бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпаргалка по административному праву

процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После

принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между

собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена

предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Производство состоит из четырех частей (стадий):

1) административное расследование;

2) рассмотрение дела;

3) пересмотр постановления;

4) исполнение постановления.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка,

данные о виновном и составляется протокол. На второй — компетентный орган

рассматривает дело и принимает постановление. На третьей— факультативной —

стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту

прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или

оставлении постановления в силе. На четвертой — реализуется принятое

постановление.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного (упрощенного)

производства по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных

случаях недостаточно четко выражены или даже сливаются. Так, при взыскании

штрафа на месте соединяются расследование, рассмотрение дела и даже

исполнение постановления.

На каждой стадии существуют этапы — группы взаимосвязанных действий.

Схематически система стадий и этапов производства по делам об

административных правонарушениях может быть представлена так:

I. Административное расследование:

А) возбуждение дела; Б) установление фактических обстоятельств; В)

процессуальное оформление результатов расследования; Г) направление

материалов для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела:

А) подготовка дела к рассмотрению и слушанию; Б) анализ собранных материалов,

обстоятельств дела; В) принятие постановления; Г) доведение постановления до

сведения.

III. Пересмотр постановления:

А) обжалование, опротестование постановления; Б) проверка законности

постановления; В) вынесение решения; Г) реализация решения.

IV. Исполнение постановления:

А)ьобращение постановления к исполнению; Б) фактическое исполнение; В)

окончание исполнения (дела).

Логика трех первых стадий такова: 1 этап — формальные моменты процедуры

(возбуждение стадии); 2 этап — сбор и анализ информации; 3 этап — проделанная

работа фиксируется в документе (протоколе, постановлении, решении); 4 этап —

материалам дается ход.

На стадии исполнения информация не собирается, а исполняется принятый акт.

56. Административное расследование

А. Расследование по общему правилу

Расследование дела, являясь начальной стадией производства по делам об

административных нарушениях, представляет собой комплекс процессуальных

действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их

фиксирование и квалификацию деликта. В этой стадии создаются предпосылки для

объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к деликвенту

предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием возбуждения административного дела и производства расследования

является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного

нарушения.

Началу административного расследования предшествует получение информации о

деянии, имеющем признаки нарушения, т. е. наличие повода, ибо не обнаруженное

нарушение нормы не вызывает административно-процессуальных отношений.

Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том,

что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, требует, чтобы

они соответствующим образом реагировали на сигнал об административном

нарушении.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть

заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений,

предприятий и организаций, печати и иных средств массовой информации, а также

непосредственное обнаружение неправомерного деяния управомоченным лицом.

В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства

совершенного проступка, которые можно подразделить на три группы. Первую

составляют обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения

вопроса о наличии или отсутствии состава проступка. В другую группу входят

обстоятельства, находящиеся за рамками состава нарушения, но имеющие значение

для определения вида и размера взыскания. Одна из задач административного

производства заключается в выявлении причин и условий, способствующих

совершению нарушений, их предупреждении (третья группа).

Исследование фактических обстоятельств может осуществляться и с помощью

материальных носителей информации (вещественных доказательств и документов),

получаемых в результате задержания деликвента, личного досмотра и досмотра

вещей, изъятия предметов.

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по

административному делу, является протокол, который составляется о каждом

нарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством. В ст. 235

КоАП приводится перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе.

Все они могут быть подразделены на четыре группы.

Первая группа сведений касается обстоятельств совершения и квалификации

нарушения. В протоколе указываются место, время и существо совершенного

проступка. Должен быть точно и конкретно указан акт, предусматривающий

административную ответственность за данное нарушение, его статья. В случае

изъятия у нарушителя незаконно добытых, привозимых, хранимых, приобретенных

или используемых предметов, водительского удостоверения, иных документов в

протоколе делается соответствующая запись.

Вторая группа сведений связана с закреплением обстоятельств, характеризующих

личность деликвента: фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий,

материальное положение, место жительства и работы, документ, удостоверяющий

личность. Личность удостоверяется по паспорту, удостоверению водителя или

другому документу.

Третью группу составляют сведения, характеризующие протокол как официальный

документ. В нем указываются дата и место его составления, фамилия и должность

составителя, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Отсутствие сведений о составителе протокола делает его дефектным, так как

неизвестно, составлен он полномочным на то лицом или нет. Протокол

скрепляется рядом подписей. Прежде всего он должен быть подписан лицом, его

составившим, и деликвентом. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол

подписывается также этими лицами.

Четвертая группа сведений связана с реализацией права на защиту. Лицу,

привлекаемому к ответственности, необходимо разъяснить его права и

обязанности, предусмотренные ст. 247 КоАП, о чем делается отметка в

протоколе. Оно вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него

собственноручные объяснения, подписать его или отказаться от подписи и

указать мотивы отказа, представить прилагаемые к протоколу объяснения или

замечания по его содержанию. Отказ подписать протокол не останавливает

дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальной

записью.

При совершении проступка группой лиц протокол составляется на каждого

деликвента в отдельности. Составление одного протокола на всех нарушителей не

позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает

возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу проступка.

Этим ограничивается право лица на защиту при привлечении его к

административной ответственности. Протокол не составляется:

1) в случаях, названных в ст. 237 КоАП РСФСР, ст. 383—386 ТК РФ,

когда законодательством разрешается упрощенное производство;

2) если производство по делу возбуждено постановлением прокурора.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных

правонарушениях является направление материалов расследования на

рассмотрение. Очевидно, что он имеет место лишь тогда, когда лицо,

закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решить дело

по существу или считает необходимым передать его в другие государственные

органы.

Дело, по которому проведено расследование, направляется:

1) органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать

соответствующую категорию административных нарушений;

2) в орган внутренних дел, прокуратуру, если будут выявлены признаки

преступления;

3) на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

4) командиру воинской части, ректору вуза, соответствующему органу

для решения вопроса о привлечении лица, совершившего административный

проступок, к дисциплинарной ответственности.

Б. Упрощенное производство

Законодательством в порядке исключения предусматривается упрощенное

производство по делам об административных нарушениях. В подобных случаях

протокол не составляется. Четкий перечень таких правонарушений дается в ст.

237 КоАП РСФСР.

Производство может быть ускоренным при обязательном наличии сразу трех

условий: если совершено одно из правонарушений, которое считается

малозначительным; если за данное деяние на виновного может быть наложено

такое взыскание, как предупреждение или штраф до одной пятой минимального

размера оплаты труда; если гражданин не оспаривает налагаемое на него

взыскание. Иными словами, когда гражданин не признает себя виновным или

считает применяемую санкцию необоснованно суровой, дело должно быть разрешено

не в упрощенном, а в общем порядке.

Глава 51 Таможенного кодекса регламентирует упрощенную форму наложения

взысканий за таможенные проступки. Упрощенная форма может использоваться:

1) при совершении нарушений, прямо названных в ТК (кодекс называет 23

состава нарушений таможенных правил, по которым возможно использование

упрощенной формы наложения взысканий);

2) если за совершение таких нарушений таможенных правил налагаются

взыскания в виде предупреждения или штрафа;

3) в отношении граждан, достигших восемнадцатилетнего возраста,

которые не имеют физических или психических недостатков, мешающих им

осуществлять свое право на защиту, а также организаций и предпринимателей,

если в момент обнаружения нарушения присутствует руководитель организации,

его заместитель, лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, либо

их уполномоченный на то представитель;

4) если лица признают факт совершения нарушения таможенных правил, а

граждане признают свою виновность;

5) если лица согласны с упрощенной формой применения взыскания в виде

штрафа, готовы и могут уплатить штраф немедленно на месте.

Должностное лицо таможенного органа выявляет наличие названных выше пяти

условий. Затем составляется акт о наложении взыскания, в котором указывается,

кем и когда он составлен, данные о лице, совершившем нарушение, содержание

проступка и статья ТК, предусматривающая ответственность за него, вид

взыскания, а в случае наложения штрафа — его размер и отметка о его уплате.

Прямо в акте лицо, привлекаемое к ответственности, подтверждает факт

совершения нарушения, свою готовность уплатить штраф немедленно. Копия акта

под расписку вручается наказанному лицу или его представителю.

Акт может быть обжалован начальнику или заместителю начальника таможенного

органа в течение 10 дней.

57. Рассмотрение дел об административных проступках

Согласно действующему законодательству дела об административных

правонарушениях рассматриваются:

А) административными комиссиями при районных, городских, районных в городах,

поселковых, сельских администрациях; Б) главами поселковых, сельских

администраций;

В) районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам

несовершеннолетних; Г) районными, городскими, районными в городах комиссиями

по борьбе с пьянством;

Д) районными, городскими судами (судьями); Е) органами внутренних дел,

органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами),

уполномоченными на то законодательными актами.

По характеру компетенции выделяются специальные юрисдикционные органы —

административные комиссии. Главное их назначение — рассмотрение дел об

административных правонарушениях. Все другие органы (внутренних дел,

госинспекции, военные комиссариаты и т. д.) осуществляют юрисдикционную

деятельность наряду с другими функциями: организацией, контролем, надзором, и

т. п.; рассмотрение дел об административных нарушениях не составляет главного

содержания их работы.

Большое значение проблема подведомственности имеет на стадии рассмотрения

дел. Поэтому законодатель уделяет ей много внимания, посвящая этому вопросу

главу 16 КоАП РСФСР, которая так и называется «Подведомственность дел об

административных правонарушениях», а также ст. 256 — о месте рассмотрения

дел.

Важно определить, где, а значит, какой конкретно орган данного вида должен

рассматривать конкретное дело (ст. 256 КоАП). Территориальная

подведомственность зависит от предметной (видовой) и определяется чаще всего

местом совершения нарушения.

Из этого общего правила имеется ряд исключений. Во-первых, дела,

подведомственные административным комиссиям и комиссиям по делам

несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства деликвента. Во-

вторых, дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного

движения могут рассматриваться как по месту учета транспортных средств, так и

по месту совершения проступка.

Стадия рассмотрения дела — главная в производстве по делам об

административных правонарушениях. Здесь принимается акт, в котором

компетентный орган официально признает наличие нарушения, определяет меру

воздействия, а если закон требует — и наличие вины деликвента.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно является составленный

компетентным должностным лицом (представителем общественной организации) и

надлежащим образом оформленный протокол о нарушении. В установленных

законодательством случаях таким основанием может быть постановление прокурора

о возбуждении производства об административном нарушении.

Орган, рассматривающий дела, обязан проверять качество протоколов и не должен

принимать к своему производству протоколы, составленные с нарушением

требований закона. В таких случаях материалы должны быть возвращены для

дополнительного производства. В ст. 360 ТК установлено: «Должностное лицо

таможенного органа... получив для рассмотрения дело... возвращает это дело

для дополнительного производства в случаях неполноты производства, которая не

может быть восполнена при рассмотрении дела, или наличия иных обстоятельств,

препятствующих рассмотрению дела по существу».

Сразу же следует выяснить, компетентен ли орган рассматривать данное дело, не

нарушены ли правила о подведомственности при направлении дела на

рассмотрение.

Важным моментом подготовки дела к слушанию является вызов нарушителя,

свидетелей и иных лиц, показания которых необходимы для правильного

разрешения дела. Потерпевший, если он имеется, может быть допрошен в качестве

свидетеля. В случае необходимости органом (должностным лицом), в производстве

которого находится дело, может быть назначен переводчик, который обязан

явиться по вызову.

Обычно вопрос о вызове свидетелей и иных лиц решается по усмотрению субъекта

административной юрисдикции. Вызов лица, привлекаемого к административной

ответственности, регламентируется особо. По общему правилу дело разрешается в

его присутствии. Заочное рассмотрение возможно лишь в случаях, когда имеются

данные, что деликвент извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не

поступило ходатайство об отложении слушания дела (ст. 247 КоАП). Несомненно,

что разбирательство дела в присутствии гражданина, уполномоченного

представителя организации оказывает большее воспитательное воздействие, чем

заочное. Кроме того, заочное разбирательство не позволяет всесторонне и

тщательно исследовать обстоятельства, мотивы совершения нарушения, что может

привести к принятию неправильного постановления.

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, присутствие

гражданина, привлекаемого к ответственности, при разбирательстве дела

обязательно. При его участии рассматриваются дела о мелком хищении, мелком

хулиганстве, злостном неповиновении и др. В случае уклонения от явки лица,

привлекаемого к административной ответственности за такие проступки, по

вызову органа внутренних дел и народного судьи оно может быть подвергнуто

приводу (ст. 247 КоАП).

Заочное рассмотрение дел о нарушении таможенных правил возможно лишь в

случаях, когда:

— имеются данные, что лицо извещено о месте и времени рассмотрения, но

от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела;

— имеются данные о том, что лицо находится вне пределов Российской

Федерации;

— лицо, могущее быть привлеченным к ответственности, не установлено;

— нарушение совершено при пересылке товаров в международных отправлениях.

В рассмотрении дела могут участвовать и другие заинтересованные лица.

Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних обязательно

извещают прокурора о дне своих заседаний; в разбирательстве дела могут

участвовать адвокаты, представители общественных организаций.

Законодательством установлен общий 15-дневный срок рассмотрения дела и

вынесения постановления по нему со дня получения протокола об

административном нарушении и других материалов. Однако некоторые категории

дел должны быть рассмотрены в сокращенные сроки: например, о мелком

хулиганстве, злостном неповиновении, распитии спиртных напитков и появлении

лиц в общественных местах в пьяном виде — в течение суток; о мелком хищении —

в течение пяти суток. А дело о нарушении таможенных правил организацией

должно быть рассмотрено в месячный срок.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто. Слушание

начинается с объявления состава коллегиального органа или представления

должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем председательствующий

коллегиального органа или должностное лицо объявляет, какое дело подлежит

рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет

участникам производства их права и обязанности. После этого оглашается

протокол об административном нарушении. На заседании заслушиваются лица,

участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются

ходатайства. Если в рассмотрении дела участвует прокурор, заслушивается его

заключение.

На этой стадии лицо, привлекаемое к административной ответственности,

наделяется рядом прав, служащих гарантией законного и обоснованного решения

дела. В частности, орган (должностное лицо), рассматривающий дело, установив

личность нарушителя, должен разъяснить ему права на ознакомление с

представленными материалами, истребование новых доказательств или проведение

дополнительной проверки обстоятельств нарушения, вызов свидетелей. По

заявленному ходатайству орган обязан вынести свое решение о его

удовлетворении или отклонении. Граждане, представители коллективных субъектов

имеют право давать объяснения по существу, приводить дополнительные

доказательства и т. д.

В процессе рассмотрения дела важное значение имеют анализ и оценка

фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и принятие

постановления. Анализируя ситуацию, субъект административной юрисдикции

определяет характер совершенного деяния, степень виновности деликвента,

оценивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе

дела, принять меры для объективного разрешения вопроса. Объективная истина по

делу устанавливается на основании представленных материалов, а также в

соответствии с данными, полученными в ходе слушания дела.

На этом этапе необходимо установить: был ли совершен проступок, виновно ли

лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.