бесплатно рефераты
 

Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

абор организационных систем, функционирующих в современной

рыночной экономике, разнообразен и банками не исчерпывается. Число

функций, выполняемых банками и другими финансово-кредитными

посредниками, позволяет отнести их к одному классу - финансово-кредитных организаций. Перечень и сочетание функций, осуществляемых банками, не является уникальным.

Рассмотрим два основных подхода к сущности банка.

- сторонники первого считают банк категорией субъективной, что следует из их определений, базирующихся на таких признаках как наличие лицензии и универсальность.

- сторонники второго подхода ставят в качестве сущностного признака банков - объективную особенность - круг выполняемых операций банков.

Это дало возможность определить минимальный перечень операций, без которого банк не может существовать: открытие и ведение счетов до востребования, и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет.

В отличие от распространенного в экономической науке подхода можно конкретно сказать о способности банков создавать безналичные деньги не только при кредитовании, но и при инвестировании в ценные бумаги, что подтверждено анализом влияния таких операций на пассивы и активы банка, и денежную массу.

Деятельность банков может быть рассмотрена с точки зрения выявления дополнительных особенностей, которые влияют на организацию

функционирования. Показано, что российский банк руководим менеджерами

особого рода, имеет единственную предметно-производственную

специализацию, специфическую стратегию для ее управления и особые связи с правительственными организациями.

Однако главный основной признак банка, как финансово-кредитной

организации, состоит в том, что круг выполняемых им операций по открытию и ведению счетов до востребования и размещению средств от своего имени и за свой счет позволяет осуществлять безналичную эмиссию как при кредитовании, так и при инвестировании в ценные бумаги

Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сформулировать определение банка, как финансово-кредитной организации, имеющей исключительное право на совмещение следующих видов деятельности:

- открытия и ведения счетов до востребования;

- размещения денежных средств от своего имени и за свой счет.

С сущностью банка тесно связано существование различных концепций, в рамках которых банк может рассматривается, как «наиболее регулируемая фирма финансовых услуг», «информационный процессор» и «портфель». Как показывает анализ, их существование может быть объяснено различием целей трех основных участников банковского организационного процесса: инвесторов и Центробанка как субъектов процесса организации, самого банка как субъекта самоорганизации. Для каждого из участников организационного процесса характерно наличие собственных целей:

Центрального банка - обеспечение стабильности денежного обращения (банк - «наиболее регулируемая фирма финансовых услуг»), инвесторов - получение прибыли (банк как «портфель»), коммерческого банка - обеспечение собственного воспроизводства как системы (банк - «информационный процессор»). При этом в качестве информационного процессора и портфеля выступают не только банки, но и другие финансово-кредитные посредники.

Концепция «наиболее регулируемой фирмы финансовых услуг» применима только к банкам и связана с их особой ролью в денежном обращении - способностью выступать эмитентом безналичных денег.

На основе анализа сущности банка с точки зрения процессов организации

и самоорганизации сделаны следующие выводы:

- создание банка сопровождается организацией двух видов операций: по

открытию и ведению счетов до востребования и размещению средств от

своего имени и за свой счет;

- ликвидация одного из этих направлений означает ликвидацию банка;

- любая модель работы банка должна включать операции по открытию и

ведению счетов до востребования и размещению средств;

Сущностной чертой ценной бумаги является отрыв в ней титула

собственности от реального капитала, который она представляет. Владельцу

ценной бумаги принадлежит титул собственности, но распоряжается этим

капиталом предприниматель. Отрыв титула собственности в фондовых

инструментах от права распоряжения капиталом стал возможным только

благодаря тому, что вместе с титулом собственности происходит переход права на присвоение части дохода, получаемого с вложенного капитала. Таким образом, титул собственности превращается в ценную бумагу только в силу того, что право на доход им удостоверяемое может быть продано (обращено в деньги). При этом величина денежной суммы, которую потенциально представляет ценная бумага, количественно не определена и может колебаться в широких пределах. Важной особенностью ценных бумаг является их способность порождать вторичные фондовые инструменты, которые более оторваны от движения действительного капитала, чем первичные. Доход в них возникает опосредовано, через первичные ценные бумаги.

Сущность ценных бумаг определяет их свойства-признаки - ликвидность, обращаемость, доходность.

Исследование инвестиционной деятельности субъектов экономики на

финансовом рынке России позволило сделать вывод о значительно большей

вовлеченности банков в финансовые потоки по обеспечению предприятий

ресурсами, по сравнению с другими участниками этого рынка. Российские

предприятия испытывают сильную потребность в обновлении основных средств и увеличении собственных оборотных средств. Вложения банков при этом выступают одним из основных источников их пополнения. Другой источник - финансовые ресурсы государства - так же формируется в значительной своей части за счет средств коммерческих банков, инвестированных в государственные ценные бумаги.

Анализ движения инвестиционных потоков на рынке ценных бумаг позволил установить, что банки на фондовом рынке выполняют функции инвестора, посредника и расчетного центра, и в силу этого контролируют основную часть инвестиционных потоков. Главным фактором, определяющим роль банковской системы в инвестиционных потоках страны, является возможность совмещения ими операций по размещению средств и проведению платежей и расчетов при развитой системе безналичного денежного обращения.

Наибольшая концентрация вложений среди крупнейших банков наблюдается в сфере инвестирования в государственные ценные бумаги.

Основываясь на выводе, что регулирование является важнейшим

фактором, определяющим особенности организации деятельности банков, в

работе проводится анализ законодательной и нормативной базы,

регламентирующей их операции на фондовом рынке.

Российские банки в соответствии с законодательством способны

выполнять самый широкий круг операций на фондовом рынке

лишены только права осуществлять деятельность организатора торгов - биржи.

Анализ законодательной и нормативной базы позволил решить

принципиальные недостатки в регулировании фондовой деятельности

российских коммерческих банков:

1. В законодательстве не сформулирован однозначный подход к понятию

ценной бумаги, основанный на сущности данного инструмента. Фактическое

определение ценных бумаг в Гражданском кодексе дается через перечисление их видов. Отнесение инструмента к ценным бумагам должно осуществляться при наличии у него трех свойств: доходности, обращаемости и ликвидности.

2. При регулировании операций с ценными бумагами в коммерческих банках не учитывается их способность к безналичной эмиссии, в том числе при проведении операций на рынке ценных бумаг. Это проявляется в том, что регулирование их деятельности на фондовом рынке почти не отличается от регулирования операций с ценными бумагами небанковских кредитных

организаций, вследствие чего предъявляемые требования к банкам занижены.

3. Значительная часть установленных банкам и другим кредитным организациям ограничений либо не соответствует своему назначению, либо

легко обходится данными субъектами экономики. Так, например, требование

к существующим более двух лет банкам предоставлять покрытие на сумму

превышения уставного капитала величиной облигационного займа содержит

две принципиальные ошибки:

- во-первых, вместо собственных средств, являющихся амортизатором риска, в расчете берется уставный капитал;

- во-вторых, ухудшаются шансы возврата денежных средств в случае банкротства банка льготным категориям кредиторов (владельцам сберегательных сертификатов и вкладчикам).

Основной блок проблем в этой области законодательства связан с

отсутствием концепции регулирования деятельности банков на фондовом рынке, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных денег.

Банковский кризис второй половины 1998 г. выявил проблемы

организации банковских операций с ценными бумагами и изменил вектор их

развития. В результате кризиса произошло сужение сферы безналичного денежного обращения, уменьшился кредитный потенциал банковской системы, рынок государственных ценных бумаг был разрушен. Если до 1998 г. развитие финансово-кредитной системы России происходило по германскому пути, то в настоящее время сложились условия, допускающие смену банковской модели. Это связано с утратой банками доминирующего положения в системе финансовых потоков в результате сужения сферы безналичного денежного обращения.

Таким образом, кризис обострил вопрос о необходимости создания

государственной концепции законодательного регулирования деятельности

банков на фондовом рынке.

Рассмотрение влияния ценных бумаг, как формы фиктивного капитала,

на выполнение банком функции эмитента безналичных денег позволило

определить оптимальную форму участия банков в фондовых операциях и

разработать концептуальные основы регулирования их деятельности.

Как было сказано выше, банк является создателем безналичных денег в

процессе кредитования и инвестирования в ценные бумаги. Деньги, возникающие в банковской системе при размещении средств в ценные бумаги или их посредстве менее устойчивы, чем при кредитовании, так как роль «обеспечения» в этом случае играет фиктивный капитал, оторванный от реального капитала.

Глава 2. Общая характеристика Федеральной службы по финансовому рынку

2.1 История создания, организация деятельности Федеральной Службы по Финансовому рынку

Город Москва является исторически сложившимся культурным, политическим и туристическим центром, столицей Российской Федерации.

Москва расположена в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на 55° 45' северной широты и 37° 37' восточной долготы, на реке Москве, в среднем на высоте 180 м. над уровнем моря. Весь город с окрестностями раскинулся на стыке Смоленско-Московской возвышенности, Москворецко-Окской равнины и Мещерской низменности. Самые высокие точки его находятся на юго-западе, куда заходит часть Теплостанской возвышенности (районы Теплого Стана, Тропарева, Ясенева, Беляево-Богородского, Ленинских гор) , и на северо-западе - в районе Химкинского водохранилища, где располагаются окраины южного склона Московской возвышенности. Самые низкие точки города расположены в восточной и юго-восточной его частях, примыкающих к Мещерской низменности.

Первое упоминание в летописях о Москве относится к 1147 году, в связи со строительством князем Юрием Долгоруким на реке Москве города.

Москва - один из крупнейших городов мира, площадь ее равна почти 900 км2. Со времен Великой Октябрьской социалистической революции территория города увеличилась почти в 6 раз. В настоящее время граница его в некоторых районах уже вышла за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) . Население Москвы составляет около 9 млн.

В Москве достаточно сильно развито машиностроение, пищёвая, химическая промышленность, чёрная и цветная металлургия, сфера услуг.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Ключевыми задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков.

Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников

финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

История создания

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)

образована согласно Указу Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" №314 от 9 марта 2004 года. ФСФР России переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж

упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской

Федерации №317 от 30 июня 2004 года.

Основные направления деятельности

- Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

- Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

- Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

- Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

До внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР

России возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Организация деятельности ФСФР России

Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает руководителя и заместителей руководителя службы. Глава ФСФР России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу полномочий в установленной сфере деятельности.

В составе ФСФР России 9 управлений по основным направлениям

деятельности:

- Управление регулирования и контроля над коллективными

инвестициями;

- Управление регулирования деятельности профессиональных

участников и инфраструктурных организаций на финансовом

рынке;

- Управление регулирования выпуска и обращения эмиссионных

ценных бумаг;

- Управление организации и проведения надзорных мероприятий на

рынке ценных бумаг;

- Управление общественных связей, взаимодействия и координации.

Юридическое управление

- Управление делами;

- Управление финансово-экономического обеспечения, учета и

отчетности;

- Управление административно-технического обеспечения.

Работу управлений координирует и контролирует руководитель

службы Вьюгин Олег Вячеславович и четыре заместителя руководителя Стрельцов Владислав Юрьевич, Харламов Сергей Константинович, Хулхачиев Бембя Викторович и Гусаков Владимир Анатольевич.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою

деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФСФР России переданы 14 региональных отделений упраздняемой Федеральной

комиссии по рынку ценных бумаг в следующих городах:

Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

2.2 Структура и функции Федеральной Службы по финансовому рынку и Регионального отделения в ЦФО

Рис. 2. Структура ФКЦБ

О региональном отделении в ЦФО

Общие положения

Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО) является территориальным органом исполнительной власти Федеральной службы по финансовым рынкам. Отделение образовано в соответствии со статьей 47 Закона Российской Федерации "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3.

Региональное отделение обеспечивает выполнение установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования рынка ценных бумаг, контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций, защиту прав инвесторов, а также реализацию принимаемых ФСФР России решений. Деятельность РО ФСФР России в ЦФО осуществляется на территории Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и города Москвы. РО ФСФР России в ЦФО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за деятельностью РО ФКЦБ в ЦФО осуществляет ФСФР России (http://www.fcsm.ru/). Функции и права РО ФСФР России в Центральном федеральном округе определены Положением (приказ ФСФР России от 02.09.2004 г. № 04-445/пз-н).

Структура Регионального отделения в ЦФО

Отделы:

Отдел регистрации выпусков ценных бумаг

§ Принимает и рассматривает документы, представленные для государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпусков, изменений и дополнений в данные о государственной регистрации выпусков.

§ Дает заключения и оформляет решения РО ФСФР России в ЦФО о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков; о внесении изменений в данные государственной регистрации выпусков ценных бумаг; о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг; об аннулировании государственной регистрации выпусков ценных бумаг.

§ Ведет реестр эмитентов, перечень которых определен решениями ФСФР России.

§ Ведет реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, размещение которых приостановлено или возобновлено.

§ Хранит документы эмитентов, связанные с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг, до принятия соответствующих решений РО ФСФР России в ЦФО; предоставляет информацию в ФСФР России.

§ Контролирует соблюдение эмитентами порядка и процедур раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФСФР России.

§ Рассматривает жалобы и заявления по поводу действий эмитентов, связанных с эмиссией ценных бумаг и нарушением прав акционеров.

Отдел контроля эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг

§ Осуществляет контроль за соблюдением всеми участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, защите прав и законных интересов инвесторов, стандартов и правил, утвержденных ФСФР России.

§ Самостоятельно, а также во взаимодействии с Представительствами РО ФСФР России в ЦФО, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводит проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.

§ Контролирует соблюдение эмитентами, инвесторами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг порядка и процедур раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФСФР России.

§ Рассматривает жалобы, обращения физических и юридических лиц, связанные с деятельностью эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.

§ Оформляет и направляет эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и их саморегулируемым организациям предписания РО ФСФР России в ЦФО, а также осуществляет контроль их исполнения.

§ Оформляет и направляет материалы в ФСФР России для принятия решений об аннулировании, приостановлении действия лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также по ограничению видов их деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.