бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпаргалка по административному праву

расширения судебного контроля за законностью управленческих действий,

дальнейшего развития административной юстиции.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (например, при

лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Побудительные мотивы правомерного поведения формируются как в результате

действия поощрительных стимулов, так и под влиянием возможностей применения

государственного принуждения. Все разновидности правовых санкций призваны

гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию

правонарушений.

Основные виды принуждения — дисциплинарное, административное, гражданско-

правовое и уголовное — различаются основаниями и процедурами их применения.

Но все они широко используются для защиты законности в отношениях с

исполнительной властью, и при этом государственной администрации принадлежит

ведущая роль. Только в процессе исполнительно-распорядительной деятельности

используется дисциплинарное и административное, т. е. внесудебное,

принуждение, которое можно считать особым видом административной власти. Она

же инициирует, расследует, направляет в суды уголовные дела, обеспечивает

исполнение уголовных наказаний.

Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным

субъектам права; как к тем, которые являются элементами государственного

аппарата, так и к тем, которые не включены в него.

38. Президентский контроль за органами исполнительной власти.

Президент Российской федерации в соответствии с Конституцией РФ обладает

большими полномочиями по контролю за исполнительными органами.

Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту

Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле,

такая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об

отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115),

приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов

Федерации (ст. 85) и другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией

РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России

осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он

реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке

Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров,

руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти,

назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных

государствах, глав администраций и других должностных лиц.

На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за

деятельностью органов исполнительной власти. Многие структурные подразделения

Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной

администрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по

специальным президентским программам обязан контролировать выполнение

федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их

корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Главное управление

Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан —

возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением

обращений граждан, направленных в федеральные органы государственной власти и

органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ

и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и

на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о

количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложения по

устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка

исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами,

а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя

Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента

Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании

деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов

исполнительной власти субъектов Федерации.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности президентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной исполнительной

власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ,

федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и должностными

лицами, находящимися в системе Администрации Президента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Российской

Федерации для принятия мер воздействия, предусмотренных Конституцией РФ,

привлечения виновных к дисциплинарной ответственности, поощрения

отличившихся;

5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Президенту об

обнаруженных недостатках, а сами могут вносить представления, делать

предписания. Они не могут вмешиваться в деятельность проверяемых организаций,

применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они

обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие следует

принять меры.

39. Контроль органов законодательной власти за органами исполнительной власти

Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные

органы, а законодательные органы субъектов Федерации — исполнительные органы

соответствующих республик, краев, областей, округов, городов. Контрольные

полномочия законодательных органов закреплены соответствующими конституциями.

Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию Российской Федерации

довольно ограниченные возможности для контроля за федеральными органами

исполнительной власти. Главным образом они принадлежат Государственной Думе,

которая дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства.

Отрицательную оценку деятельности Правительства Государственная Дума вправе

выразить в постановлении о недоверии ему.

В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с

помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на

ее рассмотрение Правительством, которое обязано ежегодно представлять

Государственной Думе отчеты об исполнении федерального бюджета за прошедший

год.

На паритетных началах Государственная Дума и Совет Федерации формируют

Счетную Палату. Она должна выполнять следующие задачи:

— осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и

расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных

фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

— определение эффективности и целесообразности расходов

государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также

нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,

предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета,

или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов

федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка

предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование

бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств

федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном

Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных

учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе

информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых

контрольных мероприятий.

Государственная Дума оказывает влияние на финансовую деятельность, назначая и

освобождая от должности Председателя Центрального Банка РФ.

Еще одна форма парламентского контроля за правительственными учреждениями —

деятельность назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по правам

человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и

свободах личности.

Статья 103 Конституции РФ предусматривает, что Уполномоченный по правам

человека действует в соответствии с федеральным конституционным законом.

Указом Президента РФ от 4 августа 1994 г. с целью обеспечения его работы

установлено, что до принятия такого закона органы государственной власти и

местного самоуправления:

— представляют по запросам Уполномоченного по правам человека

информацию, необходимую для осуществления его полномочий;

— дают ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных лиц;

— направляют ему все принимаемые акты, содержащие нормы, относящиеся к

сфере прав и свобод человека и гражданина.

Плодотворная, как свидетельствует опыт многих парламентов, но пока не

использованная в Федеральном Собрании форма парламентского контроля —

депутатский запрос. Депутат, группа депутатов Совета Федерации или

Государственной Думы вправе обращаться с запросом к Правительству,

Генеральному прокурору, председателю Центрального Банка, руководителям

федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов

государственной власти субъектов Российской Федерации и органов

самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Запрос вносится на заседании соответствующей палаты в письменной форме.

Адресат обязан дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей

палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его

получения или в иной, установленный палатой, срок. Запрос, внесенный в

письменной форме, и письменный ответ на него оглашаются председательствующим

на заседании палаты или доводятся до сведения депутатов данной палаты иным

путем.

Депутаты Государственной Думы кроме того вправе на ее заседании обращаться с

вопросом к любому члену Правительства. Вопрос в письменной форме

заблаговременно передается депутатом, группой депутатов в соответствующий

орган палаты, что является основанием для приглашения на заседание Думы члена

Правительства.

Если член Правительства не имеет возможности прибыть на заседание

Государственной Думы, он в обязательном порядке дает письменный ответ на

предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения

депутатов председательствующим на заседании палаты.

Конституции и Уставы субъектов федерации тоже содержат положения о

парламентском контроле за исполнительной властью. Они закрепили такие формы

воздействия, как необходимость получения согласия законодательного органа на

назначение главы правительства, отчеты об исполнении бюджета. Многие субъекты

Федерации предоставили своим представительным органам более широкие

контрольные полномочия, чем их имеет Федеральное Собрание Российской

Федерации. В ряде республик конституции закрепляют подотчетность правительств

представительным органам, в частности, такую форму контроля, как депутатский

запрос к правительству, его главе, отдельным министрам и руководителям других

органов.

40. Общий административный надзор.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов

исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за

точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и

физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Существует большое число государственных структур, занимающихся

административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:

1) Государственный таможенный комитет РФ;

2) Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

3) Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;

4) Федеральный горный и промышленный надзор России;

5) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;

6) Государственная налоговая служба РФ;

7) Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

Особенности административного надзора:

1. является особой разновидностью государственного контроля;

2. осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной

власти и их должностными лицами;

3. деятельность по надзору осуществляется систематически;

4. цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере

государственного управления;

5. между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная

соподчиненность;

6. осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного

самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных

объединений и их должностных лиц и граждан;

7. осуществляется при помощи определенных методов;

8. оценка объекта дается только с позиции законности.

Методы осуществления административного надзора:

· постоянное наблюдение;

· периодические проверки;

· обследование поднадзорного объекта;

· истребование и анализ документов;

· изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о

нарушениях законности в сфере государственного управления.

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:

1. получение информации;

2. применение мер административного предупреждения;

3. применение мер административного пресечения;

4. привлечение к административной ответственности;

5. регистрация и учет;

6. выдача разрешений (лицензий);

7. нормотворчество.

41. Судебный надзор за законностью осуществления административной власти.

Вопрос о необходимости и преимуществах судебного контроля за государственной

администрацией — один из важнейших в административном праве. Административная

юстиция — только один из каналов судебного надзора за исполнительной властью.

Существуют и другие его формы:

а) рассмотрение жалоб организаций;

б) рассмотрение требований и протестов органов государственной власти о

признании незаконными административных актов;

в) проверка судами (судьями) при рассмотрении уголовных, гражданских,

административных дел законности административных актов, имеющих значение для

разрешения дел;

г) проверка судами при рассмотрении уголовных дел качества предварительного

расследования;

д) рассмотрение дел о преступлениях субъектов исполнительной власти.

С точки зрения порядка обращения в суд можно различать:

1) исключительно судебный (вопрос о законности решается только судом);

2) альтернативный (с жалобой, протестом, требованием можно обратиться

в вышестоящий государственный орган или в суд);

3) последовательный или ступенчатый (вначале заинтересованный субъект

вправе обратиться в вышестоящий исполнительный орган, иногда вплоть до

центрального, а при несогласии с его решением вправе обратиться в суд);

4) исключительно административный (дело не подведомственно суду).

Судебный надзор за исполнительной властью может осуществляться по жалобам

(искам) граждан и организаций, по требованиям государственных органов, по

протестам прокуроров, а также по инициативе самих судов. Он может быть прямым

или косвенным.

Прямым считается контроль, когда суд рассматривает гражданское дело по жалобе

(требованию, протесту) о незаконности правоприменительного акта в

соответствии с нормами ГПК, АПК. По существу это дела о законности властных

действий, выяснение этого — главная цель правосудия, и решение суда

посвящается оценке законности правового акта.

А косвенный контроль осуществляется при рассмотрении иных гражданских дел, а

также всех уголовных и административных дел. В этих случаях вопрос о

законности встает, если это влияет на решение главного вопроса, связанного с

рассматриваемым судом делом (о наличии преступления, виновности подсудимого,

взыскании ущерба и т. д.), и он рассматривается попутно. Специального решения

о законности акта исполнительной власти суд (судья) не принимает. Установив

несоответствие административного акта юридическим нормам, суд (судья) либо

выносит частное определение (ст. 321 УПК, 225 ГПК), либо возвращает дело на

доследование, либо кладет этот факт в основу принимаемого приговора (решение,

постановления).

Надзор за законностью административной деятельности осуществляют все

имеющиеся в России суды: общие, военные, арбитражные, конституционные

(уставные).

В арбитражных судах созданы специальные коллегии, рассматривающие споры

организаций и предпринимателей с властными структурами.

Одним из главных направлений деятельности Конституционного суда РФ в период

перехода к рыночной экономике является защита прав граждан и юридических лиц

как собственников, свободных предпринимателей, равноправных участников

договорных отношений. Он рассмотрел ряд индивидуальных жалоб граждан и

признал неконституционной правоприменительную практику относительно

увольнений граждан с работы по возрасту; установления ограничительного срока

обжалования незаконных увольнений с работы, считая его ограничением права на

судебную и иную защиту; выселение из незаконно занятых жилых помещений с

санкции прокурора без права судебного обжалования такой санкции и др.

Право на судебную жалобу (иск) теоретически всегда существует, но реально им

пользуются далеко не все, поскольку для его реализации мало знать, что есть

такое право, нужно знать, как его можно осуществить, иметь определенные

финансовые средства, не испытывать опасений по поводу возможных

неблагоприятных последствий. Если к тому же учесть, что суды рассматривают

дела очень часто с нарушением процессуальных сроков, а исполнение решений

организовано не лучшим образом, то становится более понятным, почему

граждане, организации в нашей стране скупо используют право на судебную

защиту от незаконных действий исполнительной власти. И это позволяет более

трезво оценить возможности судебной защиты прав граждан, роль судов в

обеспечении законности.

42. Понятие и основания административной ответственности.

Основные подходы к пониманию административной ответственности:

· Позитивная административная ответственность – это требование к

будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного

права.

· Традиционная (ретроспективная) административная ответственность –

это вид юридической ответственности, выражающийся в применении

уполномоченными органами и должными лицами административного взыскания к

лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1. является разновидностью как мер юридической ответственности, так и

мер административного принуждения;

2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности

образуют институт административного права;

3. нормативные основания административной ответственности закрепляются

как в законах, так и подзаконных актах;

4. фактическим основанием административной ответственности является

административное правонарушение;

5. субъектами административной ответственности могут быть как

физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6. реализуется посредством применения мер административных взысканий;

7. к административной ответственности привлекается широкий круг

уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные

лица);

8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и

увольнения с работы (службы);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.