бесплатно рефераты
 

Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

p align="left">Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

- лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;

- Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала);

- лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

- лицензия на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций - организаций инкассации.

Небанковским кредитным организациям также может быть предоставлена в порядке, установленном Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», лицензия на осуществление депозитно- кредитных операций.

Лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц предоставляются банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет.

Кредитные организации вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг при наличии лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выдаваемой ФКЦБ России.

Для совершения кредитными организациями купли-продажи монет из драгоценных металлов (золото, платина, серебро, палладий), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, необходимо наличие соответствующей лицензии (разрешения) Банка России.

Кредитные организации (за исключением небанковских кредитных организаций - организаций инкассации) вправе осуществлять операции по переводам денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на основании выданных Банком России лицензий, предусматривающих в числе разрешенных банковских операций операцию по кассовому обслуживанию физических и/или юридических лиц.

Реорганизация кредитных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О банках и банковской деятельности», "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности", Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", а также учредительными документами реорганизующихся кредитных организаций.

При создании кредитных организаций, расширении деятельности путем получения дополнительных лицензий, реорганизации, одним из документов, представляемых в Банк России является бизнес - план. Требования к его составлению определены Указанием Банка России № 1176-У от 05.07.02 «О бизнес - планах кредитных организаций».

Основные требования к созданию филиалов кредитных организаций установлены статьей 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Правила выдачи лицензий коммерческим банкам

  На сегодняшний момент, Банк России принялся активно заниматься вопросами в деле лицензирования кредитных организаций, причём задолго до того, как в проекте долгосрочной программы правительства появилось предложение резко сократить количество банков с валютной лицензией. В соответствии с разрабатываемыми правилами банки смогут получить лицензии четырех категорий, причем требования, предъявляемые ним, ужесточатся. В частности, скоро им придется вносить в уставный капитал на 3 млн ЕВРО, как прежде, а 5 млн ЕВРО.

В феврале 2005 года Комитет банковского надзора ЦБ решил упорядочить порядок лицензирования деятельности банков. Из представителей департаментов, работающих с кредитными организациями, была создана специальная рабочая группа по подготовке предложений в этой области. Итогом ее работы стал проект новой концепции лицензирования банков, который в ближайшие месяцы может быть утвержден советом директоров.

С соответствии с проектом комбанки смогут получать в Банке России четыре вида лицензии, разделенных на категории от A до D.

- Лицензия категории А дает право на совершение банковских операций в рублях со средствами резидентов, а также операций по кассовому обслуживанию и осуществлению платежей по поручению граждан без открытия счетов. Остальные категории лицензий будут являться дополнительными к категории А.

- Лицензия В предусматривает возможность осуществления банковских операций со средствами резидентов в иностранной валюте на территории России, а также привлечение во вклады и размещение драгметаллов.

- Лицензия категории С, которая будет выдавать банкам, проработавшим не менее 2 лет, из которых 1 год по лицензии В, предоставит права, аналогичные категории В, с возможностью обслуживания как резидентов, так и нерезидентов. Кроме того, этот вид лицензии даст возможность проводить операции на территории РФ и за ее пределами, а также открывать филиалы и представительства за рубежом.

- Последний вид лицензии, имеющий категорию D, даст банку право работать со средствами физических лиц в объемах лицензий категорий А, В и С, в зависимости от того, какими из них владеет кредитная организация. Право на лицензию D будет, как и сейчас, даваться банкам, с даты госрегистрации которых прошло не менее 2 лет.

Требования к вновь создаваемым банкам достаточно серьёзны. Так, кредитные организации, ходатайствующие о получении лицензий категории А и В должны будут иметь уставный капитал в объеме 5 млн ЕВРО (сейчас действует требование о 3 млн ЕВРО), а филиалы иностранных банков 10 млн ЕВРО независимо от категории лицензии. Такая же сумма понадобится для получения лицензий категорий С и D.

Те банки, у которых уже есть лицензия, смогут выполнять все разрешенные ранее операции. Однако при желании расширить круг этих операций им придется пользоваться новыми правилами, чего ранее не было. То есть если небольшой региональный банк захочет получить право на работу с валютой или с физическими лицами, то теперь ему придется увеличивать капитал до 10 млн ЕВРО. Кроме того, вновь создаваемым или расширяющим поле деятельности банкам придется соответствовать всем прежним требованиям, применявшимся при выдаче лицензий.

В условиях, существует необходимость так называемой “расчистки” банковской системы от нежизнеспособных организаций, вряд ли соображения гуманности к региональным банкам смогут повлиять на принятие решения. Тем более, что действующие небольшие кредитные организации, которые так удачно выстояли в период финансового кризиса, смогут действовать и дальше - без перспектив на расширение

Структура ЦБ РФ

Высшим органом является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности БР, осуществляющий руководство и управление БР. В Совет директоров входят Председатель БР (назначается на должность ГД сроком на 4 года по представлению президента) и 12 членов Совета директоров (назначаются на должность на 4 года ГД по представлению Председателя БР, согласованному с Президентом РФ).

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему БР входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

Национальные банки республик являются территориальными учреждениями БР - они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров

В составе территориального учреждения БР действует расчетно-кассовый центр: головной РКЦ, межрайонный РКЦ, районный РКЦ. Создание РКЦ, реорганизация и ликвидация осуществляется решением Совета директоров БР в порядке, установленном ФЗ "О ЦБ РФ", Положением об РКЦ и др. н/а БР.

Таким образом, основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ.

3.3 Выпуск ценных бумаг коммерческими банками

Эмиссия ценных бумаг коммерческим банков

В Гражданском кодексе Российской Федерации перечислены виды ценных бумаг, но отсутствует их классификация. Проблема классификации в период становления рыночной экономики должна подчиняться анализу законодательных норм об отдельных видах ценных бумаг, и прежде всего эмиссионных ценных бумаг.

В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» дается понятие «эмиссионная ценная бумага», которая характеризуется тремя признаками:

Во-первых, она закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и осуществлению. В отличие от ст. 142 КГ РФ эмиссионная бумага удостоверяет не только имущественные, но и не имущественные права, что точнее отражает правовую природу данного объекта прав.

Во-вторых, эмиссионная ценная бумага размещается выпусками. Под ними понимается совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам, имеющим одинаковые условия первичного размещения и один и тот же государственный регистрационный номер.

В-третьих, эмиссионная ценная бумага вне зависимости от времени ее приобретения имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска.

Любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной или бездокументарной форме, независимо от их наименования, являются эмиссионными ценными бумагами, если условия их возникновения и обращения соответствуют совокупности трех рассмотренных выше признаков. Эта норма ст. 16 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» позволяет расширить круг эмиссионных ценных бумаг и включить в него не только акции, но и облигации. В то же время неэмиссионным ценным бумагам неприсущи признаки публичного размещения, например, наличие одной, а не множества бумаг в их выпуске, идентифицируемом государственным регистрационным номером.. При выдаче сберегательного (депозитного) сертификата или сберегательной книжки на предъявителя стороны согласовывают условия договора банковского вклада в каждом конкретном случае (ст.ст. 843 и 844 ГК РФ), тем самым индивидуализируют ее. При подобной выдаче ценной бумаги нет публичного ее предложения неограниченному кругу лиц потенциальных владельцев ценных бумаг, что имеет место при эмиссии.

Коммерческие банки, являясь посредниками на финансовом рынке, могут выступать эмитентами различных видов ценных бумаг. Они эмитируют не только акции и облигации, но и инструменты денежного рынка - депозитные и сберегательные сертификаты, векселя. Если на основе эмиссии акций и облигаций формируется собственный и заемный капитал банка, то выпуск сертификатов и векселей -можно рассматривать как привлечение управляемых депозитов, или безотзывных вкладов.

Право эмиссии собственных акций и облигаций имеет коммерческий банк, образованный как акционерное общество, и это право обусловлено его формой собственности. Депозитные сертификаты и векселя может выпускать любой коммерческий банк по истечении двух лет деятельности.

В России выпуск в обращение акций и облигаций регламентируется одними нормативными документами. Наряду с имеющимися основополагающее значение для всех эмитентов Федеральными законами «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «О банках и банковской деятельности», коммерческие банки, выпуская собственные акции и облигации, должны руководствоваться также новой редакцией Инструкции ЦБ РФ № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации» от 17 сентября 1996 г.

Инструкцией регламентируется эмиссия ценных бумаг, которую акционерный банк может осуществлять в трех случаях:

при своем учреждении;

при увеличении размеров первоначального уставного капитала банка путем выпуска акций;

при привлечении банком заемного капитала путем выпуска облигаций и других долговых обязательств.

Действующими нормативными документами предусматривается, что при учреждении акционерного банка, а также при преобразовании банка из паевого в акционерный все акции первого выпуска распределяются среди учредителей банка, т.е. допускается только закрытое распределение акций первого выпуска. Другими словами, в момент учреждения банка не должно быть акций, предполагаемых к размещению путем открытой продажи.

В случае когда одновременно с преобразованием банка из паевого в акционерный увеличивается уставный фонд, его рост может происходить исключительно за счет дополнительных взносов учредителей. Если уставный фонд банка увеличивается за счет капитализации других его фондов, то вся сумма увеличения распределяется между учредителями банка.

Повторный выпуск акций с целью увеличения уставного фонда (капитала) акционерного банка разрешается лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных акций. Он может содержать как обыкновенные, так и привилегированные акции.

Все выпуски ценных бумаг, независимо от величины выпуска и количества инвесторов, подлежат обязательной государственной регистрации в Банке России.

Государственная регистрация выпусков ценных бумаг преследует цель повысить ответственность банков-эмитентов перед покупателями ценных бумаг, упрочить доверие к ним инвесторов, обеспечить нормальные условия для вторичного обращения банковских ценных бумаг на рынке. Акции коммерческих банков отличаются повышенным финансовым риском для их держателей, так как банки, в отличие от промышленных и торговых предприятий, работают преимущественно не с собственными, а с заемными и привлеченными средствами. Процедура государственной регистрации направлена на снижение финансовых рисков, предотвращение злоупотреблений и махинаций.

При регистрации и продаже повторного выпуска акций и облигаций банка банк-эмитент уплачивает налог на операцию с ценными бумагами в размере 0,8 % номинального объема выпуска.

В процедуру эмиссии ценных бумаг коммерческим банком входит семь: - Принятие решения о выпуске ценных бумаг

- Подготовка проспекта эмиссии

- Регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии

- Издание проспекта эмиссии и публикация сообщения о выпуске ценных бумаг;

- Реализация ценных бумаг

- Регистрация итогов выпуска

- Публикация итогов выпуска

При некоторых обстоятельствах возможна регистрация выпуска без регистрации проспекта эмиссии. В этом случае исключаются второй и четвертый этапы. Рассмотрим эти этапы подробнее.

Первый этап. Решение о выпуске ценных бумаг принимается либо общим собранием акционеров, либо Наблюдательным советом банка. Чтобы получить право выпускать ценные бумаги, банк должен: быть безубыточным в течение последних трех завершенных финансовых лет (или с момента образования, если этот срок меньше трех лет); не подвергаться санкциям сос стороны государственных органов за нарушение действующего законодательства в течение трех лет (или с момента образования); не иметь просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет. Данные, подтверждающие соответствие банка этим требованиям, содержатся в проспекте эмиссии.

Второй этап. Проспект эмиссии подготавливается Правлением банка и подписывается его председателем и главным бухгалтером. Для первого выпуска акций впервые учреждаемого банка проспект эмиссии подготавливается его учредителями и подписывается членами назначенного учредителями органа по организации банка. В проспекте эмиссии содержатся данные о банке, о его финансовом положении и сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг (общие данные о ценных бумагах, условия и порядок их распространения, данные о ценовых и расчетных условиях выпуска ценных бумаг, данные о получении доходов по ценным бумагам). При первом выпуске акций в случае преобразования банка из паевого в акционерный, а также при повторном выпуске акций и выпуске облигаций всеми банками проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.

Третий этап. Для регистрации выпуска ценных бумаг банк-эмитент представляет в Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России или в территориальное учреждение Банка России по месту своего нахождения следующие документы:

заявление на регистрацию;

решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг;

проспект эмиссии (если регистрация выпуска ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта эмиссии);

копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);

документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (в случаях, когда необходимость такого разрешения установлена законодательством Российской Федерации).

Эмитент и должностные лица органов управления эмитента, на которые уставом и/или внутренними документами эмитента возложена обязанность отвечать за полноту и достоверность информации, содержащейся в указанных документах, несут ответственность за исполнение по данным обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг этому выпуску присваивается государственный регистрационный номер. Зарегистрированные документы и письмо о регистрации подписываются уполномоченным лицом, заверяются печатью регистрирующего органа и выдаются банку-эмитенту. Вместе с зарегистрированными документами банку передается письмо в адрес Расчетно-кассового центра ЦБ РФ по месту ведения основного корреспондентского счета об открытии ему специального накопительного счета для сбора средств, поступающих в оплату ценных бумаг

Регистрирующий орган обязан зарегистрировать выпуск эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем через 30 дней с даты получения документов, указанных в настоящей статье.

Четвертый этап. Публикация проспекта эмиссии (в случае, если регистрация ценных бумаг сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии) осуществляется банком-эмитентом путем издания ее проспекта в виде отдельной брошюры тиражом, достаточным для информирования всех потенциальных покупателей. Одновременно банк сообщает через средства массовой информации о проводимом им выпуске ценных бумаг и приступает к их реализации.

Пятый этап. Реализация выпускаемых ценных бумаг начинается после регистрации и публикации проспекта эмиссии. Она может осуществляться различными способами.

Во-первых, реализация акций может происходить путем продажи акций за рубли. С этой целью покупателем заключается договор купли-продажи на определенное число акций. Здесь банк-эмитент может пользоваться услугами посредников - финансовых брокеров, с которыми также заключаются специальные договоры комиссии или поручения. Такой способ реализации допускает рассрочку платежа, устанавливаемую из расчета обязательной оплаты акций в течение одного года со дня регистрации выпуска акций.

При продаже ценных бумаг банками оплата их может производиться либо наличными деньгами, либо в безналичном порядке. Если оплата происходит безналичным путем, покупатели переводят средства непосредственно на специальный накопительный счет коммерческого банка в Банке России, открываемый по месту ведения основного корреспондентского счета этого банка. Средства на накопительном счете блокируются до момента регистрации итогов выпуска. После регистрации итогов выпуска средства с накопительного счета перечисляются на основной корреспондентский счет. В случае нерегистрации итогов выпуска средства с накопительного счета возвращаются лицам, перечислившим средства на этот счет.

Во-вторых, в оплату акций могут поступать взносы от акционеров в капитал банка материальными ценностями, нематериальными активами, иностранной валютой. При этом в оплату уставного капитала должны приниматься только те активы, которые могут быть использованы в непосредственной деятельности банка, определенной законодательством и банковскими инструкциями. Их доля в структуре уставного капитала не должна превышать 20% на момент создания банка. В последующем она должна быть доведена до 10% (без учета стоимости зданий).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.