бесплатно рефераты
 

Конспект по истории государственного управления

системы управления Сибирью. Непосредственным толчком к реформе сибирского

управления послужили грандиозные злоупотребления сибирской администрации,

вскрытые сибирским генерал-губернатором М. М. Сперанским. Ревизия,

проведенная Сперанским, сняла с постов около 700 чиновников, однако под суд

попали только 48 человек. Выл отдан под суд даже сибирский генерал-

губернатор И. Б. Пестель. Одновременно подготавливалась реформа всех

звеньев сибирского управления, осуществленная в июле 1822 г. рядом

разработанных под руководством Сперанского законодательных актов.

В январе 1822 г. Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства:

Западно-Сибирское и Восточно-Сибирское. В состав первого из них с центром в

Тобольске вошли Тобольская и Томская губернии и Омская область, а в состав

второго с центром в Иркутске - Иркутская и Енисейская губернии и Якутская

область, а также Охотское и Камчатское приморское и Троицко-Савское

пограничное управления.

Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор, наделенный

обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и судебными

полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из назначенных

царем чиновников.

В каждой губернии администрация возглавлялась губернатором, при котором

действовал совещательный совет. Губернатор управлял губернией с помощью

губернского правления. В губернии действовали казенная палата и губернский

суд.

Губернии подразделялись на округа. Во главе управления округом стоял

окружной начальник, при котором был совещательный окружной совет из

чиновников округа.

Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский суд.

Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное

управление; в городах полицией заведовал городничий. Личный состав всех

этих учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города

осуществлялось сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех

заседателей. Управление в малолюдных городах состояло из городничего и

выборного старосты. Для русского сельского населения Сибири было

установлено волостное и сельское управление, существовавшее у

государственных крестьян европейской России.

Области Сибири отличались от губерний тем, что на их территории находились

постоянные и регулярные войска (казаки), поэтому областной начальник был

одновременно главой и гражданского и военного управления. В каждой области

существовали соответствующие учреждения: областные советы, правления, суды

и казенные палаты. Окружные учреждения в областях были те же, что и в

округах губернии.

Реформа 1822 г. упорядочила препровождение в Сибирь ссыльных и их

размещение. На территории Сибири была учреждена 61 этап-тюрем для ночлега и

дневок на пути пешего следования арестантов.

В Тобольске в 1822 г. был учрежден подчиненный губернатору Приказ о

ссыльных - центральный приемный распределительный и учетный пункт для

арестантов, ссылаемых в Сибирь на поселение и каторгу. При губернских и

областных правлениях существовали местные приемные, распределительные и

учетные пункты - экспедиции о ссыльных.

Основная масса каторжан и поселенцев размещалась на территории Восточно-

Сибирского генерал-губернаторства.

"Устав об инородцах" 1822 г. усложнил систему управления нерусскими

народами Сибири. Он подразделил нерусские народы Сибири на три категории:

бродячих, кочевых и оседлых. Для бродячих народов, стоявших на низкой

ступени развития (охотничьи и оленеводческие народы Крайнего Севера),

сохранялась сложившаяся ранее система взаимоотношений царской администрации

с местной родоплеменной верхушкой ("князьцами", "старостами"). Для оседлого

нерусского населения вводилась волостная система.

* * *

В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась

приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе

(кризис феодального строя, складывание в недрах феодальной формации

капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее

политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими

методами управления), укрепление внешней "законности" императорской власти

и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей

высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического

воздействия крепостнического государства.

Усложнение задач государства вызвало необходимость создания ряда высших

государственных учреждений с более четким функциональным назначением:

Государственного совета, Комитета министров, Собственной е. и. в.

канцелярии, превращения Сената в высший орган суда и надзора.

На рубеже XVIII и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы управления

министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата. Созданные

реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления обособились в

самостоятельные ведомства с более четкой по сравнению с коллегиями

компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными учреждениями и

делопроизводством.

Продолжали существовать основные административные, полицейские, финансовые

и судебные учреждения и сословные органы, созданные реформами 1775-1785 гг.

На большей части окраин правительство создало "особенное" управление,

характерными особенностями которого были большая самостоятельность местной

администрации наместничества или генерал-губернаторства, слияние военного и

гражданского управления, а на некоторых окраинах - привлечение местной

феодальной и родоплеменной верхушки в отдельных звеньях управления и суда.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключался план реформ М.М. Сперанского? Что из этого плана

удалось осуществить?

2. Какие изменения произошли в системе высших государственных органов?

3. Назовите отличия министерской системы от "коллегиальной".

4. Что представляет система ведомственного управления? Назовите наиболее

важные ведомства в России в первой половине CIC в.

5. Как изменилась система местного управления?

6. Назовите особенности управления Сибири.

ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ПОРЕФОРМЕННОГО ПЕРИОДА

(1861-1904). ПЕРВЫЙ ШАГ ПО ПУТИ К БУРЖУАЗНОЙ МОНАРХИИ

1. Государственный строй. Шаг по пути к буржуазной монархии.

После крестьянской реформы 1861 г. начался период капиталистического

развития России. Он выражался в быстром росте капиталистических форм

промышленности, сельского хозяйства, в процессах расслоения крестьянства и

превращения барщинного помещичьего хозяйства в капиталистическое, усиление

рыночных капиталистических отношений, чему немало способствовало появление

более совершенных путей сообщения - железных дорог.

Умершего Николая I на престоле сменил его сын Александр П (1855- 1881).

Вслед за крестьянской реформой он вынужден был провести в 60-70-х годах ряд

буржуазных реформ. Их разработка и проведение происходили в условиях борьбы

правительственных группировок. Сторонники реформ возглавлялись братом царя,

великим князем Константином Николаевичем; в эту группу входили: министр

народного просвещения А. В. Головнин, товарищ министра внутренних дел Н. А.

Милютин, его брат - военный министр Д. А. Милютин, министр финансов М- X.

Рейтерн, государственный контролер В. А. Татаринов и др. Против реформ

выступали: главный начальник Третьего отделения шеф жандармов князь В. А.

Долгоруков и сменивший его в 1866 г. граф И. А. Шувалов, министр юстиции

граф В. Н. Панин, министр двора граф В. Ф. Адлерберг, двоюродный брат царя

принц П. Г. Ольденбургский и др.

Реформы 60-70-х годов ввели в государственный строй России элементы

буржуазной государственности: создали выборные представительные учреждения

местного административно-хозяйственного управления (земские и городские

органы "самоуправления"), выборные органы суда (мировые судьи), установили

основы буржуазного судоустройства и судопроизводства, более гибкие

буржуазные формы государственного финансового контроля и цензуры, ввели

принцип всесословности в комплектование армии и в деятельность органов

народного просвещения и т п. Эти реформы были буржуазными и потому, что они

учитывали интересы буржуазии и буржуазной общественности: создавали

благоприятные условия для развития торговли, промышленности и кредита.

В организации и деятельности старых, наследованных от крепостнической

монархии учреждений, появились новые элементы: представители буржуазии

стали чаще приглашаться в качестве членов в совещательные отраслевые

учреждения министерств (комитеты, советы) при сохранении в них преобладания

чиновников-дворян, в министерствах была проведена децентрализация

управления с расширением полномочий местных органов. В деятельности высших

государственных органов (Комитет министров, Государственный совет, Сенат)

все большее место стали занимать дела, связанные с буржуазным

предпринимательством и собственностью, акционерными обществами и

компаниями; правительственный аппарат самодержавия все больше считался с

мнениями дворянской и буржуазной общественности, выраженными через

периодическую печать и публицистику.

Произошли некоторые изменения и в бюрократии. Ее численность возросла и

достигла к началу XX в. 385 тыс. человек (из них 161 тыс. чиновников) В

среде высшей бюрократии понизился процент земельных собственников (немного

более 50%) В составе бюрократии по прежнему преобладали дворяне-чиновники,

но наряду с этим появились и новые прослойки. Одну из них составляла так

называемая плутократия (богатые люди из буржуазии), другую - "третий

элемент' - вольнонаемный персонал органов самоуправления (врачи, учителя,

статистики, агрономы и т.п.). Уже с 60-х годов в государственном аппарате

появились женщины (счетный персонал Государственного контроля). К концу XIX

в. на государственной службе находилось 38 тыс. женщин (учебные и

медицинские заведения, почта, телеграф и т.п.)

Усложнившиеся задачи управления и появление в государственном аппарате

чиновничьих должностей, требовавших технических знаний, снова вынудили

самодержавное государство ставить вопрос о реформе гражданской службы и

упразднении "Табели о рангах" Специальная комиссия о службе гражданской

1895-1901 гг. даже подготовила новый проект "Устава о службе гражданской" с

предложением некоторых полумер, призванных повысить оперативность

бюрократии (сокращение числа чинов, упразднение производства за выслугу лет

и т. п.) В условиях кануна революции был сохранен старый "Устав о службе

гражданской" 1832 г., в архаичных нормах которого самодержавие видело

известную гарантию сохранения дворянской однородности верхов бюрократии.

Установившиеся в пореформенные годы связи бюрократии с буржуазным

предпринимательством вынудили принять закон, запрещающий чиновникам участие

в правлениях акционерных обществ и компаний.

Несмотря на введение буржуазных реформ и изменений в организации, составе и

деятельности правительственных учреждений, Россия оставалась абсолютной

монархией с неограниченным самодержавным императором во главе В стране

сохранились основные дореформенные государственные высшие, центральные и

даже местные учреждения (особенно органы администрации и полиции) с

дворянским чиновничьим большинством, а также и основы дореформенного права.

Реформы 60-70-х годов укрепили правительственный аппарат самодержавной

России. Начинается открытое наступление на буржуазные реформы. Его

вдохновителем был Александр III (1881-1894), сменивший убитого

народовольцами 1 марта 1881 г. Александра II. Последовавший 29 апреля

манифест провозглашал незыблемость самодержавия и установление режима

политической реакции.

Этот реакционный курс пытался продолжить в начале своего правления и

последний император России Николай П (1894-1917).

В деятельности государственных учреждений России накануне первой революции

сохранялись формализм, обширное бумажное делопроизводство, полная

бесконтрольность чиновничества. Весь политический строй России с его

огромным карательным аппаратом и попытками лавирования оказался бессильным

предотвратить революцию.

2. Изменения в системе органов власти и управления.

Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы

два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы 60- 70-х годов. В

80-е годы устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются

попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ. В 60-70 годы

революционное и демократическое движение заставило царизм несколько

изменить внутреннюю политику в связи с тем, что была при Николае I. В

кругах, близких к царю, стали вынашиваться идеи ограничения власти монарха,

т.е. идеи перехода России к конституционной монархии. Конечно, предложения

были весьма умеренными. Прямо о конституции в них не говорилось,

предлагалось лишь включение в Государственный совет выборных лиц от земств

и городов, но эти попытки были отброшены после убийства Александра II.

Новый царь, Александр III, некоторое время выжидал, опасаясь активности

народников. Однако 29 апреля 1881 г. он подписал Манифест о незыблемости

самодержавия. Абсолютный монарх сохранил все свои прежние неограниченные

права в области законодательства, исполнительной и судебной деятельности.

В 1861 г. был создан новый высший орган - Совет министров, председателем

которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он

рассматривал главным образом текущие дела. Совету министров поручалось

рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили

министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров,

председатель Государственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на

свое название, Совет министров не являлся правительством. Он имел только

совещательное значение. Никакой самостоятельностью в решении вопросов

государственного управления Совет министров не обладал.

Ослабевает значение Государственного совета, члены которого назначались

пожизненно и вели себя иногда относительно независимо, что не нравилось

Александру III. Он при решении большинства государственных вопросов

опирался на комитет министров, который и становиться в это время основным

совещательным органом.

Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. Он постепенно

превращался в своеобразную богадельню. В него назначались потерявшие

способность к работе в других сферах государственного управления высшие и

средние чиновники. В Сенате они, получая солидные денежные вознаграждения,

практически ничего не делали.

После крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов. На

него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с

этим в Составе министерства финансов создается специальное главное выкупное

учреждение, которое и наблюдало за тем, чтобы крестьяне своевременно

выплачивали долги за полученные ими земельные наделы.

Поскольку Россия вступила на путь капиталистического развития, то

требовалось усиление деятельности правительственных органов по руководству

промышленностью и торговлей.

Возникла необходимость поощрять развитие частного капитала. Эта

деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансов

образовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил казенной

промышленностью, т. е. предприятиями, которые принадлежали государству и

лично царю. Кроме того, этот департамент оказывал финансовую помощь частной

промышленности.

Закономерности экономического развития заставляли самодержавие принимать

меры по строительству в стране железных дорог. В 50-60-х годах царизм

испытывал серьезные затруднения в финансовых средствах для проведения этой

работы. Ему приходилось опираться на частный капитал, поощряя деятельность

буржуазии по участию в железнодорожном строительстве. В связи с этим в 1865

г. образовалось Министерство путей сообщения, которое и координировало

деятельность по "строительству железных дорог. В дальнейшем царизм стал

вести строительство и за счет государственных средств. В начале данного

периода продолжало функционировать 3-е отделение канцелярии царя. В

качестве вспомогательного органа, в 1862 г. образовалась Следственная

комиссия по делам о распространении революционных воззваний. Материалы этой

комиссии послужили основой для организации ряда политических судебных

процессов (нечаевцев и других).

В 70-х годах главная задача 3-го отделения состояла в ведении дознаний по

делам народников. Необходимо было усилить органы политического сыска,

поскольку народники упорно продолжали преследовать царя, готовя его

убийство.

Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя, 3-е отделение

явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим возникла

необходимость перестройки всей системы организации полицейских органов.

В феврале 1880 г. создается. Верховная распорядительная комиссия по охране

государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом

Лорис-Меликовым. Он был за твердую диктатуру в борьбе с революционным

движением, но считал, что чересчур крутые меры могут повредить царизму.

Верховной комиссии временно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов.

Комиссия вела. расследование по делам о политических преступлениях в

Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими

делами в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех

карательных органов для борьбы с революционным движением.

В июле 1880 г. последовало упразднение 3-го отделения, а функции

политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.

В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги

которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов.

В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили

существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались

крупные тюрьмы с центральным подчинением - так называемые централы

(например, Александровский централ вблизи Иркутска). С ликвидацией 3-го

отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в

ведение Главного тюремного управления. Возрастает в это время число

каторжных тюрем, главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в

ведение Министерства юстиции.

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции - важнейшая часть

министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя)

министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который

вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль

среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и

охраной царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особый

отдел департамента полиции,

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, усилилась роль

губернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатные

органы. Особые права они имели в местностях, объявленных на положении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.