бесплатно рефераты
 

Экзаменационные билеты

П.А.Румянцева. Кампания 1768-1769 года закончилась для турок неудачей, но

не принесла особого успеха и русской армии. Перелом наступил лишь в 1770

году, когда военные действия развернулись на нижнем Дунае. П.А.Румянцев с

разницей в несколько дней одержал две блестящие победы над численно

превосходящими силами противника при Ларге и Кагуле (летом 1770 года). На

Кавказе был также достигнут успех: турки оказались отброшены к

Черноморскому побережью.

Летом 1770 года русский флот под командованием Алексея Орлова нанёс

сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В 1771 году русские

войска заняли Крым.

Попытка Екатерины II заключить в 1772 году мир не увенчалась успехом

(не устраивали условия Турции).

В 1773 году русская армия возобновила военные действия. А.В.Суворов

взял крепость Туртукай на южном берегу Дуная и в 1774 году одержал победу

при Козлудже. Румянцев переправился через Дунай и двинулся на Балканы.

Турция капитулировала. В 1774 году в Кючук-Кайнарджи был подписан мирный

договор, по которому России отходили земли между Бугом и Днепром, включая

морское побережье, крепости в Крыму, а Крымское ханство объявлено

независимым. На Чёрном море устанавливалась свобода мореплавания для

русских торговых судов с правом выхода в Средиземное море. Кабарда была

присоединена к России.

Освободившаяся армия была переброшена на подавление восстания

Пугачёва.

То, что мирный договор являлся лишь передышкой, понимали и в России, и

в Турции. Спорным по-прежнему оставался вопрос Крыма. Дипломатическая

борьба вокруг него не прекращалась. В ответ на происки турецкого

правительства русские войска в 1783 заняли полуостров. Турция в

ультимативной форме потребовала вернуть ей Крым, признать Грузию вассальным

владением и предоставить право осмотра русских торговых судов.

Русско-турецкая война 1787-1791 годов началась с попытки Турции

высадить десант на Кинбурнскую косу, но атака была отбита войсками под

командованием А.В.Суворова. Затем, в 1788 году он берёт мощную крепость

Очаков, после чего русская армия развернула наступление на дунайском

направлении, результатом которого были две победы, при Рымнике и Фокшанах.

Взятие Суворовым в 1790 году неприступной крепости Измаил существенно

приблизило заключение мира.

Одновременно русский флот под командованием одного из наиболее

выдающихся русских флотоводцев контр-адмирала Ф.Ф.Ушакова нанёс несколько

поражений туркам в Керченском проливе и у островов Тендра и Калиакрия.

Турецкий флот был вынужден капитулировать.

В декабре 1791 года в Яссах был подписан мирный договор, установивший

границу между Россией и Турцией по Днестру. Россия получала Очаков и Крым,

но выводила свои войска из Грузии.

Вторая внешнеполитическая задача - присоединение к России украинских и

белорусских земель - решалась правительством Екатерины II путём так

называемых разделов Польши, которые совершались совместно с Пруссией и

Австрией.

В октябре 1763 года умер польский король Август III. Россия приняла

активное участие в избрании нового короля, чтобы не допустить вступления

Польши в коалицию вместе с Францией, Турцией и Швецией. Положение

складывалось в пользу России, так как Англия ожидала заключения выгодного

для себя русско-английского торгового договора, Пруссия не склонна была

ссориться с Россией после завершения Семилетней войны, Франция находилась в

тяжёлом экономическом положении. В самой Польше развернулась борьба разных

группировок за престол. После долгой борьбы, 26 августа 1764 года, на

коронационном сейме польским королём, при поддержке России, был избран

С.Понятовский. Активность России вызвала неудовольствие Пруссии и Австрии,

стремившихся увеличить свои территории за счёт Польши. Это привело к

разделу Польши, начало которому было положено оккупацией австрийцами части

польской территории.

Прусский король Фридрих II, мечтавший об увеличении своих земель за

счёт соседей, обратился к Екатерине II с предложением о совместном разделе

Польши между Пруссией, Австрией и Россией. Поскольку силы России были

заняты на юге в войне против Турции, то отказаться от предложения Фридриха

II значило передать инициативу в руки Пруссии. Поэтому, в августе 1772 года

в Петербурге был подписан первый договор о разделе Польши между тремя

государствами. К России отошла часть белорусских и украинских земель, к

Австрии - Галиция с крупным торговым городом Львовом, к Пруссии - Поморье и

часть Великой Польши.

Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией

во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В

1791 году там была введена конституция, которая, несмотря на ряд

недостатков, была прогрессивной, укрепила польскую государственность, что

противоречило интересам России, Пруссии и Австрии. В 1793 году Россия и

Пруссия совершили второй раздел: Россия получила центральную часть

Белоруссии и Правобережную Украину; Пруссия - коренные польские земли

Гданьск, Торунь, Познань. Австрия не получила своей доли по второму

разделу. Конституция 1791 года была отменена. Второй раздел практически

поставил страну в полную зависимость от Пруссии и России. Патриотические

силы общества в марте 1794 года подняли восстание.

Движение возглавил один из героев войны за независимость Северной

Америки Т.Костюшко. После нескольких побед, одержанных повстанцами,

значительная часть русских войск покинула пределы Польши. Т.Костюшко обещал

уничтожить крепостную зависимость, уменьшить повинности. Это привлекло в

его армию значительную часть крестьянства. Однако, чёткой программы

действий не было, энтузиазма восставших на долго не хватило.

Осенью 1794 года русские войска, предводимые А.В.Суворовым, взяли

штурмом Прагу (предместье Варшавы). В ноябре 1794 года восстание было

подавлено. Следствием этих событий стал третий раздел Польши в октябре 1795

года. К России отошли Западная Белоруссия, Литва, Волынь и Курляндия. К

Пруссии - центральная часть с Варшавой, Австрия захватила южную часть

Польши. Речь Посполитая перестала существовать как самостоятельное

государство.

Культура России в XVIII веке.

На развитие России в первой половине XVIII века огромное влияние

оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им

европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской

культуры. Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I,

отличал и его политику в области просвещения и науки.

Подготовка специалистов велась как за границей, так и на родине. В

провинции начальное образование осуществлялось в трёх типах школ: 46

епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных - для подготовки

местных мелких чиновников; гарнизонные школы - для обучения солдатских

детей. Помимо этого в Москве (1703-1715 годы) работала особая

общеобразовательная школа - "гимназия" пастора Э.Глюка, в которой обучали,

в основном, иностранным языкам.

Военных специалистов готовили Навигацкое, Артиллерийское, Инженерное,

Морское и Медицинское училища.

Кроме перевода иностранных, создавались собственные учебники.

Наибольшее распространение получили грамматика Смотрицкого, "Арифметика"

Магницкого. В создании новых учебников и учебных пособий большой вклад

внесли Ф.П.Поликарпов, Г.Г.Скорняков-Писарев, Ф.Прокопович и другие.

Одновременно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII

века бурное развитие получило издательское дело. В 1708 году Пётр I ввёл

вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Для печатания светской

учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов

были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах,

выпустившие в свет за годы правления Петра свыше 600 наименований книг и

других изданий (в том числе немало переводов).

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной

книготорговли, а в 1714 году в Петербурге была открыта государственная

библиотека, заложившая основу Библиотеки Академии наук. С декабря 1702 года

стало выходить первое в России периодическое издание - газета "Ведомости".

Широкий размах приобрели географические и геологические изыскания.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей

(М.Сердюков, Я.Батищев, И.Беляев, Е.Никонов, А.Нартов и другие).

По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных

коллекций и организовывалось отечественное музееведение. В 1719 году для

всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание "раритетов", которое

послужило основой для коллекций будущих музеев - Эрмитажа, Артиллерийского,

Военно-Морского и других.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования

стало создание (по указу от 28 января 1724 года) в Петербурге Академии

наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук

создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для

подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Важнейшие социально-экономические и политические сдвиги в жизни России

в петровскую эпоху нашли отражение в литературе и публицистике. В 1717 году

в Петербурге вышло в свет "Рассуждение..." о причинах войны со Швецией,

представляющее собой первый в российской истории дипломатический трактат о

внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была

представлена работами выдающегося учёного-самородка И.Т.Посошкова, и прежде

всего его наиболее известной работой "Книга о скудости и богатстве".

Блестящим писателем, оратором и общественным деятелем эпохи Петра был

идеолог церковной реформы Феофан Прокопович. Им был разработан "Духовный

регламент" и важный политический трактат "Правда воли монаршей". Другим

видным церковным деятелем был Стефан Яворский. Его литературная

деятельность отмечена крупными религиозными трактатами "Знамение пришествия

антихристова" и "Камень веры", направленные против протестантизма.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в

Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические темы и комедии.

В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII века

активное развитие получает светская живопись, особенно портретная.

Выдающимися портретистами того времени были И.Н.Никитин, А.М.Матвеев, а

среди мастеров гравюры - И.Адольский.

Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных

композиций, что особенно ярко выразилось в создание дворцово-парковых

ансамблей - например, оформление Большого каскада Петергофского дворца

(архитектор Ж.Б.Леблон).

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к

регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей - в

основном гражданского, а не культового значения. Наиболее ярким примером

этого является строительство Петербурга. Замечательными памятниками

архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости,

Летний дворец Петра I (архитектор Д.Трезини), здание Двенадцати коллегий,

Адмиралтейство и другие.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко

выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными

методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства,

которое строилось по жёсткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты

петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и

нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были

подчёркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской

империи - великого государства европейского типа.

Культурная жизнь России второй половины XVIII века пронизана идеями

Просвещения - французской идеологии "царства разума", придававшей большое

значение распространению образования и науки.

В России крупнейшим деятелем Просвещения был писатель и журналист

Н.И.Новиков (1744-1818 годы), занимавшийся также издательской

деятельностью. Его сатирические журналы "Трутень" и "Живописец" (1769-1773

годы) бичевали пороки, вызванные самодержавным деспотизмом и

крепостничеством: его мысль "крестьяне такие же люди, как дворяне" была

открытием для России XVIII века.

В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых

расширение сети учебных заведений (появление в 1786 году "Устава народных

училищ" привело к увеличению народных школ с 8 до 288, а количества

учеников - с 518 до 22220 человек); во-вторых, закрепление принципа

сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число

кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного

заведения - благородный пансион.

Большую роль в распространении образования играл И.И.Бецкий, сторонник

воспитания детей в изоляции от родителей (во избежании дурного влияния).

Благодаря деятельности Бецкого в Москве появился Воспитательный дом для

незаконно рожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в

Санкт-Петербурге - Смольный институт для благородных девиц с мещанским

отделением для недворянок. Христианские миссионеры открывали школы для

народов Поволжья и Сибири.

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755

году к ней прибавился Московский университет, в 1773 году Горное училище в

Петербурге, в 1783 году - Российская академия, занимавшаяся изучением

русского языка и грамматики. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки

сыграл М.В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт-

просветитель, художник, историк. Ломоносов открыл закон сохранения материи,

выдвинул учение о цвете, исследовал электричество и силу тяжести, открыл

атмосферу на Венере, описал строение Земли и т.д.

Взлёт технической мысли связан с именем И.И.Ползунова, изобретателя

универсальной паровой машины, работавшей на Уральском заводе и механика-

изобретателя И.П.Кулибина, удивлявшего Петербург "самобеглой коляской",

протезами для инвалидов, лифтом, прожектором, проектом одноарочного

деревянного моста через Неву длиной 298 метров.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и

происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему

поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и

сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и

богословские трактаты.

Основным направлением в литературе становится классицизм в виде од,

трагедий, похвальных слов. Наиболее ярко это проявилось в творчестве

А.П.Сумарокова, перу которого принадлежат комедии и трагедии, выполняющие

воспитательные функции.

Н.М.Карамзин - писатель, историк, автор "Истории Государства

Российского", основоположник русского сентиментализма. В своих

произведениях "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" Карамзин

изображает русских крестьян в чувственно-сентиментальном духе, в образе

пастухов и пастушек, а помещика - заботливым отцом своих крестьян.

Г.Р.Державин был крупнейшим поэтом конца XVIII века. Его волновали и

красоты окружающего мира, и философские проблемы человеческого

существования, и общественно-политические проблемы.

Д.И.Фонвизин - русский писатель, создатель социальной комедии. Он

одним из первых начал разоблачать миф о "философе на троне", обличать

тупость, невежество русского дворянства. В комедиях "Бригадир" и

"Недоросль" воспроизвёл яркую картину быта помещиков, сделав упор на

наиболее неприглядные стороны их жизни.

С именем А.Н.Радищева связано формирование революционной идеологии,

направленной на уничтожение самодержавно-крепостнического строя

насильственным путём. Наиболее известное его произведение - книга

"Путешествие из Петербурга в Москву", написанная в 1784-1789 годах в форме

путевых заметок. С симпатией представлены в "Путешествии" образы крестьян,

отталкивающими чертами наделены помещики, относящиеся к крестьянам как к

рабочему скоту. Самодержавию он противопоставляет республиканское народное

правление, выдвигает идею "совершенного уничтожения рабства" народным

восстанием и "наделением крестьян землёй". Екатерина назвала Радищева

"бунтовщиком хуже Пугачёва", увидела в нём распространителя "заразы

французской". По её приказу Радищев был арестован и приговорён к смерти,

которую заменили 10-летней ссылкой в Илим.

В архитектуре стиль барокко (Зимний дворец и Смольный монастырь

Растрелли в Петербурге, его же Большой дворец в Петергофе, Екатерининский

дворец в Царском селе, Андреевская церковь в Киеве) во второй половине

XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие.

Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали

признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков

дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Наиболее ярким выразителем московской школы зодчества был М.Ф.Казаков.

Самые известные его работы - Кремлёвский сенат, старый Московский

университет, Колонный зал Благородного собрания.

Во второй половине XVIII века начинается расцвет русской скульптуры.

Э.Фальконе в памятнике Петру I на Сенатской площади выразил своё понимание

личности Петра в истории России. Наивысшие достижения в жанре скульптурного

портрета связаны с именем Ф.Шубина (портреты Д.Голицина, Павла I,

М.Ломоносова, З.Чернышова).

Расцвет русской портретной живописи связан с именами Ф.С.Рокотова,

Д.Г.Левицкого, В.Боровиковского. Ярославский купец Ф.Волков стал создателем

первого русского публичного постоянного профессионального театра (1756 г.).

Внутренняя и внешняя политика Павла I.

Внутренняя и внешняя политика вступившего на престол после смерти

Екатерины II (1796 год) Павла I (1796-1801 годы) отличалась

противоречивостью и непредсказуемостью. Но эта противоречивость никак не

влияла на основы существующего строя - сохранение самодержавия и

крепостного права. Наоборот, они ещё больше укрепились в его недолгое

правление.

При жизни Екатерины Павел находился по отношению к ней в определённой

оппозиции, ненавидя свою мать. Его двор в Гатчине постоянно

противопоставлялся Петербургскому императорскому двору, отличавшемуся

роскошью и праздной великосветской жизнью. В гатчинском дворе царила почти

аскетическая военная обстановка, он напоминал скорее военный лагерь.

Павел, убеждённый сторонник Пруссии и её военных порядков, строил свой

быт по прусскому военному образцу. Вступив на престол, он постарался

превратить в некое подобие гатчинского лагеря всю Россию. Реакционность

была доминирующей чертой его внутриполитического курса. Он ненавидел

Французскую революцию и боролся в России с любой передовой общественной

мыслью всеми доступными ему способами. В Россию был запрещён ввоз

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.