бесплатно рефераты
 

Бюджетная система РФ

бюджет и части стоимости необходимого продукта.

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование

фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в

доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных

субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение

бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных

поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в

основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного

фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании

финансовых ресурсов; 3) повышение эффективности расходования бюджетных

средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с

народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там

тенденции.

Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех,

так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя

предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Тема 4. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов.

Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса

Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип

означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение

единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью

или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным

уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов

означает:

а) право законодательных (представительных) органов государственной

власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять

бюджетный процесс,

б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня

бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;

в) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по

формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и

налоговым законодательством;

г) право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств

бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов.

Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные

поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ,

подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и

муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств,

аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных

обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах

текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов

означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать

суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита.

При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости

минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств

уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости

достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств

или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных

средств.

7. Принцип гласности.

Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных

бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о

ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению

органов государственной власти и органов местного самоуправления,

открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе

федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов

социально-экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что

бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей

бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений

в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ

доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не

могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением

доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а

также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной

системы Российской Федерации.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности

предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не

обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Тема 5. Бюджетное право

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы,

компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются

законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регулирующих

бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок

формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему

государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в

соответствии с бюджетными правоотношениями, т. е. урегулированными нормами

права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие

между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения,

утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля

за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных

заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных

прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые

сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство

Российской Федерации основано на государственной целостности и

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ,

где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального

развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов

налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола

к Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между

федеральными органами государственной власти Российской Федерации и

органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга

Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению относится и

установление общих принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в

федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации

устанавливаются федеральными законами.

В развитие основных положений в области бюджетного права,

зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные

акты. В их числе следует отметить:

• Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и

использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных

органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от

25 сентября 1997 г. №126-ФЗ;

• Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ.

В этих актах определены бюджетные права представительных и

исполнительных органов власти всех уровней, обеспечивающие им создание

финансовой базы для выполнения возложенных на них функций по управлению

страной и соответствующими территориями, проведению внутренней и внешней

политики, управлению экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы

в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором

установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы

функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения

субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных

отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской

Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и

полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Тема 6. Бюджетные права органов государственной власти РФ.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов государственной

власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных

актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных

правоотношений относятся:

• установление общих принципов организации и функционирования

бюджетной системы Российской Федерации;

• разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной

системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования

доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной

системы Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами

разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех

уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их

исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

• определение основ формирования доходов, осуществления расходов из

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• определение основ осуществления государственных и муниципальных

заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным

долгом;

• установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального

бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления

контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и

утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение

и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его

исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и

бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• установление федеральными законами порядка осуществления

заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и

органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• осуществление государственных заимствований Российской Федерации и

предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление

государственным долгом Российской Федерации;

• установление порядка формирования доходов федерального бюджета и

бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

• установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации и местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального

бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• установление минимальных государственных социальных стандартов, норм

и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных

или муниципальных услуг;

• утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

• установление единых форм бюджетной документации и отчетности для

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга,

определение перечня и порядка осуществления государственных внешних

заимствований;

• определение перечня и порядка формирования государственных

внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

• установление оснований и порядка привлечения к ответственности за

нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных

органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых

бюджетных фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны

только путем внесения соответствующих изменений в налоговое

законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной

власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять

или изменять действующие после представления федеральными органами

исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в

Бюджетный кодекс.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных

доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.

Разграничение налогов и сборов между бюджетами регламентируется:

Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от

27 июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

• Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II,

гл.7—9).

Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исключительно из

федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно

финансируемые из бюджетов федерального, региональных и местных.

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирования и

распределения целевых бюджетных фондов (ст. 54). Доходы федеральных

целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального

бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской

Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами

и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены

бюджетными правами в соответствии с:

• Законом РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15 апреля 1993 г. №4807-

1;

• Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям,

автономной области, автономным округом, городам Москве и Санкт-Петербургу»

от 15 июля 1992 г. №3303-1;

• Бюджетным кодексом РФ.

Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои законодательные

акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной

территории.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов

Российской Федерации относятся:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов

субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных

бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об

исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

• составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации

и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и

исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля

за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов

Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных

внебюджетных фондов;

• распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов

субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации

и местными бюджетами;

• определение порядка направления в бюджет субъекта Российской

Федерации доходов от использования собственности субъекта Российской

Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных

доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

• разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом

субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой

помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета

субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

• установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

• определение перечня и порядка осуществления государственных

внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

• осуществление государственных внутренних и внешних заимствований

субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта

Российской Федерации.

Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить

региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить

налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым

законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут

предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и

иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.