| |||||
МЕНЮ
| Инвестиции и структура экономики Украиныкооперацией и интеграцией, созданием наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов. При этом на структурную перестройку в экономике необходимо направлять не менее 50% долгосрочных кредитов банков. Если в Украине не произойдет финансовая стабилизация, то мы, в конце концов, будем обречены на структурную перестройку по схеме, свойственной странам “третьего мира”, с полным подчинением нашей экономики экономике развитых стран, со всеми вытекающими из этого последствиями. 1 Статистический ежегодник Украины за 1995 год. К. Техника, 1996, с.273- 274 Глава 2. Особенности формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике. Экономический кризис, который продолжается в Украине с конца 80х гг., имеет в своей основе много и долгосрочных и краткосрочных факторов, которые его обусловили и предопределяют его углубление. Но среди них есть такой, который периодически присущ экономикам разных стран всех экономических систем. Он связан с состоянием инвестиционного процесса в экономике страны, который, в конечном итоге, определяет возможности экономического развития, а также состояние структуры экономики. Поэтому при обеспечении структурной трансформации экономики, в особенности глубинной, фундаментальной, всегда стоит проблема поиска соответствующих механизмов, источников, которые дают возможность достичь необходимых результатов. Выход Украины из кризиса требует разработки и реализации эффективной государственной инвестиционной политики. Ее необходимость обусловлена прежде всего тем, что инвестиции и связанные с ними структурные сдвиги в экономике, играют ключевую роль в формировании макроэкономических пропорций. Инвестиционная деятельность – это стержень всего процесса расширенного воспроизводства и быстрая ликвидация многих диспропорций в развитии народного хозяйства зависит непосредственно от нее. Значимость инвестиций, в воспроизводственном процессе, Б. Селигмен характеризует следующим образом: “Воспроизводство – это процесс инвестирования экономики”. 1 Сложность, в регулировании инвестиционной деятельности, заключается в том, что она охватывает разносторонние области экономической жизни – сферу научно-технического прогресса, государственное управление экономикой, финансово-банковскую деятельность, коммерческий расчет предприятий, ценообразование и т.д. Зачастую проблему инвестирования сводят к методам распределения ресурсов капитальных вложений. В связи с этим в инвестиционный процесс включают лишь фондосоздающие отрасли. В этом понимании формирование материально-технической базы рассматривается как бы в отрыве от всего процесса расширенного воспроизводства, в котором участвуют добавочные средства производства и образуются накопления. Ведь уровень издержек и рентабельность производства, фондоемкость продукции и фондоотдача, окупаемость вложений характеризуют единый процесс накопления не менее чем, скажем, затраты на проектирование и строительство и т.д. Инвестиционный процесс, отражающий воспроизводство средств производства, включает формирование накопляемой части национально дохода, распределение и финансирование капитальных вложений, использование основных фондов. Иное толкование было бы свидетельством искусственного обособления капитального строительства из единого воспроизводственного комплекса. Необходимо отметить, что рыночные отношения в инвестиционной деятельности прежде всего затрагивают ее источники. Если рассматривать национальную экономику в целом, то источниками инвестиционных вложений выступают фонд возмещения, в виде амортизационных отчислений и фонд накопления, выступающий как часть национального дохода. На уровне же предприятий и объединений, иных хозяйствующих субъектов она осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизация, денежные накопления, сбережения населения, финансовые средства юридических лиц и т.д.), одолженных финансовых средств инвесторов (облигационные займы,банковские и бюджетные кредиты), привлеченных финансовых средств инвесторов 1 Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, М. Наука, 1968, с.348 (средств, которые получают от продажи акций и облигаций, паевых и других взносов граждан и юридических лиц), а также бюджетных инвестиционных ассигнований. В структуре этих бюджетных кредитов постоянно возрастает доля кредитов частному сектору. Если в январе 1994 г. эта доля составляла 23,5%, то в ноябре в частный сектор государство вложило больше, чем в государственный - 51,4% всех кредитов, а с учетом рефинансирования , эта доля превышает 4/5 всех кредитных средств. 1 Само по себе это явление, в условиях стабильной экономики, носит нормальный характер. Но в условиях огромного дефицита бюджета, чрезмерной инфляции – это крайне негативное явление. Необходимо сказать, что финансовая инфраструктура рынка, обеспечивает аккумуляцию накоплений и обращает их эффективные инвестиции. Это, в особенности, актуально для Украины в настоящий период развития и становления ее рыночных структур, поиска адекватных рыночным формам хозяйствования форм осуществления инвестиционного процесса. В роли институциональных инвесторов выступают, как правило, инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, холдинг-компании, страховые компании, компании по торговле ценными бумагами и др. Именно с помощью этой системы сбережения населения трансформируются в инвестиции. Кредитно-финансовая сфера (финансово-кредитный рынок) предоставляет средства (в виде определенных финансовых средств) для инвестиций в распоряжение предприятий и других хозяйствующих субъектов и именно на нем происходит перемещение денежных средств из тех секторов экономики, где имеется их избыток, в те секторы, которые испытывают в них недостаток, а также из отраслей с меньшей прибыльностью на вложения, в отрасли с большей прибыльностью. В целом, говоря об источниках инвестиций, следует отметить, что они определяются уровнем развития экономики, ее эффективности и отдачей используемых ресурсов. В этом смысле сложившаяся, в настоящее время, в Украине кризисная ситуация фактически подорвала инвестиционный процесс как на макро- так и на микроуровнях. Односторонняя инфляционная политика в Украине быстро привела к разрушительной гиперинфляции, небывалому росту цен и обесцениванию денег. Падение наполовину валового внутреннего продукта при сокращении и ухудшении структуры внешнеторгового оборота с обострением дефицита платежного баланса говорит само за себя. Внутренние фонды накопления и потребления съедаются неплатежами и инфляцией, что парализует воспроизводственный процесс и хозяйственное развитие. Приток внешнего капитала в Украину на структурное и качественное обновление производства остается мизерным, а отток из внутреннего оборота (в связи с отсутствием разумной валютно-финансовой и курсовой политики), а также перемещение в сферу теневого оборота (в связи с непомерными налогами и платежами) товарных ресурсов и финансовых средств приобрел неоправданные масштабы. Почти прекращены инвестиционные и инновационные процессы в производственной сфере. Капитальные вложения предприятий всех форм собственности в 1992 г. уменьшилось на 40%, а в 1993 г. – еще на 22%.2 Для производителей стали недоступными кредитные источники коммерческих банков. И это в условиях физического и морального износа производственных фондов, достигающих почти критической границы 60% 3, за которыми начинаются разрушительные процессы в экономике, возрастает опасность увеличения аварий и катастроф. Предпринимательская деятельность в собственном товарном производстве заморожена. Усиливается деформация макро- и микроэкономической структуры. При существующем общем спаде в промышленности, производство товаров для обеспечения массового рыночного спроса потребителей сокращается опережающими темпами. 1 Голос Украины, 1995, 21. 2 Лукинов И., Экономическая наука и государственная экономическая политика. – Экономика Украины, 1994, №5, с.3 3 Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К. Техника, 1994, с.74 На государственных предприятиях, эксплуатирующих основные фонды, в последнее время показатели фондоотдачи снижались (см. табл. 9). В экономике Украины, в 80-е годы, наметилась устойчивая тенденция к снижению основных показателей общественного производства, а также и к снижению капиталоотдачи. Так, за 1981-1985 гг. среднегодовые темпы роста валового общественного продукта составляли 3,5%, а за 1986-1990 года всего лишь 1,9%. Основные производственные фонды, за эти периоды, соответственно возрастали за год на 5,3% и 3,9%. Рост производительности общественного труда также приостановился за указанный период с 3,5% до 3,0%. Все это отражалось на капиталоотдаче и фондоотдаче. В среднем, за 1981-1985гг. фондоотдача в народном хозяйстве Украины в целом, снижалась на 2%, а в 1986- 1990 годах на 1,6%.1 В настоящий период, эта тенденция еще более усиливается. Так, если в 1990 году, в расчете на 1 крб. основных производственных фондов, приходилось примерно 0,37 крб. национального дохода, то в 1992 г. 0,26 крб. (расчеты произведены в сопоставимых ценах).2 Фондоотдача в 1991 году снизилась на 17%, а в 1992 году на 20,8%.3 Производительность общественного труда снизилась в 1991 году на 11% по сравнению с 1990 годом, в 1992 году еще на 13,8% против 1991 года, а в 1993 году еще на 13,2% против уровня 1992 года.4 Показатель рентабельности (по отношению к совокупным фондам) недостаточно отражает уровень и динамику эффективности производственных фондов. Ведь балансовая прибыль (числитель при расчете рентабельности) может увеличиваться и при вводе недостаточно эффективных новых фондов и в условиях необоснованного роста цен. При исходном высоком уровне рентабельности предприятия не заинтересованы в осуществлении вложений, которые выгодны всей экономике, так как они снижают их индивидуальную норму рентабельности. На разных стадиях кругооборота основных фондов необходимо свести в единый механизм экономическое управление непрерывным инвестиционным процессом, который нами понимается как трансформация инвестиций в рост национального дохода. В настоящее время, в сфере управления инвестициями, необходимо формирование как конечных, так и промежуточных целей. Для этого необходимо: a) определить критерии выбора главных направлений капитальных вложений; б) установить те непременные условия, при которых обеспечиваются возможности расширенного воспроизводства для всех участников инвестиционного процесса; в) сформулировать принципы и условия финансирования на разных ступенях инвестиционного процесса, включая и образование ресурсов вложений. По своей сути, инвестиции – это авансирование накопления. Как об этом написал К. Маркс, “капитальная стоимость вообще авансируется, а не затрачивается, так как эта стоимость, пройдя различные фазы кругооборота, опять возвращается к своему исходному пункту и притом возвращается обогащенная прибавочной стоимостью. Это характеризует ее как авансированную стоимость”. 5 Как известно, рыночное возмещение первоначальных, авансированных ресурсов на создание основных фондов лишь обеспечивает основу для накопления. Количественно, рост накоплений не находится в точной зависимости от авансированной суммы. Среди причин такого положения можно отметить следующее. Во-первых, расхождение между 1 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 г. Статистический ежегодник. К. Техника. 1994. с.247. Фондоотдача здесь рассчитывается как отношение национального дохода к основным производственным фондам 2 Рассчитано на основе данных: Народное хозяйство Украины в 1992 году. Статистический ежегодник. К. Техника, 1993, с.243 3 там же, с.245 4 Народное хозяйство Украины в 1993 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1994, с.12 5 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.24, с.345 капитало- и фондоемкостью продукции. Из данных таблиц 5 и 6 видно, что превышение капиталоемкости по сравнению с фондоемкостью является результатом замедленного прироста основных фондов. Даже учитывая нормальное запаздывание (лаг) эффекта от капитальных вложений каждого в отдельности года, необходимо исходить из многолетнего опережения вложений в основные фонды по сравнению с их приростом. Каждый карбованец капитальных вложений в Украине в 80-90-е гг. оборачивался добавочным ростом фондов в пределах 44 копеек. Такое положение вызывалось как абсолютным ростом незавершенного строительства, так и повышением доли незавершенного строительства к годовому объему капитальных вложений. Так, в Украине доля незавершенного строительства в 1991 году составляла 73,7% и его рост за 1986-1991 гг. составил 32%. 1 Таблица 5 Соотношение фондоемкости и капиталоемкости валового общественного продукта в Украине в 1980-1990 гг. * | |Годы | |Показатели | | | |1979|1980 |1984 |1985|1989 |1990 | | | | | | | | | |Валовой общественный продукт | | | | | | | |млрд. крб. |200 |203 |233 |242 |267 |263,5 | | | | | | | | | |Капитальные вложения, млрд. крб.|36,8|36,6 |42,1 |43,2|54,3 |53,5 | | | | | | | | | | | |289 |352,2| |438,5|458,7 | |Основные фонды, млрд. крб. |276 | | |376 | | | | | | | | | | | |Прирост валового общественного | |3 | | | |-3,5 | |продукта, млрд. крб. |- | |- |9 |- | | | | | | | | | | |Прирост стоимости основных | |13 | | | |20,2 | |фондов, млрд. крб. |- | |- |23,4|- | | | | | | | | | | |Коэффициент опережения роста | | | | | | | |капитальных вложений к приросту | |2,8 | | | |2,65 | |основных фондов |- | |- | |- | | | | | | |1,85| | | |Фондоемкость прироста валового | |4,33 | | | |-5,8 | |общественного продукта крб/крб |- | |- | |- | | | | | | | | | | |Фондоотдача прироста валового | |0,23 | |2,6 | |-0,17 | |общественного продукта, крб/крб.|- | |- | |- | | | | | | | | | | | | |12,2 | |0,39| |-15,3 | |Капиталоемкость прироста |- | |- | |- | | |валового общественного продукта | | | | | | | |крб/крб | |0,082| | | |-0,065| | |- | |- |4,8 |- | | |Капиталоотдача прироста валового| | | | | | | |общественного продукта крб/крб | | | | | | | | | | | |0,21| | | * Рассчитано на основе данных: Народное хозяйство Украинской ССР в 1980 году. Статистический ежегодник. К. Техника, 1981, с.17 Народное хозяйство Украинской ССР в 1985 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1986, с.16 Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1991, с.5;6;7;8 В таблице, при расчетах показателей, за базовые цены взяты цены 1980г. 1 Народное хозяйство Украины в 1991 году. Статистический ежегодник. К. Техника. 1992, с.408 Таблица 6 Соотношение фондоемкости и капиталоемкости валового общественного продукта в Украине в 1990-1993 гг., * | |Годы | |Показатели | | | |1990 |1991 |1992 |1993 | | | | | | | |Валовой общественный продукт | | | | | |млрд. крб. |289,0 |267,3 |240,0 |217,5 | | | | | | | |Капитальные вложения, млрд. крб. |53,5 |49,7 |31,4 |24,4 | | | | | | | |Основные фонды, млрд. крб. |474 |484,9 |511,1 |519,3 | | | | | | | |Прирост валового общественного | | | | | |продукта, млрд. крб. |- |-21,7 |-27,3 |-22,5 | | | | | | | |Прирост стоимости основных фондов,| | | | | |млрд. крб. |- |10,9 |26,2 |8,2 | | | | | | | |Коэффициент опережения роста | | | | | |капитальных вложений к приросту | | | | | |основных фондов |- |4,6 |1,2 |3,0 | | | | | | | |Фондоемкость прироста валового | | | | | |общественного продукта крб/крб |- |-0,5 |-0,96 |-0,36 | | | | | | | |Фондоотдача прироста валового | | | | | |общественного продукта, крб/крб. |- |-2 |-1,04 |-2,8 | | | | | | | |Капиталоемкость прироста валового | | | | | |общественного продукта крб/крб |- |-2,3 |-1,15 |-1,08 | | | | | | | |Капиталоотдача прироста валового | | | | | |общественного продукта крб/крб |- |-0,43 |-0,87 |-0,93 | * Рассчитано на основе данных: Народное хозяйство Украинской ССР в 1990 году. Статистический ежегодник. К. Техника, 1991, с.5-8 Народное хозяйство Украины в 1991 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1992, с.6-8 Народное хозяйство Украины в 1992 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1993, с.6-8 Народное хозяйство Украины в 1993 г. Статистический ежегодник. К. Техника, 1994, с.12 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|