бесплатно рефераты
 

Национальная политика в имперской России

II.

789. Отдавая детей в христианские училища, евреи обязаны объявлять об их

вере, под опасением взыскания как за подлог. Вступившие в училища дети

евреев не принуждаются к перемене их веры и не обязаны посещать тех уроков,

в коих преподается учение Христианскому закону (а). Евреям предоставляется

обучать детей своих закону веры по собственной их воле, в училищах, или у

частных учителей (б). (а) 1835 Апр. 13 (8054) § 106. - (б) 1859 Мая 4

(34461) ст. 2.

790. Сверх дозволения детям евреев посещать казенные и частные христианские

училища (ст. 787 - 789), а также учрежденные для них особые казенные

еврейские училища (Уст. Уч. Зав.), евреи могут заводить собственные свои

частные или от обществ училища для образования своего юношества в науках и

искусствах и для изучения правил их вероисповедания, с соблюдением

постановлений, изложенных в Свод Уставом Ученых Учреждений и Учебных

Заведений и в Уставе Духовных Дел Иностранных Исповеданий. 1835 Апр. 13

(8054) § 113; 1844 Ноябр. 13 (18420); 1859 Мая 4 (34461); 1873 Март. 16

(52020); 1893 Март. 1 (9378).

Отделение второе.

О правах евреев в составе городских обществ.

791. Евреи-купцы, ремесленники и мещане оседлые, пользуясь в местах, для

постоянного жительства им назначенных, всеми правами и преимуществами,

предоставленными другим Российским подданным одинакового с ними состояния,

поколику оные не противны особым о евреях правилам, должны быть приписаны к

обществам по городам, хотя бы жили в местечках, селах и деревнях (ср. Ст.

582, прим. 2, прил.: ст. 1). 1835 Апр. 13 (8054) § 48; 1841 Дек. 17

(15126); 1847 Ноябр. 7 (21688); 1858 Мая 12 (33148); 1875 Апр. 29 (54640)

IV, ст. 1.

Примечание 1. Правила о торговых и промышленных правах евреев при сем

приложены.

Примечание 2. Евреи, причисленные к разряду мещан неоседлых, подвергаются

разным в правах состояния ограничениям, на основании особого о том

положения [1185 Ноябр. 23 (25766).]

792. В городах, где евреи приписаны, они суть члены тамошних обществ и

подчинены общему управлению. 1893 Мая 42 (9660).

793. Евреи, принадлежащие к сословиям купцов, мещан и городских

ремесленников, во всех тех местах, где дозволено им постоянное пребывание,

состоят: по делам хозяйственным в ведении подлежащего городского

общественного управления, а по делам о правах состояния в ведении

подлежащих сословных учреждений, по тому городу, к коему приписаны, хотя бы

проживали в местечках, селах и деревнях (ср. Ст. 582, прим. 2, прил.: ст.

1). 1844 Дек. 19 (18546) § § 1, 2; 1863 Янв. 1 (39119) Имен. ук., ст. 2;

1866 Апр. 13 (43183) ст. 1, 13; 1870 Июн. 16 (48498) Имен. Ук., ст. 1, 2;

пол.; 1885 Мая 28 (2988); 1892 Июн. 11 (8708) пол., ст. 95, прим. 2.

794. Городские общественные управления и подлежащие сословные учреждения в

заведывании евреями руководствуются общими правилами. К обязанностям их

между прочим относится: 1) исправное содержание метрических книг о

рождении, браках, разводах и кончине евреев, и все дела, к сим метрикам

относящиеся, на основании сих Законов о Состояниях и прочих постановлений;

2) ведомство коробочных доходов и прочих сборов и расходов евреев; 3)

записка их в подлежащие состояния, перечисление, увольнение в другие города

и снабжение видами на жительство; 4) дела о управлении молитвенных домов и

школ еврейских. Городские общественные управления и подлежащие сословные

учреждения обязаны содержать во всегдашней исправности: а) посемейные

списки всем подведомственным евреям, с означением звания каждого. При

переходе евреев в другие состояния и перемене места жительства делаются в

сих списках немедленно надлежащие отметки, а дабы во всякое время можно

было иметь определенное сведение о состоянии евреев и месте их жительства,

то сказанные списки должны быть возобновляемы через каждые два года; б)

Алфавитные списки начальников семейств евреев, с означением, под каким

номером каждый состоит в посемейном списке; в) верные копии с ревизских

сказок; г) ведомости о недоимках; д) контракты на коробочные сборы; е)

ведомости о общественных долгах; ж) окладные книги вспомогательного

коробочного сбора, с раскладочными реестрами, и другие сведения,

необходимые для хозяйственного управления и наблюдения. 1844 Дек. 19

(18546) §§ 5, 6; 1850 Июл. 3 (24299); 1853 Апр. 20 (27172); 1863 Янв. 1

(39119) Имен. Ук.; 1866 Апр. 13 (43183) ст. 1-13; 1870 Июн. 16 (48498)

Имен. Ук., ст. 1, 2; пол.; 1874 Янв. 1 (52983) уст., ст. 94-112; 1885 Мая

28 (2988); 1892 Июн. 11 (8708) пол., ст. 95, прим. 2; 1894 Июн. 3 (10709)

мн. Гос. Сов., V.

Примечание 1. Посемейные и алфавитные списки евреев содержатся по формам,

при сем приложенным.

Примечание 2. В местах постоянной оседлости евреев, тем, где введено

Городовое Положение, наблюдение за духовными правлениями евреев, а также

заведование коробочным и свечным сборами с евреев отнесены к ведомству

Городских Управ. 1892 Июн. 11 (8708) пол., ст. 95, прим. 2.

795. Евреям-ремесленникам, цеховым, равно занимающимся нецеховыми

мастерствами дозволяется поступать в цехи на общем основании и в местностях

вне черты, для постоянной оседлости евреев назначенной. 1865 Июн. 28

(42264).

796. В черте общей оседлости евреев учреждаются для них особые

неремесленные цехи по правилам, при сем приложенным. 1852 Апр. 16 (26171).

797. Еврейские городские сословия должны: 1) наравне с обществами других

вероисповеданий, иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных

своих единоверцев; 2) пещись об отвращении бродяжничества своих членов,

учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить работу и содержание.

1835 Апр. 13 (8054) § 76.

798. Евреи-купцы, ремесленники и мещане имеют право, по правилам ниже

изложенным, избирать из среды своей известное число членов, имеющих

определенные к тому качества, на некоторые должности общественного,

хозяйственного управления. Там же, § 77; 1836 Мая 27 (9226) IV; 1838 Окт.

24 (11668); 1839 Июн. 29 (12486).

799.Общим правилом для выбора евреев постановляется, что в составе

присутствий они должны образовать не более третьей части, так, чтобы другие

две трети с Председателем были из Христиан. 1836 Мая 27 (9226) IV; 1839

Июн. 29 (12486) ст. 3; 1870 Июн. 16 (46498) ;1875 Апр. 29 (54640) IV, ст.

7.

Примечание (по прод. 1906 г.). Если при выборе или незначении членов из

плательщиков в Раскладочное по промысловому налогу Присутствие окажется, по

местным условиям, невозможным соблюдение правила, изложенного в сей (799)

статье, то необходимые от сего правила отступления разрешаются Губернатором

по соглашению с Управляющим Казенною Палатою (Уст. Прям. Налог. изд. 1903

г., ст. 393). 1901 Ноябр. 19 (20745) II.

800. Выборы евреев в предоставленные им, в местах постоянной их оседлости,

общественные должности производятся исключительно обществом евреев отдельно

от выборов, производимых в те же должности обществом христиан, исключая

выборов в присяжные оценщики, которые производятся городским обществом

христиан совокупно с обществом евреев. 1865 Февр. 12 (41801); 1867 Июн. 27

(44768) ст. 6; 1883 Апр. 26 (1526) ст. 3.

801. Евреи, перед начатием выборов, а равно избираемые в службу

общественную приводятся к присяге по правилам, изложенным в Уставах

Духовных Дел Иностранных Исповеданий. 1859 Окт. 19 (34975); 1862 Апр. 26

(38216); Сент. 6 (38643); 1870 Июн. 16 (48498); 1892 Июн. 11 (8708) мн.

Гос. Сов., XIV; 1893 Мая 24 (9660).

802. Евреи к исправлению должностей, общественным выборам на них

возложенных, должны являться в мундирных кафтанах, определенных положением

о мундирах для членов городских мест. 1839 Июн. 29 (12486) ст.7.

803. Евреи могут быть избираемы в должности, зависящие от некоторых

городских сословий, например, Старшинских Товарищей (ср. Уст. Пром., ст.

474, прим.), и прочие, какие сего рода должности могут частно существовать

по городам. Там же, ст. 2; 1866 Апр. 13 (43183); 1870 Июн. 16 (48498); 1874

дек. 10 (54144); 1898 Июн. 8, собр. узак., 964, пол., ст. 37.

804. Евреи не допускаются в такие могущие быть по городам должности,

которые или исключительно предоставлены Христианам или, по роду

обязанностей, не могут быть с удобностью и приличием поручаемы евреям. 1839

Июн. 29 (12486) ст. 8.

805. Впредь до пересмотра действующих о евреях узаконений, постановлены

следующие правила: 1) евреи не допускаются к участию в Городских

Избирательных Собраниях и Собраниях домохозяев (Гор. Пол., ст. 22, прил.:

ст. 2; ст. 34), а также к занятию должностей по городскому общественному

управлению и к заведыванию отдельными отраслями городского хозяйства и

управления (Гор. Пол., ст. 90-107); 2) в городских поселениях губерний, в

коих евреям дозволяется постоянное жительство (Уст. Пасп., ст. 11), кроме

города Киева, евреи допускаются к исполнению обязанностей городских Гласных

или Уполномоченных на следующих основаниях: а) по каждому городскому

поселению местною Управою или Городским Старостою ведется особый список

евреев, которые на основании Городового положения (ст. 22, прил.: ст. 2;

ст. 24,33 и 43) могли бы быть избираемы в городские Гласные или

Уполномоченные; б) из внесенных в список лиц избираются местным по земским

и городским, либо по городским делам, Присутствием городские Гласные или

Уполномоченные в числе, определяемом Министром Внутренних Дел, не свыше,

однако, одной десятой части общего состава Думы или Собрания; в) на

постановления Присутствия по означенному в предшедшем пункте (б) предмету

жалоб е принимается. 1892 Июн. 11 (8708) мн. Гос. Сов. XIV.

Примечание 1 (по Прод. 1906 г.). Указанная в пункте 2 сей (805) статьи

статья 11 Устава о Паспортах, издания 1890 года, соответствует статье 1

приложения к статье 68 того же Устава, издания 1903 года.

Примечание 2 (по Прод. 1906 г.). В городе С.-Петербурге, впредь до

пересмотра действующих о евреях узаконений, евреи не допускаются к участию

в городских выборах, а также к занятию должностей по городскому управлению

и к заведыванию отдельными отраслями городского хозяйства и управления.

1903 Июн. 8 (23101) пол., ст. 17, прим.

806. В виде временной меры, впредь до пересмотра действующих о евреях

узаконений, постановлено: евреи купцы первой гильдии и члены их семейств,

приписавшиеся к купечеству города Москвы и городов Московской губернии

после обнародования Высочайше утвержденного 22 Января 1899 года положения

Комитета Министров, не допускаются к участию в Избирательных Собраниях и в

Собраниях Выборных Купеческого сословия, а также к занятию должностей

сословного управления и вместе с тем не платят местных сословных сборов.

1899 Янв. 22, собр. узак., 408, пол. Ком. Мин. ст. 4 п. 5.

Отделение третье.

О евреях-земледельцах.

807. В черте общей оседлости евреев, какого бы рода промыслом они ни

занимались, евреям дозволяется поступать в земледельческое состояние (ср.

ст. 779, прим. 1). 1835 Апр. 13 (80562) § 24; 1839 Окт. 25 (12810); 1844

Дек. 26 (18562) ст.1; 1847 Март. 5 (20977); Мая 12 (21209); 1853 Сент. 30

(27571); 1859 Окт. 22 (35017); 1866 Мая 30 (48854) ст. 1; 1882 Мая 3 (834)

пол. Ком. Мин., ст. 1, 4.

808 (по Прод. 1906 г.). Сельские общества евреев-земледельцев существуют

отдельно от поселян другой веры; порядок управления сих обществ учрежден по

примеру других обществ сельского состояния. Правила об управлении колониями

евреев-земледельцев, поселенных в Херсонской и Екатеринославской губерниях

на казенной земле, при сем приложены. 1835 Апр. 13 (8054) § 65; 1894 Март.

21 (10457) учр., ст. 3 п. 3; 1904 Мая 31, собр. узак., 1380.

809. (по Прод. 1906 г.). На евреев-земледельцев распространяются правила,

содержащиеся в статье 6 (по Прод.) Общего Положения о крестьянах (Особ.

Прил. Зак. Сост. Кн. 1) и в приложении к этой статье (по Прод.), причем

обязанности Волостных Старшин и Сельских Старост возлагаются в еврейских

колониях на сельских их начальников. 1890 Янв. 15 (6527); 1904 Мая 31,

собр. узак., 1330, IV. - Ср. 1889 Июл. 12 (6195) Имен. ук., I; 1900 Июн. 12

(18854) I.

810. Земли, отведенные евреям от казны, считаются состоящими в пользовании

общества, на них поселенного. 1835 Апр. 13 (8054) § 34; 1844 Дек. 26

(18562) ст. 5; 1866 Мая 30 (43354).

811. Запрещается евреям-земледельцам отведенную от казны или нанятую землю

продавать в наем лицам разной с ними веры, под опасением признания всех

подобного рода сделок недействительными и сверх того взыскания с той и

другой стороны штрафа, равняющегося годовому доходу с отданной в наем

земли. 1844 Дек. 26 (18562) ст. 8.

812. При исключении принявших Христианскую веру евреев-земледельцев из

прежних обществ, исключаются вместе с ними из оклада, и с семейств их

слагаются подлежащие с них части долгов по водворению и недоимок, сколько

будет следовать по расчету за исключаемых из оклада крестьянских евреев.

1851 янв.23 (24873); 1866 Мая 30 (43354).

813. Евреи, поселившиеся на землях казенных, обязываются обрабатывать оные

сами и могут нанимать для сего работников. Евреи, занимающиеся

хлебопашеством нерадиво, подчиняются в их хозяйстве ближайшему надзору

местного сельского начальства, по особой для того инструкции; отлучки для

промышленности им запрещаются, доколь не исправят своего хозяйства, и за

всякое нерадение по оному они подвергаются Сельским Приказом наказаниям,

определенным в Сельском Судебном Уставе (т. XII, ч. II, Уст. Казен. Сел.).

1847 Март. 5 (20977); 1887 Апр. 28 (4405) I.

Примечание (по Прод. 1906 г.). Упомянутый в сей (813) статье Сельский

Судебный Устав (Т. XII, ч. II, изд. 1857 г.) помещен в приложении (по

Прод.) к статье 164 Общего Положения о крестьянах (Особ. Прил. Зак. Сост.,

Кн. I).

814. Евреи, поселенные на казенных землях, разделяются, смотря по состоянию

хозяйства их, на разряды, и земледельцы, имеющие неудовлетворительное

хозяйство, подвергаются ограничениям, на основании особой, составленной по

Министерству Земледелия и Государственных Имуществ, инструкции. 1852 Авг.

19 (26532); 1894 Март.21 (10457) учр., ст.3 п.3.

(По Прод. 1906 г.) см. выше, ст.451 (прим.).

815. Еврейские сельские общества должны: 1) наравне с обществами других

вероисповеданий, иметь попечение о призрении престарелых, увечных и больных

своих единоверцев; 2) печься об отвращении бродяжничества своих членов,

учреждая заведения, в коих бедные могли бы находить работу и содержание.

1835 Апр. 13 (8054) § 76.

Примечание (по Прод. 1906 г.). С евреев-земледельцев, поселенных на

казенных землях в губерниях Херсонской и Екатеринославской, при отлучках из

селений по видам на жительство, взыскивается, на построение в их селениях

дома для бедных и увечных евреев и на содержание оных, особый сбор, мера и

раскладка которого предоставляется самим еврейским обществам. 1865 Март. 14

(29131); 1877 Янв. 17 (56851а, П. С. З. 1880 г.) Выс. пов., ст.3; 1894

Март. 21 (10457) учр., ст. 3 п. 3; Июн. 3 (10709); 1904 Мая 31, собр. узак.

1380, I, II.

Отделение четвертое.

О сборах с евреев.

816. Сверх тех сборов, кои взимаются с евреев по состояниям городских и

сельских обывателей, производятся с них еще особенные сборы, под названиями

свечного и коробочного. Свечной сбор назначается исключительно на

устройство еврейских училищ, взимается на основании особых временных правил

(1851 Дек. 31 (25865)) и поступает в ведение Министерства Народного

Просвещения. Положения о коробочном сборе при сем приложены. 1826 Июн. 29

(433); 1836 Март. 4 (7919); Апр. 13 (8054); 1839 Окт. 25 (12808); 1844 Дек.

19 (18545); Дек. 26 (18562); 1845 Сент. 1 (19304); 1851 Дек. 31 (25865);

1852 Янв. 21 (25924); 1856 Окт. 30 (31076); 1858 Дек. 24 (33949); 1859 Окт.

19 (34975); 1862 Апр. 26 (38216); 1863 Янв. 1 (39119) Имен. ук., ст. 2;

1885 Мая 28 (2988).

Печатается по изданию: Свод законов Российской империи. В пяти книгах.

Книга третья. Тома 8, ч. 2- 9. Том 9. СПб., [1912]. С. 87- 95.

VII. Закавказье

А. Западное Закавказье

№ 61. Высочайший манифест 12-го сентября 1801 года

Божией милостью, Мы, Александр первый, Император и Самодержец Вероссийский,

и прочая и прочая и прочая.

Объявляем всем обитателям царства Грузинского, кому о том ведать надлежит.

Покровительство и верховная власть Российской Империи над царством

Грузинским всегда налагали на монархов российских и долг защиты. В 1796

году, против сильного впадения к вам Аги-Магомет-хана, в Бозе почивающая

великая государыня императрица Екатерина Алексеевна послала часть войск

своих. Столь успешное тогда не токмо спасение царства Грузинского, но и

счастливое покорение всех областей и народов от берегов Каспийского моря до

рек Куры и Аракса ограждали вас от всяких опасностей. Оставалось, токмо

внутренним благоучреждением благоденствие ваше утвердить навеки. Но

внезапное и скоропостижное отступление войск российских из Персии, Армении

и из пределов ваших испровергли справедливое ожидание ваше. Все потом

претерпенныя вами бедствия: нашествие неверных и иноплеменных народов,

разорение городов и селений, порабощение и увлечение в плен отцов, матерей,

жен и детей ваших, наконец раздор царской фамилии и разделение народа между

разными искателями царского достоинства влекли вас в междоусобные брани.

Окружающие вас хищные народы готовы были напасть на царство ваше и

ненаказанно растерзать его остатки. Соединением всех сих зол не токмо

народ, но даже и имя народа грузинского, храбростию прежде столь славного

во всей Азии, истребилось бы от лица земли. Стоя в бездне сей,

неоднократно, призывали вы покровительство российское. Вступление войск

наших и поражение Омар-хана аварского приостановили гибель вашу, устрашив

всех хищников, наполняющих горы Кавказские, и тех, кои раздирают область

Персии и великой Армении. Затихли крамолы посреди вас, и все вы единодушно

и торжественно воззвали власть российскую управлять вами непосредственно.

Мы, вступя на всероссийский престол, обрели царство Грузинское,

присоединенное к России, о чем и манифест в 18-й день января 1801 года

издан уже был во всенародное известие. Вникая в положение ваше и видя, что

посредство и присутствие войск российских в Грузии и доныне одно удерживает

пролитие крови нам единоверных и конечную гибель, уготованную вам от хищных

и неверных, сопредельные вам народов, желали Мы испытать еще, нет ли

возможности восстановить первое правление под покровительством Нашим и

сохранить вас в спокойствии и безопасности. Но ближайшие по сему

исследования наконец убедили Нас, что разные части народа грузинского,

равно драгоценные нам по человечеству, праведно страшатся гонения и мести

того, кто из искателей достоинства царского мог бы достигнуть его власти,

поелику противу всех их большая часть в народе столь явно себя обнаружила.

Одно сомнение и страх сих последствий, возродив беспокойства, неминуемо

были бы источником междоусобий и кровопролития. Сверх того бывшее

правление, даже и в царство царя Ираклия, который духом и достоинством

своим соединил все под власть свою, не могло утвердить ни внешней, ни

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.