| |||||
МЕНЮ
| Бюджетная система РФфизических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. Налоги выполняют в государстве следующие основные функции: 1)фискальную, 2) регулирующую, 3) социальную. Фискальная функция налогов характерна для всех государств. При помощи фискальной функции налогов формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для деятельности государства. Основная задача реализации фискальной функции — обеспечение доходной базы бюджетов, привлечение средств в государственную казну. Регулирующая функция налогов — проявляется в регулировании финансовой деятельности предприятий отраслей народного хозяйства, доходов бюджетов разных уровней. Социальная функция налогов используется для регулирования изъятия части доходов у населения, предоставления налоговых льгот отдельным категориям населения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в России принята классификация налогов по характерным признакам. В зависимости от способа взимания налоги делят на 1) прямые, которые берут непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (налог на прибыль, налог на имущество и т.п.), и 2) косвенные, которые не связаны с доходом и имуществом конкретного налогоплательщика, а устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары и тарифам на услуги (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги разделены на три вида: • федеральные налоги (на уровне России); • региональные налоги (на уровне субъекта Федерации); • местные (на уровне органа местного самоуправления). Тема 15. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость был предложен французским экономистом М. Лоре и введен во Франции в 1958 г. В 2000 г. НДС взимают в 43 странах, включая Россию. Он введен главным образом в странах Европы и является одним из условий для вступления государства в Европейский экономический союз. В США законодатели признали нецелесообразным введение этого налога. В России НДС введен с началом рыночных реформ с 1 января 1992 г. по предложению Международного валютного фонда. До введения НДС в Российской Федерации был налог с оборота. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему Российской Федерации" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ): - организации; - индивидуальные предприниматели; -лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика. Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции): 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг); 2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления. 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) вывоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Не подлежат налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Федерации: 1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, в том числе: жизненно необходимых лекарственных средств, в том числе внутриаптечного изготовления, бытовых дезинфицирующих и дезодорирующих средств, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки; 2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг; 3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения; 4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях; 5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым; 6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями; 7) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси); 8) ритуальных услуг, работ (услуг), а также реализация похоронных принадлежностей; 9) почтовых марок (за исключением коллекционерных марок), маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению Правительства РФ; 10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности; 11) монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств; 12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; 13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации; 14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений; 15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством; 16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально- экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов); 17) услуг, указываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и органами местного самоуправления; 18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли; 19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Реализация товаров (работ, услуг), указанных в этом пункте, не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) при представлении в налоговые органы контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (оказание услуг), а также копии удостоверения, выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию); 20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся: • услуги по предоставлению напрокат аудио-, видео-носителей из фондов учреждений культуры, музыкальных инструментов, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, экспонатов и книг, услуг по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, ксерокопированию, музейных экспонатов и документов из фондов учреждений, услуги по звукозаписи мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; • реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально- зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов; • реализация программ на спектакли и концерты; 21) работ (услуг) по производству кинематографической продукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии; 22) работ (услуг) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания (лоцманская проводка, услуги судов портового флота, ремонтные и другие работы и услуги). Не подлежат также налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции: • реализация предметов религиозного назначения (с перечнем, утверждаемым Правительством РФ); • реализация товаров общественных организаций инвалидов по перечню, утверждаемому Правительством РФ; • банковские операции, выполняемые банками (привлечение денежных средств, открытие и ведение банковских счетов, кассовое обслуживание организаций и физических лиц, выдача банковских гарантий и т.п.); • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства; • оказание услуг по страхованию и перестрахованию страховыми организациями; • страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией; • проведение лотерей; • реализация необработанных алмазов добывающими предприятиями обрабатывающим предприятиям; • внутрисистемная реализация (передача для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг); • передача товаров (выполненных работ, услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; • оказание услуг по предоставлению займа в денежной форме; • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований; • реализация научной и учебной книжной продукции, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по ее производству и реализации; • реализация путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха на территории РФ; • проведение работ (услуг) по тушению лесных пожаров; • реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более; • реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 165-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ..." освобождаются от налога на добавленную стоимость операции от реализации товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями, если среднесписочная численность инвалидов среди работников таких организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). В добавленную стоимость входят следующие компоненты: • затраты на оплату производственного персонала (ЗП); • отчисления в социальные фонды (ОСФ); • амортизационные отчисления (АО); • проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы (Р); • прибыль (П). Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.: СТ = ССМ + ЗП + ОСФ + АО + Р + П. Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами: 1) путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС; 2) путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости товара (по цене производства). При первом способе: ДС = СТ + НДС. При втором способе: ДС = СТо - СТ, где СТо — стоимость товара по свободным отпускным ценам; СТ — стоимость товара по цене производства. Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит: НДС = ДС [pic] ставка НДС, %. С 1999 года по настоящее время применяются две ставки налога на добавленную стоимость: • 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ; • 18% по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары. При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, которые уже включают в себя НДС, взимаемый по ставкам 20 или 10%, применяются расчетные ставки, соответственно, 16,67% и 9,09%. Эти ставки являются расчетными производными от ставок налога на добавленную стоимость и полученных следующим образом: (20 [pic] 120) [pic] 100 = 16,67%, (10 [pic] 110) [pic] 100 = 9,09%. Расчетные ставки при уплате НДС до 2000 года применяли предприятия розничной торговли, общественного питания и аукционы. С 2000 года они переведены на общий порядок. Сумма налога на добавленную стоимость зачисляется в доходы федерального, регионального и местных бюджетов. При этом 85% ставки НДС вносятся в федеральный бюджет, 15% — в региональный и местный бюджеты. Тема 16. Акцизы Акцизы — это косвенные налоги. Введены в России в 1992 году. Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Включается налог в цену товара и, следовательно, оплачивается покупателями товаров. Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары. Подакцизными товарами являются: • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др.) с долей спирта более 9%; • парфюмерно-косметическая продукция; • товары бытовой химии в аэрозольной упаковке; • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино); • пиво; • табачная продукция; • ювелирные изделия; • автомобили и мотоциклы; • автомобильный бензин; • дизельное топливо; • моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей; • нефть и газовый конденсат; • природный газ. С 1 февраля 1993 г. введены акцизы на импортные товары, грузовые автомобили. Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица — организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию. Ставки акцизов по подакцизным товарам установлены двух видов: 1) в процентах к стоимости отдельных товаров по отпускным ценам; 2) в рублях за единицу отдельных товаров (специфические ставки). Ставки акцизов пересматриваются и утверждаются Правительством Российской Федерации. Сумма акцизного налога по подакцизным товарам, на которые установлены ставки в процентах, определяются предприятием, производящим товары, по формуле: [pic] где [pic] — сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет; [pic] [pic] — объект обложения (отпускная цена без учета акциза); [pic] — ставка акциза, в %. Тема 17. Налог на прибыль организаций Налог на прибыль предприятий и организаций был введен с 1 января 1992 г. Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. № 2116-1. Налог на прибыль поступает в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации. Это один из наиболее сложных налогов в налоговой системе, с часто меняющейся законодательной базой. Его облагаемая база затрагивает все многочисленные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организаций и бюджетной системы. Поскольку этот налог относится к федеральным налогам, его законодательное и нормативное регулирование осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти. Отдельные вопросы исчисления и уплаты этого налога отнесены к компетенции законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации. В 1991 г. в России были приняты два закона: Закон о налоге на доход и Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. Впоследствии предпочтение было отдано Закону о налоге на прибыль. В последние годы идет реформирование налоговой системы России. Грядущие реформы коснутся и второго по значению налога — налога на прибыль предприятий и организаций. Существенные изменения в налоги внесены Федеральным законом "О внесении Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|