бесплатно рефераты
 

Шпора: Шпаргалка по административному праву

(разнообразие в управляющей системе должно соответствовать разнообразию в

управляемом объекте).

Принципы подбора кадров для государственной службы нацелены на выявление

наиболее способных и добросовестных людей, обеспечение творческой, деловой

атмосферы и слаженной работы в интересах народа во всех государственных

организациях. В прошлом они часто не применялись на деле. Субъективизм при

выборе кандидатов, а то и протекционизм, и даже взяточничество имели место. К

сожалению, подобные явления встречаются и в наши дни.

По действующему законодательству государственные должности государственной

службы замещаются путем назначения. Его осуществляет руководитель органа, где

будет работать служащий, либо руководитель вышестоящего органа. Оформляется

оно приказом и контрактом и, если вопрос решается коллегиальным органом —

решением (постановлением).

Законодательством предусмотрено несколько вариантов назначения: руководителем

самостоятельно; по представлению (президента, председателя правительства,

главы администрации, руководителя органа и т. п.); после или с последующим

согласованием; с последующим утверждением; по результатам конкурса.

В ст. 21 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»

предусмотрено, что назначение впервые или вновь поступающих на

государственную службу осуществляется: на государственные должности

государственной службы категории «Б» — по представлению соответствующих лиц,

замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц, или

государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется

соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную

должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами

Российской Федерации и ее субъектов;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В»

— соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется

нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп

категории «В» — по результатам конкурса на замещение вакантной

государственной должности.

Организация конкурса на замещение вакантной государственной должности

довольно полно урегулирована ст. 22 Закона «Об основах государственной службы

Российской Федерации»:

«...2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем...

Государственные служащие могут участвовать в конкурсе не­зависимо от того,

какие должности они занимают в момент его проведения.

3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение

вакантных государственных должностей государственной службы 2-й группы) или

конкурса-испытания (на замещение вакантных государственных должностей

государственной службы 3, 4 и 5-й групп).

4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании

документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой

трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов

тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих

органов по вопросам государственной службы.

5. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией.

Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на

соответствующей государственной должности государственной службы и

завершается государственным квалификационным экзаменом...

7. Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит

опубликованию в официальных изданиях соответствующего органа по вопросам

государственной службы.

8. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной

форме в течение месяца со дня его завершения.

9. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии является

основанием для назначения на соответствующую государственную должность

государственной службы либо отказа в таком назначении...»

24. Виды форм деятельности исполнительной власти.

В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются

«виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения»,

«внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами

государственного управления...» В общем с таким мнением можно согласиться,

если признать его одним из возможных подходов к анализу формы

функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех

субъектов публичного управления. Фактически здесь речь идет о различении

исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечному результату или,

иными словами, ее правовым последствиям.

При таком подходе различают правовые и неправовые формы осуществления

исполнительной власти. Правовой считается деятельность, которая

непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на

основе довольно полного юридического оформления. Среди правовых форм

выделяются:

1) принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3)

совершение иных юридически значимых действий.

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают

огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические

нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность),

формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее

действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной

власти. Если в прошлом они в основном были стороной в трудовых отношениях

(коллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают много

административных договоров (соглашения между разными субъектами управления,

контракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.). И хотя при

вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве,

действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах

можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую

выполнению их основной — управленческой — функции. Велика роль исполнительной

власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-правовых договоров

между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных

договоров.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются

организационные действия и материально-технические операции. Они тоже

осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая

деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность

состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не

влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение

совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка

прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского

и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч

с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством

(регистрация, оформление, размножение, рассылка документов), обработкой

информации (подсчеты, подготовка данных для машинной обработки),

разнообразными измерениями. К материально-техническим относятся и действия

работников милиции, доставляющих в медицинские учреждения лиц, нуждающихся в

неотложной помощи, исполняющих постановления об административном аресте

(охрана, организация питания и др.).

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирования исполнительной

власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм

деятельности.

29. Убеждение в деятельности исполнительной власти.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных,

воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее

преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли

выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению

достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива,

которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который

включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение,

воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение желания.

Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и

задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их

осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения государство добилось

желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое

понимание, сформировалась внутренняя убежденность в целесообразности

юридических предписаний.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание

правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание

прав и обязанностей оказывается достаточным для того, чтобы тот или иной

гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям

юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об

отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае

неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой

низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию

привычки соблюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в

отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в

конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможности для широкого

привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах

государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и

трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за

целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая

организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе

непосредственной общественно-политической практики, являются действенными

средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт

людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократического общественного

устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно

уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше

насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний

контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности

личности все более становятся психическое состояние, акты сознания,

недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной

деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за

своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий.

В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая

роль принадлежит разнообразным формам убеждения.

В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой

информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро

оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл,

инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно

увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует

повышению роли убеждения в управлении делами общества.

В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем

принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропаганда, агитация,

разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи,

митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения,

небюрократическое решение дел.

26. Понятие административно-правового акта управления. Классификация актов

управления.

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе

одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного

управления и должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке

и направленное на установление административно-правовых либо возникновение,

изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Виды правовых актов управления:

1. По юридическим свойствам:

· Нормативные, содержат административно-правовые нормы, создающие

юридическую основу управленческой деятельности;

· Индивидуальные, содержат разрешения индивидуально-конкретного

управленческого дела;

· Нормативно-индивидуальные, содержат как нормы административного

права, так и разрешение конкретного управленческого дела;

2. По форме выражения:

А) Словесные (письменные и устные, нормативные и нормативно-индивидуальные

только в письменной форме); Б) Конклюдентные;

3. По сроку действия:

А) Бессрочные; Б) Срочные; В)Временные;

4. По территории действия:

А) действующие на все территории РФ; Б) действующие на территории нескольких

субъектов РФ (межтерриториальные); В) действующие на территории субъектов РФ;

Г) действующие на территории муниципального образования; Д) действующие на

территории предприятия, учреждения (локальные);

5. По органу, издавшему акт:

А) Акты Президента РФ; Б) акты Правительства РФ; В) акты федеральных органов

исполнительной власти; Г) акты органов исполнительной власти субъектов РФ; Д)

акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-

распорядительную деятельность; Е) акты руководителей предприятий, учреждений;

6. По характеру компетенции:

А) общей компетенции; Б) межотраслевой компетенции; В) отраслевой

компетенции; Г) специальной компетенции;

7. По наименованиям:

А) указы; Б) постановления; В) распоряжения; Г) приказы; Д) указания; Е)

инструкции; Ж) решения; З) правила; И) положения и др.

8. По функциональной роли:

А) плановые; Б) методические; В) кадровые; Г) финансовые и др.

9. В зависимости от порядка принятия:

· Коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или

квалифицированным большинством);

· Единоличные (принимаются руководителями органа государственного

управления);

10. По степени сложности:

А) Простые (рутинные); Б) Сложные; В) Уникальные.

16. Правительство Российской Федерации.

Правительство - это коллегиальный орган, возглавляющий систему ИВ государства

и издающий правовые акты от своего имени, один из основных институтов

управления государством. Прообразом правительства стал созданный Петром I в

1711 г. Правительствующий Сенат, который обеспечивал управление государством

во время отсутствия Императора. В царствование Александра I появляются первые

акты правительства. Появление института правительства относится к 1906 году:

учреждается высший орган исполнительной власти, близкий к современному

правительству. Совет Народных Комиссаров (новое правительство) с 1917 года,

появляется раздел о правительстве в конституции. Современное российское

правительство начинает складываться по принятии Конституции 1978 года,

(Законы «О Совете Министров» от 1979 и 1992 г.г.).

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от

17.12.97 г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет

исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими:

Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной власти.

В состав правительства входят (по КРФ): председатель, заместители,

федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями

обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая

должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий,

отставка.

Компетенция Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту

о структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей

председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные

направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет

правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные

полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть

определяются предметы ведения по которым работает правительство: а)

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение в

РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение

в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования,

здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление

федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,

государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет

меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и

общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия

возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях

решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной

деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не

менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве

постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя,

заместителей, ряда министров (финансов, экономики, ИД, обороны, безопасности,

внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата

Президента).

Основными актами Правительства являются постановления и распоряжения,

которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае

противоречия постановления правительства могут быть отменены президентом РФ.

Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не

реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект

повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем

аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и представляется

председателю правительства, за 5 дней присылается участникам. На заседании

участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются в законе, также

приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях

президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и заседания

правомочны, если присутствует более 1/2. Заседания проводятся председателем или

1 заместителем. Решения - большинством голосов присутствующих. Решение

президиума - большинством голосов от общего числа его членов. По вопросам,

рассмотренным на заседании принимаются постановления и распоряжения.

15. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти: осуществляют исполнительно-распорядительную

деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; как правило, имеют

постоянные штаты; образуются вышестоящими органами; подотчётны и

подконтрольны вышестоящим органам ИВ; их образование, структура, порядок

деятельности в основном регламентируются нормами АП.

Орган ИВ – это организационный коллектив, осуществляющий

исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной

самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом,

подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти,

образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в

основном нормами административного права.

Отличие органов ИВ от предприятий (учреждений): у ОИВ может быть довольно

большой по численности обслуживающий аппарат, но он существует для того, чтобы

орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.