бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпаргалка по административному праву

9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном

(административном) порядке;

10. меры административной ответственности реализуются в определенном

процессуальном порядке (производство по делам об административных

правонарушениях).

Основания административной ответственности:

· нормативное основание административной ответственности – система

юридических норм, определяющих основания и порядок реализации

административной ответственности;

· фактическое основание административной ответственности – совершение

лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения;

· процессуальное основание административной ответственности –

вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления

(решения) о привлечении к административной ответственности.

45. Понятие и состав административного правонарушения.

47. Понятие состава административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или

законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена

административная ответственность.

Состав административного правонарушения – совокупность объективных и

субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных

для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного

правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1. объект административного правонарушения;

2. объективная сторона административного правонарушения;

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, сто он

является основанием для административной ответственности. При отсутствии в

деянии состава административного правонарушения дело об административном

правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

Виды составов административных правонарушений:

1. По степени общественной опасности:

· Основной;

· С отягчающими обстоятельствами (квалифицированный);

· С особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

2. По способу описания признаков состава:

· Простой (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один

объект и одну форму вины);

· Сложный (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких

объектов, нескольких форм вины)

3. В зависимости от особенной законодательной конструкции, связанной

с определением момента окончания правонарушения:

· Материальный (считается оконченным с момента наступления

установленных у законе последствий);

· Формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не

требует наступления конкретных последствий).

49. Общие правила наложения административных взысканий.

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания».

Заголовок первой в той главе ст. 33 такой: «Общие правила наложения взыскания

за административное правонарушение». И в последующих статьях этой главы

содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила наложения

административных взысканий.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следующие общие правила

(принципы) карательного воздействия:

1) законность;

2) целесообразность;

3) своевременность, оперативность воздействия;

4) сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. В

основном такие же правила содержатся и в пятой главе УК РСФСР «О назначении

наказания и об освобождении от наказания». Хотя и в разных формах, но эти

вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в

актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную

ответственность.

Есть достаточные основания считать, что названные общие правила являются

принципами применения любых карательных санкций.

А. Законность и целесообразность применения административных взысканий

Законность — важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления

многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности;

правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица),

принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных

санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен

состав проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена

ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все

предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента

квалифицируются по соответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему

подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой

квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках

предоставленных ему полномочий.

Важнейший принцип применения административных взысканий — целесообразность.

Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессии.

Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать

как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства,

характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В

значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и

отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения

либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной

или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут

быть признаны смягчающими и иные обстоятельства.

А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. Поскольку он

закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической

силы. Отягчающими обстоятельствами признаны:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование

уполномоченных на то лиц, прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за

которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение

правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при

других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но

правоприменитель с учетом конкретных данных может не признать последнее

обстоятельство отягчающим.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия

обеспечивается и правовыми нормами, предоставляющими правоприменителю

возможности или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами

воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной

ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от

применения карательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22): при малозначительности совершенного

правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может

освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21): лицо освобождается от ответственности с

передачей материалов на рассмотрение общественности, если с учетом

обстоятельств дела и личности нарушителя к нему целесообразно применять меру

общественного воздействия.

Альтернатива третья (ст. 16): передача материалов об административных

правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых

распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам)

для привлечения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст.

16 дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям

учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201): материалы об административных

правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в

комиссии по делам несовершеннолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полномочиях

правоприменителя, а две последние для него обязательны.

Б. Срок давности наложения административных взысканий

Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от

последовательности осуществления принципа оперативности, своевременности ее

действий. Одно из проявлений этого принципа — установление нормами права

сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания

содержится в ст. 38 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель

может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого

срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит

прекращению.

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные

правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения,

а другая имеет право их Для того чтобы правильно исчислять сроки давности,

процессуальные и иные сроки, необходимо руководствоваться правилом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать: Р — размер срока; О — откуда считать; К — конечный

момент срока; И — имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно

учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный

законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он

начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический акт прекращает его

исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в

исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление

имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административное взыскание может быть

наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему

правилу срок давности привлечения к административной ответственности

равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является

день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически

днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о

наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких

изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП предусматривает два исключения. Во-

первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со

дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела

или прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного

признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее

одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или

прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня,

следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному

месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП названы три варианта определения старта срока

давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения

постановления о прекращении уголовного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП, действует только при привлечении к

ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим

правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное.

Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ, где установлено, что

за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф,

отзыв квалификационного аттестата, «могут быть наложены на физических или

должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой

же статье сказано, что если лицо совершит новое нарушение, течение срока

прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового

нарушения.

В. Наложение взысканий за множественность административных проступков

Первый признак множественности проступков — наличие нескольких

самостоятельных составов нарушений. Здесь имеет значение не количество

действий, а количество составов. Вторым признаком множественности является

то, что все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое

одновременно или разновременно делает несколько самостоятельных нарушений.

Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее

деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о

нескольких или о последнем деликте. Иными словами, отсутствуют

обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за

несколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественности административных

проступков — совершение нового нарушения да или после привлечения к

ответственности за другое нарушение. Соответственно выделяются совокупность и

рецидив. Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких

нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и

реальной.

Идеальная совокупность — это одновременное выполнение одним действием

(действиями) нескольких составов нарушений. Реальная совокупность

представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а

значит, разновременно. Разновременность их совершения высвечивает еще одну

характерную черту данной системы — связь со сроком давности. Рассматриваемый

критерий не может быть использован для классификации рецидива, который всегда

представляет собой систему разновременно выполненных составов.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных,

тождественных антиобщественных действий. Если в действиях деликвента имеется

реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из

них. В ст. 36 КоАП содержится правило, согласно которому взыскание налагается

за каждое нарушение в отдельности. Иными словами, установлен принцип сложения

взысканий. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускается ч.

2 ст. 36 как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела

рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом

одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК установлено: при совершении одним лицом нескольких

нарушений, предусмотренных ТК, взыскание налагается за каждое нарушение в

отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

50. Понятие и принципы производства по делам об административных нарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность

административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность

уполномоченных орагнов и должностных лиц по применению мер административного

наказания.

Рассматриваемое производство теснейшим образом связано с гражданским

судопроизводством, особенно на стадии пересмотра и при исполнении

имущественных взысканий. Если гражданин подает в суд жалобу на постановление

о привлечении его к административной ответственности, то суд рассматривает ее

в соответствии с нормами ГПК. Это уже не административный, а гражданский

процесс, а точнее, составная часть последнего — производство по делам,

возникающим из административно-правовых отношений. Если суд отказывает в

удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается в

русло административного процесса и дальнейшая деятельность производится на

основе норм административного права.

В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности можно

различать упрощенное (ускоренное) производство (например, когда штраф

налагается прямо на месте нарушения), обычное и особое (усложненное).

Производство представляет собой разновидность исполнительно-распорядительной

деятельности, в котором действуют ее общие принципы: законности, демократизма

(гласности, участия общественности), оперативности. Производство

осуществляется и на основе общих норм и принципов административного права.

Выявление объективной истины по делу — важнейшая задача производства. Данный

принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела,

исследовать все обстоятельства и их взаимные связи в том виде, в каком они

существовали в действительности, и на этой основе исключить односторонний,

предвзятый подход к выбору решения.

Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей

невиновности, обстоятельств, смягчающих его вину, исключающих производство.

Деликвент пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно

ст. 247 КоАП он может знакомиться со всеми материалами дела, давать

объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать

постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью

адвоката и т. д. Реализации права на защиту посвящена ст. 266 КоАП, в которой

говорится о праве обжалования постановления по делу об административном

правонарушении; в ст. 235 сказано о праве лица, привлекаемого к

ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его

подписания. Ряд других статей КоАП РСФСР тоже закрепляют право граждан на

защиту при совершении определенных процессуальных действий.

Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое

привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может

участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в

справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать

свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и

т. д.

Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция

добропорядочности гражданина и ее юридический вариант — презумпция

невиновности. Она заключается в том, что индивидуальный субъект, привлекаемый

к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока

иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке.

Отсюда следует также, что бремя доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый

к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это

право. Из презумпции невиновности вытекает важное положение: всякое сомнение

толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к

случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное

обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных

постановлений.

Иначе обстоит дело при решении вопроса об ответственности коллективных

субъектов и иных субъектов предпринимательства. Они привлекаются в

ответственности независимо от наличия вины, презумпция невиновности на них не

распространяется. Бремя доказывания действия непреодолимой силы, как

обстоятельства, освобождающего от ответственности, лежит на них. А если

законом установлена ответственность организации за виновные действия, она

обязана доказывать отсутствие вины; здесь действует презумпция виновности в

совершении противоправных действий. В ст. 401 ГК установлено: отсутствие вины

доказывается лицом, нарушившим обязательство. Это — презумпция виновности в

гражданско-правовых отношениях.

51. Доказательства в производстве по делам об административных нарушениях.

Доказательства по делу об административном правонарушении – любые фактические

данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве

которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.