), и прочие, какие сего рода должности могут частно существовать по городам. Там же, ст. 2; 1866 Апр. 13 (43183); 1870 Июн. 16 (48498); 1874 дек. 10 (54144); 1898 Июн. 8, собр. узак., 964, пол., ст. 37. 804. Евреи не допускаются в такие могущие быть по городам должности, которые или исключительно предоставлены Христианам или, по роду обязанностей, не могут быть с удобностью и приличием поручаемы евреям. 1839 Июн. 29 (12486) ст. 8. 805. Впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, постановлены следующие правила: 1) евреи не допускаются к участию в Городских Избирательных Собраниях и Собраниях домохозяев (Гор. Пол., ст. 22, прил.: ст. 2; ст. 34), а также к занятию должностей по городскому общественному управлению и к заведыванию отдельными отраслями городского хозяйства и управления (Гор. Пол., ст. 90-107); 2) в городских поселениях губерний, в коих евреям дозволяется постоянное жительство (Уст. Пасп., ст. 11), кроме города Киева, евреи допускаются к исполнению обязанностей городских Гласных или Уполномоченных на следующих основаниях: а) по каждому городскому поселению местною Управою или Городским Старостою ведется особый список евреев, которые на основании Городового положения (ст. 22, прил.: ст. 2; ст. 24,33 и 43) могли бы быть избираемы в городские Гласные или Уполномоченные; б) из внесенных в список лиц избираются местным по земским и городским, либо по городским делам, Присутствием городские Гласные или Уполномоченные в числе, определяемом Министром Внутренних Дел, не свыше, однако, одной десятой части общего состава Думы или Собрания; в) на постановления Присутствия по означенному в предшедшем пункте (б) предмету жалоб е принимается. 1892 Июн. 11 (8708) мн. Гос. Сов. XIV. Примечание 1 (по Прод. 1906 г.). Указанная в пункте 2 сей (805) статьи статья 11 Устава о Паспортах, издания 1890 года, соответствует статье 1 приложения к статье 68 того же Устава, издания 1903 года. Примечание 2 (по Прод. 1906 г.). В городе С.-Петербурге, впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, евреи не допускаются к участию в городских выборах, а также к занятию должностей по городскому управлению и к заведыванию отдельными отраслями городского хозяйства и управления. 1903 Июн. 8 (23101) пол., ст. 17, прим. 806. В виде временной меры, впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, постановлено: евреи купцы первой гильдии и члены их семейств, приписавшиеся к купечеству города Москвы и городов Московской губернии после обнародования Высочайше утвержденного 22 Января 1899 года положения Комитета Министров, не допускаются к участию в Избирательных Собраниях и в Собраниях Выборных Купеческого сословия, а также к занятию должностей сословного управления и вместе с тем не платят местных сословных сборов. 1899 Янв. 22, собр. узак., 408, пол. Ком. Мин. ст. 4 п. 5. Отделение третье. О евреях-земледельцах. 807. В черте общей оседлости евреев, какого бы рода промыслом они ни занимались, евреям дозволяется поступать в земледельческое состояние (ср. ст. 779, прим. 1). 1835 Апр. 13 (80562) § 24; 1839 Окт. 25 (12810); 1844 Дек. 26 (18562) ст.1; 1847 Март. 5 (20977); Мая 12 (21209); 1853 Сент. 30 (27571); 1859 Окт. 22 (35017); 1866 Мая 30 (48854) ст. 1; 1882 Мая 3 (834) пол. Ком. Мин., ст. 1, 4. 808 (по Прод. 1906 г.). Сельские общества евреев-земледельцев существуют отдельно от поселян другой веры; порядок управления сих обществ учрежден по примеру других обществ сельского состояния. Правила об управлении колониями евреев-земледельцев, поселенных в Херсонской и Екатеринославской губерниях на казенной земле, при сем приложены. 1835 Апр. 13 (8054) § 65; 1894 Март. 21 (10457) учр., ст. 3 п. 3; 1904 Мая 31, собр. узак., 1380. 809. (по Прод. 1906 г.). На евреев-земледельцев распространяются правила, содержащиеся в статье 6 (по Прод.) Общего Положения о крестьянах (Особ. Прил. Зак. Сост. Кн. 1) и в приложении к этой статье (по Прод.), причем обязанности Волостных Старшин и Сельских Старост возлагаются в еврейских колониях на сельских их начальников. 1890 Янв. 15 (6527); 1904 Мая 31, собр. узак., 1330, IV. - Ср. 1889 Июл. 12 (6195) Имен. ук., I; 1900 Июн. 12 (18854) I. 810. Земли, отведенные евреям от казны, считаются состоящими в пользовании общества, на них поселенного. 1835 Апр. 13 (8054) § 34; 1844 Дек. 26 (18562) ст. 5; 1866 Мая 30 (43354). 811. Запрещается евреям-земледельцам отведенную от казны или нанятую землю продавать в наем лицам разной с ними веры, под опасением признания всех подобного рода сделок недействительными и сверх того взыскания с той и другой стороны штрафа, равняющегося годовому доходу с отданной в наем земли. 1844 Дек. 26 (18562) ст. 8. 812. При исключении принявших Христианскую веру евреев-земледельцев из прежних обществ, исключаются вместе с ними из оклада, и с семейств их слагаются подлежащие с них части долгов по водворению и недоимок, сколько будет следовать по расчету за исключаемых из оклада крестьянских евреев. 1851 янв.23 (24873); 1866 Мая 30 (43354). 813. Евреи, поселившиеся на землях казенных, обязываются обрабатывать оные сами и могут нанимать для сего работников. Евреи, занимающиеся хлебопашеством нерадиво, подчиняются в их хозяйстве ближайшему надзору местного сельского начальства, по особой для того инструкции; отлучки для промышленности им запрещаются, доколь не исправят своего хозяйства, и за всякое нерадение по оному они подвергаются Сельским Приказом наказаниям, определенным в Сельском Судебном Уставе (т. XII, ч. II, Уст. Казен. Сел.). 1847 Март. 5 (20977); 1887 Апр. 28 (4405) I. Примечание (по Прод. 1906 г.). Упомянутый в сей (813) статье Сельский Судебный Устав (Т. XII, ч. II, изд. 1857 г.) помещен в приложении (по Прод.) к статье 164 Общего Положения о крестьянах (Особ. Прил. Зак. Сост., Кн. I). 814. Евреи, поселенные на казенных землях, разделяются, смотря по состоянию хозяйства их, на разряды, и земледельцы, имеющие неудовлетворительное хозяйство, подвергаются ограничениям, на основании особой, составленной по Министерству Земледелия и Государственных Имуществ, инструкции. 1852 Авг. 19 (26532); 1894 Март.21 (10457) учр., ст.3 п.3. (По Прод. 1906 г.) см. выше, ст.451 (прим.). 815. Еврейские сельские общества должны: 1) наравне с обществами других вероисповеданий, иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных своих единоверцев; 2) печься об отвращении бродяжничества своих членов, учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить работу и содержание. 1835 Апр. 13 (8054) § 76. Примечание (по Прод. 1906 г.). С евреев-земледельцев, поселенных на казенных землях в губерниях Херсонской и Екатеринославской, при отлучках из селений по видам на жительство, взыскивается, на построение в их селениях дома для бедных и увечных евреев и на содержание оных, особый сбор, мера и раскладка которого предоставляется самим еврейским обществам. 1865 Март. 14 (29131); 1877 Янв. 17 (56851а, П. С. З. 1880 г.) Выс. пов., ст.3; 1894 Март. 21 (10457) учр., ст. 3 п. 3; Июн. 3 (10709); 1904 Мая 31, собр. узак. 1380, I, II. Отделение четвертое. О сборах с евреев. 816. Сверх тех сборов, кои взимаются с евреев по состояниям городских и сельских обывателей, производятся с них еще особенные сборы, под названиями свечного и коробочного. Свечной сбор назначается исключительно на устройство еврейских училищ, взимается на основании особых временных правил (1851 Дек. 31 (25865)) и поступает в ведение Министерства Народного Просвещения. Положения о коробочном сборе при сем приложены. 1826 Июн. 29 (433); 1836 Март. 4 (7919); Апр. 13 (8054); 1839 Окт. 25 (12808); 1844 Дек. 19 (18545); Дек. 26 (18562); 1845 Сент. 1 (19304); 1851 Дек. 31 (25865); 1852 Янв. 21 (25924); 1856 Окт. 30 (31076); 1858 Дек. 24 (33949); 1859 Окт. 19 (34975); 1862 Апр. 26 (38216); 1863 Янв. 1 (39119) Имен. ук., ст. 2; 1885 Мая 28 (2988). Печатается по изданию: Свод законов Российской империи. В пяти книгах. Книга третья. Тома 8, ч. 2- 9. Том 9. СПб., [1912]. С. 87- 95. VII. Закавказье А. Западное Закавказье № 61. Высочайший манифест 12-го сентября 1801 года Божией милостью, Мы, Александр первый, Император и Самодержец Вероссийский, и прочая и прочая и прочая. Объявляем всем обитателям царства Грузинского, кому о том ведать надлежит. Покровительство и верховная власть Российской Империи над царством Грузинским всегда налагали на монархов российских и долг защиты. В 1796 году, против сильного впадения к вам Аги-Магомет-хана, в Бозе почивающая великая государыня императрица Екатерина Алексеевна послала часть войск своих. Столь успешное тогда не токмо спасение царства Грузинского, но и счастливое покорение всех областей и народов от берегов Каспийского моря до рек Куры и Аракса ограждали вас от всяких опасностей. Оставалось, токмо внутренним благоучреждением благоденствие ваше утвердить навеки. Но внезапное и скоропостижное отступление войск российских из Персии, Армении и из пределов ваших испровергли справедливое ожидание ваше. Все потом претерпенныя вами бедствия: нашествие неверных и иноплеменных народов, разорение городов и селений, порабощение и увлечение в плен отцов, матерей, жен и детей ваших, наконец раздор царской фамилии и разделение народа между разными искателями царского достоинства влекли вас в междоусобные брани. Окружающие вас хищные народы готовы были напасть на царство ваше и ненаказанно растерзать его остатки. Соединением всех сих зол не токмо народ, но даже и имя народа грузинского, храбростию прежде столь славного во всей Азии, истребилось бы от лица земли. Стоя в бездне сей, неоднократно, призывали вы покровительство российское. Вступление войск наших и поражение Омар-хана аварского приостановили гибель вашу, устрашив всех хищников, наполняющих горы Кавказские, и тех, кои раздирают область Персии и великой Армении. Затихли крамолы посреди вас, и все вы единодушно и торжественно воззвали власть российскую управлять вами непосредственно. Мы, вступя на всероссийский престол, обрели царство Грузинское, присоединенное к России, о чем и манифест в 18-й день января 1801 года издан уже был во всенародное известие. Вникая в положение ваше и видя, что посредство и присутствие войск российских в Грузии и доныне одно удерживает пролитие крови нам единоверных и конечную гибель, уготованную вам от хищных и неверных, сопредельные вам народов, желали Мы испытать еще, нет ли возможности восстановить первое правление под покровительством Нашим и сохранить вас в спокойствии и безопасности. Но ближайшие по сему исследования наконец убедили Нас, что разные части народа грузинского, равно драгоценные нам по человечеству, праведно страшатся гонения и мести того, кто из искателей достоинства царского мог бы достигнуть его власти, поелику противу всех их большая часть в народе столь явно себя обнаружила. Одно сомнение и страх сих последствий, возродив беспокойства, неминуемо были бы источником междоусобий и кровопролития. Сверх того бывшее правление, даже и в царство царя Ираклия, который духом и достоинством своим соединил все под власть свою, не могло утвердить ни внешней, ни Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|