бесплатно рефераты
 

Петр I

рядовыми (в основном в гвардию). Лишь в дальнейшем они получали офицерские

чины[12].

Табель о рангах 1722 г. разделил все воинские и гражданские чины на

четырнадцать разрядов, от высшего - фельдмаршала и канцлера до низшего -

адъютанта при лейтенантах и регистратора в коллегиях. Например, чин

генерал-майора соответствовал полковнику гвардии, президенту коллегии,

обер-прокурору на гражданской службе. Разделению на придворные ранги

подлежали и женщины в соответствии с положением мужей и отцов (гофдамы,

камер-девицы и т. д.). Расписывалось прохождение службы от низших чинов к

высшим, порядок получения высших рангов («которые знатные услуги окажут,

то могут за свои труды производиться выше»). Право на высший чин давало

получение образования. Достижение определённого чина давало право на

личное (для себя) дворянство, более высокого - на потомственное

дворянство (для детей). Табель утверждал для дворян получение гербов, а

подвергнутых пытке или наказаниям «за тяжкие преступления» лишали «титула

и ранга».

Помимо обособленного дворянства Пётр I в основных чертах сформировал и

бюрократию, служившую за денежное жалованье.

Правовой статус дворянства был существенно изменён принятием Указа о

единонаследии 1714 г. Этот акт имен несколько последствий:

Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и

поместье, привело к возникновению единого понятия «недвижимость». На её

основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к

выработке более точной юридической техники, разработке правомочий

собственника, стабилизации обязательственных отношений.

Установление института майората - наследования недвижимости только

одним старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было

сохранить от раздробления земельную дворянскую собственность. Реализация

нового принципа приводила к появлению значительных групп безземельного

дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской

линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны

дворян (было упразднено уже в 1731 г.).

Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем

нашёл новый способ привязать дворянство к государственной службе -

ограничение наследования заставляло его представителей служить за

жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический

аппарат и профессиональный офицерский корпус.

2. Служивое сословие

Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии и Пётр

понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба

для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно

и начинали службу с низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно

сословие - шляхтехство. Все нижние чины (как знатные, так и из “простого

люда”) одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги

был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В “Табели” все чины были

распределены на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству. Каждый,

достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и занять

высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом

выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого

дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по

преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике,

а не обученных лишал права жениться и получить офицерский чин. Пётр

ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья

из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование.

Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон

“О майорате”, 1714). Меры Петра относительно дворянства отягчали положение

этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и

прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой.

Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство

роптало и пробовало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки

уклониться от службы.

3. Городское сословие (посадские и городские люди)

До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный

класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и

деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр

расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный

магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города

были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на

“регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане

составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и

интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники

делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми”

назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров,

избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела

обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый

город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное

начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и остались в том же

жалком положении, в каком были и раньше, причина этого - далёкий от торгово-

промышленного строй русской жизни и тяжелые войны.

4. Крестьянство

В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип

налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько

крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710

году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20 % (вместо

791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый

принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего

податного населения мужского пола независимо от возраста и

работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки (“ревизские сказки”),

должны были платить по 74 коп. подушной подати в год. В случае смерти

записанного, подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего

или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за

исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 коп. “оброка”,

что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих

крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до

4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Подать

была распространена на целый ряд категорий населения, которые её до этого

не платили: холопов, “гулящих людей”, однодворцев, черносотенное

крестьянство Севера и Сибири, нерусских народов Поволжья, Приуралья и др.

Все эти категории составляли сословие государственных крестьян, и подушная

подать для них была феодальной рентой, которую они платили государству.

Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами,

так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Наконец, помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество

всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в

результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и

управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других

расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную

- по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты,

казённых грузов и должностных лиц и т.д.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в

жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое

устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях

слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия так же,

как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все

подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были

быть послушным орудием в руках государства.

5. Холопы

В XVII в. холопы облагались государственными повинностями, многие из

них оседали на земле и платили к концу века подворную подать. В процессе

переписи 1719 г. помещики скрывали часть холопов, и поэтому Пётр I приказал

включить всех холопов в состав тяглого населения. Это привело к

окончательному уничтожению холопства и приравниванию их к категории

крестьян.[13]

Глава 4

Право при Петре I

4.1 Систематизация правовых норм и первые попытки кодификации.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и кодификации. С

1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу

закона. За период правления Петра I было принято более трех тысяч

правовых актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании

этих разнородных и взаимоисключающих норм. Принцип законности не мог

проводиться последовательно. Дополнительные трудности создавали

недостаточная информация о новых актах, несвоевременная их публикация.

Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было

обычным явлением. В целим публиковалось не более половины всех

издаваемых актов, тираж был небольшим.

Петровские преобразования потребовали более решительного

формирования корпуса правоведов – при этом был заимствован западный путь

их подготовки: не через практику и опыт правоприменительной работы, а

через обучение теоретическим основам юриспруденции. Уже с конца XVII в.

принимается ряд энергичных мер как для упорядочения законодательства, так

и для развития теоретической юриспруденции.

Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизации

правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении.

Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и

Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Вторая

задача заключалась в обновлении судебной и управленческой практики путем

включения в нее новых норм права.

Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект

Новоуложенной книги. Проект сохранял структуру Соборного Уложения (25

глав), но его нормы существенно обновились. В целом работа, проведенная

Палатой об уложении, была первым опытом по систематизации права.

Кодификационная работа началась позже. В 1714 г. готовился пересмотр

Соборного Уложения, судьям предписывалось решать дела только на основе

норм Уложения и не противоречащих ему указов. Специальной комиссии

поручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в

сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената.

В 1718 г. в докладе Юстиц-коллегии было предложено принять в

качестве источника новых правовых норм шведские законы, включив в единый

свод Соборное Уложение, новые указы и шведский кодекс. Сенату было

указано окончить кодификационную работу (с учетом иностранного

законодательства) к концу 1720 г.

Источниками этой кодификации были Соборное Уложение 1649 г., Кормчая

книга, указы, Военный и Морской уставы, шведские и датские законы.

Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение

норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса.

С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двухсот

заседаний. Наконец, в 1725 г. проект нового Уложения был закончен. Он

включал 4 книги: «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду

принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»;

«О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или

гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле,

опеке, брачном праве, наследовании).

Итак, результатами кодификационной работы первой четверти XVIII века

стали:

1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод

военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к

области материального, а не процессуального права. По своей структуре

этот кодекс перенял родовую классификацию правовых норм (по роду деяния)

с внутренней иерархией по важности деяния. Каждый артикул описывал

отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;

2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям,

охватывал всю сферу нового административного законодательства. При

подготовке регламента была осуществлена рецепция иностранного права: в

его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г. Структура

регламента ориентировала на объекты регулирования: положения об

обязанностях и должностях коллегий и государственных учреждений вообще,

определенные сферы и формы их деятельности, установление состава и

категории служащих, норм административной ответственности;

3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии

и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название

Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и

толкованием закона по вариантам правоприменения, дополнявшим и изменявшим

предшествующее законодательство о наследовании.

Как я уяснил из прочтенного материала, опыт кодификационной работы

первой четверти XVIII в. показал, что развитие права стремилось к

созданию отраслевого деления, для чего и создавались отдельные своды

норм. Своды троились на систематизации, рецепции и обобщении практики

правоприменения.

4.2 Гражданское право

Важнейшую роль в условиях феодализма играло право собственности на

землю и крепостных крестьян. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. отменил

различия в правовом режиме вотчин и поместий и установил для феодальных

земельных владений единый правовой режим недвижимой собственности. В

распоряжении ею устанавливались серьезные ограничения. Суть этих

ограничений заключалась в следующем.

Во-первых, завещать ее можно было только одному из сыновей, а при

отсутствии сыновей - одной из дочерей, т.е. недвижимость не должна была

дробиться. Во-вторых, ее нельзя было закладывать, а продавать только в

порядке исключения и с разрешения властей и уплатой высокой пошлины.

Для чего же были введены такие ограничения? А направлены эти

нововведения были на сохранение экономического положения дворянства.

Право собственности на землю являлось по-прежнему одной из важнейших

привилегий дворянства, но это право по-прежнему было связано с

обязанностью службы. Однако, учитывая интересы развития промышленности,

правительству Петра I пришлось пойти еще на некоторые отступления от

дворянского исключительного права - привилегии на землю. Указом 1719 г. о

Берг-привилегии разрешено было не только дворянам, но и купцам и «всяких

чинов» людям искать минералы на любой земле, в том числе и

частновладельческой и строить рудники и заводы по добыче и переработке

найденных полезных ископаемых. Правда, владелец земли имел

преимущественное право поиска и разработки полезных ископаемых.

Но если он не воспользовался своим правом, то он получал лишь 1/з2 от

дохода от рудников и заводов, построенных на его земле. Дворянство с

неудовольствием встретило все эти ограничения их владельческих прав и

боролось за их отмену. Уже' в 173 г., воспользовавшись правительственным

кризисом при вступлении на престол Анны Ивановны, дворяне добились отмены

ограничений в наследовании имений, их залога и продажи. Что касается прав

купцов на строительство заводов и покупку земли под них, то тут

правительство колебалось (то запрещало купцам покупать землю, то вновь

разрешало), однако, в 1782 г. дворяне добились у Екатерины II указа о праве

землевладельца не только на землю, но и ее недра (т.е. по существу

отменялась Берг-привилегия Петра I)[14].

Можно сказать о том, что здесь Законодатель, ориентируясь на западный

правовой опыт, пытался внедрить принцип майората, при котором наследовал

старший сын. Русская традиция стояла на стороне младшего сына, по обычаю

наследовавшего отцу. Практика избрала компромиссный путь - наследование

одного сына по выбору завещателя. Остальные дети получали доли движимого

имущества в рамках завещательного распоряжения.

Дочери наследовали недвижимость по завещанию и только при отсутствии

сыновей.

При отсутствии детей вообще недвижимое имущество по завещанию могло быть

передано родичам (родственникам, носящим ту же фамилию, что и

наследодатель, т.е. в прежней терминологии - "в род"). Движимое имущество в

любых долях могло быть разделено между любыми претендентами, завещатель

дает его "кому захочет". Индивидуальная свобода завещания заметно

увеличилась по сравнению с порядком наследования в предыдущий период.

Закон по-прежнему допускал юридическую фикцию из эпохи поместных

наследований. Для того чтобы недвижимость перешла к дочери, ее муж должен

принять фамилию наследодателя, в противном случае недвижимость переходила

государству (имущество считалось выморочным).

Однако, право наследования возникало не только по завещанию. При

отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования и

майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал старший

сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями, В

1731 г. главные положения Указа о единонаследии отменяются. С этого времени

наследование по закону регламентируется следующим образом: недвижимость

переходит ко всем сыновьям в равных долях, дочери получают одну

четырнадцатую, а вдова - одну восьмую, из движимого имущества дочерям

выделяется одна восьмая, а вдове - одна четвертая доля. При этом родовое

недвижимое имущество (майоратное) переходит только к наследникам

по закону.

В завещании наследодателю предоставлялась большая свобода распоряжения:

кроме майоратных и заповедных имуществ, он мог перераспределять

наследственную массу по своему усмотрению.

Указ о единонаследии внес изменения и в сферу семейного права. Был повышен

брачный возраст для мужчин - до двадцати лет, для женщин - до семнадцати

лет.

Указ о вольностях дворянских 1762 г., а затем Жалованная грамота

дворянству 1785 г. отменили обязательную службу, дворян и право государства

отобрать землю за отказ от службы.

Другим важнейшим монопольным правом - привилегией дворянства являлось

право на владение крепостными крестьянами. Но и здесь правительству во имя

интересов обеспечения промышленности рабочей силой пришлось пойти на

некоторые отступления от этой дворянской монополии: разрешим, заводчикам

покупать населенные деревни к заводам, чтобы крестьяне этих деревень

работали на заводах в качестве поссчсионных.

Государство гарантировало право собственности заводчиков на их

предприятия и их продукцию. Однако предприятия по добыче золота и серебра

(их нашли в начале XVIII в. на Урале) считались принадлежащими государству

и только персонально данными во владение и пользование владельцам. Их

продукция должна была продаваться государству по государственным ценам.

Итак, как я выяснил, в гражданском праве были введены существенные

изменения. Сохранялось право родового выкупа, срок которого был сокращен в

1737 г. с сорока до трех лет. Положение Указа о единонаследии, касающееся

нераздельности имущества с вытекающими отсюда последствиями для оставшихся

без земли дворян, стесняло свободу распоряжения недвижимостью. Чтобы

преодолеть ограничения практика выработала ряд юридических фикций: введение

подставных лиц, заключение дополнительных или незаконных сделок и т.п. 1719

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.