бесплатно рефераты
 

Инвестиции и структура экономики Украины

основных фондов, выступает в виде амортизационных средств. С точки зрения

рыночных условий воспроизводства было бы целесообразно прекращать

начисления амортизации на реновацию по истечении нормативных сроков службы

основных фондов. Недоамортизация (“переамортизация”) также свидетельствует

об отступлении от средненормальных условий воспроизводства.

Кроме того, равномерное начисление амортизации противоречит реальным

условиям воспроизводства основных фондов, при которых распределение износа

во времени неравномерно, зависит от “возраста” фондов. Потребность

ускоренного обновления средств производства вызывается, в большей мере, их

старением. Но это вызывает определенное противоречие с тенденцией понижения

себестоимости продукции производства, которое разрешается путем повышения

интенсивности использования фондов.

Как уже отмечалось, для современного состояния хозяйства Украины

характерны свертывание инвестиционной деятельности и неэффективная система

амортизации. В результате усугубляется технологическая отсталость

предприятий. Для многих из них стало проблемой не совершенствование, а

поддержание производственного потенциала на прежней технической основе.

Только продуманная политика амортизации обеспечивает создание достаточного

фонда возмещения для постоянного обновления основных производственных

фондов, а отсутствие ее ведет к их старению и “проеданию”, что и происходит

сегодня в Украине.

В условиях гиперинфляции для обеспечения соответствия начисленной

амортизации действительной потребности в средствах на воспроизводство

основных производственных фондов необходимо систематическое проведение

индексации их балансовой стоимости. В 1992-1993 гг. удваивание цен

происходило менее чем за два месяца. Поэтому средства труда, приобретенные

до и сразу после переоценки основных производственных фондов по состоянию

на 01.05.1992г., через год учитывались по стоимости, которая в отдельных

случаях уже в 130-280 и более раз 1 была меньше действующих цен на их

аналоги. Следовательно, начисляемая амортизация занижалась в 130-280 раз и

составляла около 0,8-0,4% необходимой суммы. Искусственно занижались

издержки производства, завышались прибыль и налог на доход. Предприятия

лишались средств для самофинансирования. В масштабах народного хозяйства

завышалась расчетная величина национального дохода и фонда накопления,

маскировался процесс проедания национального богатства, созданного трудом

многих поколений. Положение предприятий оказалось особенно трудным, так как

в 1993 и 1994 гг. 25% амортизационных отчислений они должны были направлять

в государственный бюджет.

Постановление Кабинета Министров Украины №596 от 03.05.1993г.

предусматривало проведение ежегодной индексации балансовой стоимости

основных фондов и ежеквартальной индексации амортизационных отчислений. В

августе 1993г. была проиндексирована стоимость основных фондов. Балансовая

стоимость основных фондов, которые числились по состоянию на 01.05.1992г.,

была увеличена, в соответствии с дифференцированными по группам индексами,

в 20,8-37,6 раза. Стоимость же основных фондов, введенных с 1 мая 1992г. до

1 января 1993г., возросла в 10,1-16,8 раза. Поскольку не индексировались

стоимость основных фондов, введенных в 1993г., то можно сделать вывод, что,

по сути, была осуществлена переоценка основных производственных фондов по

состоянию на 1 января 1993г., но повышенные амортизационные отчисления по

переоцененным основным фондам впервые могли быть начислены в августе, а не

с 1 января 1993г.

Индексация амортизационных отчислений в Украине пока ни разу не

осуществлялась. Кроме того, ежемесячные темпы инфляции в 1993г. составляли

50-60% и стоимость основных фондов к концу года должна была составить

величину в 130-280 раз большую, чем в начале года. Пропорционально должны

были увеличиться и суммы недоначисленной амортизации, необходимые для

простого воспроизводства средств труда. Но подобного не произошло. Таким

образом, проведенная в 1993 году индексация лишь сократила, но не устранила

разрыв между начисленной и требующейся для воспроизводства действующих

основных фондов суммой амортизации. Для устранения подобных диспропорций,

при высоких темпах инфляции необходима ежемесячная индексация стоимости

основных фондов. Подобный подход не приведет к снижению

конкурентоспособности продукции за счет увеличения издержек производства,

при индексации основных фондов, при существующих в настоящее время в

Украине ценах. Так как за счет правильной индексации основных фондов

происходит уточнение действительных издержек производства, а не их

завышение. Далее, увеличение амортизационных отчислений и себестоимости

продукции не обязательно должно сопровождаться повышением цены. Происходит

уточнение действительных издержек

1 Орлов П., Государственное регулирование обновления основных фондов. –

Экономика Украины, 1994, №6, с.31

производства, и, соответственно, может быть снижен размер прибыли. Нельзя

считать нормальным положение, когда при спаде производства на 20%

рентабельность промышленной продукции за 1993г. составила 35,7%.1

Если следовать ошибочной логике, что в результате занижения издержек

производства на возмещение основных фондов (против действительной величины)

можно повысить конкурентоспособность продукции, то с этой целью возможно бы

занизить или вовсе не считать затраты на оплату труда, материалы и по

другим статьям. Однако, понятно, что кроме самообмана, такой путь ничего

обеспечить не может. Кроме того, необходимо учитывать, что чем реже будет

индексация и больше разрыв между балансовой и рыночной стоимостью основных

фондов, тем больше возможностей для злоупотребления или коррупции при

приватизации. Разумеется, одновременно с основными фондами, должна

индексироваться и стоимость имущественных сертификатов граждан. В условиях

существующего регулирования рентабельности продукции, целесообразно

пересматривать и величину предельной рентабельности.

Другой эффективной мерой, защищающей амортизационные фонды от инфляции

и расширяющей возможности самофинансирования, может быть существенное

расширение масштабов ускоренной амортизации, которая в настоящее время

почти не практикуется. Одна из основных причин этого состоит в том, что

право на использование ускоренной амортизации должно испрашиваться

предприятием у Министерства экономики и оговорено рядом недостаточно

обоснованных условий.

Так, в соответствии с действующим положением, о порядке начисления

амортизационных отчислений ускоренная амортизация (не более, чем два раза

против действующих норм) может быть разрешена для активной части основных

производственных фондов, используемых для увеличения выпуска средств

вычислительной техники, новых прогрессивных материалов, приборов,

оборудования, расширения экспорта, а также в случаях, когда предприятие

осуществляет массовую замену изношенной и устаревшей техники. Малым

предприятиям, наряду с применением ускоренной амортизации, разрешено в

первый год эксплуатации списывать дополнительно в виде амортизационных

отчислений до 20% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы

выше трех лет.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины “Об

утверждении основных положений о составе затрат производства и формировании

финансовых результатов на предприятиях и организациях Украины” от

19.10.1993г. Минфин и Минэкономики дают разрешение на использование

ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов

также в случаях, связанных с конверсией, охраной окружающей среды,

увеличением выпуска потребительских товаров и услуг ля населения. Малые

предприятия одновременно с использованием ускоренной амортизации для

стимулирования обновления машин и оборудования могут в первый год

эксплуатации начислить уже до 30% первоначальной стоимости основных

производственных фондов со сроком службы более трех. 2

Таким образом, ускоренная амортизация без всяких оговорок разрешена

только для малых предприятий. Для всех остальных предприятий требуется

разрешение Минфина и Минэкономики. При этом возникает вопрос, кто и как

определит степень прогрессивности выпускаемой продукции, масштаб замены

техники, позволяющий считать ее массовой и используются ли средства труда

для увеличения выпуска потребительских товаров или по другому назначению?

Отсутствие четких критериев, как известно, является почвой для

злоупотреблений. Связывать же получение разрешения на ускоренную

амортизацию предприятием с

1 Народное хозяйство Украины в1993 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1994, с.101

2 Урядовый курьер, 1993. 12.05, с.5

массовой заменой им изношенной и устаревшей техники вообще экономически

нерационально. Так как полное перенесение стоимости используемого

оборудования на изготовляемую продукцию вовсе не означает необходимость

его немедленной замены, как это иногда ошибочно считают. Далее,

стимулировать необходимо не массовую замену оборудования, а проведение ее в

оптимальные сроки, так как при этом обеспечивается максимальный социально-

экономический эффект. И, наконец, условие массовой замены изношенной и

устаревшей техники необоснованно лишает права на ускоренную амортизацию

вновь созданные предприятия.

Преимущества ускоренной амортизации можно сравнить с беспроцентной

ссудой на техническое развитие предприятие. В первой половине срока службы

вновь вводимых средств труда искусственно повышается себестоимость

продукции. За счет повышенных амортизационных отчислений, соответственно,

занижается прибыль и остается больше средств для финансирования

технического развития. Во второй половине срока службы наблюдается обратная

картина. Таким образом, ускоренная амортизация имеет преимущество перед

другими видами налоговых льгот, так как предоставляемые предприятиям

дополнительные ресурсы, за счет ее применения, впоследствии возвращаются в

государственный бюджет.

Учитывая катастрофическое состояние воспроизводства средств труда во

всех без исключения отраслях народного хозяйства и темпы инфляции,

ускоренную амортизацию для вновь вводимых основных производственных фондов

целесообразно разрешить повсеместно как для старых, так и для новых

предприятий. Причем ее следует практиковать для всех групп основных

производственных фондов, а не только для их активной части. Более того, для

предприятий приоритетных отраслей (легкая и пищевая промышленность,

сельское хозяйство, энергетика) можно разрешить списывать стоимость вновь

вводимых средств труда на себестоимость изготовленной с их помощью

продукции в течении 12 месяцев. При этом должна ограничиваться только

максимальная сумма амортизационных отчислений, чтобы предприятия могли в

случае необходимости начислять и меньшие суммы.

Не способствует активизации инвестиционной деятельности предприятий

также и существующий порядок возмещения затрат на модернизацию

оборудования. Затраты на эти цели могут достигать значительных величин и в

большинстве случаев отличаются высокой эффективностью. В настоящее время

затраты на модернизацию могут не полностью переноситься на себестоимость

продукции до истечения нормативного срока службы модернизированного

оборудования.

Чтобы затраты на модернизацию полностью и своевременно отражались в

себестоимости продукции, необходимо не только на их величину увеличивать

балансовую стоимость средств труда, но и корректировать в сторону повышения

действующую годовую норму амортизации.

О динамике фонда возмещения в экономике Украины можно судить по данным

таблицы 8.

Из рассмотрения данных таблицы 8, следует, что очевидным является

вывод об обвальном сокращении реновационной амортизации в росте основных

фондов. Если в период 1980-1985 гг. рост амортизационных отчислений на

реновацию составил 135%, а в период 1985-1990 гг. – 147%, то только за 1991

г. составил 67%, то есть сократился на треть, а в 1992 г. – 79%. Из данного

анализа следует, что в Украине идет, по сути, “проедание” накопленного

национального богатства. Не лучше обстоит дело и с использованием на цели

роста основных фондов, накопляемой части национального дохода. Если в

период 1980-1985 гг. рост фонда накопления составил 157%, то уже начиная с

1990 г., вплоть до настоящего времени, данные говорят о непрекращающемся

падении этой величины. Это падение достигло максимума в 1992 г., составив

лишь 49% от уровня предыдущего года. И подобное положение, в полной мере,

отразилось на динамике роста основных фондов, которое имеет тенденцию к

неуклонному сокращению

Таблица 8.

Динамика изменения источников роста основных фондов в народном

хозяйстве Украины в 1980-1993гг. *

| |Рост стоимости |Рост накопляемой|Рост |

|Сравниваемые годы |основных фондов |части |реновационной |

| | |национального |амортизации |

| | |дохода | |

| | | | |

|1985 / 1980 |1,27 |1,57 |1,35 |

| | | | |

|1990 / 1985 |1,24 |0,78 |1,47 |

| | | | |

|1991 / 1990 |1,04 |0,96 |0,67 |

| | | | |

|1992 / 1991 |1,03 |0,49 |0,79 |

| | | | |

|1993 / 1992 |1,00 |0,83 | |

* Рассчитано по данным: Народное хозяйство Украинской ССР в 1985 году.

Статистический ежегодник. К. Техника. 1986, с.37.

Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический

ежегодник. К. Техника. 1991, с.13; 244.

Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический

ежегодник.К. Техника. 1992,с.257;42;15

Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический

ежегодник.К. Техника. 1993,с.243;26;14

Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический

ежегодник.К. Техника. 1994,с.74;30;16

и со 127% роста, в период 1980-1985 гг., практически прекратилось в 1993г.,

что позволяет сделать вывод об абсолютном сокращении стоимости основных

фондов народного хозяйства Украины в последующий период, то есть выбытие

фондов будет превышать ввод.

Очевидно, что амортизация выполняет значительную роль в расширенном

воспроизводстве основных фондов. Об этом также свидетельствует

систематическое возрастание доли амортизационных отчислений в структуре

источников финансирования капитальных вложений в Украине в период до 1991

года . И явно ненормальным является положение, когда доля амортизации, в

общем объеме капитальных вложений, составляет 6-7%, как это сложилось в

Украине в последние годы. Необходимо отметить, что стабилизации ситуации

будет способствовать начавшееся с 1995г. прекращение изъятия с предприятий

25% амортизационных отчислений.

В хозяйстве Украины средняя фактическая норма реновационной амортизации

составляет 2,9%; срок полного восстановления стоимости основных фондов – 33

года. 1 Учитывая, что эти сроки значительно длиннее сроков обновления

продукции (норматива технического прогресса), то можно сделать вывод, что в

каждый отдельный момент амортизационный фонд на реновацию может превышать

реальную потребность в восстановлении фондов (а в отдельных случаях бывает

недостаточным). По расчетам, около ј реновационной амортизации, начисленной

на стоимость основных фондов, остается неиспользованной (при предположении,

что реновационная амортизация депонируется на счетах предприятий).

В этих условиях, кредит элиминирует влияние фактора времени в

формировании и использовании амортизации на реновацию. Учитывая

длительность срока износа основных фондов, амортизационный кредит также

является долгосрочным.

1 Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К.

Техника. 1993,с.6;26.

Формирование и использование прибыли, важнейшего ресурса капитальных

вложений, также связано с закономерностями кругооборота основных фондов. По

существу, темпы накопления сумм чистого дохода, предназначенных для

расширенного воспроизводства основных фондов, зависят от эффективности

всего инвестиционного процесса – выбора лучшего варианта капитальных

вложений, затрат на строительство и, наконец, фондоотдачи как результата

приложения средств труда в процессе производства. Чистый доход служит

показателем эффективности капитальных вложений, ибо новые капиталовложения

эффективнее предыдущих по показателям производительности труда,

себестоимости и т.п. По мере окупаемости вложений накапливается и

определенный резерв, предназначенный на расширение основных фондов путем

новых вложений.

Здесь, однако, следует иметь в виду особую роль финансовых сокращений

при формировании накопляемой части чистого дохода. С помощью финансовых

рычагов происходит распределение чистого дохода между государством и

предприятием, а внутри предприятия – между отдельными фондами накопления и

потребления. Во взаимоотношениях между государством и государственными

предприятиями отмечаются встречные потоки денежных средств; предприятия

отчисляют часть чистого дохода в форме налогов и платежей и, в свою

очередь, получают часть средств от государства в виде бюджетных

ассигнований и субвенций на капитальные вложения. Кроме того, на уровень

распределительных отношений влияет система так называемого

внутриотраслевого вторичного перераспределения прибыли на инвестиционные

цели.

В пределах остающейся на предприятиях части чистого дохода

распределение производится между фондами накопления, личного и

коллективного потребления. Размер конкретных отчислений прибыли на

капитальные вложения в фонды предприятия зависит от размеров прибыли и

нормативов распределения. Эти поступления представляют часть экономического

эффекта, который реализуется предприятием. Однако четкой экономической

связи между использованием имеющихся основных фондов и получаемой прибылью

нет. Ведь прибыль не отражает непосредственно уровня и динамики

эффективности производственных фондов и зачастую может возрастать лишь за

счет роста цен. Темпы роста прибыли также отражают рост фондоотдачи, ибо

масса прибыли возрастает в зависимости от структуры цен и от издержек на

производство.

Что касается реализации прибыли, то здесь следует иметь в виду многие

внешние условия, которые, в свою очередь, определяются реальным

соотношением между натурально-вещественной и денежной сторонами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.