бесплатно рефераты
 

Бюджетная система РФ

физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в

отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного

самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами

юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или

выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою

пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде

обязательного взноса.

Налоги выполняют в государстве следующие основные функции:

1)фискальную, 2) регулирующую, 3) социальную.

Фискальная функция налогов характерна для всех государств. При помощи

фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и

создаются материальные условия для деятельности государства.

Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение доходной

базы бюджетов, привлечение средств в государственную казну.

Регулирующая функция налогов — проявляется в регулировании финансовой

деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов

разных уровней.

Социальная функция налогов используется для регулирования изъятия части

доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям

населения.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ в России принята классификация

налогов по характерным признакам.

В зависимости от способа взимания налоги делят на

1) прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества

налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и

2) косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного

налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и

тарифам на услуги (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость,

таможенные пошлины).

В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все

налоги разделены на три вида:

• федеральные налоги (на уровне России);

• региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);

• местные (на уровне органа местного самоуправления).

Тема 15. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость был предложен французским экономистом М.

Лоре и введен во Франции в 1958 г.

В 2000 г. НДС взимают в 43 странах, включая Россию. Он введен главным

образом в странах Европы и является одним из условий для вступления

государства в Европейский экономический союз. В США законодатели признали

нецелесообразным введение этого налога. В России НДС введен с началом

рыночных реформ с 1 января 1992 г. по предложению Международного валютного

фонда. До введения НДС в Российской Федерации был налог с оборота.

В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в

налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на

добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части

добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и

определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ,

услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки

производства и обращения.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21

НК РФ):

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

-лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением

товаров через таможенную границу.

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по

месту нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации,

в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов

выполненных работ, оказание услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение

работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не

принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том

числе через амортизационные отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) вывоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения)

реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду

служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям,

аккредитованным в Российской Федерации.

Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения)

реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на

территории Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного

производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, в том числе:

жизненно необходимых лекарственных средств, в том числе внутриаптечного

изготовления, бытовых дезинфицирующих и дезодорирующих средств, товаров

ветеринарного назначения, тары и упаковки;

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за

исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических

услуг;

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,

предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной

защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими

заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению

занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая

спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и

школьными столовыми, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных

учреждений, а также продуктов питания, произведенных организациями

общественного питания и реализуемых ими указанным столовым;

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов,

оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом

общего пользования (за исключением такси);

8) ритуальных услуг, работ (услуг), а также реализация похоронных

принадлежностей;

9) почтовых марок (за исключением коллекционерных марок), маркированных

конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства

РФ;

10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном

фонде всех форм собственности;

11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет),

являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств;

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых

фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;

13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и

техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного

срока их эксплуатации;

14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими

образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям

основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или

воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также

услуг по сдаче в аренду помещений;

15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ,

выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых

государством;

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-

экономических программ (проектов) жилищного строительства для

военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов);

17) услуг, указываемых уполномоченными на то органами, за которые

взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и

патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые

государственными органами и органами местного самоуправления;

18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной

торговли;

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и

подакцизного минерального сырья, реализуемых в рамках оказания

безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с

Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской

Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные

акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в

государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной

помощи (содействия) Российской Федерации".

Реализация товаров (работ, услуг), указанных в этом пункте, не подлежит

налогообложению (освобождаются от налогообложения) при представлении в

налоговые органы контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором

безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи

(содействия) на поставку товаров (оказание услуг), а также копии

удостоверения, выданного в установленном порядке и подтверждающего

принадлежность поставляемых товаров (оказываемых услуг) к гуманитарной или

технической помощи (содействию);

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры

и искусства, к которым относятся:

• услуги по предоставлению напрокат аудио-, видео-носителей из фондов

учреждений культуры, музыкальных инструментов, костюмов, обуви,

театрального реквизита, бутафории, экспонатов и книг, услуг по изготовлению

копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, ксерокопированию,

музейных экспонатов и документов из фондов учреждений, услуги по

звукозаписи мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек

указанных учреждений;

• реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-

зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных

мероприятий, экскурсионных билетов;

• реализация программ на спектакли и концерты;

21) работ (услуг) по производству кинематографической продукции,

выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии;

22) работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего

плавания (лоцманская проводка, услуги судов портового флота, ремонтные и

другие работы и услуги).

Не подлежат также налогообложению (освобождаются от налогообложения)

следующие операции:

• реализация предметов религиозного назначения (с перечнем, утверждаемым

Правительством РФ);

• реализация товаров общественных организаций инвалидов по перечню,

утверждаемому Правительством РФ;

• банковские операции, выполняемые банками (привлечение денежных

средств, открытие и ведение банковских счетов, кассовое обслуживание

организаций и физических лиц, выдача банковских гарантий и т.п.);

• реализация изделий народных художественных промыслов признанного

художественного достоинства;

• оказание услуг по страхованию и перестрахованию страховыми

организациями;

• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией;

• проведение лотерей;

• реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями

обрабатывающим предприятиям;

• внутрисистемная реализация (передача для собственных нужд)

организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных

ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

• передача товаров (выполненных работ, услуг) безвозмездно в рамках

благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О

благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

• оказание услуг по предоставлению займа в денежной форме;

• выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за

счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда

фундаментальных исследований;

• реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная,

издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и

реализации;

• реализация путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные

учреждения, учреждения отдыха на территории РФ;

• проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров;

• реализация продукции собственного производства организаций,

занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес

доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и

более;

• реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции,

связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и

полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой

информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и

культурой.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 165-ФЗ "О

внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О введении в действие

части второй Налогового кодекса РФ..." освобождаются от налога на

добавленную стоимость операции от реализации товаров (работ, услуг),

производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность

инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50%, а их

доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара

(работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат

(сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе

производства). В добавленную стоимость входят следующие компоненты:

• затраты на оплату производственного персонала (ЗП);

• отчисления в социальные фонды (ОСФ);

• амортизационные отчисления (АО);

• проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р);

• прибыль (П).

Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья,

материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П.

Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя

способами:

1) путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС;

2) путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации)

стоимости товара (по цене производства).

При первом способе:

ДС = СТ + НДС.

При втором способе:

ДС = СТо - СТ,

где СТо — стоимость товара по свободным отпускным ценам;

СТ — стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит:

НДС = ДС [pic] ставка НДС, %.

С 1999 года по настоящее время применяются две ставки налога на

добавленную стоимость:

• 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и

товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

• 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные

продовольственные товары.

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, которые уже

включают в себя НДС, взимаемый по ставкам 20 или 10%, применяются расчетные

ставки, соответственно, 16,67% и 9,09%.

Эти ставки являются расчетными производными от ставок налога на

добавленную стоимость и полученных следующим образом:

(20 [pic] 120) [pic] 100 = 16,67%,

(10 [pic] 110) [pic] 100 = 9,09%.

Расчетные ставки при уплате НДС до 2000 года применяли предприятия

розничной торговли, общественного питания и аукционы. С 2000 года они

переведены на общий порядок.

Сумма налога на добавленную стоимость зачисляется в доходы федерального,

регионального и местных бюджетов.

При этом 85% ставки НДС вносятся в федеральный бюджет, 15% — в

региональный и местный бюджеты.

Тема 16. Акцизы

Акцизы — это косвенные налоги. Введены в России в 1992 году. Объектом

налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров

в производственной сфере. Включается налог в цену товара и, следовательно,

оплачивается покупателями товаров.

Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и

регулирования спроса и предложения на отдельные товары.

Подакцизными товарами являются:

• спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

• спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта

более 9%;

• парфюмерно-косметическая продукция;

• товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

• алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия,

коньяки, вино);

• пиво;

• табачная продукция;

• ювелирные изделия;

• автомобили и мотоциклы;

• автомобильный бензин;

• дизельное топливо;

• моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;

• нефть и газовый конденсат;

• природный газ.

С 1 февраля 1993 г. введены акцизы на импортные товары, грузовые

автомобили.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица —

организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие

продукцию.

Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов:

1) в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам;

2) в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки).

Ставки акцизов пересматриваются и утверждаются Правительством Российской

Федерации.

Сумма акцизного налога по подакцизным товарам, на которые установлены

ставки в процентах, определяются предприятием, производящим товары, по

формуле:

[pic]

где [pic] — сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет;

[pic] [pic] — объект обложения (отпускная цена без учета акциза);

[pic] — ставка акциза, в %.

Тема 17. Налог на прибыль организаций

Налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г.

Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря

1991 г. № 2116-1.

Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов

Федерации.

Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто

меняющейся законодательной базой. Его облагаемая база затрагивает все

многочисленные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организаций и

бюджетной системы.

Поскольку этот налог относится к федеральным налогам, его

законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными

органами законодательной и исполнительной власти. Отдельные вопросы

исчисления и уплаты этого налога отнесены к компетенции законодательных и

исполнительных органов власти субъектов Федерации.

В 1991 г. в России были приняты два закона: Закон о налоге на доход и

Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Впоследствии

предпочтение было отдано Закону о налоге на прибыль.

В последние годы идет реформирование налоговой системы России. Грядущие

реформы коснутся и второго по значению налога — налога на прибыль

предприятий и организаций.

Существенные изменения в налоги внесены Федеральным законом "О внесении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.