бесплатно рефераты
 

Бюджетная система РФ

показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Состав бюджетной классификации РФ можно объяснить так: бюджетная

классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов

бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской

Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской

Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация построена таким образом, группировка показателей

дает представление о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге

и др.

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций

страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации

доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ,

экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников

финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех

уровней бюджетной системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной

классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования

расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому

содержанию — текущие экономические расходы, капитальные расходы,

предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной

капитал, закупки товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является

группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и

органами местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является

группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по

распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о

федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на

содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение

средств адресно.

Законодательство РФ устанавливает пределы применения бюджетной

классификации и ее различных частей.

Так, классификация доходов бюджетов РФ, функциональная, экономическая

классификация расходов, классификация источников внутреннего финансирования

дефицитов бюджетов, классификация видов государственных внутренних долгов

РФ и субъектов Федерации являются едиными и используются при составлении,

утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении

консолидированных бюджетов всех уровней.

При этом законодательные (представительные) органы субъектов Федерации

и органы местного самоуправления вправе при утверждении соответствующих

бюджетов производить дальнейшую детализацию бюджетной классификации, не

нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации"

устанавливает пределы применения бюджетной классификации и ее отдельных

частей.

Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы

местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих

бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации РФ.

9.2. Классификация доходов бюджета

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов

всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах

Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов

всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

• налоговые доходы;

• неналоговые доходы;

• безвозмездные перечисления;

• доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды

доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по

видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на

прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или

муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также

средства, получаемые в процессе приватизации государственного и

муниципального имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты,

суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в

соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные законодательно на

постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в

форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной

системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами

отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня

бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о

бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской

Федерации от таких налогов, как:

• налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые

(выполняемые, оказываемые) на территории РФ;

• налога на прибыль предприятий (организаций);

• подоходного налога с физических лиц;

• акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на

территории РФ;

• акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;

• других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами

разных уровней.

9.3. Функциональная классификация расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой

расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение

основных функций государства, в том числе на финансирование реализации

нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти

РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование

осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные

уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и

полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства

РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ

являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на

государственное и местное управление, средств на выполнение функций

государства, государственное управление и др. Функциональная классификация

расходов бюджетов включает следующие разделы:

• государственное управление и местное самоуправление;

• судебная власть;

• международная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

государства;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов,

гидрометеорология, картография и геодезия;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий;

• образование;

• культура, искусство и кинематография;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• финансовая помощь бюджетам других уровней;

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных

договоров;

• мобилизационная подготовка экономики;

• исследование и использование космического пространства;

• прочие расходы;

• целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды

Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и

референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего

Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию

объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов

расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной

классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует

третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает

финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям

деятельности распорядителей средств.

9.4. Экономическая и ведомственная классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация

включает следующие разделы: 1)текущие расходы; 2)капитальные расходы; 3)

капитальный ремонт; 4) приобретение земли; 5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на

статьи затрат.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов

других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение

бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам,

подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации

расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической

классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств

федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень

распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов

утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта

Федерации и органом местного самоуправления.

Тема 10. Структура доходов и расходов

федерального бюджета

Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской

Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги,

государственный кредит, государственные расходы).

Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на

финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным

Собранием (Парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму

образования и использования Централизованного фонда денежных средств

Российской Федерации.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в

безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым

законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов

государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

• собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением

налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других

уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• собственные неналоговые доходы;

• остаток средств на конец предыдущего года;

• доходы от бюджетных фондов;

• прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

• федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых

определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции

их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных

уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным

законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственная пошлина в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной

собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными

учреждениями, находящимися в ведении» органов государственной власти

Российской Федерации;

• доходы от продажи имущества, находящегося в государственной

собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены

федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов

государственной власти Российской Федерации;

• часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской

Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, —

в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными

законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из

федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства,

направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат

общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном

бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические

отношения, связанные с распределением и перераспределением национального

дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты,

связанные с финансированием материального производства и содержанием

непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата

управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных

мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность,

фундаментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания

выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая

инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи

расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на

воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее

функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений,

состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание

государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в

форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством

исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды

расходов:

• обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,

Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской

Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,

федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

• функционирование федеральной судебной системы;

• осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах

(финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и

соглашений с международными финансовыми организациями, международного

культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов

исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные

организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

• национальная оборона и обеспечение безопасности государства,

осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому

прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского

транспорта;

• государственная поддержка атомной энергетики;

• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

федерального масштаба;

• исследование и использование космического пространства;

• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в

ведении органов государственной власти Российской Федерации;

формирование федеральной собственности;

• обслуживание и погашение государственного долга Российской

Федерации;

• компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на

выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат,

подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской

Федерации за счет средств федерального бюджета;

• пополнение государственных запасов драгоценных металлов и

драгоценных камней, государственного материального резерва;

• проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

• федеральная инвестиционная программа;

• обеспечение реализации решений федеральных органов государственной

власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных

доходов бюджетов других уровней;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

• финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

• официальный статистический учет и др.

Кроме того, средства федерального бюджета используются для

финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в

целевые региональные и местные программы.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно

за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской

Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

• государственная поддержка отраслей промышленности, строительства

и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного

транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

• обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.