бесплатно рефераты
 

Экзаменационные билеты

заключалось в следующем: идеологизированность, поддержка режимов,

заявляющих о социалистической ориентации; недооценка уровня развития этих

стран; использование военной силы в стремлении удержать страны третьего

мира в сфере социалистического лагеря. Крупным просчетом советского

руководства стал ввод войск в Афганистан в 1979 г., приведший к мировой

изоляции СССР.

С конца 70-х гг. начался невиданный виток гонки вооружений.

1. 1979-1980 годы - попытки США развернуть в Западной Европе

нейтронное оружие.

2. 1983-1984 годы - США размещают на территории ФРГ, Англии, Италии

крылатые ракеты среднего радиуса действия.

3. 1984 год - СССР размещает в ГДР и ЧССР ядерные ракеты среднего

радиуса (СС-20), наращивает танковые части в Европе, развертывает

строительство авианосцев.

На смену разрядки опять пришла гонка вооружений. Основными причинами

являлись:

Во-первых, идеологические стереотипы и догматизм мышления политиков

всех стран. Об этом свидетельствовали следующие факты: а) стратегическая

концепция "ядерного сдерживания", лежавшая в основе политики стран

Запада; б) утверждение советского руководства о том, что мирное

сосуществование является "специфической формой классовой борьбы"; в)

понимание безопасности, как наращивания военной силы и вооружений и т.д.

Во-вторых, решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979

г. В этой необъявленной 9-летней войне погибло 15 тыс. советских солдат,

35 тыс. было ранено. Во всем мире это событие расценили как открытую

агрессию. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН почти в полном

составе осудила действия СССР. Афганские события резко понизили авторитет

СССР, привели к серьезному сужению его внешнеполитической деятельности.

В-третьих, решение советского руководства о размещении ракет средней

дальности в Европе.

В итоге страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений.

Об агрессивности внешней политики США свидетельствовало следующее:

1. Агрессивная направленность всех военных доктрин и политики США за

1965-1985 гг. Американский атомный шантаж имел место в 1968 г. против

Вьетнама, в 1980 г. против Ирана. С 1961 по 1965 гг. ЦРУ США осуществило

около тысячи тайных операций против неугодных американскому руководству

деятелей и законных правительств.

2. Превышающий инфляцию рост военного бюджета США. С 1960 по 1985

г. военный бюджет США возрос с 41,6 до 292,9 млрд. долл., т.е. более чем в

7 раз. Это официальные цифры. Фактически военные расходы США были в 1,5

раза больше. Они не учитывали расходы: по министерству энергетики (ядерные

взрывы, лазеры и т.д.); военные программы НАСА, "звездные войны";

военную помощь другим странам.

3. Не утихающая гонка вооружений.

4. Идеологическая подрывная деятельность против стран социалистического

лагеря, которая достигла уровня "психологической войны".

5. Укрепление существующих и создание новых военных блоков и баз:

- 1966 г. - АЗПАК (Азиатско-Тихоокеанский совет);

- 1971 г. - АНЗЮК (Тихоокеанская военная группировка).

- На территории 34 стран было 400 военных объектов США, из них 100

баз - вокруг СССР.

6. Разжигание существующих и создание новых очагов международной

напряженности. За рассматриваемый период США осуществили интервенции: 1964-

1973 гг. - Индокитай; 1980 г. - Никарагуа; 1980 г. - Иран; 1981-1986 гг.

- Ливия; 1982-1984 гг. - Ливан; 1983 г. - Гренада.

Международное положение СССР в первой половине 80-х гг. резко

ухудшилось. Активные попытки его преодоления были предприняты лишь во

второй половине 80-х гг., с приходом к власти М.С.Горбачева.

Социальная и духовная жизнь в СССР

в 1965 - 1985-х гг.

Социальные отношения. Социальная структура советского общества: рабочий

класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-

государственная бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение

наций (официальная точка зрения), реально - зрели серьезные национальные

противоречия и конфликты. Социальные гарантии: бесплатное образование,

бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды

потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост

продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость.

Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным

обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации

(привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества, преступности,

пьянства, массовость мелких хищений.

Духовная и общественная жизнь страны в 70-х - начале 80-х гг.

характеризуется:

Свертыванием либеральных начинаний хрущевской поры.

Идеологизацией науки и культуры.

3. Твердым партийным руководством общественным и культурным процессом,

жесткой официальной линией.

4. Бюрократизацией духовной жизни страны (созданием всевозможных

комитетов, комиссий, всеобъемлющим контролем, усилением цензуры).

5. Административным, идеологическим и уголовным преследованием

инакомыслящих.

6. Ограничением на знакомство с западной культурой.

7. Усилением идеологического и административного диктата над всеми

сферами общественной жизни и контролем за «умами людей».

8. Жесткой регламентацией тематики в развитии культурной жизни страны.

Диссидентское движение (общественно-политическая и духовная

оппозиция) - развернулось в 70-е гг. Диссиденты - лица, не согласные с

режимом и открыто выступавшие против попрания гражданских свобод;

приверженцы принципа самоценности человеческой личности.

1. Цели движения: борьба с существующим строем (одни боролись только с

коммунизмом, другие же и с советской государственностью, ставя задачу

разрушения СССР).

2. Методы: антикоммунистическая и антисоветская пропаганда; организация

демонстраций под правозащитными лозунгами, пресс конференций, кружков и

групп; обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту

прав тех или иных лиц; издательская деятельность ("самиздат" и "тамиздат")

и т.д. Так в 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции -

художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Брежневу.

В письме речь шла о появлении опасности реабилитации Сталина и о

недопустимости возрождения неосталинизма. В 1968 г. участники

правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с

вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию. В середине 70-х

гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению

хельсинских соглашений.

3. Классификация движения:

а) либерально-демократическое течение (правозащитники: Даниэль,

Синявский, Сахаров и др.);

б) патриотическая (русская) оппозиция: Солженицын;

в) религиозная оппозиция;

г) националистическая оппозиция (Прибалтика, Западная Украина,

Закавказье);

д) молодежная оппозиция.

4. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные»

и «враждебные». Карательные меры государства в отношении диссидентов:

ссылка (Сахаров); заключение в тюрьмы (Даниэль, Синявский, Григоренко и

др.), психбольницы (Шемякин); высылка за границу и лишение гражданства

(Вишневская, Бродский, Войнович, Владимиров, Любимов, Тарковский,

Неизвестный, Солженицын, Ростропович и др.). Преследованиям подвергались

сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным

«системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

5.Значение движения: диссидентское движение сыграло определенную роль в

расшатывании режима, в пробуждении сознания народа.

Все эти формы протеста получат признание и расцветут в период

«гласности».

Попытки преодоления кризиса в СССР и перестройки

Советского общества в 1985 - 1991 гг.

Процессу начала перемен в СССР послужила долголетняя

разбалансированность советского хозяйства по основным пропорциям (группам

"А" и "Б"), между потреблением и накоплением, доходами и материальными

ресурсами и т.д., что в конечном счете привело к ухудшению экономической

ситуации в стране. До середины 80-х годов этой разбалансированности не

придавалось должного экономического значения, поскольку командно-

административная система «амортизировала» ее отрицательные последствия

путем поддержания низкой заработной платы основной части населения, жестким

контролем над ценами, проведением денежных реформ, реализацией

практически замороженных займов, распродажей нефтяных, газовых и других

богатств страны и т.д. Это привело к созданию условий снижения темпов

социально-экономического развития советского государства. Отрыв от наиболее

развитых стран мира в повышении эффективности производства и качества

продукции, в научно-техническом развитии, в производстве и освоении

современной техники и технологии стал увеличиваться.

Инерция экстенсивного роста тянула в экономический тупик, к застою в

развитии. Дефицит внутреннего рынка СССР покрывался импортом, приобретенным

за "нефтедоллары". Валютная выручка от продажи топливно-энергетических и

сырьевых товаров использовалась в основном на решение текущих задач, а не

на модернизацию экономики, преодоление ее технического отставания.

Застойные явления в экономике отражались на всех сторонах жизни общества,

прежде всего на социальной сфере. Заметно пошатнулись в обществе идейные и

нравственные ценности.

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая

смена высшего руководства: Ю.В.Андропов (июнь 1983 г. – февраль 1984 г.),

К.У.Черненко (апрель 1984 г. – март 1985 г.). В марте 1985 г. руководящие

посты в государстве были перераспределены. Генеральным Секретарем ЦК КПСС

стал М.С. Горбачев. Это означало, что часть партаппарата стремилась к

переменам.

Хотя и принято считать началом перестройки апрельский (1985 г.) Пленум

ЦК КПСС, как об этом заявлял М.С.Горбачев, однако в повестке дня Пленума

стоял вопрос лишь об ускорении социально-экономического развития страны.

Считалось, что большинство проблем можно решить путем преодоления темпов

снижение экономических развития и усовершенствования структуры управления

народным хозяйством. Реформа, предложенная Горбачевым, началась под

лозунгами «ускорение»,«перестройка», «гласность».

Под понятием ускорение понималось повышение темпов экономического роста

(не ниже 4% в год), активная социальная политика (продовольственная,

жилищная и т.д.).

Ход ускорения: приоритетное развитие тяжелой промышленность и

машиностроения; решение проблемы капитальных вложений; опора на энтузиазм

трудящихся и систему соревнования; укрепление трудовой и производственной

дисциплины;

Провал курса: неудавшиеся кампании: борьба с пьянством и борьба с

нетрудовыми доходами. Не оправдала себя и ставка на энтузиазм, которая не

была подкреплена научно-техническим прогрессом. Мало эффективные

капитальные вложения и социально-экономические преобразования.

Чернобыльская трагедия стала мрачным символом катастрофы, надвигавшейся на

советское государство.

Перестройка (1987 - 1991 гг.) – это радикальные преобразования во всех

сферах общественной жизни советского общества, охватывавшие экономику,

государственное устройство, внутреннюю и внешнюю политику, а также культуру

и духовную жизнь. Автор этой концепции академик Л.Абалкин.

1). Составные звенья концепции перестройки и этапы ее осуществления. В

начале (1987-1988 гг.) - радикальная экономическая реформа, затем к ней

подключаются реформа политической системы, далее курс на обновление

идеологии.

2). Состояние экономики: снижение объемов производства, инфляция,

бюджетный дефицит, падение производственной дисциплины, дисбаланс денежной

массы и товарного покрытия (кризисы спроса: сахарный, табачный, водочный,

чайный и др.).

3). Начало перестройки в области экономики (1987-1989 гг.). Первым

шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии

(объединении), представивший значительные права предприятиям и трудовым

коллективам (1987 г.). Начали создаваться совместные предприятия (первое -

май 1987 г. - советско-венгерское). Предполагалась перестройка центрального

аппарата управления (министерств и ведомств). Трудовые коллективы получили

право выбирать руководителей и контролировать деятельность администрации.

Приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности (1988

г.). В 1990 г. более 7 млн. граждан были заняты в развивающемся

кооперативном секторе, 1 млн. получили патенты на индивидуальную трудовую

деятельность.

Вместе с тем, до 1990 г. государство продолжало устанавливать план,

определять номенклатуру продукции, уровень цен и налогообложения. Рынок не

работал. Частная инициатива сталкивалась с финансовыми, правовыми,

снабженческими, психологическими трудностями.

Преобразования (с 1989 г.) в аграрном секторе: роспуск госагропрома

(отказ от сверхцентрализации управления), свертывание борьбы с личным

подсобным хозяйством, курс на многоукладность в аграрном секторе (равенство

всех форм хозяйствования).

Экономические реформы «ускорения» не дали положительных результатов.

Они были недостаточно радикальны и не затрагивали самые болезненные

проблемы (цены, кредит, снабжение). Перестройка привела к резкому падению

жизненного уровня и сопротивлению не только бюрократического аппарата, но и

значительной части населения.

Курс на ускорение был отвергнут и провозглашена программа перехода к

рыночной экономике (1989-1991 гг.). Были выработаны две модели: Первая -

сочетание плана и рынка (Л.Абалкин-Н.Рыжков), была изложена в постановлении

ВС СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике (июнь 1990

г.). Вторая - альтернативная программа - 500 дней. Она предполагала

создание основы рынка, поэтапной приватизации производства, формирования

частной собственности, сбалансирования финансов (Явлинский, Шаталин);

Третья - попытка объединить программы (Горбачев).

На этапе перехода к рыночной экономике было издано более 100 законов:

об основах экономических отношений в СССР, о собственности, о предприятиях

в СССР и др.. Однако многие из них не работали. Положение экономики

становилось все более угрожающим. Если в 1988 г. рост национального дохода

составил 4.4%, то в 1990 г. его сокращение достигло 10%. Обстановка в

стране ухудшалась, нарастал товарный дефицит, падала платежеспособность

рубля, усиливался «черный рынок».

Нарастала волна забастовок и протестов, в авангарде которых были

шахтеры. В декабре 1990 г. правительство СССР во главе с Н.И.Рыжковым

подает в отставку. Новый председатель Совмина В.С.Павлов предпринял попытку

оживить финансовую систему через повышение цен в 2-10 раз с частичной

компенсацией убытков. В 1991 г. в стране началась новая волна забастовок. В

их авангарде снова оказались шахтеры, требованием которых была отставка

президента СССР. В то время, как союзное руководство утрачивало поддержку

народа, Б.Н.Ельцин выступал с популистскими обещаниями провести реформы не

за счет народа, а во благо советских граждан.

Политическое развитие.

В 1988 г. руководство страны пришло к выводу, что экономическое

развитие страны удерживает политическая система. Одной из основных

предпосылок широкомасштабных политических преобразований явилось обсуждение

новой редакции программы КПСС и ее принятие на 27 съезде компартии (1986

г.). Коммунистическая идеология в партии и обществе постепенно стала

вытесняться идеями перестройки. 1987 г. положил начало политике гласности,

открытого и свободного обсуждения проблемных вопросов общественной жизни.

Идея перестройки политической системы советского общества впервые была

обнародована в июне 1988 г. на 19 Всесоюзной партконференции.

конституционной реформы. В резолюции конференции закреплялась модель

«гуманного, демократического социализма с человеческим лицом». Предлагалось

создать двухуровневую представительную систему власти: Съезд народных

депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избираемый из депутатов съезда.

Этапы политической реформы: демократизация политической системы (1989

г.) и переход к правовому государству (1990-1991 гг.).

Первый этап: с 25 мая по 6 июня 1989 г. состоялся 1-й съезд народных

депутатов СССР. Сформирован Верховный Совет СССР, председателем которого

был избран М.С.Горбачев. На съезде шла борьба между демократами, союзниками

и старой партийной гвардией. Символами демократии стали Сахаров и Ельцин.

Старую партийную гвардию возглавил секретарь ЦК Лигачев. Коммунистов-

реформаторов представляли Горбачев, Яковлев, Шеварнадзе. Съезд наметил пути

выхода страны из кризиса

Второй съезд народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) рассмотрел

этапы экономической реформы, дал политическую и правовую оценку советско-

германским договоренностям 1939 г. и решению прежнего руководства страны о

вводе войск в Афганистан и др.

Второй этап: 1990-1991 гг. Первостепенной задачей этого этапа явилось

создание президентской системы власти в стране и переход к

многопартийности. В марте 1990 г. на 3 съезде народных депутатов Союза ССР

М.С.Горбачев был избран Президентом СССР. Переход к президентской системе

власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию советской

власти.

3-й съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции СССР о

руководящей роли КПСС (по настоянию Горбачева это предложение внес Пленум

ЦК). В руководстве партии развернулась идейная борьба между коммунистами-

ортодоксами, центристами, социал-демократами и др. Начинается процесс

распада КПСС (по идейному и национально-организационному направлению): 1989-

1990 гг. - из КПСС вышли компартии прибалтийских республик, в 1990 г. -

создана компартия РСФСР. В июле 1990 г. состоялся последний 28 съезд КПСС,

на котором была одобрена платформа демократического социализма. Апрельский

(1991 г.) Пленум ЦК КПСС выявил значительные идейные разногласия в

руководстве компартии.

В партии и обществе усилилась критика проводимого М.С.Горбачевым курса

по реформированию советского общества. Нельзя сказать, что в этой ситуации

народ безмолвствовал. На Всесоюзном референдуме он высказал большинством

голосов за сохранение Союза. Весной 1991 г. правительства 13 союзных

республик подписали "Антикризисную программу совместных действий". Однако

у политических лидеров республик имелись свои планы. Б.Н.Ельцин добивался

полной независимости и суверенитета России. Л.М.Кравчук (Украина),

С.Н.Шушкевич (Белоруссия), С.Ниязов (Туркмения) не рисковали

противоречить Горбачеву и курс на суверенитет вели скрытно. Н.Назарбаев

(Казахстан), И.Каримов (Узбекистан) и А.Муталибов (Азербайджан) однозначно

высказывались за обновленную федерацию. Таким образом, действия

экономических и политических лидеров союзных республик были

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.