бесплатно рефераты
 

Китайская семья

приобретали два гроба: внутренний - более дорогой и внешний (чехол для

гроба).

Чем человек был богаче, тем он больше тратил денег на устройство своего

посмертного жилища. Гроб ценился по качеству дерева: хорошее дерево долго

не поддается гниению. Самой ценной породой считался тис. Тисовый гроб стоил

баснословно дорого - это было дерево редкой породы, ныне его почти

полностью вы

Добротные доски, предназначенные для гроба, назывались «доски долголетия».

Внутри и снаружи гроб заблаговременно покрывали лаком, а пазы замазывали

специальным составом из лака, смолы и фарфорового порошка. Эту процедуру

повторяли несколько раз до тех пор, пока дерево не становилось совершенно

непроницаемым для влаги.

Китайские гробы были вместительными и напоминали саркофаги.

Но добротно сделанный гроб и подаренная при жизни погребальная одежда еще

не решали всех проблем загробного существования. Нужно было позаботиться и

о соответствующем месте захоронения. Могила, хранительница тела, при

котором остается живая душа, прежде всего, должна быть гарантирована от

сырости, поэтому для погребения выбирались сухие участки на склонах гор.

Если же покойника хоронили на равнине, то принимались все меры, чтобы как

можно дольше уберечь гроб от влаги. С этой целью дно могильной ямы засыпали

толстым слоем древесного угля, затем покрывали глиной, известью и песком. В

могилу ставили открытый деревянный ящик-футляр, пропитанный особым

составом. Свободное пространство между ящиком и ямой засыпали древесным

углем. В ящик помещали гроб, крышка которого также была пропитана

специальным раствором. Сверху все это снова засыпали древесным углем и

заливали смесью из глины, извести и песка. Таким образом достигалась

надежная гарантия от гниения. Над могилой возводили курган. По его высоте

можно было судить о том, какое общественное положение занимал усопший.

В старом Китае покойников хоронили на родовых кладбищах. Многие семьи

владели участками земли, которые не отчуждались властями и передавались из

поколения в поколение. По древним установлениям родовая земля вообще не

подлежала продаже, но даже в тех случаях, когда это правило нарушалось,

участок родового кладбища сохранялся за прежним владельцем.

Делом первостепенной важности считалось найти подходящее место для

захоронения. Труп именитого покойника мог оставаться не погребенным до ста

дней - все зависело от того, какое положение умерший занимал при жизни.

Бывало и так, что по истечении этого срока гроб относили в какой-либо

монастырь и ставили в специально отведенном помещении. В монастыре гроб с

покойником иногда оставался несколько лет, пока родственники с помощью

прорицателей не находили достойного посмертного жилища.

Особенно благоприятным местом для погребения считался холм, напоминавший

очертания лежащего тигра (не такая уж редкость в холмистых районах Южного

Китая). Тигра считали царем зверей, поэтому всему, что так или иначе было с

ним связано, приписывалась особая сила. Предполагали, что не только

тигрообразные холмы, но и вообще все предметы в природе, имеющие сходство с

животными, обладают таинственной властью над окрестным населением. Родные

покойника старались избрать для его погребения именно такие участки, причем

могилы рыли около головы или около лапы «тигра»; при таком расположении

могилы влияние таинственных сил будет наиболее благоприятным, и это

принесет семье усопшего всякого рода удачи.

Бедняки, разумеется, хоронили родственников, где придется. Нередко

случалось, что богатый человек, используя свое положение, отбирал у бедняка

принадлежавший тому участок для захоронения предков. Это приводило даже к

кровавым столкновениям.

В Северном Китае покойников обычно хоронили на полях. Могила представляла

собой курган с надгробным камнем. Иногда могилы имели форму конусообразной

насыпи, засаженной кустарниками или цветами.

Непременным атрибутом похоронной процессии был белый петух, в которого, по

убеждению верующих, переселялась душа покойного. Петуха резали на могиле, и

благодаря этому душа вновь соединялась с телом.

Прежде чем опустить гроб в землю, родственники усопшего с рыданиями

отвешивали низкие поклоны. Старший сын подходил к поставленному перед

гробом жертвенному столу, становился на колени, зажигал благовония,

возливал вино на землю и произносил молитву такого содержания: «Глубоко

опечален я потерей тебя. Уже заколочен твой гроб, и ты навсегда оставил

нас. Теперь гроб твой благоговейно будет предан погребению, и вскоре на

твоей могиле воздвигнут высокий холм. Я сам стану неусыпным его стражем.

Увы, какая невыразимая печаль! О чем осмеливаюсь сообщить»(67).

Когда похоронная процессия достигала места захоронения, гроб опускали в

могилу. Первым бросал землю на гроб старший сын умершего, затем другие

родственники и близкие. После погребения перед могилой совершался обряд

поклонения праху.

По древнему обычаю, траур по родителям следовало соблюдать три года, но

фактически этот срок был меньше.

Муж по жене носил траур в течение года. Жена по мужу должна была носить

траур всю жизнь. Даже само понятие траур «Чжи» – переводится, как

управлять.

Во время траура по отцу или матери сын не должен был причесываться и

бриться, не имел права есть мясо, пить вино, смеяться, слушать музыку. Не

разрешалось в это время праздновать календарные или семейные праздники и т.

д. Замужняя дочь носила траур по родителям в течение года.

Сыновьям, дочерям и женам в знак траура по родителям и мужьям полагалось в

первый год носить одежду белого цвета, во второй год - серого и в третий -

черного.

Соблюдение траура считалось не только семейным, то и общественным делом.

Родственникам умершего предоставлялось право временно уйти со службы.

Соседи также проявляли внимание к родным умершего: старались не тревожить

их громкой речью, пением или музыкой, не быть назойливыми. Ведь, по старым

верованиям, человек, соблюдающий траур, должен был постоянно пребывать в

стоянии сосредоточенности и созерцания.

Обычай требовал навещать могилы предков не менее одного раза в год. Эти

паломничества символизировали возобновление прав на землю, где возвышался

могильный курган. Неухоженная могила означала, что потомки усопшего

скончались или покинули родные места.

После зимнего солнцестояния наступал праздник могил (бай шань - буквально

поклоняться горам). Название объясняется тем, что во многих районах Китая

покойников предпочитали хоронить в горах. Этот праздник называли также

«приведение в порядок могильных курганов».

Праздник могил связан с наступлением ясных и светлых дней весны. Борьба

зимы и весны, воспринимавшаяся как противоборство светлого начала «Ян» с

темным началом «Инь», заканчивалась в пользу весны. Считалось, что «Ян» и

«Инь» приходят в равновесие: небо оплодотворяет землю и зарождается новая

жизнь.

Церемония «приведения в порядок могил» могла продолжаться до тридцати дней.

Однако первый день считался самым торжественным.

Старший сын сообщал своему умершему отцу, что произошло в семье за

прошедший год и просил у предков помощи и совета.

Главная забота о душе умершего падала на того члена семьи, который при

жизни был ей ближе всех. Таким считался старший сын покойного. А так как

душа предка существовала вечно и постоянно требовала жертвоприношений, то

не должна была нарушаться и преемственность лиц, приносящих ей жертвы:

умершему отцу приносил жертвы его старший сын, последний также должен был

оставить после себя сына и т. д. Таким образом, усопшие предки как бы

продолжали жить в могиле, словно живые люди, не порывая связей с семьей,

родственниками и знакомыми.

После смерти главы семьи хозяином дома становился его старший сын, которому

должны были подчиняться все младшие родственники. Это нашло отражение и в

иероглифической письменности. Например, иероглиф «У», означающий

«управлять», состоит из двух элементов: «рука» и «комната», т. е. держать в

руках, распоряжаться домом; иероглиф «Фу» - «отец» изображает руку,

держащую прут; иероглиф «Чжан» - «старый» состоит из двух элементов:,

«дерево» и «палка», что ознало: старший в семье ходит с посохом. Во всех

упомянутых иероглифах присутствуют атрибуты власти старшего — рука, прут,

посох или палка.

Истинными руководителями, семейства являлись его общие предки, их

всесильная воля считалась священной для потомков. Что касается главы семьи,

то он, как первородный сын, по правилам культа предков наследовал звание

главного семейного жреца и, как посредник между членами семьи и предками,

облекался властью законодателя, судьи и администратора. Но эта власть была

как бы не в его собственных руках — она принадлежала предкам и только через

них получала реальное осуществление.

Старшего сына называли «чжун-цзы», что буквально означает «сын могилы», т.

е. сын, на которого возлагалась обязанность совершать жертвоприношения на

могиле отца.

Подведя итог можно сказать следующее. Культ предков, как частный случай

преклонения перед прошлым имел основополагающее значение для китайского

государства, общества и культуры.

Как известно китайское общество носило корпоративный характер, что можно

объяснить системой землепользования (ирригационное земледелие требовало

совместного труда тысяч людей), но этим нельзя объяснить, почему эта

корпоративность сохранялась в неизменном виде на протяжении тысячелетий,

без феномена культа предков. Это он на протяжении долгого времени подавлял

все сепаратистские тенденции и способствовал большой устойчивости семейного

уклада.

Чувствуя себя звеном в бесконечной цепи поколений - китаец проникался

чувством собственного бессмертия.

Заключение

Подводя итог можно сказать следующее: особенности китайской семьи были во

многом обусловлены социально – экономической ситуацией в изучаемый период.

Коллективизм, порожденный типом поземельных отношений (ирригационное

земледелие, требовало совместного труда многих людей), помноженный на

идеологию Конфуция привел к расцвету большой патриархальной семьи. Той

семьи, о которой говорил Конфуций сравнивая ее с государством.

Все это создало условия, при которых стремление близких родственников жить

вместе, стало резко преобладать над любыми сепаратистскими тенденциями.

Но полностью исчерпать особенности Китая только экономическими факторами

нельзя. Устойчивость и консервативность семьи в Китае нельзя было понять,

без изучения сути китайского менталитета, во многом обусловленного

структурой китайского языка, где не было категории прошедшего времени, т.е.

не разграничивая прошлое, настоящее и будущее, китайцы выпадали из

временного потока, начмная воспринимать настоящее и будущее, как прошлое

продленное в бесконечность.

А если принять во внимание, что «Золотой век» стараниями Конфуция китайцы

видели именно в прошлом (а не в будущем, как представители европейской

парадигмы познания), то становится понятна устремленность китайцев в

прошлое, которое на практике нашло свое выражение во всеобщем подражании

предкам и боязни любых инноваций.

Ответить же на другой вопрос: в чем причина уникальной устойчивости

китайской семьи, нельзя было без изучения конфуцианского культа предков.

«Единовластие живого отца не могло бы сохранять своего абсолютного

значения, если бы оно не имело точки опоры, независимой от данного лица,

недоступной для смерти. Как временный наместник отошедших в вечность

предков, как их жрец и посредник между ними и живыми членами семьи, отец

есть носитель высшего религиозного начала, сообщающего его фактической

власти священный авторитет. Перенося центр своей тяжести в прошедшее, в

область абсолютного факта, неизменного и неподвижного, китайская семья сама

приобрела крепость незыблемого факта, над которым бессильно время»(68).

Сноски

1) История Китая – М., 1974, с. 20

2) В.П. Илюшечкин. Сословно – классовое общество в истории Китая. – М.,

1988, с. 157

3) Там же

4) Там же с. 158

5) Там же

6) Там же

7) Там же с. 159

8) Адюльтер – дело государственное

http:\www.rusf.ru\rybakov\pages\publ3.html

9) Кокин М. Папаян Г.

“Цзин-тянь” Аграрный строй древнего Китая, Л-1930 c.160

10) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

1 – 1

10) Там же

11) Там же

12) Там же

13) Там же

14) Там же

15) Конфуций. Лунь Юй . г. 12 п. 7

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

17) М.В.Крюков. Формы социальной организации древних

китайцев. - М 1967 с. 85-96.

18) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

2 – 1

19) Конфуций. Лунь Юй . г. 10 п. 2

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

20) Там же г. 12 п. 14

21) Там же г.8 п. 8

22) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

3 – 1

23) Там же

24) Конфуций. Лунь Юй . г. 9 п. 5

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

25) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

3 – 1

26) Конфуций. Лунь Юй . г. 2 п. 7

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

27) Там же г. 2 п. 5

28) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

4 – 1

29) Лицзи г. 16

30) Конфуций. Лунь Юй . г. 4 п. 18

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

31) Истоки этической ориентированности традиционного

китайского права

http://www.rusf.ru/rybakov/pages/orientall.html

32) Васильев Л.С. История религий востока. М 1988 с. 292

33) В. Рубин. Идеология и культура древнего Китая

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

4 – 1

34) Конфуций. Лунь Юй . г. 13 п. 20

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

35) Там же г. 5 п. 15

36) Там же г. 1 п. 2

37) Там же г. 2 п. 3

38) Китайский эрос (под ред. А.И.Кобзева) ОСR “Палек”-1998 часть 2

39) Имена и фамилии у китайцев

http://sumin.boom.ru/china/china4.htm#names

40) Переводы из “Ли цзи”

http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm

41) Имена

http://www.ant.md/school/has/publ/china16.htm

42) Там же

43) Право древнего Китая

http://bestboy.narod.ru/318.html

44) Там же

45) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской

литературы, М 1978 с. 185

46) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 374

47) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской

литературы, М 1978 с. 186

48) Там же с. 196

49) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 380

50) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской

литературы, М 1978 с. 196

51) Конфуций: Уроки мудрости

Москва “Фолио”-2001 с. 154

52) Там же с. 173

53) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 386

54) Там же с. 387

55) Там же

56) Конфуций: Уроки мудрости

Москва “Фолио”-2001 с. 165

57) Лицзи г. 14

58) Китайский эрос (под ред. А.И.Кобзева)

ОСR “Палек”- 1998 часть 2

59) Лицзи г. 11

60) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 392

61) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской

литературы, М 1978 с. 251

62) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 393

63) Воспитание невест в древнем Китае

http://asiapacific.boom.ru/culture/001/nevest.htm

64) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 92

65) Там же с. 96

66) Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской

литературы, М 1978 с. 60

67) Сидихметов В.Я. Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000 с. 110

68) Китайская зарисовка Владимира Соловьева

http://www.politolog.ru/idea/feller19.htm

Литература

1) В.Я.Сидихметов

Китай: страницы прошлого

Смоленск “Русич”-2000

2) Китайский эрос (под ред. А.И.Кобзева)

Научно-художественный сборник

ОСR “Палек”-1998

3) Илюшечкин В.П.

Сословно-классовое общество в истории Китая

Москва-1986

4) История Китая с древнейших времен до наших дней

Москва-1974

5) У нефритового источника

Азия и Африка сегодня 11/1999

6) Кокин М. Папаян Г.

“Цзин-тянь” Аграрный строй древнего Китая

Ленинград-1930

7) Васильев Л.С.

История религий востока

Москва-1988

8) Конфуций: Уроки мудрости

Москва “Фолио”-2001

9) Специфика формирования философии в древнем Китае

http://referatshelp.narod.ru/zakaz/Kitai.htm

10) Имена и фамилии у китайцев

http://sumin.boom.ru/china/china4.htm#names

11) Делюсин Л.С.

“Что для русских Китай ?”

http://www.inion.ru/product/russia/delysin.htm

12) Истоки этической ориентированности традиционного

китайского права

http://www.rusf.ru/rybakov/pages/orientall.html

13) Право древнего Китая

http://bestboy.narod.ru/318.html

14) Древний Китай

http://bestboy.narod.ru/315.html

15) Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта)

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/v-r/rub-4.html

16) Праздник Холодной пищи и Чистого света

http://ilin.dol.ru/calendar/qinmin.htm

17) Адюльтер – дело государственное

http:\www.rusf.ru\rybakov\pages\publ3.html

18) Моцзы

http://windows.sitek.net/~oldeast

19) На берегах Хуанхе

http://amen.org.ru/bibliography/3tom/3tom1.htm

20) Воспитание невест в древнем Китае

http://asiapacific.boom.ru/culture/001/nevest.htm

21) Имена

http://www.ant.md/school/has/publ/china16.htm

22) Китайская зарисовка Владимира Соловьева

http://www.politolog.ru/idea/feller19.htm

23) Переводы из “Ли цзи”

http://vostok.amursu.ru:8101/cont1/liji.htm

24) Конфуций

“Лунь Юй “

http://www.amvir.ru/lib/konfucij_lunuj.shtml

25) Изучение древней истории Китая и ресурсы в

Информационной сети Интернет.

http://www.orient.pu.ru/sour.htm

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.