бесплатно рефераты
 

Экзаменационные билеты

народов. Потери составили свыше 3 млн. человек. В их числе: 600 тыс.

советских воинов пали на земле Польши; 140 тыс. военнослужащих погибли

при освобождении Чехословакии; более 140 тыс. - в Венгрии; 102 тыс. - в

восточных районах Германии; около 69 тыс. - в восточных районах Югославии;

около 26 тыс. - в Австрии;

б) оказание разносторонней помощи антифашистскому Сопротивлению: от

подготовки кадров до поставок вооружения и боеприпасов;

в) создание иностранных воинских формирований. В их числе: 19

пехотных, 5 артиллерийских и 5 авиационных дивизий; 6 пехотных, 8

танковых и мотострелковых, 12 артиллерийских и минометных, 5 инженерно-

саперных бригад и т.д. Общая численность иностранных воинских формирований,

созданных СССР, составляла свыше 500 тыс. человек. Для их оснащения

наша страна безвозмездно передала более миллиона единиц стрелкового

вооружения; 16500 орудий и минометов; 1100 танков и самоходно-

артиллерийских установок; более 2300 самолетов, много другого военного

имущества;

г) материальная помощь в виде поставок продовольствия, восстановления

мостов и дорог, разминирования улиц, зданий, крестьянских полей и т.д.

4. Итогом Великой Победы стало создание благоприятных условий для

освободительной борьбы народов более чем 80 стран.

В целом, мир коренным образом изменился. Из вышеприведенных итогов

войны следует ряд актуальных и поучительных уроков.

1. Недопустимость диктата политики в военном деле, монополии

руководителя государства в выборе средств и способов ведения войны. Цена

подобного положения, особенно в первый период войны, была исключительно

тяжела. Фашистам было позволено начать кровавые расовые эксперименты.

Парадоксально, но лишь с проведением разумной децентрализации властных

полномочий, с прекращением вмешательства политиков в оперативно-

тактические дела военных Красная Армия начала оказывать все возрастающее

сопротивление врагу.

2. Необходимость единства общества в деле достижения победы.

Идеалы социальной справедливости были основой стойкости и героизма

советского народа в Великой Отечественной войне.

Многонациональными были все воинские коллективы в Советских Вооруженных

Силах. За подвиги на фронтах 11603 воина были удостоены звания Героя

Советского Союза. Среди Героев Советского Союза представители 62

национальностей.

3. Против войны надо бороться, пока она не началась. Это значит:

- поддерживать усилия миролюбивых сил по обузданию войны;

- оперативно реагировать на все изменения в планах и намерениях

вероятного противника, держать войска и органы управления на уровне,

адекватном вероятной угрозе;

- изучать, творчески перерабатывать опыт минувшей войны и применять его

с учетом современных реальностей.

Изменения в мире после Второй мировой войны.

Начало «холодной войны»

Международное положение СССР после войны, в которой он победил ценой

больших потерь, было в высшей степени парадоксальным. Страна была

разорена. В то же время ее лидеры имели законное право претендовать на

видную роль в жизни мирового сообщества. Однако соотношение сил было для

СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он извлекал

выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части Европы, и его

армия занимала по численности первое место в мире. В то же время в области

военной технологии США и Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный

потенциал которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.

Таким образом, налицо было острое противоречие между видимой ситуацией

и реальным раскладом сил. Советские руководители ясно осознавали это

положение, что заставляло их испытывать сильное чувство уязвимости, но в

то же время они считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем

самым, включение Советского Союза в международную сферу

характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации возможны были

два подхода: первый предполагал усилия по сохранению "большого

альянса", созданного в годы войны, и получение передышки для

реконструкции и развития экономики; второй делал эквивалент военного

противовеса из приобретения "залогов безопасности" посредством расширения

сферы советского влияния.

Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, исходил из

предположений о неминуемом кризисе, который сметет капиталистическую

систему, но отодвигал его приход в отдаленное будущее, признавал

существование возможности урегулирования отношений в двухполюсном мире

между социалистическим лагерем во главе с СССР и империалистическим

лагерем во главе с США и подчеркивал опасность скорой конфронтации

между ними.

Из-за некоторой пассивности западных держав второй подход,

непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов

безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за Ялтинской

конференцией.

В условиях все более поляризующегося мира эта политика привела в

последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в первую очередь,

вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в Корее. После столкновений

1945-1946 гг. "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947г.,

когда мир раскололся на два антагонистических блока.

Советская дипломатия высказывала свое намерение решать крупные

международные проблемы только с США (показательно, что с конца 1945 года

контакты между Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-

министра Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале

1946 года Молотов, в частности, заявил, что СССР - одна из двух

крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может быть

решен без ее участия. Сохраняя свою приверженность к политике раздела

сфер влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной

безопасности, который отводил ООН центральное место в урегулировании

конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции в Иране, так как до

этого момента политика получения "залогов безопасности" приносила свои

плоды.

Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта 1946

года), Черчилль произнес в Фултоне (Миссури), в присутствии президента

Трумэна, свою знаменитую речь о "железном занавесе". Эта речь, основные

положения которой разделялись на Западе не всеми, особенно

находившимися тогда у власти английскими лейбористами, тем не менее,

свидетельствовала о начале нового и важного этапа в осознании Западом

реальности угрозы "советского экспансионизма".

Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная конференция,

проходившая во французской столице с 29 июля по 15 октября 1946 года,

были посвящены главным образом урегулированию германской проблемы. Они не

привели ни к какому сближению западных и советских позиций, за

исключением вопроса о репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс

объявил в Штутгарте, что, по мнению американского правительства, настал

момент передать немецкому народу ответственность за ведение своих

собственных дел, предоставить Германии возможность обрести

самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже заявил,

что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме никаких

окончательных обязательств о восточной границе Германии.

Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей

оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных

предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий, которые

работали исключительно на СССР. Хотя СССР неизменно подтверждал свою

приверженность идее воссоединения демократизированной и демилитаризованной

Германии, растущее несоответствие политических и экономических структур

в западных и советской оккупационных зонах делало эту идею все более

иллюзорной.

После провала Мирной конференции отношения между западными странами

и СССР еще более ухудшились. Чтобы попытаться урегулировать не

решенные Мирной конференцией проблемы, новое совещание министров

иностранных дел собралось в Москве 10 марта 1947 года, которое также

закончилось безрезультатно. Из провала московской конференции американцы

сделали для себя бесспорный вывод о необходимости без промедления

связать западные оккупационные зоны с западноевропейскими

государствами экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня

Маршал изложил в Гарварде основные направления экономического плана,

призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без

которого невозможны ни стабильность, ни мир".

В июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех

стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех во французскую

столицу прибыл Молотов во главе делегации, количество членов которой

и их ранг давали пищу для оптимистических прогнозов. Однако через три дня

представители советской делегации выразили свое принципиальное несогласие с

американским проектом: они соглашались на двустороннюю помощь без

предварительных условий и контроля, но возражали против коллективного

предприятия, способного поставить под сомнение исключительное влияние СССР

в Восточной Европе и увеличить способность Западной Европы к сопротивлению.

В то же время они постарались уменьшить психологический эффект,

произведенный предложением Маршала, путем сравнения огромных нужд

послевоенной Европы и ограниченных возможностей США. 2 июля Молотов

прервал переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские

страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых великих

держав" свою экономическую и национальную независимость.

Ухудшение международного климата продолжалось в течение всего 1947

года, отмеченного все более заметным втягиванием восточноевропейских стран

в орбиту СССР.

Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень летом 1948

года из-за событий, связанных с блокадой Берлина.

Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме

(Лондон, ноябрь - декабрь 1947 года) ускорил процесс создания

Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав об

организации выборов в западногерманское учредительное собрание маршал

Соколовский, советский представитель в межсоюзническом Контрольном Совете

по управлению Берлином, 20 марта вышел из этого органа, что привело к

ликвидации четырехсторонней администрации Берлина. 24 июня советская

сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал Соколовский

открыто заявил, что "технические трудности" в передвижении между

Берлином и Западной Германией сохранятся до тех пор, пока Вашингтон,

Лондон и Париж не откажутся от своего проекта создания "трехзонного"

правительства. Запад был вынужден организовать "воздушный мост", который

снабжал город около года, до 12 мая 1949 года, когда блокада была,

наконец, снята.

На Совете четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22

мая по 20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя

советской дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности трех

западных зон. В ответ на создание 23 мая Федеративной Республики

Германии, созванное в Восточном Берлине народное собрание приняло

конституцию демократической неделимой Германии.

Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена

Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз передал

все гражданские правомочия.

1949-1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной войны",

ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года

Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" неустанно

разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением Германии. 1949 год

был "крайне опасным" годом, поскольку СССР уже не сомневался, что

американцы надолго останутся в Европе. Но он же принес советским

руководителям и удовлетворение: успешное испытание первой советской

атомной бомбы (сентябрь 1949 г.) и победа китайских коммунистов.

В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" советской

внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об интеграции ФРГ в

западную политическую систему и ее перевооружении. Используя глубокие

расхождения между западными державами по этой проблеме, советская

дипломатия имела возможность ловко маневрировать.

23 октября 1950 года собравшиеся в Праге министры иностранных дел

восточноевропейского лагеря предложили подписать мирный договор с

Германией, предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее

всех иностранных войск. В декабре западные страны в принципе

согласились на встречу, но потребовали, чтобы на ней были обсуждены

все проблемы, по которым имело место противостояние Запада и Востока.

Продолжавшиеся с 5-го марта по 21-ое июня 1951 года в Париже переговоры

не привели стороны к соглашению.

В течение следующих нескольких лет отношения между Советским Союзом и

западными странами достигли большой напряженности. 14 июня 1955

года, в ответ на действия Запада, Болгария, Венгрия, Чехословакия, СССР,

Польша, Румыния, ГДР, Албания подписали Варшавский договор "с целью

обеспечения безопасности стран участниц и поддержания мира в

Европе".

Серьезную опасность для мира представляла все расширяющаяся гонка

вооружений. Как США, так и СССР из года в год увеличивали свои военные

бюджеты, тысячи ученых и инженеров трудились над созданием самых

совершенных видов оружия массового уничтожения.

В СССР «холодная война обернулась тотальной подозрительностью к

иностранцам, ограничением культурных контактов с Западом.

Начиная с 1958 года, проводились попытки положить начало

сокращению вооружений, но они оказывались неудачными. Итак, к концу 50-

х гг. мир стал более полярным, и никто не видел выхода из "холодной

войны".

Таким образом, в послевоенном мире противоречия социально-экономических

систем социализма и капитализма обрели характер идеологического

противоборства «западной демократии» и «восточного коммунизма»,

расколовшего мир на два враждующих лагеря, получивших, по их

геополитической ориентации, название «Восток» и «Запад», с центрами в СССР

и США.

Насаждение советской модели развития после 1945 г.

Внутренние преобразования в государствах Восточной Европы происходили

при непосредственном участии СССР. В них оставались советские войска.

Догматически, без учета местных условий, насаждался здесь социалистический

опыт. Принимаемые Москвой решения были обязательны для всех

социалистических стран.

В 1947 году оформление режимов "народной демократии" вступило в свою

вторую фазу: власть переходила к коммунистам. В Румынии король Михай

отрекся от престола в пользу народной республики. В Болгарии, где бывший

руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, создал в ноябре

1946 года правительство с коммунистическим большинством, летом

1947 года была принята Конституция, скопированная с советской. В

конце августа был казнен лидер Партии болгарских крестьян Петков,

герой антифашистского Сопротивления. В Польше сформированное в 1945 году

коалиционное правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947

года; коммунист Берут стал Президентом республики, а Гомулка занимал

пост Генерального Секретаря Коммунистической партии. Выборы в Венгрии

(август 1947 года), искусно проведенные коммунистом-министром

внутренних дел Райком, завершились поражением крестьянской партии.

Коммунисты решили, что полученные на выборах 22% голосов, сделавшие их

первой партией в стране, дали им право захватить все ключевые посты в

правительстве, что они и сделали.

Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР,

подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму.

Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, туда в

феврале 1948 г. вновь были введены советские войска; из-за противодействия

советской армии не переросла в крупное восстание тлевшая с 1944 г. в Польше

гражданская война. В 1953 г. были подавлены антиправительственные

выступления в ГДР.

С 1949 г. экономические отношения социалистического лагеря

координировались Советом экономической взаимопомощи (СЭВ), в который

первоначально входили СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и

Чехословакия. Создание СЭВ вовсе не означало, что СССР грабил своих

союзников. Скорее наоборот, пытаясь компенсировать недостаток политической

свободы, Сталин старался предоставить некоторые экономические выгоды

союзникам, введя в их пользу неэквивалентный обмен. По образцу Советского

Союза в этих странах проводились не только экономические реформы

(индустриализация, коллективизация), но и политические репрессии.

В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания монолитных

"блоков", внезапный разрыв между СССР и Югославией, о котором стало

известно весной 1948 года, выявил наличие сильной напряженности и

расхождения интересов внутри "социалистического лагеря". Советско-

югославское согласие, очень тесное в момент окончания войны,

символизировавшееся Договором о дружбе и взаимопомощи от 11 апреля

1945 года, с конца 1947 года начало давать трещины. Важную роль в этом

сыграли личные отношения Сталина и Тито, их амбиции и претензии на

лидерство. В результате в 1949 г. дипломатические отношения между

Югославией и СССР были разорваны, Советский Союз отозвал оттуда своих

специалистов. Советско-Югославский конфликт стал одной из причин, приведших

к репрессиям против национальных коммунистических кадров.

С 1949 по 1952 годы в странах народной демократии под контролем или

при прямом участии "советников" из сталинского МГБ прошли две волны

чисток.

Первая была направлена против "национальных" политических лидеров,

замененных людьми, своим прошлым более тесно связанными с СССР.

Вторая, в которой "космополитизм" был главным критерием для осуждения

и арестов, ударила по коммунистам преимущественно еврейской

национальности; их основное преступление состояло в том, что, будучи

в прошлом членами интербригад или работая в Коминтерне, они были

свидетелями сталинских методов "чистки" конца 30-х годов, примененных

теперь в коммунистических партиях восточноевропейских стран.

Социально-экономическое развитие СССР в 1945 - 1953 гг.

Перестройка экономики на рельсы мирного развития осуществлялась в

сложных условиях. Военные действия на территории страны нанесли огромный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.