бесплатно рефераты
 

Конспект по истории государственного управления

среди которых важнейшее значение имели дела, связанные с поземельными

отношениями, торговыми операциями.

Вместе с боярством новгородское духовенство выступало решительным

противником объединительной политики московских князей и было готово во имя

своих местных интересов пойти на сговор с литовскими феодалами,

осуществлявшими в XIV-XV вв. агрессию против русских земель.

Усиление феодального гнета, самоуправство бояр в судах вызывали острые

вспышки антибоярских восстаний. Создание олигархических форм правления,

ликвидировавших по существу демократические черты вечевой организации

управления в Новгорода антинародная и антинациональная политика бояр в их

борьбе с Москвой лишали их поддержки новгородского плебса, которую бояре

имели в период борьбы за новгородскую независимость.

Государственно-политический строй Псковской феодальной республики в своих

основных чертах был близок к политическом строю Новгорода. Псков обособился

от Новгорода во второй п овине XIII в., но только в 1348 г. по Болотовскому

договору Но) род признал свой бывший пригород "младшим братом".

Объединение русских земель и роль Москвы. Процесс объединения русских зем

возглавила Москва, которая до нашествия монголо-татар была небольшим

пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества. В XIV в. она

превратилась в крупный феодальный центр.

Выдвижению Москвы способствовал ряд факторов, главным из которых было то,

что Москва находилась на территории, где формировалась великорусская

народность. Она занимала географически выгодное положение среди русских

земель: с юга и востока прикрывали от ордынских вторжений Суздальское,

Нижегородским и Рязанское княжества, с северо-запада от Литвы - Тверское

княжество и Новгородская республика; леса, окружавшие Москву, был

труднопроходимыми для монголо-татарской конницы, что способствовало притоку

сюда населения и возрастанию его плотности.

Москва была центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и

торговли. Она была важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как

для торговли, так и для военных действий. Через Москву-реку и Оку

Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему

волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы

объясняется также целенаправленной гибкой политикой московских князей, с

имевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и

церковь.

В борьбе между княжествами за политическое преобладание Москва выдвигается

как общерусский центр, возглавивший объединение разрозненных русских земель

в единое государство и за свержение золотоордынского ига.

Со второй половины XIV в. русские земли во главе с Московским княжеством

стали именоваться "Великая Русь".

Дмитрий Донской в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое

княжение Владимирское своему старшему сын Василию (1371-1425). С тех пор

независимый от Орды способ передачи верховной власти в Северо-восточной

Руси становится наследным правом московской княжеской семьи.

Именно с княжения Дмитрия Донского (1350-1389) Москва становится

общепризнанным политическим и национальным центром формировавшегося

Русского государства.

В процессе объединения Руси в Московском княжестве во второй четверти XV в.

вспыхнули феодальные распри, получившие название феодальной войны. Борьба

шла по всем правилам средневековья, т. е. в ход пускались и ослепление, и

отравления, и обманы, и заговоры. Только после того как московское боярство

и церковь окончательно стали на сторону Василия II Темного (1415-1462),

феодальная война закончилась победой сил централизации.

В ХIV-ХV вв. в социально-экономическом развитии основными факторами были

интенсивный рост феодального землевладения и связанный с этим процесс

поглощения феодалами крестьянской общины, вовлечения в систему феодальной

зависимости и эксплуатации новых масс сельского населения.

Основной формой крупного феодального землевладения в XIV в. была вотчина -

княжеская, боярская, церковная.

Однако даже во второй половине XV в. в Северо-восточной Руси преобладали

так называемые черные земли, для которых было характерно общинное

землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и

пашенной землей, а также выборное крестьянское волостное самоуправление под

контролем княжеской администрации - наместников и волостелей.

Вовлечение всей массы сельского населения в систему феодальных отношений

привело к исчезновению многих старых терминов, обозначавших в прошлом

различные категории сельского населения (люди, смерды, изгои) и появлению к

концу XIV в. нового термина "крестьяне".

Таким образом, сложившийся в XI - XIII вв. политический строй русских

княжеств не претерпел и в XIV - XV вв. каких-либо существенных изменений.

Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах

принадлежала высшая судебная и административная власть над населением

княжества.

* * *

Период XII-XV вв. несет в себе важные особенности исторического развития

Руси, определившие своеобразие ее политического устройства и аппарата

государственного управления.

Ведущими тенденциями и событиями эпохи (данного периода, этапа) стали

утверждение феодальной раздробленности вследствие распада Киевской Руси,

установление жесткого монголо-татарского ига, длившегося почти 250 лет,

начало объединения русских земель в единое государство во главе с

Московским княжеством.

Явившись закономерным этапом в поступательном развитии феодального

производства, период раздробленности предопределил выдвижение на Руси трех

основных политических центров - Владимиро-Суздальской земли (княжества),

Галицко-Волынской земли и Новгородской аристократической республики со

своеобразием аппарата управления. В княжествах великий князь был суверенным

государем, имел княжескую и вотчинную администрацию и боярскую думу.

Возросла на этом этапе роль общерусских и земельных съездов, (снемов). В

Новгородской аристократической республике роль князя не была столь

самостоятельной, свои функции он выполнял в присутствии посадника,

избираемого на вече из самых знатных бояр. Несмотря на то, что в Новгороде

высшим органом считалось вече, на деле политический строй эволюционировал в

сторону боярско-олигархического характера, когда боярство фактически

узурпировало, республиканские органы власти в лице Совета господ.

В период монголо-татарского ига государственность Руси была сохранена, хотя

ярлыки на княжение князья получали непосредственно от ханов Золотой орды.

В ХIV-ХV вв. на Руси начинается процесс объединения русских земель в единое

централизованное государство и борьба за освобождение от монголо-татар.

Возглавило эту историческую миссию Московское княжество, ставшее

экономическим, политическим и культурным центром, где сформировалась

великорусская народность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что послужило причиной феодальной раздробленности на Руси?

2.Каким было государственное управление в русских землях в домонголъский

период?

3. В чем особенность политического строя и управления в Новгородской земле?

4. Как повлияло монголо-татарское нашествие на государственность Руси?

5. Какие факторы способствовали возвышению Москвы?

ТЕМА 3. СКЛАДЫВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА И СИСТЕМА

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В CV - CVII вв.

1.Образование Русского централизованного государства. Государственный

механизм управления.

Высшие органы. Образование национальных централизованных государств в эпоху

феодализма явилось закономерным процессом, вызванным определенными

социально-экономическими условиями

Усиление общественного разделения труда привело в XV в. в Западной Европе к

дальнейшему росту ремесленного производства, центрами которого становятся

города. Их неземледельческое население нуждалось в сельскохозяйственных

продуктах, а сельское население - в продуктах ремесла. Общественное

разделение труда усиливало экономические связи между городом и деревней,

между отдельными городами, областями, феодальными княжествами. Феодальные

раздоры приносили вред развитию торговли и ремесла

Сильная королевская власть с централизованным бюрократическим аппаратом

могла преодолеть сопротивление и раздоры независимых крупных феодалов,

подавить всякое проявление недовольства эксплуатируемых масс.

В борьбе с крупными феодалами королевская власть опиралась на служилое

дворянство и города, заинтересованные в создании централизованного

государства.

В основе объединения русских земель в единое национальное государство

лежали те же социально-экономические и политические причины, но были здесь

и свои особенности. Создание русского централизованного государства

опередило процесс складывания единого всероссийского рынка и образования

нации. Объединение русских земель вокруг Москвы и формирование

централизованного государства было ускорено борьбой русского народа с

внешней опасностью.

Образование Русского централизованного государства завершилось к концу XV

в. На XVI век падает дальнейшее его укрепление, выразившееся в возрастании

значения носителя верховной власти, изменившего в январе 1547 г. титул

великого князя на царя и установившего самодержавную форму правления.

В осуществлении своей власти великие князья, а затем цари опирались на

феодалов - бояр, владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в

случае войны собственные вооруженные силы. Выражением их политической

самостоятельности был, прежде всего, феодальный иммунитет. До конца XVI в.

в Русском государстве еще продолжали существовать некоторые уделы.

Великий князь московский и цари "всея Руси" разделяли свою власть с

боярской аристократией в высшем органе централизованного государства -

Боярской думе. Боярская дума - литературное наименование органа, который в

русском государстве назывался просто "дума" или "бояре".

В состав Боярской думы кроме бояр московского князя входили бывшие удельные

князья и их бояре. С первой половины XVI в. в думе появились и менее

знатные феодалы - окольничие, а также представители поместного служилого

дворянства - думные дворяне ("дети боярские, которые в думе живут") и

верхов служилой бюрократии - думные дьяки; последние вели делопроизводство

Боярской думы (первоначально в думе их было четверо).

Поскольку князь (царь) разделял власть с крупнейшими феодалами страны,

постольку функции Боярской думы были неотделимы от его прерогатив. Боярская

дума разрешала важнейшие государственные дела. Она была законодательным

органом. Ею были утверждены судебники 1497 и 1550 гг. Статья 98 Судебника

1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом

законодательства. Будучи высшим органом управления, Боярская дума

осуществлял общее руководство приказами, надзирала за местным управлением,

принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам.

Переговоры с иностранными послами вела специальная ответная комиссия из

членов Думы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение великого князя

(царя) и Думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате иногда в

личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне

дворца, например в опричном дворце Ивана IV в Москве или Александровской

слободе.

Укрепляя свою власть, великие князья и цари XVI в. стремились ослабить

значение боярской аристократии. Уже с середины XVI в. и Боярской Думы

выделилась так называемая "комната", "ближняя дума" - более узкий состав

верных царю людей, с которыми он решал важнейшие дела. В 1547 - 1560 гг., в

правление Ивана IV, действовал неофициальный совет в составе поместного

дворянина царского "ложничего" А.Адашева священника Благовещенского собора

А. Сильвестра, князя Д. Курлятева князя А. Курбского и других лиц. С

помощью этой "Избранной рады", ка1 впоследствии назвал ее Курбский, Иван IV

провел ряд важнейших реформ (судебную, военную, земскую), определил

основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил

Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и

управления.

Деятельность опричнины была направлена на преодоление пережитков феодальной

раздробленности, подрыв экономической и политической мощи боярской

аристократии Место представителей наиболее строптивых феодальный фамилий,

истребленных во время опричнины, в Боярской думе заняли менее знатные

родственники царя.

После смерти Ивана IV значение Боярской думы опять возросло. Заметную роль

играла она в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны

начала XVII в. В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606-1610 гг.

кроме Боярской думы в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере.

После свержения Василия Шуйского 17 июля 1610 г все управление государством

осуществляла группировка из семи наиболее влиятельных членов Думы (Ф. И.

Мстиславского, И. М. Воротынского, А В Трубецкого и др.) Это боярское

правление получило у современников наименование "семибоярщины".

С появлением новых слоев в среде господствующего класса, и прежде всего

поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано

возникновение земских соборов - эпизодически созываемых царями

всероссийских совещаний для обсуждения, а часто и разрешения важнейших

вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки

духовенства ("освященный собор") земские соборы включали представителей

поместного дворянства и посадских верхов.

Появление земских соборов означало установление в России сословно-

представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских

государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то,

что роль "третьего сословия" (городских буржуазных элементов) в них была

гораздо слабее и в отличие от аналогичных западноевропейских органов

(парламент в Англии, "генеральный штаты" во Франции, кортесы Б Испании)

земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя

более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские

соборы в своих решениях поддерживали московских царей. В противоположность

ограничивавшей единодержавие царя Боярской думе земские соборы служили

орудием укрепления самодержавия. Существование земских соборов, как и

Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной

власти - царя, но и государственного аппарата централизованного

государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к

непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

Появление земских соборов относится к середине XVI в. В конце 40-х - начале

50-х годов XVI в. в Москве состоялось четыре расширенных совещания Боярской

думы и освященного собора с участием различных представителей

господствующего класса- До нас дошли подробные известия о земском соборе,

собранном во время Ливонской войны в 1566 г. Сохранившаяся приговорная

грамота собора дает возможность подсчитать его состав; от Боярской думы (30

человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека),

дворян (20 человек) и торговых людей (75 человек). Последние две

группировки, по-видимому, еще не избранные на местах, а приглашенные

правительством, были теми социальными силами, которые в дальнейшем стали

играть наиболее активную роль в истории земских соборов.

Собор, собравшийся в январе 1613 г. после изгнания польских интервентов из

Москвы, был наиболее многолюдным (700-800 человек). Это был единственный

Земский собор, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и

даже черносошных крестьян. Здесь развернулась борьба различных группировок,

предлагающих кандидатуры царя. Победила группировка, поддерживавшая

кандидатуру Михаила Романова, сына "тушинского" патриарха Филарета,

связанного родственными узами с династией Рюриковичей. Малограмотный Михаил

Романов импонировал некоторым боярам, один из которых (Ф. И. Шереметьев)

выразил эту мысль в частном письме в таких словах: "Выберем де Мишу

Романова, он еще молод и разумом еще не дошел... и будет поваден". 7

февраля 1613 г. большинство Собора высказалось за Михаила Романова,

ставшего основателем новой царской династии.

Центральные учреждения. Образование приказной системы управления. Создание

централизованного государства вызвало необходимость перестройки и органов

управления. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и

путных бояр, а также отдельных учреждений приказного типа (Казенный двор) к

середине ХVI в. заменила новая система центрального управления - приказная.

Осуществление отдельных функций государства в XV в. поручалось боярам, а

также неродовитым, но грамотным чиновникам - дьякам. Постепенно эти

нерегулярные поручения ("приказы'') получали постоянный характер. Появились

такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки.

Первоначально в XV в. эти должностные лица осуществляли свои обязанности

без вспомогательного аппарата. Но с расширением круга их задач (с начала

XVI в.) им давались "для письма" чиновники помельче - подьячие,

объединенные в особом помещении - канцелярии- "избе", "дворе". Процесс

образования "изб", "дворов"- канцелярий растянулся на несколько десятилетий

(с конца XV в до середины XVI в.) и был неодновременным. Каждая "изба" или

"двор" вместе с возглавлявшим ее должностным лицом представляла зародыш

будущего приказа. С середины XVI в. "избы"- канцелярии превращаются в

постоянно действующие центральные государственные учреждения - приказы. Это

нашло выражение и в расширении круга их задач, в появлении чиновничье-

бюрократической иерархии и внутренней структуры, в складывании определенных

порядков деятельности и форм делопроизводства. Таким образом, приказная

система прошла в своем развитии ряд стадий: приказа (в буквальном смысле

слова) как разового поручения, приказа как постоянного поручения (типа

"пути"), приказа-"избы" (канцелярии) и, наконец, приказа как

государственного органа с самостоятельными структурными подразделениями.

Важнейшим звеном аппарата централизованного государства была армия,

состоявшая из феодальных ополчений князей и бояр - вассалов великого князя

московского, а также служилых людей - дворян и детей боярских. Объединение

русских земель вокруг Москвы, борьба Русского государства с татарами,

турками, Ливонским орденом, польскими и литовскими феодалами требовали

постоянного усиления и усовершенствования вооруженных сил.

Ряд первых центральных государственных учреждений Русского государства имел

военное назначение. К этой группе относились Разрядный и Поместный приказы,

а также Оружейная палата. Во второй половине XVI в. появились другие

приказы этой группы: Стрелецкий, Пушкарский, Каменных дел. Оружейный,

Бронный, Аптекарский.

Местные учреждения. С образованием централизованного государства меняется и

местное управление. Ограничение власти кормленщиков - наместников и

волостелей - являлось составной частью мероприятий, проводимых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.