бесплатно рефераты
 

Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

кзамены серии 1.0 и 5.0 проводятся саморегулируемой организацией НАУФОР, серии 3.0 и 4.0 - ПАРТАД.

Рис. 7. Сводные данные по проведённым экзаменам (1997 - 2002)

Ежемесячно проводятся апеляция по результатам базовых квалификационных экзаменов. В апелляционном обжаловании принимал участие 671 соискатель, из которых 450 соискателям базовый экзамен засчитан как успешно сданный.

В 1997-98 гг. в ходе обмена аттестатов 1-ой категории МинФина России на квалификационные аттестаты ФКЦБ России в отдел аттестации и организации обучения поступило 6 858 заявлений. С 10 апреля 1999 проводится приём документов на продление срока действия выданных квалификационных аттестатов ФКЦБ России. Количество принятых комплектов документов составило 2 456. Решением Аттестационной комиссии ФКЦБ 2 243 владельцам квалификационных аттестатов срок действия аттестата продлён, 56 - отказано в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

С февраля 2000 осуществляется приём документов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц. На конец 2001 года в нём зарегистрировано 2 434 владельца квалификационных аттестатов ФКЦБ.

Итак, в данной главе была рассмотрена Федеральная Служба по финансовому рынке в ЦФО (включая Региональное отделение) в качестве объекта исследования, где были выявлены особенности её организации, структуры, приведено описание отделов и данные по регионам.

Глава 3. Организация и регулирование деятельности банка ЦБ России

3.1 Регулирование деятельности банка ЦБ России

Как уже отмечалось выше, главными участниками банковского организационного процесса являются Центральный банк, учредители и сам банк. При этом у каждого из них свои цели:

- Центральный Банк обеспечивает стабильность денежного обращения;

- учредители - получение дохода и специальных льгот;

- сам банк, как организация, стремится обеспечить собственное воспроизводство.

Особенности организации и регулирования деятельности банка связаны с деятельностью Центрального банка. Он, в соответствии с возлагаемыми на него государством , целями и задачами, должен обеспечить стабильность денежного обращения, что невозможно без регулирования безналичной эмиссии.

Особенности участия учредителей и самого банка в организационном процессе в наибольшей степенью связаны с регулирующей деятельностью Центрального банка. Регулируемость остаётся главным фактором, определяющим особенности деятельности банков.

Процесс самоорганизации банка строится на основе концепций банка как информационного процессора и портфеля.

Банк в силу особой предметно-производственной специализации является в условиях банкнотного обращения единственной организацией, осуществляющей выпуск безналичных денег.

Регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций с ценными бумагами. Этот тезис подтверждается существованием двух основных систем организации банковского дела на фондовом рынке - американской и германской, в основе различия которых лежат особенности государственного регулирования банковской деятельности.

Деятельность коммерческих банков, как и других экономических субъектов, осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации и другими нормативными актами регулирующих органов.

При это объектами регулирования на фондовом рынке являются: ценные бумаги, организации и частные лица, которые осуществляют операции на рынке, виды деятельности.

Регулирование операций банков с ценными бумагами осуществляется Центральным Банком через выполнение следующих функций:

- рефинансирование банков путём учёта векселей и предоставление ломбардного кредита;

- установку правил расчётов чеками и векселями;

- определение правил проведения банковских операций с фондовыми инструментами, их бухгалтерского учёта и форм отчётности;

- надзор за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;

- регистрацию эмиссии ценных бумаг банков;

- организацию валютного регулирования и контроля;

- выпуск от своего имени облигаций.

Основной блок проблем, связан с отсутствием единой концепции регулирования деятельности банка на рынке ценных бумаг, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных денег.

При операциях на фондовом рынке принципы обеспеченности, срочности, платности и возвратности становятся необязательными, а в некоторых случаях и невыполнимыми. Таким образом, акции являются по сущности бессрочными ценными бумагами, откуда следует, что условия выпуска денег в обращение при покупке акций на первичном или вторичном рынке не содержат срок обратного поступления денег в банк. Более того, многие виды ценных бумаг (акции, фьючерсы, опционы) могут не предполагать выплату дохода, но в то же время представлять интерес для инвестора как спекулятивный инструмент.

Таким образом, можно сформулировать основную концепцию регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг. Главными объектами регулирования должны стать направления деятельности банков, по которым обеспечением в широком смысле слова служат ценные бумаги. К специфическим объектам регулирования относят:

- инвестирование в ценные бумаги;

- кредитование на покупку ценных бумаг;

- кредитование под залог ценных бумаг;

- операции репо.

Другие фондовые операции банков должны регулироваться на общих со всеми финансово-кредитными организациями основаниях, так как особое место и роль банков в экономике связана только с операциями, связанными с эмиссией безналичных денег.

На данный момент в связи с отсутствием наиболее эффективных механизмов контроля банков над объектами своих фондовых вложений, наименее рискованными для денежного обращения и экономики является ограничение инвестиционных операций банков на фондовом рынке.

Однако, при отсутствии стратегических изменений в регулировании фондовых операций банков возможен ряд законодательных изменений.

Имеются два взаимодополняющих направления совершенствования действующего законодательства: повышение уровня обеспеченности вложений банков, связанных с движением фиктивного капитала и создание равных условий для всех участников рынка ценных бумаг. В рамках повышения уровня обеспеченности вложений банков необходимо:

- отнести к компетенции Кредитного комитета банка принятия решения об инвестировании крупных сумм, принадлежащих банку денежных средств в ценные бумаги;

- ограничить максимальную долю средств, размещаемых при операциях на фондовом рынке (в том числе при кредитовании), путём установления минимального коэффициента покрытия этих операций собственным капиталом.

- разработать оценочные показатели уровня диверсификации вложений в ценные бумаги;

- включить в законодательные акты правило, по которому банки должны проводить переоценку ценной бумаги с максимально возможной частотой при снижении рыночной стоимости ценной бумаги ниже цены приобретения;

- установить предельный по отношению к собственному капиталу уровень потерь по государственным ценным бумагам, при достижении которого ценная бумага должна быть либо продана, либо создан резерв под её обесценивание;

- ограничить размер кредитов, выдаваемых банками под залог ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки;

- ввести норматив минимального уровня собственных средств заёмщика при покупке им ценных бумаг с использованием банковского кредита, обеспечиваемого залогом приобретаемых ценных бумаг;

- установить минимальный неснижаемый уровень залогового покрытия в виде ценных бумаг при кредитовании;

- ввести ограничения на вложения в ценные бумаги, вторичный рынок которых отсутствует;

Регулирование пассивных и комиссионно-посреднических операций банков на рынке ценных бумаг должно осуществляться на тех же условиях, что и в остальных финансово-кредитных организациях, так как специфика в этих направлениях деятельности банка незначительна и не связана с их сущностными особенностями.

3.2 Организация деятельности Центрального Банка

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

    Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями), Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», Указанием Банка России от 31.12.98 № 474-У «О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами», Указанием Банка России от 19.03.99 № 513-У «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета», Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", Положением Банка России от 26.03.99 № 72-П «О приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации», Указанием Банка России от 05.07.02 № 1176-У «О бизнес - планах кредитных организаций» и другими нормативными правовыми актами Банка России.

Кредитные организации создаются как хозяйственные общества, в виде банков или небанковских кредитных организаций.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Перечень банковских операций, которые имеет право выполнять в соответствии с имеющейся лицензией кредитные организации, установлен статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Банк России принимает решения по вопросам государственной регистрации кредитных организаций, в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций.

Требования к содержанию устава кредитной организации установлены ст. 10 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Устав кредитной организации должен содержать: фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; указание на организационно - правовую форму; сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений; перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»; сведения о размере уставного капитала; сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях; иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно - правовой формы.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством.

Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном действующим законодательством порядке и действовать не менее трех лет, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года. Учредители (участники) кредитной организации должны располагать собственными средствами для внесения в уставный капитал кредитной организации (статья 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Во исполнение требований статьи 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Указанием Банка России от 24.06.99 № 586-У "О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций" установлены:

минимальный размер уставного капитала создаваемого банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро;

минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. евро;

минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) действующего банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, определяется Банком России ежеквартально, до 5 числа первого месяца квартала на основании курса евро по отношению к российскому рублю, установленного Банком России по состоянию на последний рабочий день последнего месяца предшествующего квартала, и содержится в соответствующих телеграммах, публикуемых в «Вестнике Банка России».

Доли (акции) в уставном капитале кредитной организации могут быть оплачены денежными средствами в рублях и в иностранной валюте, основными средствами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация (за исключением незавершенного строительства). На увеличение уставного капитала может быть также направлено имущество кредитной организации в установленном законом порядке.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, неденежные активы, вносимые в оплату части уставного капитала кредитной организации, оцениваются независимым оценщиком.

Размер неденежной части уставного капитала, оплаченной банковским зданием (помещением), при создании кредитной организации не должен превышать 20% уставного капитала.

В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним юридическим лицом либо группой юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу (статьи 105 и 106 Гражданского кодекса Российской Федерации), более 5% долей (акций) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20% - предварительного согласия Банка России.

Предварительное согласие должно быть получено при каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного капитала кредитной организации, а также при каждом последующем приобретении долей (акций), увеличивающим ранее согласованную Банком России долю. Юридическое лицо (лица), приобретающее(ие) более 20% долей (акций) действующей кредитной организации (включая приобретение на вторичном рынке), должно(ы) иметь устойчивое финансовое положение и действовать не менее трех лет. Сделка по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, является недействительной. Банк России вправе отказать в согласовании сделки по приобретению более 20% долей (акций) кредитной организации при установлении факта неудовлетворительного финансового положения приобретателей долей (акций), нарушении антимонопольных правил и в других случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случае, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции).

Органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) является совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Банк России согласовывает кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Кандидатуры на перечисленные должности должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Под несоответствием кандидатов квалификационным требованиям понимается:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

 Деловая репутация кандидатов на должности члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации должна соответствовать квалификационным требованиям. Не могут быть членами совета директоров (наблюдательного совета) лица, имеющие судимость за совершение преступлений в сфере экономики.

Для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации ее учредители обязаны представить в Банк России документы, предусмотренные статьей 14 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций установлен ст. 15 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц».

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии установлены статьей 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Особенности государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями (нерезидентами) установлены статьями 17, 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и во исполнение указанных статей, Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.