бесплатно рефераты
 

Экзаменационные билеты

лишь о некоторых, относительно обнадеживающих, предварительных результатах:

укрепление рубля, снижение инфляции, ликвидация дефицита, предсказуемость

экономики и рост хозяйственной активности в некоторых отраслях экономики

России.

В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере экономики

явилось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных

расходов. Была развернута компания по проведению залоговых аукционов:

продажа государственного пакета акций крупных предприятий страны

(Норильский никель, Связьинвест и др.) во временное управление частными

компаниями. В настоящее время доля частного сектора в производстве ВВП

оставляет около 80 %. Из этого следует, что капитал в экономике современной

России занимает лидирующие позиции.

Финансовая стабилизация страны во многом достигалась жестким

регулированием конвертируемости российской национальной волюты. Однако

структурный экономический кризис 17 августа 1998 г. в одночасье разрушил

все оптимистические ожидания ведущих зарубежных и отечественных политиков и

экономистов. Реальные доходы российских граждан сократились в среднем на 25

%. Правительство С.В.Кириенко было отправлено в отставку. Немаловажную

роль в стабилизации валютно-финансовой системы страны сыграл кабинет

министров во главе с Е.М. Примаковым. Благодаря жесткому финансовому

регулированию к маю 1999 г. удалось добиться снижения инфляции в стране до

2, 5 %.

Несмотря на достигнутые успехи Б.Н. Ельцин отправил Е.М.Примакова в

отставку. Начался этап частых кадровых перестановок в высшем руководстве

государства. В мае 1999 г. председателем Правительства стал С.В. Степашин,

который на этой должности находился всего три месяца. За короткий период

его правления экономическая ситуация в стране не улучшилась. Новым

председателем правительства с августа 1999 г. стал В.В. Путин. В связи с

избранием его Президентом РФ руководство кабинетом министров в мае 2000 г.

было поручено М.В. Касьянову.

В настоящее время Правительство РФ предпринимает меры по ужесточению

бюджетной дисциплины, созданию делового климата для инвестиций в экономику

страны. Идет подготовка к проведению административной реформы, структурной

реорганизации правительства, министерств и ведомств.

Внешнеполитическая деятельность российского руководства

в 1991-2000 гг.

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее

политические и экономические связи с внешним миром. Приоритетными задачами

внешнеполитической концепции Российской Федерации являлись: сохранение

территориальной целостности и независимости; обеспечение благоприятных

условий для развития рыночной экономики и включение в мировое сообщество.

Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего

Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса

реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными

странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств

преодоления экономического кризиса в стране.

Российская Федерация была принята в Международный валютный фонд и

Всемирный банк. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об

отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В январе 1996 г. РФ вступила в

Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав

человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали

действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.

Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР,

распад Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) вызвали переориентацию

внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен

режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными

экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской

Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии

России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и

Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические

предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по

территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу.

Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам.

Основу импорта в Россию составляли в основном медикаменты,

продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем

объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10 %.

Отношение с государствами СНГ. В деятельности правительства РФ проблема

взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимала важное

место. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать

государств. Первоначально центральное место в отношениях между ними

занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего

СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные

валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских

грузов по их территории за рубеж. Деятельность российского правительства

внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании

преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и

ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в

обществе, на завершение перехода от прежней, советской модели развития к

новой общественно-политической системе, к формированию демократического

правового государства.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими

республиками, что привело к значительному снижению товарооборота с

государствами СНГ. Основу поставок России в эти страны составляли топливно-

энергетические ресурсы. В структуре импортных поступлений преобладали

товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути

развития торговых отношений с Россией являлась образовавшаяся в

предшествующие годы финансовая задолженность ей государств Содружества. В

середине 90-х годов ее размер превышал 6 млрд. долларов.

Правительство РФ стремилось сохранить интеграционные связи между

бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан

Межгосударственный комитет стран Содружества. Между шестью государствами

был заключен договор о коллективной безопасности (май 1992 г.), разработан

и утвержден устав СНГ (январь 1993 г.). Вместе с тем Содружество стран не

представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР

складывались непросто. Велись острые споры с Украиной по проблемам раздела

Черноморского флота, статуса Крымского полуострова и Севастополя. Конфликты

с государствами Прибалтики были вызваны дискриминацией проживающего там

русскоязычного населения и территориальными спорами. Экономические и

стратегические интересы России в Таджикистане и Молдове явились причиной ее

участия в нормализации вооруженных конфликтов в этих регионах. В настоящее

время имеет большое значение деятельность российской пограничной службы по

охране границ Содружества, особенно таджико-афганского участка.

Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской

Федерацией и Белоруссией. 2 апреля 1996 г. был подписан Договор об

образовании Сообщества Белоруссии и России, а ровно через год оно было

преобразовано в Союз Белоруссии и России. 23 мая 1997 г. был одобрен устав

Союза. В настоящее время процесс интеграции двух государств развивается

более динамично и продуктивно.

В целях укрепления интеграционных связей в октябре 1996 г. на очередном

заседании лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного

экономического комитета и формировании Таможенного союза государств –

участников Содружества. Укрепились межгосударственные отношения с Украиной.

31 мая 1997 г. был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и

стратегическом партнерстве между Россией и Украиной. Однако на современном

этапе развития Содружества имеется много нерешенных проблем. С середины

1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан фактически вышли из состава

участников Договора о коллективной безопасности и предпочитают решать

проблемы своей безопасности путем сотрудничества со странами НАТО.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г.

началось дипломатическое признание России. Страны Европейского Сообщества

заявили о признании суверенности России, переходе к ней прав и

обязанностей бывшего СССР. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о

сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. После

распада Организации Варшавского Договора Россия начала вывод своих войск из

стран Восточной Европы и государств Прибалтики, этот длительный процесс

завершился 31 августа 1994 г. В июне 1994 г. Россия присоединилась к

натовской программе партнерства, а в мае 1997 г. был подписан Договор об

особом партнерстве России с НАТО.

Однако надежды Российской Федерации на сохранение в Европе сложившегося

миропорядка не оправдались. Несмотря на возражения России в апреле 1999 г.

Польша, Чехия и Венгрия были приняты в состав государств – участников НАТО.

После прихода к власти в Соединенных Штатах Америки Буша – младшего

межгосударственные отношения России и США ухудшились. В целях обеспечения

собственной безопасности Россия активизировала свою политику на

международной арене. Она активно выступила против военной операции стран

НАТО в Косово (март-июнь 1999 г.), политики США по созданию однополярного

мирового порядка. За последние годы Россия предприняла активные шаги по

укреплению межгосударственных отношений с Китаем, Японией, Германией,

Монголией, Северной Кореей, Кубой, государствами Скандинавии др.

Военная политика России на современном этапе

После распада СССР руководство России следовало договоренностям с

другими республиками Содружествами Независимых Государств о том, что

Вооруженные Силы будут едины. Однако Украина первой начала создавать

собственные Вооруженные Силы. К военному строительству приступили Армения,

Азербайджан и другие республики. В этих условиях 7 мая 1992 г. Указом

Президента России Б.Н.Ельцина было объявлено о создании Российских

Вооруженных Сил.

Предусматривалось строительство Вооруженных Сил Российской Федерации

осуществлять в соответствии с принципами подконтрольности военных структур

высшим органам государственной власти; соответствия организационной

структуры, боевого состава и численности войск(сил) Концепции безопасности

России; многонациональной, кадровой армии, комплектуемой на основе

сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту;

единоначалия; постоянной боевой готовности; учета национально-

исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного

строительства.

Российская армия и флот создавались не на пустом месте. Хотя раздел

Вооруженных Сил бывшего Союза был произведен, в основном, по

"географическому" признаку, Россия все же унаследовала значительную часть

военного потенциала бывшего СССР. А это значит, что не все пришлось

создавать заново.

Нужна ли России сильная армия сегодня? С 1990 по 1998 гг. преобладали

популистские, а порой и безответственные заявления о ее радикальном

сокращении, так как угрозы безопасности стране якобы больше не существует,

что не соответствовало реальной действительности

Угроза безопасности России на современном этапе:

Во внешнеполитической сфере: Проблемы сохранения целостности РФ;

территориальные претензии к РФ; свертывание интеграционных процессов в

СНГ; ослабление связей РФ с другими государствами в районах традиционного

сотрудничества; неустойчивость государственных структур власти в

определенных странах; вооруженные конфликты в сопредельных странах и

спровоцированные ими миграционные процессы и т.д.

В экономической сфере: ослабление экономической самостоятельности

России; снижение ее технического и промышленного потенциала; закрепление

топливно-сырьевой специализации в мировой экономике; ограничение

присутствия России на ряде зарубежных рынков; блокирование доступа России к

передовым технологиям; неконтролируемый вывоз капитала и отдельных

стратегически важных сырьевых товаров за пределы России и т.д.

В военной сфере: существующие очаги локальных войн и вооруженных

конфликтов; неурегулированность управления и контроля за стратегическими

силами бывшего СССР; распространение оружия массового уничтожения,

средств его доставки и новейших технологий военного производства; нарушение

целостности системы обороны, неопределенность государственной границы

России с прибалтийскими государствами; неурегулированность вопросов

правового статуса пребывания российских войск на территории стран ближнего

зарубежья; сохранение угрозы мирового терроризма.

Во внутриполитической сфере: угрозы, связанные с формированием

качественно нового уровня взаимоотношений центра с регионами; угрозы,

связанные с напряженностью в социально-экономической сфере; организованная

преступность и коррупция; угрозы на национальной почве. В сфере экологии:

прежде всего угрозы техногенного характера в сопредельных государствах.

Таким образом, Российской Федерации жизненно необходимо иметь

Вооруженные Силы, достойные великой державы.

Реформирование Российских Вооруженных Сил происходило в сложной

обстановке:

1. Кризис в стране и на всем постсоветском пространстве.

2. Первый стратегический эшелон обороны в Восточной Европе оказался

полностью разрушен.

3. Оказался разрушен и второй стратегический эшелон обороны - бывшее

приграничье СССР.

4. Проблемы взаимоотношений России с Украиной.

5. Необходимость в создания новых группировок войск и военной

инфраструктуры.

6. Российские войсковые части выполняют задачи в странах ближнего

зарубежья в " правовом вакууме".

Суть реформирования армии и флота заключается в создании относительно

немногочисленных, мобильных, оснащенных высокоэффективным оружием,

укомплектованных профессиональными военнослужащими Вооруженными Силами.

Реформирование Российских Вооруженных Сил осуществлялось по этапам.

На первом этапе, в течение 1992-1993 гг. были созданы новые центральные

и местные органы военного управления и заложены правовые основы для

создания и функционирования армии, социальной защиты военнослужащих.

Проделан большой объем работы по правовому обеспечению строительства ВС.

Принят ряд законодательных актов, регулирующих их служебно-боевую

деятельность. Разработаны и утверждены «Основные положения военной доктрины

Российской Федерации» (ноябрь 1993 г.). Это документ переходного периода -

периода становления российской государственности, осуществления

демократических реформ, формирования новой системы международных отношений.

Его характерные черты: оборонительный характер; Россия в отличие от СССР не

исключает возможность применения ядерного оружия первой; отсутствие

определения главного противника; намерение участвовать в международных

операциях по поддержанию мира; участие ВС, в случае необходимости, в

ликвидации внутренних вооруженных конфликтов; контроль за расходованием сил

и средств на оборону. Приняты "военный пакет" законов "Об обороне", "О

воинской обязанности и военной службе" и др.

На втором этапе, в течение 1993-1994 гг. - вывод войск из стран

ближнего и дальнего зарубежья, сокращение и реорганизация частей, создание

группировок, переход к смешанной системе комплектования армии и флота.

Разработана и введена в действие новая система боевой готовности ВС.

Генеральным штабом осуществлен комплекс мер по планированию мобилизации

и применению войск в новых геополитических и геостратегических условиях.

Уточнены проекты концепции Программы вооружения, военно-правовой реформы,

военного образования и т.д.

На третьем этапе, в 1995-1999 гг., реорганизация видов Российских ВС,

системы подготовки военных кадров, совершенствование системы комплектования

армии.

Медленные темпы реформы ВС обусловлены экономическими проблемами

государства. Главная из них - финансовая. При существующей системе и

объемах финансирования реформирование и техническое переоснащение

Вооруженных Сил осуществляется на низком уровне. Вследствие недостатка

финансирования обостряются вопросы практической реализации нормативных

"военных законов".

Сложной проблемой является работа по оформлению и обустройству

государственной границы России, особенно со странами СНГ:

- принципы добрососедства и сотрудничества, полноценность режима

границ со странами Балтии;

- прозрачная граница с Белоруссией, Казахстаном, Украиной;

- Северный Кавказ - два рубежа: государственная граница России и

внешние границы Грузии и Армении.

Имеются и другие проблемы, с которыми пришлось столкнуться в ходе

реформ. Например, требуют адекватной реакции, наносящие ущерб безопасности

страны, действия НАТО по расширению блока за счет стран, ранее входивших в

Организацию Варшавского Договора; интенсивные провокационные полеты боевой

авиации и боевое патрулирование подводных лодок иностранных государств в

приграничье и т.д. Попытки США создать однополярный мировой порядок требуют

внесения изменений в состав и размещение группировок войск.

Реформирование Российских Вооруженных Сил является сложной и наиболее

важной государственной задачей. Успешное ее проведение позволит России

иметь Вооруженные Силы, соответствующие ее статусу великой державы. В

настоящее время Министерство Обороны во главе с С.Ивановым предпринимает

действенные меры по повышению эффективности и боеспособности Вооруженных

сил Российской Федерации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.