бесплатно рефераты
 

Бюджетная система РФ

РФ (от 19 апреля 1991 г.) «О занятости населения Российской Федерации» и

предназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетной

системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией

государственной политики занятости населения.

Фонд — государственный внебюджетный фонд. Его средства являются

государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и

распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему

территориальных органов — на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды

занятости в отличие от других государственных внебюджетных социальных

фондов не имеют статуса юридического лица.

Средства Фонда имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в

отчетном году изъятию не подлежат (переходят на следующий год).

Фонды занятости в городах и районах формируются за счет обязательных

страховых взносов работодателей; ассигнований из городских и районных

бюджетов; доходов от коммерческого использования (размещения) временно

свободных средств фонда.

В свою очередь фонды занятости субъектов Федерации и федеральная часть

Фонда формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований из

соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящего

фонда; доходов от коммерческого использования временно свободных средств

соответствующего фонда.

Размеры обязательных страховых взносов работодателей в Фонд занятости и

размеры отчислений в федеральную часть Фонда из фондов, формируемых в

субъектах Федерации в части обязательных страховых взносов работодателей,

устанавливаются

Федеральным Собранием по представлению Правительства РФ. В 1993 г. в

федеральную часть отчислялись 10%, в 1994 г. — 15%, в 1995 г. — 1997 г. —

по 20% сумм обязательных страховых взносов, формируемых на территории

субъекта РФ.

Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах, районах,

на вышестоящий их уровень в части обязательных страховых взносов

работодателей устанавливаются представительными органами субъектов

Федерации по представлению соответствующих исполнительных органов власти.

Размеры ассигнований из бюджетов всех уровней в соответствующие части Фонда

занятости определяются при утверждении бюджетов на планируемый период.

Средства Фонда занятости направляются на:

1) финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке

и переподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебных

заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы

занятости;

2) организацию и частичное (долевое) финансирование общественных работ;

3) выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат

безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую

местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной

помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также

гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением

установленного законодательством срока его выплаты, оплату периода

временной нетрудоспособности безработным гражданам;

4) возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных

пенсий безработным;

5) мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих

мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для

граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию

предпринимательской деятельности безработных граждан (указанные расходы

производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях

кредитования согласно заключенным договорам);

6) содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая

расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживание работников по

нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих

исполнительных органов власти;

7) расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса

трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной

защищенности различных групп населения и др.

Тема 38. Целевые бюджетные фонды: назначение и сущность

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень между бюджетной формой

перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды»

появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми

ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника

финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными

статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое

расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие

характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им

формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как

ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной

стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более

существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его

перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостатков, и прежде

всего таких, как распыление государственных средств и ослабление

государственного финансового контроля за их целевым использованием. Правда,

случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных

средств. В свою очередь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к

их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характером

средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целесообразность

консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причина тому — нецелевое

использование их средств при самом плачевном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование всех трех форм организации

государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюджетной в виде целевых

бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях

переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового

законодательства не должно быть фактором, определяющим форму

функционирования государственных финансов.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так,

в бюджет на 1999 г. включены следующие целевые фонды: дорожный,

экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы,

воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных

объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных

биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы

налоговой полиции РФ.

Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов,

можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников.

Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облаченные в

налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов

сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование

водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном кодексе РФ фигурируют

как сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного

фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через

органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов

РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном

управлении Федерального казначейства открываются специальные бюджетные

счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные

органы.

Тема 39. Составление проектов бюджетов

Главная задача разработки проекта бюджета — определение объема

денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения

функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного

самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и

социального развития государства и территории.

Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства

Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета

разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми

органами.

Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и

территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой

информационной базой, которая поступает им от соответствующего

правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений.

Главным источником информации для составления проекта бюджета служит

прогноз социально-экономического развития государства или территории,

который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и

социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый

год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также

основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на

соответствующий плановый период.

Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ

по поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за

двенадцать месяцев до начала планируемого года.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

• проекта федерального бюджета;

• проектировок основных показателей федерального бюджета на

среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе среднесрочной

программы Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза

социально-экономического развития России и сводного финансового баланса;

• проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый

год.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются

направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в

Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и

показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-

экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров

среднесрочного прогноза социально-экономического развития России,

показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются

показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской

Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень

которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и

среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.

1) На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами

исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и

социального развития на планируемый год, в которых отражены главные

макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров

среднесрочного прогноза - экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство

финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов

федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных

доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме

того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и

пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и

пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства

РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет

Федерации и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по

доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной

власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов

Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений

Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и

среднесрочную перспективу.

2) На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными

органами исполнительной власти производится распределение предельных

объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также

адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями

бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет

федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает

объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве

финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от

субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской

Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными

за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты

показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются

возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем

расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей

департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент,

который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае

необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства

финансов РФ.

В случае если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям

бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на

рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами

исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и

сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны

быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами

Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет

окончательный проект федерального бюджета, который представляется в

Правительство Российской Федерации.

Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами

субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы

имеют право на получение информации не только от территориальных органов

исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из

Министерства финансов РФ следующие материалы:

• предполагаемые изменения налогообложения;

расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых

соответствующих средств;

• порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и

распределение его средств;

• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.

Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых

органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:

• предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными

бюджетами доходам;

• порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки

муниципальных образований и распределение его средств;

• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.

Порядок организации и проведения работ по составлению проекта

территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве

финансов РФ.

В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае

несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов

территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти

представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты

для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов,

дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из

вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов,

подлежащих бюджетному финансированию.

Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования

может вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по

изменению и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных

нормативов и показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются

вначале в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения

разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся

обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости

решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная

комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих

органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим

представительным органом власти.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные

органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях

составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения

единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и

представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и

материалы:

• прогноз социально-экономического развития субъекта Российской

Федерации и муниципального образования на очередной год;

• основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта

Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

• прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта

Российской Федерации и муниципального образования на очередной год;

• прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на

очередной год;

• адресную инвестиционную программу на очередной год;

• программу приватизации государственных предприятий на очередной

год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов

Российской Федерации подготавливают:

• структуру внутреннего долга субъекта Российской Федерации и

программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый год для

финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

• программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта

Российской Федерации на планируемый год;

• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской

Федерации за текущий год.

Тема 40. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы

исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят поправки и

дополнения.

Правительство Российской Федерации до 15 августа года, предшествующего

планируемому, рассматривает прогноз социально-экономического развития

России, проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых

фондов, проекты сводного финансового баланса и материалы, характеризующие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.